Скачать 177.36 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Учебно-методический комплекс ДПП.Ф.10.2 Основы тифлопедагогики Факультет Дефектологический Специальность олигофренопедагогика (031700) Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова" Утверждаю зав.кафедрой специальной педагогики и специальной психологии ____________________Левченко И.Ю. Решение заседания кафедры Протокол № 1 «03» сентября 2012г. Программа дисциплины Основы тифлопедагогики Специальность олигофренопедагогика (031700) Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии Москва-2012 1. Пояснительная записка Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Основы тифлопедагогики» ДПП. Р. 04 ДПП. В. 02 Тифлопедагогика, ее задачи, цели, методы. Система обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в России. Общедидактические принципы. Зрительный анализатор. Строение глаза, его механизм работы. Причины нарушения зрения. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Коррекционно-педагогическая работа. Ориентировка в пространстве. Социально-бытовая ориентация. Развитие зрительного восприятия. Лечебная физкультура, ритмика. Обучение специальной графике детей с нарушениями зрения. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения массовой школы. Формирование речи у детей с глубокими дефектами зрения. Уровни сформированности речи у детей данной группы, факторы, обуславливающие множественное проявление нарушений речи. Нарушение речи у детей с тяжелыми нарушениями зрения. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения. Технические средства обучения детей с нарушениями зрения. 1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы тифлопедагогики» Наибольшее количество информации человек получает благодаря зрению. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Нарушение деятельности зрения вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает возможности в выборе вида деятельности. Дети, страдающие тяжелыми нарушениями зрения, нуждаются в организации особых форм и разработке специальных методов обучения. Данный курс способствует расширению теоретического кругозора, повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов. Цель: познакомить студентов с определенным объемом научно-теоретических и практических сведений по проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения. Задачи: - создание у студентов целостного представления о развитии тифлопедагогики как науки, ее целях, задачах, принципах; - познакомить будущих специалистов с современными научными данными о типологии детей с нарушениями зрения, своеобразием их психического развития; - раскрыть некоторые практические примы определения зрительных возможностей детей, в каждом отдельном случае для организации коррекционно-развивающей работы с ними; - научить некоторым приемам, методам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения; - расширить представления о научно-технических достижениях в области тифлотехники, медицины, которые направлены на компенсацию и коррекцию зрительного анализатора. 1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ По окончании изучения дисциплины студент должен: - знать: теоретико-методологические основы тифлопедагогики, тифлопсихологии; особенностях формирования зрительной системы в норме и патологии; категории детей с нарушениями зрительного анализатора; иметь представления об особенностях развития речи и соответственно о специфике логопедической работы. - уметь: - планировать и осуществлять комплексную, целенаправленную коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения зрения; - осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учетом состояния зрительной функции, речевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика; - отбирать и применять оптимальные методические приемы коррекционной работы с учетом поставленных на данном занятии задач и индивидуальных особенностей каждого ученика; пользоваться специальным шрифтом Брайля, - составлять конспекты занятий по развития речи, развитию восприятия, развитию навыков пространственной ориентировке. - владеть навыками: - планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения; отбора специальных методических приемов осуществления коррекционно-обучающего процесса. организации и проведения индивидуальных занятий по развитию зрительного восприятия и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушениями зрения дошкольного и школьного возраста; 1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1.4.1, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В дисциплине раскрывается отечественная система работы с детьми, имеющими нарушения зрения, развития личности детей с нарушениями зрения, наиболее полная их адаптации в общество (М.И.Земцова, Белецкая В.И., Гнеушев А.Н., Волкова Л.С., Григорьева Л.П., Литвак А.Г., Солнцева Л.И.,Ермаков В.П., Якунин Г.А. и др.) В ходе изучения дисциплины у студентов формируется понимание особенностей психического развития детей с нарушениями зрения. Студенты знакомятся с программным содержанием школы для детей с нарушениями зрения. В дисциплине рассматриваются новейшие поиски и перспективы развития специальной методики. Преподавание дисциплины осуществляется на основе межпредметных связей с общей и специальной психологией, педагогикой, филологическими дисциплинами, общепрофессиональными дисциплинами, рядом специальных методик (методикой развития зрительного восприятия, тифлопсихологии, специальными методиками по пространственной ориентации). В процессе изучения отдельных тем на лабораторных занятиях используются результаты наблюдений студентов за проявлениями разных видов речевых нарушений, полученные ими в ходе педагогической практики. Преподавание студентам дисциплины должно решать следующие задачи их профессиональной подготовки:
Решение указанных задач предполагает использование в преподавании различных организационных форм занятий: а) Лекции. б) Самостоятельная работа студентов над конспектами лекционного курса и рекомендованной литературы, выполнение ими практических заданий преподавателя. в) Наблюдение уроков в школе для детей с недостатками слуха г) Практические аудиторные занятия. 1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ 1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные задания, итоговое тестирование и т. п. Оформлять в виде таблицы:
. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ - выполнить практические и контрольные работы; Темы для контрольной работы 1. Связь тифлопедагогики с другими науками. 2. Строение и функционирование зрительного анализатора. 3. Принципы вызывающие нарушение зрения. 4. Особенности логопедической работы с детьми имеющими глубокие нарушения зрения.
незрячего.
пыми и слабовидящими детьми.
зрения. Система Брайля для слепых. Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (по формам обучения)
Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.2 СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел 1. Теоретические и методологические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения. Тема 1. Тифлопедагогика, ее предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию обучению детей с нарушениями зрения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в России. Связь тифлопедагогики с другими отраслями знаний. Тема 2. Общедидактические принципы тифлопедагогики. Современные методы и подходы к организации коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ УВК Ш и IV видов. Раздел 2. Зрительный анализатор, его строение и функционирование. Тема 1.Строение глаза, его механизм работы. Тема 2. Причины нарушений зрения. Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-воспитательной и санитарно-просветительской работы. Раздел 3. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Особенности развития основных психических процессов: восприятие, память, внимание, мышление. Речевая деятельность незрячих и слабовидящих детей. Личность и межличностные отношения при тяжелых нарушениях зрения. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях массовой школы. Раздел 4. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Тема 1. Коррекционно-педагогическая работа в школе Ш , IV видов. Программное содержание дошкольного и школьного образования. Основные организационные формы обучения. Трудовое обучение незрячих и слабовидящих детей. Тема 2. Специальные предметы школы для детей нарушениями зрения. Ориентировка в пространстве. Социально-бытовая ориентация. Развитие зрительного восприятия. Формирования осязательного восприятия. Лечебная физкультура. Обучение специальной графике детей с нарушениями зрения. Модели интегрированного обучения детей с глубокими нарушениями зрения. Раздел 5. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения Формирование речи у детей с нарушениями зрения. Уровни сформированности речи у детей данной группы. Фактор, обуславливающие множественные дефекты речи. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения. Раздел 6. Технические средства обучения детей с нарушениями зрения. Тифлотехника, предмет, задачи. Принципы разработки технических устройств для коррекции и компенсации нарушений зрения. Характеристика тифлотехнических устройств Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ К зачёту:
3.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
3.3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Технические устройства: прибор для печатания по Брайлю, Табличка с алфавитом шрифта Брайля. Печатная Брайлевская машинка; видеофильмы с уроками, индивидуальными занятиями с детьми, имеющими нарушения зрения. 3.4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Пояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики» ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования | ||
Учебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности» | Курсовая работа на тему: Информационные технологии управления муниципальной недвижимостью Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное... | Задания первого тура включают в себя тесты трех типов: Тест №1 Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям | ||
5 курс I. Организационно-методический раздел Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека» Выписка из государственного образовательного стандарта специальности гос с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений» Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное... | Учебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №704 пед/сп от «31»января 2005 г | ||
Самостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,... Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности | Рабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел умкд «Религиоведение» Умкд «Религиоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение... Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям | Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи» | Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 7 раздел рабочая... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |