Скачать 88.22 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Наименование дисциплины (модуля) Введение в славянскую филологию
032700 - Филология профили «Отечественная филология (Русский язык и литература)» «Зарубежная филология» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр 1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Введение в славянскую филологию» являются:
2. Место дисциплины в структуре ПООП Б. 3. Профессиональный цикл. Базовая часть. Профили «Отечественная филология», «Зарубежная филология». Курс «Введение в славянскую филологию» преподается студентам на первом курсе, является теоретическим и по сути своей пропедевтическим. 3. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); - осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); - способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1); - владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); - способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6); - владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7). В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - что такое филология, палеография, текстология; - место славянских языков в семье индоевропейских языков. Уметь: - читать, реферировать научную литературу; Владеть: - теоретическими знаниями в области славянской филологии. 4. Структура и содержание дисциплины. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа), из них 36 аудиторных.
Содержание дисциплины Филология как совокупность гуманитарных наук. Филологические науки и дисциплины: языкознание, литературоведение, фольклористика, археография, палеография, текстология и др. Проблема этногенеза славян. Прародина славян. Сведения о славянах у античных и средневековых авторов. История древних славян по данным археологии. Язык как источник сведений по истории народа. Распространение христианства у славян. Появление у славян письменности Жизнь и творчество Константина-философа (Кирилла) и Мефодия. Древнеславянские азбуки: глаголица и кириллица, русская гражданская азбука и распространение у славян латинского алфавита. Праславянский язык. Старославянский язык, его роль в истории славянских литературных языков Генетическая общность современных славянских языков. Славянские языки в семье индоевропейских языков. Политические, экономические и культурные связи славянских народов с другими народами Этнографические и географические описания славянских стран, формирование научного интереса к славянству в Европе. Становление филологических изучений в Московской Руси История славянской филологии Развитие науки в период национального возрождения славянских народов. Филологи-слависты XVIII- первой половины XIX вв. Становление славянской филологии в России, деятельность Российской Академии наук, университетов, Румянцевского кружка, О.М. Бодянского, И.И. Срезневского, П.И. Прейса, В.И. Григоровича. Развитие славянсокго языкознания и других филологических наук во второй пол XIX в. – первой пол. ХХ вв. Славянская филология в русских университетах и в Академии наук Научная и организаторская деятельность А.А.Шахматова в изучении славянской филологии. Изучение славянской филологии в славянских странах и неславянских (Германия, Австро-Венгрия, Франция, Англия. Скандинавские страны и др. в конце XIX- нач. XXI вв.) Научные академические и университетские центры, направления исследований Фундаментальные исследования и основные периодические издания по славянской филологии в учебных и академических заведениях всех стран мира. Современное состояние славянских языков Современные славянские народы, их численность и географическое распространение, современные славянские государства, славяне в других странах мира. Новые задачи славистики Основные центры славистики в современной России, ведущие ученые-слависты в современном мире. 5. Рекомендуемые образовательные технологии Лекции, практические занятия, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Компьютерный класс, оргтехника, теле- и аудиоаппаратура (все – в стандартной комплектации для самостоятельной работы); доступ к сети Интернет (во время самостоятельной подготовки); методическая литература. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. а) основная литература: Бернштейн С.Б. 1) Очерк сравнительной грамматики славянских языков. М., 1961; 2) Константин-философ и Мефодий. М., 1984. Булахов М.Г. Восточнославянские языковеды: Библиографический словарь: В 3 т. Минск, 1976-1978. Нидерле Л. Славянские древности. М. 1956. Славянские языки/ Под ред. А.Г.Широкова и В.П.Гудкова. М., 1977. Супрун А.Е. Введение в славянскую филологию. Минск, 1989. б) дополнительная литература: Булахов М.Г., Жовтобрюх М.А., Кодухов В.И. Восточнославянские языки. М., 1987. История южных и западных славян: Курс лекций. М., 1979. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981. Сказание о начале славянской письменности. М., 1981. Славяноведение в дореволюционной России. Изучение южных и западных славян. М., 1968. Соколянский А.А. Введение в славянскую филологию. М., 2004. Супрун А.Е., Калюта А.М. Введение в славянскую филологию. Минск. 1981 Токарев С.Я. Религия в истории народов мира. М., 1965. Хабургаев Г.А. Становление русского языка. М., 1980. Чекмонас В.М. Введение в славянскую филологию. Вильнюс, 1988. Ягич И.В. История славянской филологии. СПб., 1910. в) программное и коммуникационное обеспечение: Учебная дисциплина должна быть обеспечена учебно-методической документацией и материалами. Ее содержание должно быть представлено в сети Интернет или в локальной сети вуза (факультета). Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийное оборудование. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 032700 - «Филология», профили «Отечественная филология (Русский язык и литература)» и «Зарубежная филология». Разработчик: доцент Санкт-Петербургского государственного университета И.С. Лутовинова Рецензент: профессор Пермского государственного университета Е.Н.Полякова |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» Программа дисциплины «Введение в славянскую филологию» разработана доцентом кафедры исторического языкознания, кандидатом филологических... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория... Дэвид Карузо Ph. D., один из авторов наиболее авторитетной методики оценки эмоционального интеллекта msceit, коллега Питера Саловея... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |