Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет - Высшая школа экономики Факультет психологии
Программа дисциплины АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
для направления 030300 «Психология»
подготовки магистра (030300.68)
Автор: Осин Е.Н.
Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании кафедры «Психология» общей и экспериментальной психологии
Председатель Зав. кафедрой _____________________Штроо В.А ______________________Болотова А.К.
«_____» __________________ 200 г. «____»_____________________200 г.
Утверждено УС факультета
Факультета психологии
Ученый секретарь ____________________Старовойтенко Е.Б.
« ____» ___________________200 г.
Москва 2009
Тематический план учебной дисциплины
№
| Название темы
| Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Сем. и практ. занятия
| 1
| Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы.
| 12
| 4
| 4
| 4
| 2
| Актуальные теоретические проблемы психологии.
| 40
| 8
| 4
| 28
| 3
| Актуальные проблемы психологии как эмпирической науки.
| 28
| 4
| 4
| 20
| 4
| Актуальные проблемы практической психологии.
| 28
| 4
| 4
| 20
| 5
| Неклассическая психология.
| 34
| 6
| 4
| 24
| 6
| Позитивная психология.
| 20
| 4
| 4
| 12
|
| Итого:
| 162
| 30
| 24
| 108
|
Базовые учебники: Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2006. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007. Формы контроля:
Реферат в объеме 15-25 тыс. знаков.
Эссе в объеме 10-15 тыс. знаков.
Письменный экзамен (5 вопросов, 80 минут)
Итоговая оценка складывается из оценки за работу на семинарах (Осем.), оценки за реферат (Ореф.), оценки за эссе (Оэссе) и оценки за экзамен (Оэкз.) в равных долях:
Оитог. = Осем. * 0,25 + Ореф.* 0,25 + Оэссе * 0,25 + Оэкз. * 0,25.
Содержание программы
Тема 1. Современное состояние психологии: проблема наличия единой парадигмы. 1. Теоретическая, прикладная, практическая психология. Соотношение теории и эксперимента в процессе научного познания. Закономерности развития научных теорий. Классификация теорий по уровню обобщённости.
2. Многообразие психологических теорий. Научные школы как социальная форма существования научных теорий. Роль познавательных, социальных и личностных факторов в развитии науки.
3. Соотношение теоретического, эмпирического и психотехнического знания в психологии.
4. Признаки кризиса психологической науки.
5. Специфика психологической науки, связанная с объектом изучения. Литература
Юревич А.В. Системный кризис психологии // Вопросы психологии, 1999 [4].
Юревич А.В. Методологический либерализм в психологии // Вопросы психологии, 2001 [4].
Юревич А.В. Интерпретативные традиции и параметры развития психологической науки // Вопросы психологии, 2005 [5].
Дополнительная литература:
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб: Питер, 2007 [1-3].
Тема 2. Актуальные теоретические проблемы психологии. 1. Проблема объективного метода в психологии.
2. Эволюция парадигмы психологии.
3. Развитие идеала научности на протяжении XX в.: позитивизм, постпозитивизм, постнеклассическая наука.
4. Естественно-научная и гуманитарная парадигма в психологии.
5. Категориальная система психологии. Объяснительные принципы психологии. Литература
Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии, 1997, № 5 [4].
Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии [1].
Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек Развивающийся. Очерки Российской психологии. М., 1994. Гл. 3 [1, 2, 5].
Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. Гл. 2, 9 [3, 4]. С. 32-69, 217-260.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003. Гл. 2 [5].
Юревич А.В. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы в психологии, или раскачанный маятник // Вопросы психологии, 2005, № 2 [4].
Дополнительная литература:
Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук [4].
Бахтин М.М. К философии поступка [4].
Бьюджентал Дж. Предательство человечности: миссия психотерапии по восстановлению нашей утраченной идентичности // Эволюция психотерапии: В 3-х т. М.: "Класс", 1998. т. 3, с.180-207 [1].
Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. Гл. 2.4. [5].
Дильтей В. Описательная психология.
Мамардашвили М.К. Анализ сознания в работах Маркса [1].
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. М.: Академия, 2003. Гл. 5-13 [5].
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гл. 1. [1]
Тульчинский Г.Л. Духовные итоги XX столетия и новый парадигмальный сдвиг // Проективный философский словарь: Новые термины и понятия (под редакцией Тульчинского Г.Л., Эпштейна М.Н.). Алетейя 2003.
Шульц Д.П., Шульц С.П. История современной психологии [2].
Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. [2].
Тема 3. Актуальные проблемы психологии как эмпирической науки. 1. Проблема измерения в психологии, надёжность и валидность психологических измерений.
2. Место эмпирических методов в научном исследовании.
3. Проблема адекватного применения эмпирических методов для психологической диагностики.
4. Количественный и качественный подходы в психологических исследованиях как эмпирическая реализация естественно-научной и гуманитарной парадигм. Литература:
Аллахвердов В.М. Блеск и нищета эмпирической психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, Т. 2, № 1. С. 44-63 [2].
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000. Ч. 2. Раздел 3.3 «Отношение герменевтики и естественно-научного подхода в психологическом эмпирическом исследовании» (с. 239-245) [4].
Холодная М.А. Психологическое тестирование и право личности на собственный вариант развития // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2, С. 66-75 [3].
Шмелев А.Г. Тест как оружие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2, С. 40-53 [1, 2, 3].
McGrath, J.E., & Johnson, B.A. Methodology Makes Meaning: How Both Qualitative and Quantitative Paradigms Shape Evidence and Its Interpretation [4].
Дополнительная литература:
Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб, 2000. Гл. 2 «Эмпирические методы в психологии» (с. 23-38), Гл. 6 «Психологическое измерение» (с. 146-163). (для тех, у кого нет базовой психологической подготовки) [1].
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005, Т. 2, № 1. Дискуссия по статье В.М. Аллахвердова (в частности, А.Д. Наследов, В.Ф. Петренко, А.Н. Поддьяков, А.В. Юревич) [2].
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1, № 4. Дискуссия по проблеме применения тестов (в частности, А.Г. Шмелев, М.А. Холодная, Л.Ф. Бурлачук) [2].
Ушаков Д.В. Тесты интеллекта или горечь самопознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004, Т. 1 № 2. С. 76-93.
Kline P. Psychology Exposed or The Emperor’s New Clothes. London: Routledge, 1988. Chapter 2, 4 [2, 3].
Тема 4. Актуальные проблемы практической психологии. 1. Проблема критериев психического, психологического и личностного здоровья.
2. Особенности психотехнического познания и знания.
3. Представления о человеке в практической психологии.
4. Психотерапевтическая концепция как психотехнический миф: возможности и опасности. Литература:
Ваcилюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал, 1992, № 1. С. 15-32 [2].
Калитеевская Е.Р. Психическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 1997. С. 231-238 [1].
Мамардашвили М.К. Об инструментальном статусе психотехнической теории // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 157-166 [2, 4].
Розин В.М. Психология: наука и практика. М.: РГГУ, Омега-Л, 2005. С. 208-219 (В плену психотерапевтической концепции), 274-298 (Проблема психологической реальности, Мифы и склонности психологов, Преодоление кризисных явлений в психологии) [4].
Дополнительная литература:
Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. С. 5-23 (Основные подходы к дихотомии «норма – патология»), 67-73 (Гипотеза об уровнях психического здоровья) [1].
Василюк Ф.Е. Представления о человеке в практической психологии // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 181-194 [3].
Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. Гл. 23 (Теория метамотивации: биологические корни ценностной жизни). С. 282-325 [1].
Пузырей А.А. Новые идеалы научности и путь практической психологии личности // Психология, психотехника, психагогика. М.: Смысл, 2005. С. 279-298 [2].
Фейнман Р. Дяде Сэму Вы не нужны! // Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман. Неопубл. пер. с англ.
Хок Р. Р. Ну и кто же здесь сумасшедший? (Rosenhan D.L.) // 40 исследований, которые потрясли психологию. М.: Олма-Пресс, 2003. С. 300-308.
Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. М.: АСТ, Астрель, 2009. С. 167-180 [3].
Тема 5. Неклассическая психология. 1. Общее представление об особенностях «неклассических» подходов в психологии.
2. Культурно-деятельностная парадигма как вариант неклассической психологии.
3. Экзистенциальная психология как вариант неклассической психологии.
4. Социальный конструктивизм, диалогический и нарративный подходы в психологии. Литература:
Леонтьев А.А. Деятельный ум. М.: Смысл, 2001. С. 61-73 (Шпет, Бахтин), 87-92 (понятие смысла), 233-243 (образ мира), 280-289 (понятие смысла), 296-301 (превращенные формы) [2].
Леонтьев Д.А. Неклассический вектор в современной психологии // Постнеклассическая психология, 2005, № 1. С. 51-71 [1, 3].
Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: 1999. С. 152-165 (раздел 2.7, 2.8) [2, 3].
Мамардашвили М.К. Философия и личность // Человек, 1994, № 5. С. 5-19 [3].
Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. №. 3. С. 113-121.
Дополнительная литература:
Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002, № 3, с. 28-39 [2, 3].
Леонтьев Д.А. Психология как гуманитарная наука: от дисциплины необходимого к «цветущей сложности» возможного // Прогресс психологии: критерии и признаки / Под ред. Журавлева А.В., Марцинковской Т.Д., Юревича А.В. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009 [1].
Мамардашвили М.К. Если осмелиться быть // Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990 [3].
Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Смыслоутрата и отчуждение // Культурно-историческая психология, 2007, № 4, с. 68-77 [2, 3].
Стеценко А.П. Перспективы теории деятельности в контексте современной психологии: неклассический подход к неклассической культурно-исторической теории деятельности.
Bruner J. Life as Narrative // Social Research, 2004, Vol. 71, No. 3. P. 691-710 [4].
Hermans H.L.M. The Dialogical Self: Towards a Theory of Personal and Cultural Positioning // Culture and Psychology, 2001, Vol. 7(3). P. 243-281 [4].
Тема 6. Позитивная психология. 1. Общее представление о позитивной психологии: её истоки, предмет и задачи.
2. Позитивные эмоции и их роль в жизни человека.
3. Общее представление о теориях внутренней мотивации: теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана, теория потока М. Чиксентмихая.
4. Гедонистический и эвдемонический подходы к психологическому благополучию: идеи и результаты исследований. Смысл и счастье.
5. Ресурсы совладания: жизнестойкость, оптимизм, позитивные копинг-стратегии.
6. Интервенции позитивной психологии.
7. Критика позитивной психологии. Литература:
Аргайл М. Психология счастья. 2-е изд. СПб: Питер, 2003. Гл. 2, 9, 10 [4].
Бонивелл И. Ключи к благополучию: что может позитивная психология. М.: Время, 2009. C. 12-69 [1-4], 90-101 [5], 136-149 [6], 160-166 [7].
Дополнительная литература:
Зелигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006 [1, 2, 6]
Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал, 2005. т. 26, № 6. С. 87–101 [5].
Осин Е.Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика // Психологическая диагностика, 2007, № 3. С. 22-40 [5].
Handbook of Positive Psychology / Ed. By C.R. Snyder, S.J. Lopez. Oxford University Press, 2002 (при желании выберите темы, соответствующие тематике ваших исследований) [1-3, 5].
Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
Темы эссе:
Есть ли кризис в психологии: в эпоху Выготского и в наши дни.
Объяснительная и понимающая психология: проблема соотношения.
Практическая психология и религия: где граница?
Место ценностей в научной психологии (либо: в практической психологии, в прикладной психологии бизнеса). Должна ли психология быть нравственной?
Постнеклассическая наука как вызов классическому идеалу научности.
Позитивизм и постпозитивизм: что преобладает в психологии?
Достоинства и недостатки различных подходов к решению проблемы критериев нормы и патологии.
Проблема многообразия альтернативных теорий: существует ли единая общая психология?
Тест как оружие: негативные последствия неверного применения эмпирических методов и как этих последствий избежать?
Эмпирическая психология: от факта к теории или от теории к факту?
Возможности и ограничения эмпирической психологии в познании человека.
Психологический смысл предложенного В.П. Зинченко и М.К. Мамардашвили «объективного метода» (следствия их идей для психологической науки и практики, реализуются ли эти идеи в нынешней практике и т.д.).
Количественные и качественные методы: альтернативные или взаимодополняющие исследовательские подходы?
Является ли историческое развитие психологической теории (практики) ответом на социальные запросы и вызовы?
Отечественная и зарубежная традиции в психологической теории (практике): общие черты и специфические особенности.
Психология в эпоху постмодернизма.
Соотношение психологии и этики в работе С.Л. Рубинштейна «Человек и мир».
Идеи М.М. Бахтина («К философии поступка», «К методологии гуманитарных наук»): почему они психологи считают их важными?
Критерии оценки эссе:
самостоятельность выполнения работы;
наличие и аргументированность авторской позиции;
аргументированный анализ противоположных взглядов;
логика, ясность и лаконичность изложения мыслей;
опора на литературные источники.
Темы рефератов:
Понятие объективности в психологии и его эволюция.
Развитие идеала научности на протяжении XX века.
Психология в эпоху постмодернизма.
Объяснительные принципы психологии.
Категория личности в психологии.
Категория сознания в психологии.
Психофизическая проблема и её современное понимание.
Качественные методы в психологии.
Феноменологические подходы в психотерапии.
Дискурс-анализ как метод психологического познания.
Феноменологический метод как исследовательский метод: основные принципы реализации.
Понятие смысла, смысловой регуляции в отечественной психологии.
Культура как семиосфера (основные идеи работы Ю.М. Лотмана).
Психологические идеи в работах М.М. Бахтина.
Философская антропология С.Л. Рубинштейна («Человек и мир»).
Основные подходы к определению критериев нормы и патологии.
Роль кризисов в развитии личности.
Психология и этика. Этические принципы в психологии.
Основные проблемы экзистенциальной психологии.
Культурно-исторический подход Л.С. Выготского и современная психология.
Основные идеи деятельностного подхода А.Н. Леонтьева.
Основные положения подхода «Диалогическое Я» Х. Херманса.
Социальный конструктивизм в психологии.
Психологические идеи в работах М.К. Мамардашвили («Психологическая топология пути», «Философия и личность» или др.)
Любая тема из позитивной психологии (с использованием статей из баз данных ГУ-ВШЭ).
Любой качественный метод.
Любая другая интересующая Вас тема из затронутых на семинарах и лекциях курса.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:
Признаки кризиса в психологии во времена Выготского и в наши дни.
Основные идеи позитивизма, позитивистский идеал научности.
Понятия постпозитивизма и постнеклассической науки.
Классический и неклассический подход к пониманию объективности в психологии.
Основные различия между естественно-научной и гуманитарной парадигмой в психологии.
Критерии валидности, применяемые к качественным исследованиям.
Понятия надёжности, валидности, достоверности теста по А.Г. Шмелёву.
Проблемы и угрозы, связанные с применением тестов.
Основные подходы к определению нормы и патологии.
Отличия психотехнического знания о личности от научного знания.
Понятие неклассической психологии.
Отличия неклассической психологии от классической.
Неклассические идеи культурно-исторического подхода Л.С. Выготского.
Неклассические идеи экзистенциальной психологии.
Понятие и суть социального конструктивизма.
Понятие и функции смысла в деятельностном подходе.
Основные положения теории broaden-and-build Б. Фредериксон.
Понятия гедонистического и эвдемонического благополучия: отличия.
Отличия внутренней и внешней мотивации. Назовите две теории, описывающие феномен внутренней мотивации, в позитивной психологии.
Основные идеи теории потока М. Чиксентмихая.
Критика позитивной психологии.
Автор программы: ____________________________ Е. Н. Осин
|