Скачать 0.66 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Б3.В.17.2 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050100.62 Педагогическое образование, профиль физическая культура, доп. обр. (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ 1. Цель и задачи курса: Цель дисциплины (модуля) Б.3.В.17.2 Теории и методики легкой атлетики состоит в изучении теории и методики преподавания легкой атлетики, овладения техникой изучаемых видов, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной работы в системе образовательных учреждений. Задачи дисциплины: - Формировать мотивацию к повышению уровня знаний ориентированную на анализ учебной, учебно-методической и научно- практической литературы и обобщение практики в области физической культуры, спорта и образования; - Обеспечить уровень подготовленности соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов с необходимым запасом знаний, умений и навыков, а также достаточным уровням физической подготовленности для сохранения и укрепления здоровья и трудовой деятельности; - Ознакомить студентов с историей и основными направлениями развития видов легкой атлетики; - Способствовать освоению знаний и умений основ техники изучаемых видов легкой атлетики с учетом возрастных особенностей контингента обучаемых детей и уровня их физической подготовленности; - Изучить методику обучения видам легкой атлетики входящих в учебные программы образовательных учреждений и умению изменить ее с учетом возраста, пола занимающихся, уровней их физического развития и физической подготовленности; - Сформировать умения к поиску выбора и использования физических упражнений способствующих развитию необходимых физических качеств изучаемого вида легкой атлетики, а так же относительно к уровню физической подготовленности занимающихся. Учить методике выбора и использования методов тренировки, направленных на развитие физических качеств необходимых для осуществления двигательной деятельности, согласно установленным нормативным требованиям на каждом этапе обучения или тренировки; - Изучить теорию и практическое применение правил организации и проведения соревнований по изучаемым видам легкой атлетики; - Сформировать умение поиска информации по легкой атлетике на основе печатных и электронных носителей, эффективно работать с научно-методической литературой: анализировать, обобщать и самостоятельно интерпретировать профессионально значимую информацию; - Содействовать повышению уровня компетенций и компетентностей необходимых выпускнику в профессиональной деятельности, социальной активности и личностном развитии; - Способствовать формированию общей культуры личности обучающихся, в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю « Физкультурное образование» средствами физической культуры, средствами современной массовой информации приобщать к пропагандистской и информационной деятельности, по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, соблюдения здорового образа жизни, привлечения детей, молодежи и взрослого населения к занятиям физическими упражнениями и спортом. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина «Теория и методика легкой атлетики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.17.2). Для освоения дисциплины «Теория и методика легкой атлетики» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Анатомия», «Физиология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла. Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре», дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. Дисциплина « Теория и методика легкой атлетики» способствует решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки: - решают вопросы социализации, формирование общей культуры личности обучающихся средствами и методами физической культуры в процессе учебных занятий и приобщение к общечеловеческим ценностям, а также к здоровому образу жизни; - решает педагогические вопросы в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования ориентированные на анализ научной и научно – практической литературы и обобщение опыта практики в области физической культуры. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-5 – готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; ПК-1 – способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждениях; ПК-3 – готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПК-8 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности; ПКВ-1 – владеет психолого-педагогическими; методико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физическими и психических качеств обучающихся; ПКВ-2 – способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; ПКВ-3 – готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; ПКВ-4 – способен оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- основные этапы развития легкой атлетики как вида спорта в мировом спортивно движении, в России; олимпийскую историю легкой атлетики и влияние достижений выдающихся спортсменов-легкоатлетов (отечественных и зарубежных) на развитие спорта в мире; - роль легкой атлетики и системы легкоатлетических упражнений как эффективного и доступного средства физической культуры и спорта; - технику легкоатлетических видов (в том числе новых) и методику обучения им; - методики многолетней подготовки спортсменов в легкой атлетике; - особенности влияния возрастно-половых особенностей на развитие физических качеств. 2) Уметь: - формировать двигательные навыки в процессе освоения видов легкой атлетики; - использовать современные методики и технологии обучения различных категорий занимающихся легкоатлетическим видам и упражнениям; - применять современные методики и технологии для развития физических качеств в процессе занятий легкой атлетикой, с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных и национальных условий; - осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения легкоатлетических занятий с использованием инструментальных методик; - планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь на занятиях легкой атлетикой; - организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки на основе легкой атлетики; - применять учебное и лабораторное оборудование, аудиовизуальные средства, компьютерную технику, тренажерные устройства и специальную аппаратуру на занятиях легкой атлетикой; - организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике для детей, подростков, взрослых и спортсменов различной квалификации; - применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; - определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развитии физических качеств и находить методику их устранения. 3) Владеть: - методами и организацией комплексного (внешнего и индивидуального) контроля на занятиях легкой атлетикой; - методами диагностики изменений, происходящих в организме под воздействием нагрузок; - навыками оказания доврачебной помощи при экстремальных случаях. 3. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 180 часов.
4. Содержание дисциплины (модуля) 4.1. Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля) На лекциях студентам сообщаются основные сведения: по истории развития видов легкой атлетики; основам техники и тактики изучаемых видов; методике обучения изучаемым видам легкой атлетики; методам и методике развития физических качеств; правилам соревнований по легкой атлетике, организации и проведению соревнований. На практических занятиях планируется изучение и совершенствование техники и тактики, овладение методикой обучения видам легкой атлетики. Изучаются специально-подготовительные и специально-развивающие упражнения, методы тренировки и педагогического контроля, закрепляются теоретические знания, совершенствуются умения и навыки учителя физической культуры. Самостоятельная работа студентов направлена на изучение основной и дополнительной литературы, составление документации по планированию учебного процесса, составлению конспектов уроков по легкой атлетике, а так же привлечению к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Проведению организационно-массовой оздоровительной работы с детьми. Контроль за успеваемостью осуществляется по показателям теоретической, спортивно-технической подготовленности, приобретению профессиональных навыков, выявляемых в процессе учебных педагогических практик, а также оцениваются навыки проведения спортивно-массовых мероприятий и судейская практика. Текущий учет успеваемости включает систематическую проверку качества выполнения изучаемых видов легкой атлетики, подводящих и специальных упражнений, умений в проведении отдельных частей урока и урока в целом, знаний правил соревнований и умений в организации и проведении соревнований по отдельным видам легкой атлетики. Экзамен или зачет предусматривает проверку теоретических знаний студентов в объеме всей программы. Общая оценка выставляется с учетом посещаемости занятий, активности выполнения теоретических знаний, практических умений, нормативных требований по спортивно-технической подготовленности, а так же умений и навыков учителя физической культуры продемонстрированных на учебной практике и в процессе судейства соревнований. 4.3. Темы для самостоятельного изучения
5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) I КУРС 1 семестр Раздел I «Основы техники легкоатлетических видов». Теоретический раздел |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | В. Г. Белинский Пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема: Ориентирование на местности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Военно-патриотические старты. (Сценарий) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа летнего оборонно-спортивного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов – 3 часа | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |