МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ Материалы межрегиональной научно-практической
конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года
Том 1
МУРМАНСК
2014
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
В ОБРАЗОВАНИИ Материалы межрегиональной научно-практической
конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года
Том 1
МУРМАНСК
2014
УДК 37.015.3(082)
ББК 88.6я43
А43 Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и редакционно-издательской деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета Рекомендовано к печати кафедрой психологии МГГУ (протокол № 3 от 02.10.2013 г.) Редколлегия: И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГГУ) (отв. ред.);
О.В. Оконешникова, канд. психол. наук, доцент (МГГУ);
Т.Д. Барышева, старший преподаватель кафедры психологии (МГГУ);
Н.В. Егорова, специалист по УМР кафедры психологии (МГГУ);
А.С. Кузина, специалист по УМР кафедры психологии (МГГУ) Рецензенты: А.В. Прялухина, канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы, психологии и социального права Российского государственного социального университета;
Е.Г. Трудкова, канд. пед. наук, доцент кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и народного художественного творчества, зам. декана по УР факультета художественного образования, технологии и дизайна МГГУ
Коллектив авторов Актуальные проблемы психологии в образовании: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием 1–3 апреля 2013 года / отв. ред. И.А. Синкевич. – Мурманск: МГГУ, 2014. – Т. 1. – 224 с. Первый том сборника 5 разделов, в которых представлены психолого-педаго-гические проблемы перехода на уровневое образование; исследуются проблемы преподавания психологии в образовательных учреждениях; раскрываются особенности социокультурного развития личности в образовательном пространстве; анализируются психолого-педагогические проблемы развития детей дошкольного и школьного возраста; рассматриваются вопросы психологии рефлексии и самосознания личности и др.
Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др. Печатается в авторской редакции. ISBN 978-5-4222-0214-0 (т. 1) © Коллектив авторов, 2014
ISBN 978-5-4222-0213-3 © Оформление. ФГБОУ ВПО «Мурманский
государственный гуманитарный университет», 2014
ВВЕДЕНИЕ
Цель современного образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития ответственного, компетентного, творческого, инициативного и высоконравственного гражданина России. Идеология системы образования должна ориентироваться на высшую ценность – человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, природой и обществом. Ситуация, в которой находятся и современные психолого-педагогические науки требует: разработки новых концепций; расширения исследований закономерностей психического, личностного, социального и творческого развития человека в современных условиях. Изменения в политической, национальной, общественной сферах определяют целевые ориентиры в психолого-педагогической подготовке будущих специалистов, способных работать в современных социокультурных условиях.
Актуальным становится формирование через систему российского образования социальных отношений, наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом. Под современной образовательной средой понимаются образовательные учреждений разного типа и взаимодействующие с ними общественные и государственные организации, которые создают условия для развития и социализации человека. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки педагогических кадров.
В апреле 2013 г. в Мурманском государственном гуманитарном университете проходила Межрегиональная научно-практиче-ская конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которой приняли участие ведущие преподаватели высших и средних учебных заведений, практические психологи, социальные работники из разных городов России и зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Заполярного, г. Ковдора, п. Молочный, п. Мурмаши, г. Снежногорска); г. Санкт-Петербурга, г. Владикавказа, г. Петрозаводска, с. Жидка, Балейского района, Забайкальского края, г. Минска и Витебска (Республики Беларусь), г. Калифорнии, США, г. Phoenix, Arizona, USA и др.
Всего в конференции приняло участие более 300 человек, из них: около 60 педагогов ДОУ г. Мурманска и Мурманской области, около 25 учителей школ и гимназий г. Мурманска и Мурманской области, около 10 преподавателей средних и высших учебных заведений г. Мурманска и Мурманской области, также Карельской государственной педагогической академии и др. Обсуждены 96 докладов, в том числе и стендовые. Материалы участников конференции нашли отражение в сборнике статей «Актуальные проблемы психологии в образовании».
Первый том сборника научных статей участников конференции включает 5 разделов, в которых представлены психолого-педагогические проблемы перехода на уровневое образование; исследуются проблемы преподавания психологии в образовательных учреждениях; раскрываются особенности социокультурного развития личности в образовательном пространстве; анализируются психолого-педагогические проблемы развития детей дошкольного и школьного возраста; рассматриваются вопросы психологии рефлексии и самосознания личности и др.
Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Д.Г. Левитес
|