Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»





НазваниеФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
страница1/5
Дата публикации25.09.2013
Размер0.66 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Б3.В.17.2 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ

Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра)
по направлению
подготовки бакалавриата (магистратуры)


050100.62 Педагогическое образование, профиль физическая культура, доп. обр. (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная

деятельность)

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ
1. Цель и задачи курса:
Цель дисциплины (модуля) Б.3.В.17.2 Теории и методики легкой атлетики состоит в изучении теории и методики преподавания легкой атлетики, овладения техникой изучаемых видов, приобретение необходимых знаний, умений и навыков для самостоятельной работы в системе образовательных учреждений.

Задачи дисциплины:

- Формировать мотивацию к повышению уровня знаний ориентированную на анализ учебной, учебно-методической и научно- практической литературы и обобщение практики в области физической культуры, спорта и образования;

- Обеспечить уровень подготовленности соответствующий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов с необходимым запасом знаний, умений и навыков, а также достаточным уровням физической подготовленности для сохранения и укрепления здоровья и трудовой деятельности;

- Ознакомить студентов с историей и основными направлениями развития видов легкой атлетики;

- Способствовать освоению знаний и умений основ техники изучаемых видов легкой атлетики с учетом возрастных особенностей контингента обучаемых детей и уровня их физической подготовленности;

- Изучить методику обучения видам легкой атлетики входящих в учебные программы образовательных учреждений и умению изменить ее с учетом возраста, пола занимающихся, уровней их физического развития и физической подготовленности;

- Сформировать умения к поиску выбора и использования физических упражнений способствующих развитию необходимых физических качеств изучаемого вида легкой атлетики, а так же относительно к уровню физической подготовленности занимающихся. Учить методике выбора и использования методов тренировки, направленных на развитие физических качеств необходимых для осуществления двигательной деятельности, согласно установленным нормативным требованиям на каждом этапе обучения или тренировки;

- Изучить теорию и практическое применение правил организации и проведения соревнований по изучаемым видам легкой атлетики;

- Сформировать умение поиска информации по легкой атлетике на основе печатных и электронных носителей, эффективно работать с научно-методической литературой: анализировать, обобщать и самостоятельно интерпретировать профессионально значимую информацию;

- Содействовать повышению уровня компетенций и компетентностей необходимых выпускнику в профессиональной деятельности, социальной активности и личностном развитии;

- Способствовать формированию общей культуры личности обучающихся, в рамках направления подготовки «Педагогическое образование» по профилю « Физкультурное образование» средствами физической культуры, средствами современной массовой информации приобщать к пропагандистской и информационной деятельности, по вопросам влияния занятий физической культурой на укрепление здоровья, поддержание работоспособности, активного долголетия, соблюдения здорового образа жизни, привлечения детей, молодежи и взрослого населения к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Теория и методика легкой атлетики» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3.В.17.2).

Для освоения дисциплины «Теория и методика легкой атлетики» используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин «Анатомия», «Физиология», а также дисциплин вариативной части профессионального цикла.

Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре», дисциплин по выбору студента, прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государственной аттестации.

Дисциплина « Теория и методика легкой атлетики» способствует решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилем подготовки:

- решают вопросы социализации, формирование общей культуры личности обучающихся средствами и методами физической культуры в процессе учебных занятий и приобщение к общечеловеческим ценностям, а также к здоровому образу жизни;

- решает педагогические вопросы в рамках образовательных учреждений дошкольного, общего и профессионального образования ориентированные на анализ научной и научно – практической литературы и обобщение опыта практики в области физической культуры.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

(модуля)

ОК-5 – готовностью использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

ПК-1 – способностью разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных общеобразовательных учреждениях;

ПК-3 – готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

ПК-8 – готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

ПКВ-1 – владеет психолого-педагогическими; методико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физическими и психических качеств обучающихся;

ПКВ-2 – способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом;

ПКВ-3 – готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач;

ПКВ-4 – способен оценивать физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:

- основные этапы развития легкой атлетики как вида спорта в мировом спортивно движении, в России; олимпийскую историю легкой атлетики и влияние достижений выдающихся спортсменов-легкоатлетов (отечественных и зарубежных) на развитие спорта в мире;

- роль легкой атлетики и системы легкоатлетических упражнений как эффективного и доступного средства физической культуры и спорта;

- технику легкоатлетических видов (в том числе новых) и методику обучения им;

- методики многолетней подготовки спортсменов в легкой атлетике;

- особенности влияния возрастно-половых особенностей на развитие физических качеств.

2) Уметь:

- формировать двигательные навыки в процессе освоения видов легкой атлетики;

- использовать современные методики и технологии обучения различных категорий занимающихся легкоатлетическим видам и упражнениям;

- применять современные методики и технологии для развития физических качеств в процессе занятий легкой атлетикой, с учетом санитарно-гигиенических, климатических, региональных и национальных и национальных условий;

- осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения легкоатлетических занятий с использованием инструментальных методик;

- планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь на занятиях легкой атлетикой;

- организовывать и проводить научно-исследовательскую и методическую работу по проблемам физического воспитания, оздоровительной физической культуры и спортивной тренировки на основе легкой атлетики;

- применять учебное и лабораторное оборудование, аудиовизуальные средства, компьютерную технику, тренажерные устройства и специальную аппаратуру на занятиях легкой атлетикой;

- организовывать и проводить соревнования по легкой атлетике для детей, подростков, взрослых и спортсменов различной квалификации;

- применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

- определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развитии физических качеств и находить методику их устранения.

3) Владеть:

- методами и организацией комплексного (внешнего и индивидуального) контроля на занятиях легкой атлетикой;

- методами диагностики изменений, происходящих в организме под воздействием нагрузок;

- навыками оказания доврачебной помощи при экстремальных случаях.


3. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 5 зачетных единиц
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 180 часов.





Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт. форме

(из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС (для дисциплин с экзаменом, включая часы на экзамен)*

1.




1

1



180/5

18


18

4

14






54




2.

1

2

18

4

14




Зачет

3.

2

3

26

4

22







4.

2

4

28

4

24




Экзамен




ИТОГО:







180/5

90

18

16

74

-

54





4. Содержание дисциплины (модуля)
4.1. Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы

Всего аудит.

ЛК

ПР

СРС


1.
2.

3.

4.
5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.
13.

14.

15.
16.
17.

18.

19.


I КУРС

1 семестр

Раздел I «Основы техники легкоатлетических видов».

Теоретический материал

Тема 1. Введение в легкую атлетику. История развития легкой атлетики.

Тема 2. Основы техники легкоатлетических видов.

Практический раздел

Тема 1. Техника спортивной ходьбы.

Тема 2. Техника бега на средние и длинные дистанции.

Тема 3. Техника бега на короткие дистанции.

Тема 4. Техника эстафетного бега.

Тема 5. Техника барьерного бега.

Тема 6. Техника прыжков в длину с разбега.

Тема 7. Техника метания малого мяча, гранаты.

2 семестр

Раздел II «Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике».

Теоретический материал

Тема 1. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике.

Практический раздел

Тема 1. Организация и проведение соревнований.

Тема 2. Судейская коллегия (Права и обязанности судей).

Тема 3. Технические правила соревнований.
II КУРС

3 семестр

Раздел III «Основы методики обучения техники легкоатлетических видов».

Теоретический материал

Тема 1. Основы методики обучения техники легкоатлетических видов

Практический раздел

Тема 1. Методика обучения технике спортивной ходьбы и бега.

Тема 2. Методика обучения технике легкоатлетических прыжков.

Тема 3. Методика обучения технике легкоатлетических метаний.
4 семестр

Раздел IV «Спортивная тренировка в легкой атлетике».

Теоретический материал

Тема 1. Спортивная тренировка в легкой атлетике.

Практический раздел

Тема 1. Специальные упражнения при обучении и тренировке легкоатлетов.

ИТОГО:


2
2

2

2
2

2

2

2

2

4

6

10
6

4

4
4
4

4
90


2
2

4

4

4
16



2

2
2

2

2

2

2

6

4
4

8
6
8

24

74



14

12

14

14
54


4.2. Содержание разделов дисциплины (модуля)
На лекциях студентам сообщаются основные сведения: по истории развития видов легкой атлетики; основам техники и тактики изучаемых видов; методике обучения изучаемым видам легкой атлетики; методам и методике развития физических качеств; правилам соревнований по легкой атлетике, организации и проведению соревнований.

На практических занятиях планируется изучение и совершенствование техники и тактики, овладение методикой обучения видам легкой атлетики. Изучаются специально-подготовительные и специально-развивающие упражнения, методы тренировки и педагогического контроля, закрепляются теоретические знания, совершенствуются умения и навыки учителя физической культуры.

Самостоятельная работа студентов направлена на изучение основной и дополнительной литературы, составление документации по планированию учебного процесса, составлению конспектов уроков по легкой атлетике, а так же привлечению к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Проведению организационно-массовой оздоровительной работы с детьми.

Контроль за успеваемостью осуществляется по показателям теоретической, спортивно-технической подготовленности, приобретению профессиональных навыков, выявляемых в процессе учебных педагогических практик, а также оцениваются навыки проведения спортивно-массовых мероприятий и судейская практика.

Текущий учет успеваемости включает систематическую проверку качества выполнения изучаемых видов легкой атлетики, подводящих и специальных упражнений, умений в проведении отдельных частей урока и урока в целом, знаний правил соревнований и умений в организации и проведении соревнований по отдельным видам легкой атлетики.

Экзамен или зачет предусматривает проверку теоретических знаний студентов в объеме всей программы. Общая оценка выставляется с учетом посещаемости занятий, активности выполнения теоретических знаний, практических умений, нормативных требований по спортивно-технической подготовленности, а так же умений и навыков учителя физической культуры продемонстрированных на учебной практике и в процессе судейства соревнований.

4.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Раздел I «Основы техники легкоатлетических видов».


Работа с литературными источниками: изучения оборудования и инвентаря; техники и тактики легкой атлетики, применяемых упражнений; изучения правил и методики обучения.

12

Устный опрос.


2.

Раздел II «Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике».


Разбор, изучение документов: протоколов соревнований, протоколов наблюдений на соревнованиях; индивидуальных и коллективных планов тренировки; дневников спортсменов.

12

Проверка дневника.

3.

Раздел III «Основы методики обучения техники легкоатлетических видов».


Выполнение заданий по физической, технико-тактической подготовке, исправление ошибок, повышения уровня практической физкультурно-спортивной подготовленности

12

Проверка показа на практическом занятии.

4.

Раздел IV «Спортивная тренировка в легкой атлетике».


Участие в проведении соревнований в вузе, школе, спортивной школе, судейство соревнований.

12

Отчёт о проведённых соревнованиях.



5. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля)
I КУРС

1 семестр

Раздел I «Основы техники легкоатлетических видов».
Теоретический раздел

  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconВ. Г. Белинский Пояснительная записка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу»)
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» icon«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconТема: Ориентирование на местности
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconВоенно-патриотические старты. (Сценарий)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма летнего оборонно-спортивного
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconМетодические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Календарно – тематическое планирование по физической культуре для учащихся 9 классов – 3 часа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск