Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики»





НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики»
страница1/10
Дата публикации16.02.2015
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «История экономики»»

для специальности 050501. 18 «Профессиональное обучение

(экономика и управление)»


Утвержден на заседании кафедры

экономики

«_31_» __августа_ 2007 г.

протокол № _1_.
Составитель: к.э.н.

Котов А.А. ______________


Зав. кафедрой

к.э.н. Бакалова Т. В. _________
Воронеж – 2007
ВЫПИСКА ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050501 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ» (ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ)

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

Сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства: азиатский способ производства и античное рабство; классическая модель феодальной экономики (Франция), особенности феодального хозяйства (Англия, Германия, Россия, Япония). Генезис капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США). Реформистский путь перехода к рыночной экономике (Германия, Россия), промышленный капитализм в Японии (патерналистская модель). Основные тенденции в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX и XX вв., особенности монополизации экономики по странам; становление различных систем регулируемого капитализма. Возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы; сдвиги в структуре экономики ведущих капиталистических государств, различные модели смешанной экономики; экономика России. Основные направления перестройки мирового хозяйства.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики
Программа учебной дисциплины

«История экономики»

для специальности 050501.18 – Профессиональное обучение

(экономика и управление)


Трудоемкость – 80 ч.

Аудиторные занятия – 34 ч. / 10 ч.

Лекции – 17 ч./6 ч.

Семинарские занятия - 17 ч./4 ч.

Зачет- 1 семестр / 1 семестр

СРС – 46 ч. / 70 ч.

Утверждена на заседании кафедры экономики « 31» августа 2007 г.
Составитель: к.э.н., доцент

Котов А. А. ________________
Зав. кафедрой к.э.н.

Бакалова Т. В. ________________



Воронеж 2007




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Курс "История экономика" относится к федеральному компоненту и циклу специальных дисциплин.

Он читается в 1 семестре для студентов 1 курса специальности «Профессиональное обучение (экономика и управление)».

Предмет тесно связан с такими дисциплинами, как «Экономическая теория», «Отечественная история», «История экономических учений».

Целью данного предмета является изучение особенностей развития экономических процессов в исторической ретроспективе. При этом рассматриваются вопросы хозяйственного быта, как России, так и зарубежных стран с древности по наше время.

Освоив курс «История экономики», студенты должны:

Иметь представление:

о предмете курса;

об этапах развития феодальной экономики;

об основных формах капитализма;

о тенденциях эволюции мирового хозяйства;

об особенностях экономического развития СССР;

о развитии зарубежных стран в ХХ веке;

об основных этапах экономических реформ в России.

Знать и понимать:

понятие "неолитическая революция";

основные модели докапиталистической экономики;

этапы развития хозяйства на Руси;

особенности перехода к капитализму;

основные модели регулирующего капитализма;

достоинства и недостатки советской экономики.

Иметь навыки:

использования исторического материала при изучении экономических категорий;

анализа статистического материала;

моделирования трендов развития российской экономики.

Изучение курса должно стать важной частью подготовки студентов к будущей профессиональной педагогической деятельности и освоения базовой компетенции. При этом решаются задачи, связанные со специальной компетенцией – изучение основных моделей хозяйственной деятельности.

Прохождение курса предполагает чтение лекций, проведение семинарских занятий, по окончании курса предстоит сдача зачета.



ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Наименование темы

Труд-ть

в т.ч. ауд.




Всего

Лекции

Сем.

СРС

Дневное отделение



Предмет курса. Дофеодальная экономика.

10

4

2

2

6



Экономическое развитие в период феодализма

8

4

2

2

4



Генезис капиталистической экономики.

8

4

2

2

4



Особенности капитализма в России, Германии и Японии.

10

4

2

2

6



Развитие мирового хозяйства на рубеже XIX и XX веков.

10

4

2

2

6



Становление регулируемого капитализма.

6

4

2

2

2



Государственный социализм в СССР.

10

4

2

2

6



Экономическое развитие зарубежных стран в XX веке.

10

4

2

2

6



Основные направления развития экономики России.

8

2

1

1

6

ИТОГО:

80

34

17

17

46

Заочное отделение

1.

Предмет курса. Дофеодальная экономика.


7


2


2


-


5

2.

Экономическое развитие в период феодализма


11


1


-


1


10

3.

Генезис капиталистической экономики.


11


1


1


-


10

4.

Особенности капитализма в России, Германии и Японии.


6


1


1


-


5

5.

Развитие мирового хозяйства на рубеже XIX и XX веков.


11


1


-


1


10

6.

Становление регулируемого капитализма.


11


1


1


-


10

7.

Государственный социализм в СССР.


11


1


1


-


10

8.

Экономическое развитие зарубежных стран в XX веке.


6


1


-


1


5

9.

Основные направления развития экономики России.


6


1


-


1


5

ИТОГО:

80

10

6

4

70

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА.
Тема 1. ПРЕДМЕТ КУРСА. ДОФЕОДАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

Предмет курса и его значение. Элементы истории экономики как науки. Периодизация истории экономики. Функции истории экономики. Методы истории экономики. Ранние отрасли хозяйственной деятельности человека и разделение труда. Основные признаки первобытно-общинного строя. Зарождение ремесла. Появление металлических орудий труда. Разложение первобытно-общинного строя. Предпосылки возникновения социально-экономического неравенства в первобытнообщинном обществе. Общая характеристика рабовладельческого способа производства. Хозяйство стран Древнего Востока. Развитие земледелия, ремесла и торговли. Характерные черты античного рабства. Экономика древнегреческих городов-государств. Особенности экономического развития Древнего Рима.
Тема 2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА.

Общая характеристика феодального способа производства. Основные принципы феодализма. Этапы развития феодализма. Натуральное хозяйство при феодализме. Экономика Франкского государства. Сельское хозяйство Западной Европы и его особенности во Франции, Германии и Англии. Феодальные города как центры ремесла и торговой деятельности. Цеховая организация производства. Роль торговли в зарождении раннекапиталистических отношений. Изменения в земледельческом хозяйстве Киевской Руси. Развитие ремесла. Зарождение товарно-денежных отношений. Внешнеторговые связи Киевской Руси. Экономика самостоятельных крупных княжеств. Влияние монголо-татарского нашествия на хозяйственное развитие русских земель. Освоение северо-восточных земель и рост городов. Восстановление и развитие русского ремесла. Основные формы феодального землевладения. Экономика феодальной вотчины. Социально-экономические причины объединения русских земель. Образование поместной системы землевладения. Основные черты крепостнического помещичьего хозяйства. Превращение городов в центры ремесла и торговли. Перерастание ремесла в мелкотоварное производство. Появление мануфактур, их виды. Роль государства в создании мануфактур. Структура внешнеторговых связей государства. Политика меркантилизма. Сущность экономических реформ Петра I. Промышленная политика и развитие государственных мануфактур. Государственное содействие строительству частных предприятий. Протекционизм. Расслоение крестьянства. Расширение внутреннего и внешнего товарооборота России. Появление банков.
Тема 3. ГЕНЕЗИС КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ.

Промышленное развитие Англии. Особенности капиталистического накопления. Свобода предпринимательства. Лидерство Англии в мировой промышленности и торговле. Переход от мануфактурного производства к фабричному. Создание первых машин. Железнодорожное строительство. Структура английской индустрии. Социально-экономические последствия промышленного переворота. Рост удельного веса городского населения. Образование фермерских капиталистических хозяйств в деревне. Политика фритредерства в международной торговле. Лондон как мировой финансовый центр. Особенности промышленного переворота во Франции и ее отставание от Англии. Индустриально-аграрный характер экономики. Мелкотоварное крестьянское производство. Медленное развитие капитализма в сельском хозяйстве. Типы колониального хозяйства в Северной Америке. Аграрный характер экономики. Организация централизованных мануфактур. Противоречия между североамериканскими колониями и Англией. Создание США и установление капиталистических экономических отношений. Американский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Быстрое завершение промышленного переворота. Экономические причины и последствия Гражданской войны в США. Значительный подъем американской экономики.
Тема 4. ОСОБЕННОСТИ КАПИТАЛИЗМА В РОССИИ, ГЕРМАНИИ И ЯПОНИИ.

Начало перехода к крупному машинному производству. Промышленный переворот в России и его особенности. Торговля, финансы и кредит. Кризис крепостничества. Повышение товарности сельского хозяйства. Зарождение капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Основные положения и значение реформы 1861 года. Распространение акционерного капитала. Главные промышленные районы страны. Железнодорожное строительство. Приток иностранного капитала. Преобладающая роль сельского хозяйства. Расслоение крестьянства и образование рынка наемной рабочей силы. Развитие стационарной торговли и товарных бирж. Рост оборота внешней торговли. Широкое развитие коммерческих банков. Реформы С.Ю. Витте. Особенности империализма в России. Появление монополистических объединений в промышленности. Влияние революции 1905-1907 г.г. на экономику России. Аграрная реформа П.А. Столыпина и ее значение. Рост банковских монополий и их объединение с промышленными. Финансовый капитал. Развитие торговли. Влияние I мировой войны на экономику России. Изменение управления промышленностью. Военно-промышленная политика. Система особых совещаний. Продовольственный кризис. Нарушение функционирования кредитно-денежной системы. Свержение царизма и экономическая политика временного правительства. Кризисное состояние экономики. Экономическая отсталость Германии. Зарождение немецкой промышленности в селах. Прусский путь развития капитализма в сельском хозяйстве. Промышленный переворот в Германии. Ускоренное создание военно-промышленной базы. Особенности структуры внешней торговли Германии. Особенности зарождения капитализма в Японии. Включение Японии в мировую экономическую систему. Рост промышленности и торговли. Дзайбацу. Патернализм. Государственная поддержка развития экономики.
Тема 5. РАЗВИТИЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РУБЕЖЕ XIX И XX ВЕКОВ.

Технологический прогресс последней трети XIX века. Возникновение новых отраслей промышленности и укрупнение промышленного производства. Создание акционерных обществ. Вывоз капитала. Изменение отраслевой структуры промышленности. Возникновение новых отраслей. Монополизация экономик ведущих капиталистических стран. Создание промышленных и банковских монополий. Образование финансового капитала. Картели и синдикаты как основная форма монополизации экономики. Формирование мирового рынка. Типы колониального хозяйства. Особенности переселенческих колоний. Изменение системы эксплуатации колоний. Монокультурный характер экономики. Зарождение национальной торговой буржуазии в колониях и зависимых странах.
Тема 6. СТАНОВЛЕНИЕ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА.

Воздействие первой мировой войны на хозяйство ведущих зарубежных государств. Экономический рост в США после первой мировой войны. Формирование "общества потребления". Причины экономического кризиса. Период "Великой депрессии" в США. Падение объемов производства. Разорение банков, промышленных компаний и фермерских хозяйств. "Новый курс" Ф. Рузвельта и его результаты. Кейнсианство. Банковская и финансовая реформа. Общественные работы. Меры по борьбе с перепроизводством сельскохозяйственной продукции. Изменение роли государства в экономике. Хозяйственный хаос в Германии после первой мировой войны. Гиперинфляция. План Дауэса. Стабилизация экономики Германии. Экономическое развитие Германии в годы Веймарской республики. Влияние мирового экономического кризиса на немецкую экономику. Установление фашистской диктатуры. Милитаризация экономики. Развитие военной промышленности. Вмешательство государства в экономику. Принудительное синдицирование. Расширение государственного сектора экономики. Подготовка к войне.
Тема 7. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ В СССР.

Социально-экономические преобразования большевиков. Рабочий контроль. Национализация промышленности и банков. Установление монополии внешней торговли. Аграрная политика Советской власти. Хозяйство страны в период гражданской войны. Политика военного коммунизма. План ГОЭЛРО. Экономика СССР в годы НЭПа. Замена продразверстки на продналог. Концессии. Денежная реформа. Свертывание НЭПа. Форсирование темпов индустриализации. Коллективизация. Советская экономика в годы первых пятилеток. Экономика страны в годы Великой Отечественной войны и в период послевоенного восстановления. Экономическое развитие в 60-80-х г.г. Хозяйственные реформы 1960-1965 годов. Итоги послеоктябрьского развития экономики. Кризис административно-командной системы. Замедление темпов роста основных экономических показателей.
Тема 8. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В XX ВЕКЕ.

Экономические итоги второй мировой войны. Лидерство США в мировой экономике. План Маршалла. Усиление государственного регулирования экономики. НТР и структурные изменения в экономике зарубежных стран. Экономическая политика Ш. де Голля во Франции. Социальное рыночное хозяйство и экономические реформы Л. Эрхарда в Германии. Послевоенный промышленный подъем Японии. Общие закономерности современной экономики зарубежных стран. Структурные изменения. Новое качество образования и квалификации рабочей силы. Концепция "человеческих отношений". Причины изменения модели государственного регулирования. Усиление рыночных начал в экономике. "Рейганомика" и ее результаты. Экономические реформы правительства М. Тэтчер. Особенности экономического развития Японии. Новые индустриальные страны. Рост взаимозависимости национальных хозяйств. Формирование единого мирового рынка. Международная экономическая интеграция.
Тема 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ.

Распад СССР. Необходимость коренных социально-экономических преобразований. Экономический реформы в условиях образования самостоятельного государства - Российской Федерации. Либерализация цен. Инфляция. Приватизация. Становление многообразных форм собственности и организационно-правовых форм хозяйствования. Формирование рыночной инфраструктуры. Реформирование сельского хозяйства. Создание финансово-промышленных групп. Дефицит государственного бюджета. Кризис 17 августа 1998 года. Дефолт. Современный этап экономических реформ. Итоги социально-экономических преобразований: достижения и трудности. Перспективы экономического развития России.

ЛИТЕРАТУРА




  1. История экономики: Программа и планы семинарских занятий для студентов I курса, обучающихся по специальности "Профессиональное обучение (экономика и управление)" / Сост. А.А. Котов. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2003. - 18 с.

  2. История экономики: Учебный справочник для студентов I курса, обучающихся по специальности 030500.18 "Профессиональное обучение (экономика и управление)" дневной и заочной формы обучения / Сост. А.А. Котов. - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2004. - 24 с.

  3. Конотопов М.В. История экономики: Учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Академ проект, 2007. – 367с.

  4. Котов А.А. Формирование финансово-промышленных групп в России: история и современность. // Сборник научных трудов преподавателей и студентов исторического факультета ВГПУ. - Воронеж, 2001. - С. 90-98.

  5. Лойберг М. Я. История экономики: Учеб. пособие для студентов вузов. – М.: ИНФРА – М, 2003. – 128с.

  6. Экономическая история России. Учебно-методическое пособие / Сост. Е.И. Габелко, С.Р. Гостева, А.В. Перепелицын. - 2-е изд., испр. и доп. - Воронеж, 2003. - 50 с.


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Тема 1. ПРЕДМЕТ КУРСА. ДОФЕОДАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА.

План


  1. Предмет истории экономики.

  2. Основные этапы развития первобытного хозяйства.

  3. "Азиатский способ производства".

  4. Античное хозяйство.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В этническая история россии
Хацевич р. В., к ф н., доцент, декан факультета менеджмента Мурманского института экономики спб академии управления и экономики
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «таможенное дело»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры мировой экономики (протокол №16 от 18 мая 2009 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и государственного управления (протокол №9 от 6...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право...
Умк-2 учебно–методический комплекс Кафедры конституционного и муниципального права. Предназначен для студентов 2-го курса Факультета...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История мировой и отечественной культуры. Запад, новейшее время» составлен в соответствии...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск