Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки





Скачать 105.67 Kb.
НазваниеУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки
Дата публикации08.07.2013
Размер105.67 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Литература > Примерная программа
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Наименование дисциплины (модуля)

Теория литературы



  1. Рекомендуется для направления подготовки


032700 - Филология

профиль «Отечественная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур)»

Квалификация (степень) выпускника Бакалавр


  1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Теория литературы» являются:

    • итоговое упорядочивание знаний, умений и владений, полученных в результате изучения дисциплин литературоведческого цикла, в единый информационно-компетентностный комплекс;

    • формирование у студентов представления о мировой литературе как целостной системе, функционирующей по определенным принципам;

    • обзор теоретических воззрений на литературу с древнейших времен и до наших дней;

    • создание представления о литературном процессе;

    • обучение анализу художественных текстов и механизмам создания текстов.


2. Место дисциплины в структуре ПООП

Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– Филология.

«Теория литературы» выступает итоговым курсом литературоведческого цикла, призванным систематизировать данные, полученные в результате изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «История зарубежной литературы», «Устное народное творчество», «История русской / русской и родной литературы» и ряда вспомогательных филологических курсов, а также в результате освоения гуманитарных и социальных дисциплин в сочетании с собственным социальным, культурным, читательским и исследовательским опытом студента.

Для освоения данной дисциплины студенту необходимо иметь представление об основных этапах истории мировой и отечественной литературы и фольклора, о комплексе литературных произведений, наиболее значимых для мировой и отечественной культуры, о взаимосвязи литературного процесса и литературной критики, об основных категориях и понятиях, применяемых в литературоведении. Студент должен владеть основами анализа художественного текста, принципами работы с научным и публицистическим текстом, должен обладать навыком интерпретации, способностью прослеживать связь эстетических фактов с социально-историческими процессами и тенденциями.


  1. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обо­б­щению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыками практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

  • готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

  • стремление к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6);

  • осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);

  • умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук в профессиональной деятельности, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12);

  • способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа, и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и развитии филологии (ПК-1);

  • владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

  • свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме (ПК-3);

  • владение основными методами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

  • способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);

  • способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

  • владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

  • владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

  • способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);

  • готовность к распространению и популяризации филологических знаний в воспитательной работе с учащимися (ПК-11);

  • владение базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-12);

  • владение базовыми навыками доработки и обработки, различных типов текстов (ПК-13);

  • владение навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных и культурно-просветительских учреждениях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, масс-медийной и коммуникативной сферах (ПК-15);

  • умение организовывать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-16).


В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные законы функционирования литературных систем, особенности современного литературного процесса, структуру художественного произведения;

Уметь: анализировать художественный текст, оценивать литературное произведение как часть литературного процесса;

Владеть: навыками и приемами создания научного, художественного, критического или публицистического текста, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.
4. Структура и содержание дисциплины

    Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них аудиторных - 50 часов.






п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)




1

Предмет и назначение курса «теория литературы». Системность и целостность литературы.

7

1,2

Л:2

Пр.:2

Коллоквиум по теме занятия




2

Природа литературы как рода искусства. Назначение литературы.

7

3,4,5,6

Л:4

Пр.:4

Проверка письменных работ




3

3.Мифологическое мышление в свете современной теории словесности

7

7,8,9,10

Л:4

Пр.:4

Анализ эссе на заданную тему




4

Литературное произведение и художествен-ный текст

7

11-12,13, 14

Л: 4

Пр.: 4

Коллоквиум по теме занятия
















Текущая аттестация

зачет




5

Творческий процесс

8

1,2

Л:2

Пр.: 2

Анализ эссе по теме занятия




6

Развитие теоретико-литературной мысли с древнейших времен до наших дней. Современные школы литературной науки.

8

3,4,5-9

Л:4

Пр.: 10

Научная студенческая конференция по теме занятий





7

Литературный процесс и современная литературная ситуация.

8

10, 11

Л:2

Пр.:2

Оценка защиты теоретико-литературного проекта

















Текущая аттестация

Экзамен





5. Рекомендуемые образовательные технологии:

Элементы лекционного изложения, дискуссия, анализ художественных текстов русской литературы, трудов выдающихся литературоведов и теоретиков эстетики, создание теоретико-литературных эссе, работа со словарями и энциклопедиями, в том числе электронными, коллоквиумы по ключевым проблемам литературы и литературной жизни, изучение теоретической литературы, знакомство с основополагающими трудами по теории литературы и эстетическим теориям, практикумы по анализу и интерпретации текстов, конференция, посвященная литературным школам ХХ века, работа Интернет-форума, на котором студенты и преподаватели обсуждают темы, проблемы и литературные явления, оставшиеся за границами лекционных занятий.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В течение седьмого семестра студентом создается эссе на одну из тем, подробно освещающих конкретные проблемы, обозначенные в разделах № 3 или №5 настоящего курса. По каждому разделу курса студенты выполняют письменные самостоятельные работы, связанные с темами разделов. Все работы направляются преподавателю, ведущему практикум по курсу, на электронный адрес, оцениваются и с комментариями и оценкой возвращаются студентам. Курс, разделившись на группы, силами этих групп готовит выступления на конференции, посвященной ученым литературоведческим школам ХХ века (раздел 6). Степень участия и погруженность в тему каждого студента оценивается баллами, влияющими на результаты аттестации. При изучении раздела 7 студенты самостоятельно осуществляют разработку и защиту студенческих проектов издания, посвященного истории мировой литературы.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975.

Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

Бушмин А. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980.

Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М., 2000.

Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург, 2002.

Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

Основы теории литературы. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1999.

Павлова О. A. Основы теории литературы: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999.

Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977.
б) дополнительная литература:

Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.

Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Драма. М.: Просвещение, 1968.

Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974.

Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки. Л.: Сов. писатель, 1982.

Классика и современность / Под. Ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М.: Изд-во МГУ, 1991 ( статьи В.М. Марковича, В.Е. Хализева, В.В. Прозорова).

Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск, 2006.

Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973.

Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.

Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970.

Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992.

Шкловский В. О несходстве сходного. М.: Сов. писатель, 1970.

Якобсон О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М.: Прогресс, 1975.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.pushkinskijdom.ru/

http://www.feb-web.ru/

http://nature.web.ru/litera/content.html

http://nature.web.ru/litera/content.html

http://www.philology.ru/default.htm

http://elibrus.1gb.ru/lit.shtml

http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0

http://slovar.lib.ru/dict.htm

http://writerstob.narod.ru/termins/termins.htm

http://www.philol.msu.ru/~tlit/index.htm

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебная, научная и художественная литература по курсу. Аудио- и видеозаписи, связанные с программой курса, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Свободный доступ в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология».

Разработчики:

профессор Саратовского государственного университета В.В. Прозоров

доцент Саратовского государственного университета К.М. Захаров

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные...
«Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)»
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение...
Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История...
Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется...
Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется...
Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы Рекомендуется для направления подготовки iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск