Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта





Скачать 282.03 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта
страница1/2
Дата публикации15.03.2015
Размер282.03 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


(МИИТ)

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебно-методической

работе - директор РОАТ
___________________В.И.Апатцев

«_____»_______________2011 г.

Кафедра__«Экономика, финансы и управление на транспорте»________

(название кафедры)

Автор: Безчинский Эталий Михайлович, доцент______________

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История экономики транспорта

(название)
Специальность/направление 080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)

(код, наименование специальности/направления)


Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик


Утверждено на заседании кафедры
Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В.Шкурина



Москва 2011

Автор-составитель:
Безчинский Эталий Михайлович, доцент

( Ф.И.О., ученая степень, ученое звание, должность)
Учебно-методический комплекс по дисциплине

История экономики транспорта

(название)

составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования/основной образовательной программой по специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)

(название специальности/направления)
Дисциплина входит в состав специальных дисциплин, устанавливаемых вузом, и является обязательной для изучения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ


(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ: Выпускающая кафедра Проректор по учебно-методической

«Экономика, финансы и управление работе, директор РОАТ

на транспорте»

Зав. кафедрой _________Л.В. Шкурина _____________В.И. Апатцев

«_____»_____________2011 г. «_____»___________2011 г.


Кафедра______«Экономика, финансы и управление на транспорте»__

(название кафедры)

Авторы: Безчинский Эталий Михайлович, доцент

(ф.и.о., ученое звание, ученая степень)



РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История экономики транспорта

(название)
Специальность/направление 080502 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ)

(код, наименование специальности/направления)


Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии

Протокол №4

«01» июля 2011 г.

Председатель УМК А.В.Горелик


Утверждено на заседании кафедры
Протокол №20

«28» июня 2011 г.

Зав. кафедрой Л.В.Шкурина



Москва 2011

ЦелИ и задачи дисциплины

Цель изучения дисциплины – овладение знаниями по истории экономики транспорта, развитие экономического мышления студентов, повышение их профессионального, культурного и интеллектуального уровня, вызвать интерес к изучаемой науке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучив дисциплину, студент должен:

Знать и уметь использовать:

знать – экономические, политические, административные и общественные предпосылки возникновения и развития железнодорожных путей сообщения в XIX в. в России;

- историю становления и развития экономических теорий транспортных перевозок в дореволюционной России;

- историю развития экономических исследований на железных дорогах России;

- историю экономического развития железных дорог в России в конце XIX – начале XX вв.;

- историю экономики и управления железнодорожным транспортом в советский период;

- экономические проблемы железнодорожного транспорта России в период становления рыночных отношений и в начале XXI в.;

- краткий обзор истории развития технической оснащенности российских железных дорог и подготовки кадров для них;

уметь использовать усвоенные знания для изучения специальных дисциплин теоретического курса, а также расчетов и оценки основных технико-экономических показателей работы транспорта.

Владеть: экономико-статистическими и математическими теориями и методами, в т.ч. системным анализом, а также эконометрией для описания и объяснения исторических процессов и явлений в сфере экономики транспорта.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Всего часов

Курс - V

Общая трудоемкость дисциплины

90




Аудиторные занятия

8




Лекции

8




Практические занятии







Лабораторный практикум







Самостоятельная работа:

82




Контрольная работа




1

Вид итогового контроля




зачет


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Раздел дисциплины

Лекции, час

Практические занятия, час

Лабораторный практикум, час

1

Раздел 1. История экономики железнодорожного транспорта России с начала постройки железных дорог и до революции 1917г.

4ч.







2

Раздел 2. История экономики железнодорожного транспорта России с 1917 г. до настоящего времени.

4ч.









СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Первые исторические сведения об организации дорожного дела в России. Начало систематической деятельности в области путей сообщения – издание царем Алексеем Михайловичем в 1649 г. Уложения об охране судоходства.

Учреждение при Петре I Коммерц-коллегии, наблюдавшей за устройством сухопутных дорог. 1748 г. – создание Комиссии о дорогах в государстве. Императорский указ Павла I в 1798 г., положивший начало Ведомству путей сообщения (позднее (1809 г.) Управление водяными и сухопутными путями сообщения).

Создание Департамента путей сообщения в 1820 г.

Краткий обзор Журнала путей сообщения, начиная с 1824 г., касающийся специальностей ведомства.

Основные функции Главного управления путей сообщения (1833 г.).

Возникновение железных дорог в Западной Европе. Значение опыта Америки для становления развития железных дорог в России.
Раздел I. История развития экономики железнодорожного транспорта с начала постройки железных дорог и до революции 1917 г.

Тема 1. Экономические, политические, административные и общественные предпосылки возникновения и развития железнодорожных путей сообщения в XIX в. в России

Состояние путей сообщения в феодально-крепостнической России во второй четверти XIX в. Начало железнодорожного строительства (30-50 гг. XIX в.). Строительство первых отечественных заводских железных дорог.

Трудности внедрения железнодорожного транспорта в России. Первая российская железная дорога Петербург - Царское село протяжением 27 км, построенная в 1837 г. инженером Францом Антоном фон Герстнером. Образование Департамента железных дорог в 1842 г.

Постройка первой русской магистрали – Петербургско-Московской железной дороги (1842-1851 гг.) и ее влияние на дальнейший ход железнодорожного строительства в России. Строители-инженеры
П.П. Мельников и Н.О. Крафт.

Источники и способы финансирования строительства и развития путей сообщения.

Формы собственности в железнодорожной отрасли. Начало частного железнодорожного строительства в России.

Привлечение иностранного капитала: учреждение Главного общества российских железных дорог.

Казенное и концессионное железнодорожное строительство в России в 60-х годах XIX в. для перевозок пассажиров и грузов. Формирование тарифов.

Переименование в 1865 г. Главного управления путей сообщения в Министерство путей сообщения (МПС). Первый министр – П.П. Мельников. Состав МПС России XIX в.: министр, чиновники особых поручений при министре, совет министерства, ученый комитет, канцелярия министра, штаб корпуса путей сообщения и Управление казенными домами министерства, Департаменты: сухопутных сообщений, водных сообщений, железных дорог и ревизии отчетов, а также Юрисконсульта для дел тяжебных и спорных.

Огосударствление частных железных дорог в России в 80-х годах. Учреждение в 1885 г. общего Устава Российских железных дорог

Монополизация частной железнодорожной сети России в 90-х годах. 1891 г. – начало строительства Транссибирской магистрали.

Особенности государственного железнодорожного строительства в России в 90-х годах XIX в. Организация государственного железнодорожного хозяйства.

Роль и влияние дорог на развитие экономики России и обеспечение транспортных связей в стране.

Тема 2. История становления и развития экономических теорий транспортных перевозок в дореволюционной России.

Транспортные затраты и способы управление ими как важнейшая основополагающая экономическая проблема. Эксплуатационные расходы. Формирование уровня и структуры издержек транспортных предприятий. Теоретические исследования и практические рекомендации по учету, анализу и путям снижения издержек. Первая по этому вопросу печатная статья профессора П.И. Собко “Исследования расходов по движению на железных дорогах” (1848 г).

Статья И.С. Блиох (1875 г.) “Русские железные дороги относительно доходов и расходов эксплуатации, стоимости провоза и движения грузов” об анализе финансовой деятельности русских железных дорог за 1871-1873 гг.

Сочинение известного русского экономиста А.И. Чупрова
(1875 г.) «Железнодорожное хозяйство» (том 1), об издержках эксплуатации железных дорог. Важные выводы этой работы: с увеличением плотности движения (тыс. пудо-верст груза на версту) издержки эксплуатации на пудо-версту снижаются; о наличии независимости части расходов от объема перевозок и размеров движения.

Важнейшие приемы деления полной суммы расходов на эксплуатацию на группы расходов, находящихся в различной степени зависимости от размеров движения – статья В. Лопушинского “Материалы по вопросу о разделении эксплуатационных расходов железных дорог на зависящие и независящие от размеров движения” (1886 г.).

Методика установления предела понижения железнодорожных тарифов без убытка для железных дорог и Методика исчисления себестоимости перевозок (комиссия под председательством А.Н. Горчакова, 1898 г.).

Статья А. Васютынского “Годовые расходы и эксплуатационная виртуальная длина русских железных дорог” об анализе расходов за 1895-1901 гг.

Доклад инженера В.В. Салова в 1907 г. о зависимости доходов от размеров движения, труды инженеров С.А. Штольцмана, Л.Ф. Николаи о методе определения себестоимости перевозок.

Статья “Железнодорожные тарифы и собственная стоимость перевозок” А.Н. Фролова о методике исчисления себестоимости перевозок для тарифных целей (1908 г.).

Раздел 2. История экономики железнодорожного транспорта с 1917 г. по настоящее время

Тема 3. История развития экономических исследований на железных дорогах России в XX в.

Е.В. Михальцев, “Себестоимость железнодорожных перевозок при изменении грузооборота” (1922 г.), касающаяся замены абсолютных величин расходов по той или иной статье расходов на их процентные доли.

Брошюра А.Н. Фролова “Задача о себестоимости железнодорожных перевозок в ее довоенной и современной постановках” (1924 г.). Работа профессора Е.В. Михальцева “Железнодорожные расходы и их природа”. Исследования Е.В. Раабена “О зависимости расходов эксплуатации железных дорог от размеров движения”.

О зависимости расходов железной дороги от размеров движения в труде Е.В. Михальцева “Издержки железнодорожной перевозки” (1927 г.).

Практика формирования перевозочных тарифов, их дифференциации по видам грузов, зонам дальности, направлениям перевозок. Анализ уровней и способов формирования перевозочных тарифов.

Плеяда известных российских ученых железнодорожного транспорта: А.П. Абрамов, А.Е. Гибшман, А.И. Журавель, Л.В. Кантарович,
А.В. Крейнин, Б.М. Лапидус, В.Н. Лившиц, А.Л. Лурье, Л.А. Мазо,
Д.А. Мачерет, В.Н. Орлов, Л.Г. Панкратова, Э.И. Позамантир, А.Г. Смехова, М.М. Толкачева, Т.С. Хачатуров, Р.М. Царев, Г.И. Черномордик, А.С. Чудов, Б.И. Шафиркин, А.М. Шульга и др., внесших вклад в анализ эксплуатационных расходов, себестоимости железнодорожных перевозок и перевозочных тарифов.

Тема 4. Исторический обзор развития теории эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте

Методы экономической оценки технических решений по развитию железнодорожного транспорта в начале XX века в России.

Работы М.М. Протодъяконова, А.В. Горинова, В.Е. Канторовича, Г.И. Черномордика и др.

Работы 40-х годов А.Е. Гибшмана, В.И. Петрова, А.Л. Лурье,
Т.С. Хачатурова, Б.С. Козина, И.Т. Козлова, В.Н. Лившица,
Э.И. Позамантира, А.Л. Вольфсона, А.И. Журавель и др. по оптимизации инвестиционных решений на железнодорожном транспорте. [1,2,11,12,13]
Тема 5. История экономического развития железных дорог в России в конце XIX – начале XX вв.

Государственные и коммерческие принципы устройства сети железных дорог в России.

Система управления и контроля за деятельностью железных дорог.

Регламентация взаимоотношений железных дорог с клиентурой и регулирование условий железнодорожных перевозок.

Реформирование экономики и управления железными дорогами в конце XIX века. Регулирование тарифов на первом этапе развития железных дорог России (1837-1888 гг.) Тарифная реформа С.Ю. Витте. Его книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» (1910 г.)

Разработка и принятие Номенклатуры грузов, перевозимых железными дорогами.

Тема 6. История экономики и управления железнодорожным транспортом в советский период

Экономика железных дорог России после Октябрьской революции и в восстановительный период.

Развитие системы тарифов на перевозки грузов и пассажиров и их регулирование в условиях плановой экономики.

Железные дороги в годы Великой Отечественной Войны, их послевоенная реконструкция и развитие.

Экономика железнодорожного транспорта в 60–е – 80-е гг.: тарифные реформы, развитие хозяйственного расчета. Нарастание противоречий между спросом и предложением в сфере железнодорожных перевозок в условиях административно регулируемой экономики.

Тема 7. Экономические проблемы железнодорожного транспорта России в период становления рыночных отношений и в начале XXI в.

Переход экономики России к рыночным отношениям, в 1990 г., коренным образом изменивший экономические отношения на железнодорожном транспорте.

Главнейшие проблемы федерального железнодорожного транспорта: тарифная политика, структурные преобразования и реформирование системы управления, формирование действенных экономических инструментов снижения внутриотраслевых издержек и задействование механизмов саморегулирования железнодорожного транспорта как открытой системы.

Структурная реформа федерального железнодорожного транспорта. Предпосылки структурной реформы: инвестиционные, налоговые, мотивационные, законодательные и др. противоречия внутри отрасли, и главное – общегосударственная стратегия в области управления естественными монополиями.

Концепции реформирования отрасли. Этапность реформирования. Финансово-экономическая оценка структурной реформы отрасли. Социально-экономическая оценка структурной реформы железнодорожного транспорта. Образование ОАО «РЖД» – 2003 г. Структура ОАО «РЖД».

Стратегия развития железных дорог в Российской Федерации до
2030 г.: 1) обновление действующих производственных фондов;
2) модернизация сети железных дорог; 3) модернизация подвижного состава; 4) внедрение новых технологий контейнерных перевозок; 5) структурные преобразования; 6) распределение источников финансирования развития отрасли.

Политические аспекты транспортной проблематики. Рост скоростного потенциала современного железнодорожного транспорта как фактор социальных изменений.

Тема 8. Краткий обзор истории развития технической оснащенности российских железных дорог и подготовки кадров для них.

Технических прогресс на железных дорогах России, в частности, совершенствование: железнодорожного пути и искусственных сооружений, локомотивов и локомотивного хозяйства, вагонов и вагонного хозяйства, железнодорожных перевозок - грузовых и пассажирских, электрификации железных дорог и энергетического хозяйства), железнодорожной автоматики, связи, вычислительной техники и АСУЖТ.

Инвестиционные затраты и их экономический эффект.

Учебные заведения. Двухуровневая система высшего образования.

Количественный и качественный состав эксплуатационного контингента. Основные профессии на железнодорожном транспорте.

Повышение качества подготовки специалистов: стажировка, повышение квалификации, овладение новыми профессиями и современными технологиями.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В этническая история россии
Хацевич р. В., к ф н., доцент, декан факультета менеджмента Мурманского института экономики спб академии управления и экономики
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История железнодорожного транспорта»
Людмила Павловна Гордеева, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Философия, социология и история»
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и философия науки»
И 90 Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История и философия науки» для подготовки соискателей и аспирантов к сдаче...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «рынок услуг связи»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления бизнесом
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «таможенное дело»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры мировой экономики (протокол №16 от 18 мая 2009 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «экономика строительного предприятия и отрасли»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры Экономики и управления инвестициями и недвижимостью (протокол...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит...
Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине история входит...
Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности 190631Техническое обслуживание и ремонт...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Профессиональная этика». Автор-составитель Лобанова И. Н. Дзержинск: Филиал ноу впо «Санкт-...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «информационные технологии управления»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры экономики и государственного управления (протокол №9 от 6...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История экономики»
Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050501 «профессиональное...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «история и методология...
Учебно-методический комплекс разработан на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история экономики транспорта iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит учебно-тематический план, учебную программу,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск