Скачать 105.67 Kb.
|
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) Наименование дисциплины (модуля) Теория литературы
032700 - Филология профиль «Отечественная филология (с указанием основного языка/языков и литературы/литератур)» Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Целями освоения дисциплины «Теория литературы» являются:
2. Место дисциплины в структуре ПООП Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.2. Общепрофессиональный цикл. Вариативная часть» ФГОС-3 по направлению подготовки ВПО 032700– Филология. «Теория литературы» выступает итоговым курсом литературоведческого цикла, призванным систематизировать данные, полученные в результате изучения дисциплин «Введение в литературоведение», «История зарубежной литературы», «Устное народное творчество», «История русской / русской и родной литературы» и ряда вспомогательных филологических курсов, а также в результате освоения гуманитарных и социальных дисциплин в сочетании с собственным социальным, культурным, читательским и исследовательским опытом студента. Для освоения данной дисциплины студенту необходимо иметь представление об основных этапах истории мировой и отечественной литературы и фольклора, о комплексе литературных произведений, наиболее значимых для мировой и отечественной культуры, о взаимосвязи литературного процесса и литературной критики, об основных категориях и понятиях, применяемых в литературоведении. Студент должен владеть основами анализа художественного текста, принципами работы с научным и публицистическим текстом, должен обладать навыком интерпретации, способностью прослеживать связь эстетических фактов с социально-историческими процессами и тенденциями.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: основные законы функционирования литературных систем, особенности современного литературного процесса, структуру художественного произведения; Уметь: анализировать художественный текст, оценивать литературное произведение как часть литературного процесса; Владеть: навыками и приемами создания научного, художественного, критического или публицистического текста, навыками работы с компьютером как средством управления информацией. 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа, из них аудиторных - 50 часов.
5. Рекомендуемые образовательные технологии: Элементы лекционного изложения, дискуссия, анализ художественных текстов русской литературы, трудов выдающихся литературоведов и теоретиков эстетики, создание теоретико-литературных эссе, работа со словарями и энциклопедиями, в том числе электронными, коллоквиумы по ключевым проблемам литературы и литературной жизни, изучение теоретической литературы, знакомство с основополагающими трудами по теории литературы и эстетическим теориям, практикумы по анализу и интерпретации текстов, конференция, посвященная литературным школам ХХ века, работа Интернет-форума, на котором студенты и преподаватели обсуждают темы, проблемы и литературные явления, оставшиеся за границами лекционных занятий. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины В течение седьмого семестра студентом создается эссе на одну из тем, подробно освещающих конкретные проблемы, обозначенные в разделах № 3 или №5 настоящего курса. По каждому разделу курса студенты выполняют письменные самостоятельные работы, связанные с темами разделов. Все работы направляются преподавателю, ведущему практикум по курсу, на электронный адрес, оцениваются и с комментариями и оценкой возвращаются студентам. Курс, разделившись на группы, силами этих групп готовит выступления на конференции, посвященной ученым литературоведческим школам ХХ века (раздел 6). Степень участия и погруженность в тему каждого студента оценивается баллами, влияющими на результаты аттестации. При изучении раздела 7 студенты самостоятельно осуществляют разработку и защиту студенческих проектов издания, посвященного истории мировой литературы. 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины а) основная литература: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. – М.: Худож. лит., 1975. Борев Ю.Б. Эстетика. Теория литературы. М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. Бушмин А. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. М.: Современник, 1980. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. М., 2000. Лейдерман Н.Л., Барковская Н.В. Теория литературы (вводный курс). – Екатеринбург, 2002. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970. Основы теории литературы. Учебно-методическое пособие. Волгоград, 1999. Павлова О. A. Основы теории литературы: Учебно-методическое пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 1999. Тынянов Ю.Н. Литературный факт // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. б) дополнительная литература: Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм: Эпос. Лирика. Драма. М.: Просвещение, 1968. Гинзбург Л. О лирике. Л.: Сов. писатель, 1974. Гинзбург Л. О старом и новом: Статьи и очерки. Л.: Сов. писатель, 1982. Классика и современность / Под. Ред. П.А. Николаева, В.Е. Хализева. М.: Изд-во МГУ, 1991 ( статьи В.М. Марковича, В.Е. Хализева, В.В. Прозорова). Корман Б.О. Избранные труды. Теория литературы. Ижевск, 2006. Моль А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. Сосновская О.В. Теория литературы и практика читательской деятельности. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. Успенский Б.А. Поэтика композиции. М.: Искусство, 1970. Фейнберг Е.Л. Две культуры: Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992. Шкловский В. О несходстве сходного. М.: Сов. писатель, 1970. Якобсон О. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против»: Сб. статей. М.: Прогресс, 1975. в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы: http://www.pushkinskijdom.ru/ http://www.feb-web.ru/ http://nature.web.ru/litera/content.html http://nature.web.ru/litera/content.html http://www.philology.ru/default.htm http://elibrus.1gb.ru/lit.shtml http://www.gramma.ru/LIT/?id=3.0 http://slovar.lib.ru/dict.htm http://writerstob.narod.ru/termins/termins.htm http://www.philol.msu.ru/~tlit/index.htm 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Учебная, научная и художественная литература по курсу. Аудио- и видеозаписи, связанные с программой курса, технические возможности для их просмотра и прослушивания. Свободный доступ в Интернет, наличие компьютерных программ общего назначения. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению 032700 – Филология, профиль «Отечественная филология». Разработчики: профессор Саратовского государственного университета В.В. Прозоров доцент Саратовского государственного университета К.М. Захаров |
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Инновационные... «Преподавание филологических дисциплин (с указанием языка / языков и литературы/литератур)» | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Пооп подготовки бакалавра филологии, как «История», «Философия», «Культурология», «Введение в литературоведение», «История русской... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные... Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Введение... Дать студентам общее представление о славянской филологии, об объекте ее изучения, охарактеризовать основные проблемы, актуальные... | ||
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История... Данная учебная дисциплина входит в раздел «б профессиональный цикл. Базовая часть» фгос-3 по направлению подготовки впо 032700 –... | Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины Экономика Рекомендуется... Основная цель изучения дисциплины Экономика формирование у студентов научного экономического мышления | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины наименование дисциплины Устойчивое развитие Рекомендуется... Б. 3) модуля основы природопользования (ОП), охватывающего разнообразные аспекты воздействия человека на окружающую среду, защиты... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... |