Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии





НазваниеМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии
страница1/9
Дата публикации25.10.2014
Размер1.34 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДИЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Б3. ДВ.4 Актуальные проблемы психологии
(шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и

учебным планом)
Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)

050400 Психолого-педагогическое образование

профиль Психология образования

(квалификация: Психолог образования «бакалавр»)

(код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) с указанием
профиля (названия магистерской программы)


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического

института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012г.)
Зав. кафедрой

____________ (Синкевич И.А.)


2012
1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии
2. Автор программы: Оконешникова О.В., канд. психол. наук, доцент
4. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины (модуля) «Актуальные проблемы психологии» является формирование у студентов понимания особенностей профессионального самоопределения человека на основе знания закономерностей развития в условиях современной социальной и культурной среды, а также обучение навыкам устной и письменной речи в профессиональной психолого-педагогической деятельности.

Основные задачи курса:

  1. Сформировать у студентов знание об основных закономерностях развития человека в современной социальной и культурной среде.

  2. Сформировать у студентов понимание основных закономерностей профессионального развития и профориентационной деятельности.

  3. Сформировать у студентов правильные ориентиры профессионального мышления психолога в профориентационной консультации.

  4. Передать студентам знания и умения в области профориентационного консультирования, в использовании активных методов консультирования.

  5. Сформировать у студентов рефлексию относительно собственного профессионального самоопределения.

  6. Сформировать у студентов навыки устной и письменной речи в учебной и профессиональной деятельности.


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  1. Основные понятия психологии труда и психологии профессионального консультирования, а также связанных с ними других прикладных областей психологии.

  2. Цели, задачи, проблемы, стоящие перед профессиональным консультантом.

  3. Основные методические подходы и методы психологии в области профессионального консультирования.

  4. Акцентуации характера, особенности их формирования и их роль в социально-психологической и профессиональной адаптации человека.

  5. Закономерности профессионального становления человека.

  6. Закономерности развития группы, роли участников и ведущих психокоррекционных групп.

Уметь:

  1. Работать с письменными источниками (книгами, журналами), правильно оформлять материалы источников и делать обобщения.

  2. Готовить доклады (презентации) и публично выступать.

  3. Организовывать взаимодействие с другими людьми в профессиональных целях.

  4. Использовать приемы работы с группой для самопрезентации и обучения группы.

  5. Применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики и конкретной социальной и культурной ситуации.

  6. Применять базовые психологические знания в практической работе консультирования с различными (возрастными, социальными) категориями подростков и юношей.

  7. Применять знания психологии для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;

  8. Применять диагностические методики в профориентационной работе с оптантами.

Владеть:

  • основными понятиями психологии труда и профессионального консультирования;

  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;

  • приемами работы в группе и команде (в том числе и приемами воздействия на группу);

  • основными представлениями о методологии планирования, проведения, оформления протоколов и обработки результатов психологического исследования;

  • основными представлениями о методологии и технологии различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная реабилитация).


5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина относится к циклу «По выбору». Она осваивается студентами в начале профессиональной подготовки совместно с дисциплинами профессионального цикла. Одновременно читаются дисциплины из первого модуля «Теоретические и экспериментальные основы психолого-педагогической деятельности» и из третьего модуля «Методология и методы психолого-педагогической деятельности».

Фактически данная дисциплина является пропедевтической и задает основу для понимания многих профессиональных дисциплин, в частности, дисциплин второго модуля «Психология и педагогика развития детей».
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
(модуля):

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

Логическим стержнем программы является деятельностный историко-эволюционный подход, интегрирующий представления о развитии личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и открывающий возможность для проведения междисциплинарных исследований в сфере социальных и поведенческих наук.
Основные компетенции уровня бакалавриата:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

  • способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

  • владеть русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами (ОК-5);


Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями:

В деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

  • способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопределения обучающихся (ПКПП-11).


В социально-педагогической деятельности (ПКСП):

  • способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся (ПКСП-2).


10. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

Работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


14

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ


2

Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


16

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

3

Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


14

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

4

Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

5

Особенности профессионального развития личности.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ

6.

Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

- вопросы для самостоятельного изучения

- рефераты

- контрольные работы

- тестирование


12

- выполнение тестов

- защита рефератов

- проверка контрольных работ




Всего




80





11. Образовательные технологии: выполнение индивидуальных творческих заданий; подготовка групповых проектов и их защита; конференции по теме курса (интерактивная форма).

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «050400 Психолого-педагогическое образование профиль Психология образования» реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее _____% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более _____% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
Интерактивные формы занятий:

№ раздела (темы)

Формы

1. Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

Групповая дискуссия по теме

2. Методы изучения человека, семьи, межличностных и семейных отношений, особенностей профессионального самоопределения.




3. Дисгармонии личности и особенности их формирования и проявления в различных социальных условиях

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

4. Самосознание личности. Индивидуальные психологические защиты, установки, копинги.

Конференция по теме курса (интерактивная форма)

5. Особенности профессионального развития личности.

Кейс-задания и их публичная защита.

6. Профориентационное консультирование. Активные методы профориентационного консультирования.

Подготовка групповых проектов и их защита (интерактивная форма)


12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)

Практическое занятие № 1

Задачи и содержание деятельности практического психолога. Основные практики, техники и модели психологической помощи

План:

1. Выступление с докладами и коллективное обсуждение вопросов темы: групповая дискуссия по теме.

2. Предварительное тестирование знаний по психологии личности.

Вопросы для обсуждения:

  1. Проблемы и задачи практического психолога.

  2. Основные психологические практики.

  3. Психологическая диагностика как практика.

  4. Психологическое консультирование.

  5. Психологическая профилактика. Коррекционная и психотерапевтическая работа.

  6. Основные модели психологических практик.

  7. Содержание деятельности психолога.

  8. Человек как объект психологической практики. Понятие об индивиде, личности, субъекте, индивидуальности.

  9. Группа и семья как объект психологической практики. Структура группы, фазы развития группы.

  10. Понятие о техниках консультирования. Основные техники консультирования (психоанализ, гуманистическая и экзистенциальная психология, бихевиоральный подход, когнитивный подход, транзактный анализ).

  11. Этические принципы и позиции профессионального психолога.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать необходимый материал и ответить на контрольные вопросы по теме.

  2. Составить краткий конспект по работе Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания» (нарисовать схемы индивида, личности, субъекта и индивидуальности и комментарии к ним).

  3. Выписать определения основных психологических практик и техник, используя «Психологический словарь» и по работе Слободчикова и Исаева «Психология человека» (или по работе Гриншпун «Введение в психологию», или по работе Оконешниковой «Методология и методика психологического исследования»).

  4. Подготовить сообщение по одному из обсуждаемых вопросов.

Методические рекомендации по составлению конспекта:

Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

Выделите главное, составьте план;

Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические рекомендации по работе с темой:

При анализе нарушений следует опираться на теорию высших психических функций Л.С.Выготского и Лурия, структурно-функциональную модель А.Р.Лурия и деятельностный подход А. Н. Леонтьева.

Примечание: задания выполнить в письменном виде, Не рекомендуется использовать Википедию и электронные словари из Интернета.

Основная литература

  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. (любое издание).

  2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. – СПб., 2003 (и др. издания, посл. 4-е изд. - 2009).

  3. Гриншпун, И.Б. Введение в психологию / И. Б. Гриншпун. (любое издание).

  4. Менделевич, В. Д. Клиническая и медицинская психология : учеб. пособие / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с. – Глава 10.

  5. Оконешникова, О. В. Методология и методика психологического исследования / О. В. Оконешникова. – М. : АПКиППРО, 2011.

  6. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб. : Питер, 2005. – Этические принципы и правила работы психолога (С. 545-552).

  7. Слободчиков, В. И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Исаев. – М., 1995.

Дополнительная литература

  1. Грановская, Р. М. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. - СПб. : Знание, 1999. (и др. издания)

  2. Карвасарский, Б. Д. Клиническая психология / Б. Д. Карвасарский. – СПб. : Питер, 2007.

  3. Клиническая психология : учебник. 3-е изд. / под ред. Б. Д. Карвасарского. - СПб. : Питер, 2007.

  4. Немов, Р. С. Психология. В 3-х тт. / Р. С. Немов (любое издание).

  5. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского. – СПб. : Питер, 1998. – С. 217-219 (копинг-механизмы); С. 231-239 (личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия Карвасарского, Исуриной, Ташлыкова); С. 239-241 (личностный подход в психотерапии); С. 408-412 (психологическая защита); С. 413-415 (психологическое консультирование); С. 412-413 (психологическая коррекция); С. 413-415 (психологическое консультирование); С. 417-418 (психопрофилактика); С. 447-453 (психотерапия); С. 455-458 (психотерапия в медицине катастроф); С. 487-488 (психотерапия кризисных состояний); С. 596-601 (стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перрецу); С. 332-339 (оценка эффективности психотерапии).


  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 11 Детская психология
А. В. Прялухина – к психол н., доцент, зав каф психологии и социальной работы ргсу
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии»
Целью освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной социологии» является получение нового знания о состоянии современного...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconРабочая Программа учебной дисциплины (модуля)
Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301....
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению курса «Актуальные проблемы...
Костенко Р. В., Зубенко Е. И. Актуальные проблемы уголовного процессуального права: Учебно-методическое пособие для студентов юридического...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 12 Развитие подростка и подростковый кризис
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 4 Психологическая готовность ребенка к школе (с практикумом)
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) Актуальные проблемы психологии iconПрограмма дисциплины актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии
Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии. Спб: Питер, 2007


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск