Скачать 318.09 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.16.2.4. БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ (АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА 1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
2. Содержание дисциплины. 2.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
2.2. Содержание разделов дисциплины. РАЗДЕЛ 1. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Характеристика атлетической гимнастики, ее роль в укреплении здоровья, совершенствовании телосложения и осанки, физической подготовленности. Значение атлетической гимнастики как эффективного средства физического воспитания и как вида спорта. Возникновение и развитие атлетической гимнастики в России и за рубежом. Соревнования по атлетической гимнастике, эволюция правил соревнований, техники, тактики. Состояние атлетической гимнастики на современном этапе и перспективы ее развития. РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКЕ Принципы, методы и структура процесса обучения. Подготовка мест занятий и организация обучения, предупреждение травматизма и причин его возникновения. Классификация и анализ упражнений, используемых в процессе занятий. Техника выполнения упражнений. РАЗДЕЛ 3. ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ С РАЗНЫМ КОНТИНГЕНТОМ ЗАНИМАЮЩИХСЯ Методика тренировочных занятий для юношей. Методика первого, второго и третьего годов тренировочных занятий для мужчин. Методика тренировочных занятий для женщин. РАЗДЕЛ 4. САМОКОНТРОЛЬ И СРЕДСТВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПРИ ЗАНЯТЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ Самоконтроль на занятиях атлетической гимнастикой. Правила составления и ведения дневника самоконтроля. Контроль за состоянием организма до, во время и после занятий. Средства восстановления. Гигиена, закаливание, массаж. РАЗДЕЛ 5. ПИТАНИЕ ПРИ ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ Питание при занятиях атлетической гимнастикой. Требования к питанию при занятиях атлетической гимнастикой. Режим питания при занятиях атлетической гимнастикой. Особенности питания атлетов, проживающих в условиях Кольского Севера. 2.3. Темы для самостоятельного изучения:
3. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Тема 1: Атлетическая гимнастика в системе физического воспитания и спорта (ЛК – 2 ч) План: 1. Характеристика атлетической гимнастики, ее роль в укреплении здоровья, совершенствовании телосложения и осанки, физической подготовленности. 2. Значение атлетической гимнастики как эффективного средства физического воспитания и как вида спорта. 3. Возникновение и развитие атлетической гимнастики в России и за рубежом. 4. Соревнования по атлетической гимнастике, эволюция правил соревнований, техники, тактики. 5. Первые соревнования по атлетической гимнастике в России и за рубежом. 6. Современные правила соревнований по атлетической гимнастике. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Что делает популярным атлетическую гимнастику среди школьников и молодежи. 2. Что способствовало возникновению данного вида спорта. 3. Когда впервые были проведены официальные международные соревнования по атлетической гимнастике. 4. В каких соревнованиях впервые участвовали советские атлеты. 5. Современное состояние атлетической гимнастики в России и за рубежом. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте летопись по датам о значимых достижениях российских атлетов за последние 10 лет. 2. Раскройте основные направления развития и становления данного вида спорта. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 11,13 Тема 2: Принципы, методы и структура процесса обучения. Подготовка мест занятий и организация обучения, предупреждение травматизма и причин его возникновения (ПР – 4 ч) План: 1. Основные дидактические принципы при обучении упражнениям атлетической гимнастики. 2. Учебная работа по атлетической гимнастике с использованием методических приемов. 3. Основные требования к местам проведения занятий по атлетической гимнастике. 4. Травмы, наиболее часто встречающиеся во время тренировок по атлетической гимнастике. Оказание первой медицинской помощи. 5. Предупреждение травматизма. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Соблюдение правил при подготовке мест для занятий атлетической гимнастикой. 2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на возникновение травм в процессе занятий атлетической гимнастикой. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте методичку основных правил, которые необходимо соблюдать для подготовки мест для занятий атлетической гимнастикой. 2. Составьте методичку основных правил, которые необходимо соблюдать для предупреждения травматизма во время занятий атлетической гимнастикой. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 9,11,12 Тема 3: Классификация упражнений, используемых в процессе занятий (ПР – 2 ч) План: 1. Виды классификаций упражнений, используемых в процессе занятий. 2. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. 3. Упражнения для развития грудных мышц. 4. Упражнения для развития мышц брюшного пресса. 5. Упражнения для мышц спины. 6. Упражнения для мышц ног. 7. Упражнения для мышц шеи. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Признаки, положенные в основу классификаций упражнений. 2. Техника выполнения упражнений. Задание для самостоятельной работы: Составить конспект по развитию отдельной группы мышц. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 10,11,12,13 Тема 4: Методика тренировочных занятий для юношей (ПР – 4 ч) План: 1. Анатомо-физиологические особенности организма данного контингента занимающихся. 2. Особенности структуры занятий атлетической гимнастикой с юношами. 3. Методика обучения юношей упражнениям атлетической гимнастики. Средства обучения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Особенности разработки тренировочного цикла для юношей. 2. Основные методические приемы для обучения упражнениям. Задание для самостоятельной работы: Составить конспекты занятий по атлетической гимнастике с юношами. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 7,8,9,10,13 Тема 5: Методика тренировочных занятий для мужчин (ПР – 6 ч) План: 1. Анатомо-физиологические особенности организма мужчин. 2. Методика первого года тренировочных занятий для мужчин. 3. Методика второго года тренировочных занятий для мужчин. 4. Методика третьего года тренировочных занятий для мужчин. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Особенности разработки тренировочного цикла для мужчин. 2. Раскройте основные методические приемы для обучения упражнениям. Задание для самостоятельной работы: Составить конспекты занятий по атлетической гимнастике с мужчинами первого, второго и третьего годов тренировочных занятий. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 3,4,5,6,9 Тема 6: Методика тренировочных занятий для женщин (ПР – 4 ч) План: 1. Анатомо-физиологические особенности женского организма. 2. Особенности структуры занятий атлетической гимнастикой с женщинами. 3. Методика обучения женщин упражнениям атлетической гимнастики. Средства обучения. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие особенности женского организма необходимо учитывать в ходе занятий атлетической гимнастикой. 2. Особенности разработки тренировочного цикла для женщин. Задание для самостоятельной работы: Составить конспекты занятий по атлетической гимнастике с женщинами разного возраста и уровня подготовленности. Литература Основная:1,2 Дополнительная: 5,6,7,10,11,13 Тема 7: Самоконтроль на занятиях атлетической гимнастикой (ПР – 2 ч) План: 1. Значение контроля и самоконтроля на занятиях атлетической гимнастикой. 2. Субъективные показатели самоконтроля 3. Объективные показатели самоконтроля. 4. Правила составления и ведения дневника самоконтроля. 5. Контроль за состоянием организма до, во время и после занятий. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Значение контроля и самоконтроля на занятиях атлетической гимнастикой. 2. Какие показатели самоконтроля Вы используете в своем дневнике самоконтроля. Задание для самостоятельной работы: Составьте дневник самоконтроля. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 8,9,10,11,12,13 Тема 8: Средства восстановления, используемые в атлетической гимнастике (ПР – 2 ч) План: 1. Гигиенические требования к местам занятий атлетической гимнастикой, к одежде. Личная гигиена занимающихся. 2. Закаливание как средство восстановления после занятий атлетической гимнастикой. 3. Массаж как средство восстановления физической работоспособности. 4. Стретчинг как средство восстановления во время и после занятий атлетической гимнастикой. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Какие средства восстановления Вы знаете. 2. Основные гигиенические требования к занятиям атлетической гимнастикой. 3. Что Вы можете рассказать о каждом из изучаемых средств восстановления. Задание для самостоятельной работы: Описать упражнения стретчинга, используемые для растягивания и расслабления во время и после занятий атлетической гимнастикой. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 5,6,9 Тема 9: Питание при занятиях атлетической гимнастикой (ПР – 2 ч) План: 1. Требования к питанию при занятиях атлетической гимнастикой. 2. Режим питания при занятиях атлетической гимнастикой. 3. Особенности питания атлетов, проживающих в условиях Кольского Севера. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Особенности питания занимающихся атлетической гимнастикой. 2. Рацион питания в разгрузочные дни. 3. Потребность организма в белках, жирах и углеводах, исходя из особенностей трудовой деятельности. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте рацион питания для занимающегося атлетической гимнастикой с учетом возраста, пола и индивидуальных особенностей. 2. Составьте собственный рацион питания. Литература Основная: 1,2 Дополнительная: 4,8,10,11,13 4. Рекомендуемая литература: Основная:
Дополнительная:
5. Примерные зачетные тестовые задания: ВАРИАНТ 1 Часть 1 При выполнении заданий части 1 из предложенных вариантов ответа выберите один. А1. В атлетической гимнастике суммарным весом поднятых за отдельное занятие отягощений называют:
А2. После больших нагрузок организм обычно восстанавливается через:
А3. Метод обучения, при котором упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных и подводящих упражнений, называется:
А4. Сила – это:
4) способность человека проявлять большие мышечные усилия. А5. Оптимальное количество повторений, используемое в атлетической гимнастике:
А6. Занятия атлетической гимнастикой лучше всего проводить в те часы, на которые приходится пик работоспособности, а именно:
А7. Методический прием повышения воздействия на мышцы, характеризующийся соединением двух упражнений, влияющих на одну и ту же мышечную группу, в серию называется:
А8. Специально-прикладная часть занятия направлена на:
А9. В первый год занятий атлетической гимнастикой тренироваться не более:
А10. К субъективным показателям самоконтроля не относится:
Часть 2 При выполнении заданий части 2, впишите понятие, сформулируйте требуемую последовательность. В1. Система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья -… В2. Комплекс мер, направленных на обеспечение безопасности атлетов в процессе выполнения упражнений -… В3. Объективные данные о физическом развитии, степени выраженности антропометрических признаков: соматометрических, физиометрических, соматоскопических - … В4. Регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом - … В5. Гипервитаминоз -… ВАРИАНТ 2 Часть 1 При выполнении заданий части 1 из предложенных вариантов ответа выберите один. А1. В атлетической гимнастике плотностью работы, ее количеством за определенный промежуток времени, характеризующий длительность отдельного занятия, называют: 1) интенсивность нагрузки;
А2. После средних нагрузок организм обычно восстанавливается через:
А3. Совокупность упражнений, приёмов и методов, направленных на обучение и совершенствование двигательным умениям и навыкам, называется:
А4. Методический прием повышения воздействия на мышцы, характеризующийся увеличением веса отягощения, то есть количество повторений в каждом подходе уменьшается, а вес отягощения увеличивается, называется: суперсерией; трисерией; «пирамидой»; повторно-серийным. А5. Основная специально-силовая часть занятия направлена на:
3) подготовку вех органов и систем к предстоящей работе; расслабление мышц и развитие гибкости. А6. К объективным показателям самоконтроля относится:
А7. Метод обучения, позволяющий воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся, называется:
А8. Группа разнообразных по структуре органических веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, синтез которых в организме отсутствует или ограничен, называется:
А9. Первые соревнования по атлетической гимнастике состоялись в:
А10. Всесоюзная Федерация атлетизма была создана в:
Часть 2 При выполнении заданий части 2, впишите понятие, сформулируйте требуемую последовательность. В1. Упражнения, с помощью которых у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения -…. В2. Наиболее благоприятным (сенситивным) периодом развития силы у мальчиков и юношей считается возраст ……..лет. В3. Методический прием повышения воздействия на мышцы, характеризующийся соединением трех упражнений, влияющих на одну и ту же мышечную группу, в серию -….. В4. Комплекс морфологических и функциональных показателей организма, обусловленными внутренними факторами и жизненными условиями -… В5. Гиповитаминоз -.... 6. Примерный перечень вопросов к зачету: 1. Атлетическая гимнастика в системе физического воспитания. 2. Атлетическая гимнастика в общеобразовательной школе. 3. Атлетическая гимнастика в СУЗах и ВУЗах. 4. Состояние атлетической гимнастики на современном этапе. 5. Возникновение и развитие атлетической гимнастики в России. 6. Возникновение и развитие атлетической гимнастики за рубежом. 7. Основные дидактические принципы при обучении упражнениям атлетической гимнастики. 8. Учебная работа по атлетической гимнастике с использованием методических приемов. 9. Травмы, наиболее часто встречающиеся во время тренировок по атлетической гимнастике. Оказание первой медицинской помощи. Предупреждение травматизма. 10. Виды классификаций упражнений, используемых в процессе занятий. 11. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. 12. Упражнения для развития грудных мышц. 13. Упражнения для развития мышц брюшного пресса. 14. Упражнения для мышц спины. 15. Упражнения для мышц ног. 16. Упражнения для мышц шеи. 17. Подготовка мест занятий. 18. Анатомо-физиологические особенности организма юношей. 19. Особенности структуры занятий атлетической гимнастикой с юношами. 20. Методика обучения юношей упражнениям атлетической гимнастики. Средства обучения. 21. Анатомо-физиологические особенности организма мужчин. 22. Методика первого года тренировочных занятий для мужчин. 23. Методика второго года тренировочных занятий для мужчин. 24. Методика третьего года тренировочных занятий для мужчин. 25. Анатомо-физиологические особенности женского организма. 26. Особенности структуры занятий атлетической гимнастикой с женщинами. 27. Методика обучения женщин упражнениям атлетической гимнастики. Средства обучения. 28. Значение контроля и самоконтроля на занятиях атлетической гимнастикой. Субъективные и объективные показатели самоконтроля. Дневник самоконтроля. 29. Контроль за состоянием организма до, во время и после занятий. 30. Средства восстановления, используемые в атлетической гимнастике. 31. Питание при занятиях атлетической гимнастикой. 7. Примерная тематика рефератов: 1. История развития атлетической гимнастики. 2. Современное состояние атлетической гимнастики в России и дальнейшие перспективы ее развития. 3. Принципы, методы и структура процесса обучения в атлетической гимнастике. 4. Подготовка мест занятий и организация обучения в атлетической гимнастике. 5. Предупреждение травматизма и причин его возникновения. 6. Особенности тренировочных занятий для юношей. 7. Особенности тренировочных занятий для мужчин. 8. Особенности тренировочных занятий для женщин. 9. Контроль и самоконтроль за состоянием занимающихся атлетической гимнастикой. 10. Средства восстановления. 11. Питание при занятиях атлетической гимнастикой. 8. Методические указания по выполнению рефератов по атлетической гимнастике Рефераты в системе физкультурно-педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов. Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составлению плана изложения. На втором этапе необходимо законспектировать и проанализировать основные положения работы, а затем приступить к изложению своими словами содержания реферата, придерживаясь последовательности в изложении материала, в соответствии с планом. При необходимости можно приводить цитаты, взятые в кавычки, например [1, С.53]. Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия. Реферат должен быть соответствующе оформлен, составлять не более 8-10 страниц рукописного текста и отражать существенные ключевые моменты темы. Структура реферата:
Критерии оценок реферата Оценка «зачтено» ставится, если в реферате: - правильно сформулированы цели и задачи; - достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература; - сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы; - правильно составлен план, охватывающий основные вопросы тем; - грамотно использованы цитаты, точно указаны источники; - изложение ведется по плану; - работа написана литературным языком, грамотно оформлена. Оценка «не зачтено» ставится, если в реферате имеются следующие существенные недостатки: - отсутствует ясная постановка конкретных целей и задач; - недостаточно полно подобран материал или пересказано содержание учебника, лекции; - недостаточно систематизирована, проанализирована и обобщена основная литература; - отсутствуют выводы или они не соответствуют целям и задачам работы; - изложение не соответствует плану; - слабо аргументировано применение цитат или работа перегружена ими. Приложение 1 Образец оформления титульного листа реферата МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕФЕРАТ АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА Выполнила: студентка Козловская М.В. специальности 050720 «Физическая культура» очной формы обучения Проверила: Кириллова А.В., старший преподаватель Мурманск 2013 |
В. Г. Белинский Пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Тема: Ориентирование на местности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Военно-патриотические старты. (Сценарий) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Программа летнего оборонно-спортивного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Теория и методика тренировки учащихся детских спортивных школ по легкой атлетике | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов – 3 часа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |