Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики»





Скачать 177.36 Kb.
НазваниеПояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики»
Дата публикации02.04.2015
Размер177.36 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Психология > Пояснительная записка
Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет

имени М. А. Шолохова"


"Утверждаю"




"Утверждаю"

Проректор по учебной работе

Зав.кафедрой

МГГУ им. М.А. Шолохова




Замолоцких Е.Г.




______________________

___________________




Решение заседания кафедры




протокол № 1 от 03 сентября 2012



Учебно-методический комплекс

ДПП.Ф.10.2 Основы тифлопедагогики

Факультет Дефектологический

Специальность олигофренопедагогика (031700)

Кафедра Специальной педагогики и специальной психологии

Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"
Утверждаю зав.кафедрой специальной

педагогики и специальной психологии

____________________Левченко И.Ю.
Решение заседания

кафедры Протокол № 1

«03» сентября 2012г.

Программа дисциплины Основы тифлопедагогики
Специальность олигофренопедагогика (031700)


Составитель: Новикова И.М.., к.п.н., доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Москва-2012
1. Пояснительная записка

Раздел 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
ВЫПИСКА ИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «Основы тифлопедагогики»
ДПП. Р. 04

ДПП. В. 02 Тифлопедагогика, ее задачи, цели, методы. Система обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения в России. Общедидактические принципы. Зрительный анализатор. Строение глаза, его механизм работы. Причины нарушения зрения. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения. Коррекционно-педагогическая работа. Ориентировка в пространстве. Социально-бытовая ориентация. Развитие зрительного восприятия. Лечебная физкультура, ритмика. Обучение специальной графике детей с нарушениями зрения. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения массовой школы. Формирование речи у детей с глубокими дефектами зрения. Уровни сформированности речи у детей данной группы, факторы, обуславливающие множественное проявление нарушений речи. Нарушение речи у детей с тяжелыми нарушениями зрения. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения. Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.

1.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы тифлопедагогики»

Наибольшее количество информации человек получает благодаря зрению. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Нарушение деятельности зрения вызывает у ребенка большие затруднения в познании окружающей действительности, сужает социальные контакты, ограничивает возможности в выборе вида деятельности. Дети, страдающие тяжелыми нарушениями зрения, нуждаются в организации особых форм и разработке специальных методов обучения. Данный курс способствует расширению теоретического кругозора, повышению уровня профессиональной подготовки будущих специалистов.

Цель: познакомить студентов с определенным объемом научно-теоретических и практических сведений по проблемам изучения, обучения и воспитания лиц с нарушениями зрения.

Задачи:

- создание у студентов целостного представления о развитии тифлопедагогики как науки, ее целях, задачах, принципах;

- познакомить будущих специалистов с современными научными данными о типологии детей с нарушениями зрения, своеобразием их психического развития;

- раскрыть некоторые практические примы определения зрительных возможностей детей, в каждом отдельном случае для организации коррекционно-развивающей работы с ними;

- научить некоторым приемам, методам коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения;

- расширить представления о научно-технических достижениях в области тифлотехники, медицины, которые направлены на компенсацию и коррекцию зрительного анализатора.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

По окончании изучения дисциплины студент должен:

- знать: теоретико-методологические основы тифлопедагогики, тифлопсихологии; особенностях формирования зрительной системы в норме и патологии; категории детей с нарушениями зрительного анализатора; иметь представления об особенностях развития речи и соответственно о специфике логопедической работы.

- уметь:

- планировать и осуществлять комплексную, целенаправленную коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими нарушения зрения;

- осуществлять дифференцированный подход к учащимся с учетом состояния зрительной функции, речевого развития, индивидуальных особенностей каждого ученика;

- отбирать и применять оптимальные методические приемы коррекционной работы

с учетом поставленных на данном занятии задач и индивидуальных особенностей каждого ученика; пользоваться специальным шрифтом Брайля,

- составлять конспекты занятий по развития речи, развитию восприятия, развитию навыков пространственной ориентировке.

- владеть навыками:

- планирования коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения; отбора специальных методических приемов осуществления коррекционно-обучающего процесса. организации и проведения индивидуальных занятий по развитию зрительного

восприятия и формированию произносительной стороны речи у детей с нарушениями

зрения дошкольного и школьного возраста;

1.4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.4.1, МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

В дисциплине раскрывается отечественная система работы с детьми, имеющими нарушения зрения, развития личности детей с нарушениями зрения, наиболее полная их адаптации в общество (М.И.Земцова, Белецкая В.И., Гнеушев А.Н., Волкова Л.С., Григорьева Л.П., Литвак А.Г., Солнцева Л.И.,Ермаков В.П., Якунин Г.А. и др.)

В ходе изучения дисциплины у студентов формируется понимание особенностей психического развития детей с нарушениями зрения. Студенты знакомятся с программным содержанием школы для детей с нарушениями зрения. В дисциплине рассматриваются новейшие поиски и перспективы развития специальной методики.

Преподавание дисциплины осуществляется на основе межпредметных связей с общей и специальной психологией, педагогикой, филологическими дисциплинами, общепрофессиональными дисциплинами, рядом специальных методик (методикой развития зрительного восприятия, тифлопсихологии, специальными методиками по пространственной ориентации). В процессе изучения отдельных тем на лабораторных занятиях используются результаты наблюдений студентов за проявлениями разных видов речевых нарушений, полученные ими в ходе педагогической практики.

Преподавание студентам дисциплины должно решать следующие задачи их профессиональной подготовки:

  1. Сообщить теоретические основы специальной методики и конкретный материал, относящийся как к системе обучения лиц с глубокими недостатками зрения, так и по отдельным направлениям работы.

  2. Воспитать у студентов способность оперировать сведениями из смежных с тифлопедагогикой наук, синтезируя их в процессе изучения курса, создав тем самым базу, для научного подхода студента к рассмотрению конкретных педагогических вопросов формирования умений и навыков в социально-бытовой ориентации, пространственной ориентировке, речи на логопедических занятиях у детей с глубокими нарушениями зрения.

  3. На основании решения двух предыдущих задач сформировать у студентов прочные знания по курсу, практические умения и навыки, необходимые для обучения детей с недостатками зрения Совершенствование и овладение педагогическим мастерством сурдопедагога в процессе профессиональной деятельности. Усвоение определенных знаний по вопросам профилактики нарушений зрения, гигиенических требований для создания благоприятных условиях развития и обучения.


Решение указанных задач предполагает использование в преподавании различных организационных форм занятий:

а) Лекции.

б) Самостоятельная работа студентов над конспектами лекционного курса и рекомендованной литературы, выполнение ими практических заданий преподавателя.

в) Наблюдение уроков в школе для детей с недостатками слуха

г) Практические аудиторные занятия.

1.4.2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ


1.5. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.5.1. ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА ПО РАЗДЕЛАМ ДИСЦИПЛИНЫ

Возможные виды деятельности: самостоятельная работа с теоретическим материалом промежуточное тестирование, электронная консультация, электронный семинар, индивидуальные задания, итоговое тестирование и т. п. Оформлять в виде таблицы:



Наименование тем и разделов

Виды активности студента

Форма контроля




Предмет, задачи тифлопедагогики

конспектирование

Индивидуальные занятия




Общие основы тифлопедагогики

лекции







Зрительный анализатор

Работа со специальной литературой

реферат




Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

Работа с литературой, лекции

реферат




Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Лекции, практические

реферат




Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.

Лекции, практические

анализ




Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.

Знакомство с оснащением

Посещение школы, анализ



.


ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЦЕНКИ ПО КУРСУ

- выполнить практические и контрольные работы;

Темы для контрольной работы

1. Связь тифлопедагогики с другими науками.

2. Строение и функционирование зрительного анализатора.

3. Принципы вызывающие нарушение зрения.

4. Особенности логопедической работы с детьми имеющими

глубокие нарушения зрения.

  1. Методика работы по развитию зрительного восприятия.

  2. Работа по обучению ориентирования в пространстве

незрячего.

  1. Особенности музыкального ритмических занятий со сле-

пыми и слабовидящими детьми.

  1. Специфика обучения письменной речи детей с нарушениями

зрения. Система Брайля для слепых.


Раздел 2. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

(по формам обучения)


Факультет / Специаль­ность

Название дисциплины

Отде­ление

Вид

учебной работы

Количество часов

Семестр




Основы тифлопедагогики




Лекции

Аудиторные

Самост. работа













Практические / Семинарские

20/ 6

140













Лабораторные



















Консультации



















Курсовые /рефераты



















Контрольные работы



















Итоговый контроль: зачет, экзамен

зачет
















Общий объем часов по дисциплине:












Раздел 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Наименование темы

Количество часов




Очная форма обучения

Заочная форма обучения

Лекции

Практ. и семинар занятия

Самост. работа

Лаб. работы

(практикум)

Всего часов по теме

Лекции

Самост. робота

Всего часов по теме

Предмет, задачи тифлопедагогики

2






















Общие основы тифлопедагогики

2






















Зрительный анализатор

2

1



















Особенности психического развития детей с нарушением зрения.

2






















Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

4

2



















Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.

2

2



















Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.

2

2




















3.2 СОДЕРЖАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Раздел 1. Теоретические и методологические основы воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

Тема 1. Тифлопедагогика, ее предмет, задачи, принципы, методы и подходы к воспитанию обучению детей с нарушениями зрения. Система обучения и воспитания детей с нарушениями зрения в России. Связь тифлопедагогики с другими отраслями знаний.

Тема 2. Общедидактические принципы тифлопедагогики. Современные методы и подходы к организации коррекционной психолого-педагогической работы в условиях ДОУ УВК Ш и IV видов.

Раздел 2. Зрительный анализатор, его строение и функционирование.

Тема 1.Строение глаза, его механизм работы.

Тема 2. Причины нарушений зрения. Гигиена и охрана зрения, организация лечебно-воспитательной и санитарно-просветительской работы.

Раздел 3. Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.

Особенности развития основных психических процессов: восприятие, память, внимание, мышление. Речевая деятельность незрячих и слабовидящих детей. Личность и межличностные отношения при тяжелых нарушениях зрения. Проблемы психологической адаптации детей с нарушениями зрения в условиях массовой школы.

Раздел 4. Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.

Тема 1. Коррекционно-педагогическая работа в школе Ш , IV видов. Программное содержание дошкольного и школьного образования. Основные организационные формы обучения. Трудовое обучение незрячих и слабовидящих детей.

Тема 2. Специальные предметы школы для детей нарушениями зрения. Ориентировка в пространстве. Социально-бытовая ориентация. Развитие зрительного восприятия. Формирования осязательного восприятия. Лечебная физкультура. Обучение специальной графике детей с нарушениями зрения.

Модели интегрированного обучения детей с глубокими нарушениями зрения.

Раздел 5. Особенности логопедической работы при нарушениях зрения

Формирование речи у детей с нарушениями зрения. Уровни сформированности речи у детей данной группы. Фактор, обуславливающие множественные дефекты речи. Специфика логопедической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.

Раздел 6. Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.

Тифлотехника, предмет, задачи. Принципы разработки технических устройств для коррекции и компенсации нарушений зрения. Характеристика тифлотехнических устройств

Раздел 3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

К зачёту:





Предмет, задачи тифлопедагогики



Общие основы тифлопедагогики



Зрительный анализатор



Особенности психического развития детей с нарушением зрения.



Основы обучения и воспитания детей с нарушениями зрения.



Особенности логопедической работы при нарушениях зрения.



Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.



Особенности психического развития детей с нарушениями зрения.



Коррекционно-педагогическая работа. Ориентирование в пространстве.



Развитие зрительного восприятия.



Развитие зрительного восприятия.



Особенности логопедической работы с детьми с глубокими нарушениями зрения .



Технические средства обучения детей с нарушениями зрения.



Дайте определение, что такое тифлопедагогика.



Назовите причины вызывающие нарушения зрения.



Укажите, в каких специальных учреждениях обучаются дети с нарушениями зрения.



Перечислите специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения, раскройте содержание одного из них (лечебная физкультура, развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, логопедические занятия, ритмика).



3.2. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

  1. Дайте определение, что такое тифлопедагогика.

  2. Назовите причины вызывающие нарушения зрения.

  3. Укажите, в каких специальных учреждениях обучаются дети с нарушениями зрения.

  4. Перечислите специальные коррекционные занятия для детей с нарушениями зрения, раскройте содержание одного из них (лечебная физкультура, развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, логопедические занятия, ритмика).


3.3 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Технические устройства: прибор для печатания по Брайлю, Табличка с алфавитом шрифта Брайля. Печатная Брайлевская машинка; видеофильмы с уроками, индивидуальными занятиями с детьми, имеющими нарушения зрения.
3.4. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА


  1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. – Развитие обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1998.

  2. Солнцева Г.И. – Тифлопсихология детства. М.,2001

  3. Литвак А.Г. – Тифлопсихология. М., 2007.

  4. Дети с глубокими нарушениями зрения. Под ред. М.И.Земцовой, А.И. Каплан, М.С.Певзнер. – М., 1967.

  5. Григорьева Л.И. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. – М., 1983.

  6. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.- 1972.

  7. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников, М., 2000.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconПояснительная записка Основные цели и задачи курса Учебный курс «Основы тифлопедагогики»
...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Управление персоналом Специальность
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно методический комплекс По специальности: 030302 Клиническая психология
Выписка из общеобразовательного стандарта по учебной дисциплине «психология личности»
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconКурсовая работа на тему: Информационные технологии управления муниципальной недвижимостью
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики»
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconЗадания первого тура включают в себя тесты трех типов: Тест №1
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» icon5 курс I. Организационно-методический раздел
Обязательного минимума содержания образования по русскому языку федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «физиология человека»
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности гос с базовыми дидактическими единицами по дисциплине (для специальностей...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История экономических учений»
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. Ф. 05 История политических и правовых учений
Выписка из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования №704 пед/сп от «31»января 2005 г
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconСамостоятельная работа: 120 час. Итоговый контроль: 8 семестр зачет,...
Цель дисциплины – изложить научные и организационно-правовые основы криптографии и информационной безопасности
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconРабочая учебная программа дисциплины Организационно методический раздел умкд «Религиоведение»
Умкд «Религиоведение» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconФедеральное государственное образовательное бюджетное учреждение...
Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов, обучающихся по специальностям
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Социология семьи
Выписка из государственного образовательного стандарта специальности 020300 «Социология» по дисциплине «Социология семьи»
Пояснительная записка Раздел организационно-методический выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине «Основы тифлопедагогики» iconУчебно-методическое обеспечение учебной дисциплины 7 раздел рабочая...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск