Скачать 0.72 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.17.3 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГИМНАСТИКИ Основная образовательная программа подготовки бакалавра по направлению 050100.62 Педагогическое образование профиль «Физическая культура», дополнительное образование (физкультурно-оздоровительная, спортивная и туристско-рекреационная деятельность) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ГИМНАСТИКИ 1. Цель освоения дисциплины: Целью освоения данной дисциплины является освоение студентами комплекса знаний, умений и навыков, формирование компетенций, необходимых для успешного проведения уроков и спортивных мероприятий по данному виду спорта и на этой основе содействие формированию у студентов целостного представления о профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач: - обеспечение приобретения студентами специальных знаний в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование необходимых компетенций; - развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными и прикладными двигательными умениями и навыками; - формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности; - развитие умений и навыков планирования, организации и проведения уроков физического воспитания с детьми школьного возраста на предметной основе данной дисциплины. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Теория и методика гимнастики как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными действиями и др. Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) ОК-5 – готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья; ПК-1 - способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях; ПК-2 - способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся; ПК-3 - готов применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса; ПКВ-1 – владеет психолого-педагогическими, медико-биологическими, организационно-управленческими знаниями и навыками, необходимыми для обучения двигательным действиям и совершенствования физических и психических качеств обучающихся; ПКВ-2 – способен использовать ценностный потенциал физической культуры для формирования основ здорового образа жизни, интереса и потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и спортом; ПКВ-3 – готов к реализации физкультурно-рекреационных, оздоровительно-реабилитационных, спортивных, профессионально-прикладных и гигиенических задач; ПКВ-4 – способен оценить физическое и функциональное состояние обучающихся с целью разработки и внедрения индивидуальных программ оздоровления и развития, обеспечивающих полноценную реализацию их двигательных способностей. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- роль и место гимнастики в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества; - эстетические, нравственные и духовные ценности гимнастики; - основные этапы развития гимнастики, в том числе современные теории; - формирование основ здорового образа и стиля жизни с помощью различных видов гимнастических упражнений; - возрастно-половые закономерности развития двигательных способностей и формирования двигательных навыков при занятиях гимнастикой; - основы методической деятельности в сфере гимнастики; - дидактические закономерности в преподавании гимнастики; - методы организации и проведения НИР; - основы информационно-технического обеспечения преподавания гимнастики; - основы педагогического (методического) мастерства учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики.
- формулировать конкретные задачи преподавания гимнастики разным группам населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации; - применять практические формы, методы и средства гимнастики во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; - оценивать качество выполнения отдельных упражнений и эффективность занятий гимнастикой в целом; - осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения занятий гимнастикой с использованием инструментальных методик; - планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказанию первой медицинской помощи; - осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных занятий видами гимнастики с лицами различного возраста; - пользоваться гимнастической терминологией (профессиональным языком) в процессе занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать выдвинутые положения; - применять навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальные средства, компьютерную технику, тренажерные устройства и специальную аппаратуру в процессе занятий различными видами гимнастики; - применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении гимнастических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых; - определять причины ошибок в процессе освоения гимнастических упражнений и развития двигательных способностей и находить методику их устранения.
- системой практических умений и навыков в области гимнастики; - методикой преподавания гимнастики; - основными методами профилактики травматизма в процессе занятий гимнастикой. - методами комплексного контроля при занятиях гимнастикой. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы: Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 7 зачетных единиц (из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов); 252 часа.
5. Содержание дисциплины (модуля) Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
6. Содержание разделов дисциплины. I КУРС Теоретический раздел Гимнастика как исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов физического воспитания. Задачи и методические особенности гимнастики. Характеристика групп гимнастических упражнений. Классификация видов гимнастики: оздоровительные, образовательно-развивающие и спортивные виды гимнастики. Значение исторического подхода к изучению гимнастики. Происхождение гимнастики и основные закономерности ее развития. Гимнастика у древних народов мира, в античном обществе, в средние века. Гимнастика в новое и новейшее время. Возникновение национальных буржуазных систем гимнастики: немецкой, французской, шведской, сокольской. Гимнастика в дореволюционной России. Роль П.Ф. Лесгафта в развитии теории и методики гимнастики. Развитие гимнастики в СССР на разных этапах. Участие советских и Российских гимнастов в чемпионатах Европы, мира, играх Доброй Воли, Олимпийских играх. Современные тенденции развития гимнастики. Гимнастическая терминология как компонент системы спортивной терминологии; ее значение и краткая история развития. Требования, предъявляемые к гимнастической терминологии. Способы образования терминов и правила их применения. Правила сокращенного описания упражнений. Формы записи упражнений: обобщенная, конкретная, сокращенная, графическая. Правила записи общеразвивающих упражнений. Предупреждение травматизма – одно из основных условий успешного обучения гимнастическим упражнениям. Требования к функциональному состоянию организма занимающихся. Причины возникновения травм. Правила оказания первой помощи при травмах. Профилактика травматизма. Страховка и помощь как мера предупреждения травм и метод обучения. Виды страховки и помощь. Основные требования, предъявляемые к страхующему. Обучение приемам страховки. Техника гимнастических упражнений и общие закономерности, лежащие в ее основе. Проявление всех форм движения материи в произвольных движениях человека. Специфические особенности работы двигательного аппарата, анализаторных систем, систем энергообеспечения, психических и личностных свойств гимнаста при овладении гимнастическими упражнениями. Особенности проявления законов механики, анатомии, физиологии, психологии в овладении гимнастическими упражнениями. Биомеханика и причины ее возникновения. Психо-биомеханика. Статические упражнения. Устойчивое, неустойчивое, безразличное и ограниченно-устойчивое равновесие. Плечо и момент силы тяжести. Динамические упражнения. Инерция и момент инерции. Закон сохранения энергии, количества движений, момент количества движения. Реактивное движение, реактивная сила. Отталкивание и приземление. Силовые и маховые движения. Динамическое равновесие. Теоретические и методологические основы обучения гимнастическим упражнениям. Знания, двигательные умения, навыки и способности гимнастов. Обучение гимнастическим упражнениям: ознакомление с изучаемым упражнением, создание о нем предварительного представления; разучивание упражнения; закрепление и совершенствование техники исполнения упражнения. Практическая реализация принципов дидактики при обучении упражнениям. Методы, приемы и условия успешного обучения гимнастическим упражнениям. Физкультурные залы и их оборудование. Многокомплексные гимнастические снаряды. Гимнастические площадки и их оборудование. Технические средства, используемые на занятиях по гимнастике в общеобразовательной школе. Научная работа учителя физической культуры. Гимнастика как научная дисциплина. Вопросы гимнастики, требующие исследований. Выбор темы для исследования. Научная проблема, проблемность исследуемого вопроса. Гипотеза, цель и задачи исследования, методы исследования, анализ и обобщение передовой практики и литературных данных. Педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью, беседа, индуктивный и дедуктивный методы, педагогический эксперимент. Формулирование выводов и предложений. Подведение итогов исследования. Требования, предъявляемые к языку и стилю. Место, задачи и содержание гимнастики в школьных программах по физическому воспитанию. Урок гимнастики, его разновидности по педагогическим задачам и структуре. Требования к уроку. Плотность урок. Методы и приемы регулирования функциональной и психической нагрузки занимающихся. План-конспект урока. Практический раздел Строевые упражнения: основные понятия, управление строем, правила подачи команд, форма рапорта, строевые приемы, расчет строя, повороты на месте и в движении; построения и перестроения, ходьба, передвижения, фигурная маршировка; смыкания и размыкания, бег, прыжки; упражнения на внимание, игры и эстафеты. Общеразвивающие упражнения (ОРУ), их классификация по анатомическому признаку, по признаку преимущественного воздействия, по признаку использования предметов и снарядов, по признаку организации группы, по исходным положениям. Правила записи и конструирование ОРУ. Составление комплексов ОРУ и методика их проведения. Типовые ОРУ без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, ног и тазового пояса, туловища; комплексные упражнения ОРУ на силу, на растягивание и расслабление, на осанку, координацию, дыхание. ОРУ с предметами: набивными мячами, гимнастической палкой, со скакалкой и др. предметами. ОРУ на снарядах. ОРУ в парах, сцеплении, движении. II КУРС Теоретический раздел Особенности методики проведения уроков гимнастики младшего, среднего и старшего школьного возраста. Организация урока. Оценка и учет успеваемости учащихся. Организация, содержание и методика проведения гимнастики в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутка, подвижная перемена и др. Особенности организации, содержание и методика проведения внеклассной работы по гимнастике. Самостоятельные формы занятий гимнастикой (зарядка, выполнение домашних заданий, индивидуальные тренировки), их организация, содержание и методика проведения. Требование гимнастики как вида спорта к способностям занимающихся. Изучение и развитие способностей у гимнастов: оценка и развитие координации движений, мышечной силы, гибкости, устойчивости функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, оценка и развитие внимания, памяти на движения, оценка управления эмоциями, оценка развития воли. Изучение и формирование личностных свойств (способностей) у юных гимнастов. Ориентация и отбор детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью. Спортивная тренировка, ее задачи. Этапы спортивной тренировки: начальная спортивная тренировка, начальная специализированная тренировка, углубленная специализированная тренировка гимнастов 13-16 лет. Контроль за функциональным состоянием юных гимнастов. Принципы спортивной тренировки юных гимнастов. Путь к высокому спортивному мастерству. Планирование и учет работы по гимнастике. Структура тренировочного процесса. Основные документы планирования и их составление. Организация и проведение соревнований по гимнастике: педагогическое и агитационное значение соревнований; виды и характеристика соревнований; документы, необходимые для проведения соревнований; состав и работа судейской коллегии на соревнованиях; подготовка и проведение соревнований; судейство соревнований. Гимнастические выступления и праздники как средство решения задач нравственного воспитания молодежи, как форма социальной активности широких масс населения. Задачи и содержание гимнастических выступлений в общеобразовательной школе, летнем лагере: индивидуальные, групповые, массовые, спортивно-гимнастические выступления. Особенности их подготовки и проведения с различными возрастными группами. Тема праздника. Сценарий, план проведения и методика его составления, подбор упражнений. Особенности подготовки и проведения гимнастических выступлений на сцене. Художественное оформление и музыкальное сопровождение выступлений. Применение технических средств. Методическая подготовка студентов на занятиях по гимнастике. Основы методического мастерства учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики. Нетрадиционные виды гимнастики: атлетическая гимнастика, шейпинг, йога, стретчинг и др. Практический раздел Характеристика акробатических упражнений. Техника и методика обучения акробатическим упражнениям: кувырки в группировке вперед, назад, в сторону, длинный кувырок, кувырок прыжком; стойки на лопатках, голове, руках; «мост» из положения лежа и стоя на ногах; кувырок вперед в стойку на лопатках; кувырок назад в полушпагат; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; кувырок вперед прыжком; переворот в сторону. Техника и методика обучения прыжкам. Простые прыжки в 1-4 классах: прыжки через длинную скакалку; с высоты; через короткую скакалку. Опорные прыжки в 4-11 классах (приземление, разбег, наскок на мостик, толчок руками). Техника и методика обучения упражнениям в висах и упорах: лазанье по наклонно поставленным скамейкам, по гимнастической стенке, через гимнастическую скамейку и горку матов; висы стоя, лежа; упражнения в смешанных и простых висах и упорах. Техника и методика обучения упражнениям в равновесии: стойки, различные виды ходьбы, повороты, перешагивания, седы, полушпагаты, упоры. 7. Темы для самостоятельного изучения.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (модуля) I КУРС 1 семестр Теоретический раздел |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | В. Г. Белинский Пояснительная записка Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо «мггу») Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | «Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
«Мурманский государственный гуманитарный университет» (фгбоу впо мггу) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Тема: Ориентирование на местности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Военно-патриотические старты. (Сценарий) Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа летнего оборонно-спортивного Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Методические рекомендации дпп. Ф. 16 «педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Теория и методика тренировки учащихся детских спортивных школ по легкой атлетике | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный... |