Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура»





НазваниеОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура»
страница1/5
Дата публикации06.11.2014
Размер0.56 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Спорт > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНЛАЦИИ


СД.Ф.16.1.4 БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ

(ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

СД.16.1.2 БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ (ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА)
1. Цель и задачи курса:
Цель дисциплины - содействовать формированию у студентов навыков профессиональной деятельности педагога по физической культуре и спорту на предметной основе включенных в программу базовых и новых физкультурно-спортивных видов.

Задачи дисциплины:

  • формирование у студентов специальных знаний в области базовых и новых физкультурно-спортивных видов, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков;

  • развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами, бытовыми, профессиональными и прикладными двигательными умениями и навыками.

  • формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности;

  • подготовка квалифицированных спортсменов по базовым и новым физкультурно-спортивным видам.


Дисциплина «Базовые и новые физкультурно-спортивные виды» входит в число блока дисциплин предметной подготовки специалистов по физической культуре.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • основные этапы развития базовых и новых физкультурно-спортивных видов;

  • эстетические, нравственные и духовные ценности базовых и новых физкультурно-спортивных видов;

  • дидактические закономерности в преподавании базовых и новых физкультурно-спортивных видов;

  • методику оздоровительных физкультурно-спортивных занятий с различными группами населения на базе базовых и новых физкультурно-спортивных видов;

  • методику подготовки спортсменов в базовых и новых физкультурно-спортивных видах;

  • о возрастно-половых закономерностях развития физических качеств и формирования двигательных навыков при занятиях базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • методы и организацию комплексного контроля при занятиях базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • о факторах риска и основных методах профилактики травматизма в процессе занятий базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • методы организации и проведения научно - исследовательской и методической работы по базовым и новым физкультурно-спортивным видам.


Студент должен уметь:

  • формулировать конкретные задачи преподавания базовых и новых физкультурно-спортивных видов разным группам населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации;

  • владеть технологией обучения различных категорий людей технике и тактике, развития физических качеств в процессе занятий базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • оценивать эффективность занятий базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказывать первую медицинскую помощь;

  • владеть навыками рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе занятий базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • владеть средствами и методами формирования здорового стиля жизни на основе потребности в занятиях базовыми и новыми физкультурно-спортивными видами;

  • применять навыки научно - методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения занятий по базовым и новым физкультурно-спортивным видам.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы:




Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-сть

Всего аудит

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа

1.

050720 Физическая культура

1, 2, 4

1, 3, 4, 7, 8

134

98

16

82




36

экзамен

1

1




34

6

28

-







2

3

18

6

12

-




2

4

16

-

16

-




4

7

14

2

12

-




4

8

16

2

14

-

экзамен


4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий в часах. Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1.

Основы техники легкоатлетических видов

32

4

28

-

6

2.

Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике

6

2

4

-

4

3.

Спортивная тренировка в легкой атлетике

6

2

4

-

6

4.

Методика обучения техники легкоатлетических видов:

46

6

40

-

14

- ходьба и бег




2

16

-




- прыжки

2

14

-

- метания

2

10

-

5.

Легкая атлетика в средней школе

8

2

6

-

6

Итого:

98

16

82

-

36


4.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел 1. Основы техники легкоатлетических видов
Техника спортивной ходьбы и бега

Ходьба и бег – естественные способы передвижения человека. Цикличность ходьбы, фазы движения ноги в течение цикла (двойного шага). Периоды одиночной и двойной опоры. Взаимодействие внутренних и внешних сил при ходьбе. Путь движения общего центра массы тела (ОЦМТ) при ходьбе. Скорость передвижения, длина и частота шагов при ходьбе. Значение инерции. Положение туловища, головы. Дыхание. Основные угловые параметры.

Отличительные особенности бега от ходьбы. Чередование периодов опоры и полёта. Взаимодействие внутренних и внешних сил. Значение инерции. Сочетание маховых движений с отталкиванием. Движение бегуна в фазе полёта. Основные варианты постановки ноги на грунт. Момент вертикали. Отталкивание. Путь движения ОЦМТ. Положение туловища и головы. Основные пространственные и временные параметры. Дыхание.

Условное разделение дистанции на части – старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование, остановка после прохождения финиша.
Техника прыжков

Определение прыжков, фазы прыжка: разбег и подготовка к отталкиванию, отталкивание, полёт и приземление. Механизм отталкивания. Значение движений маховой ногой, руками и выпрямление тела для эффективности отталкивания. Угол отталкивания и угол вылета при прыжках. Начальная скорость полёта. Траектория ОЦМТ прыгуна в полёте. Движения прыгуна в полёте и их значение. Задача приземления при различных прыжках. Динамическая нагрузка при отталкивании и приземлении.
Техника метания

Дальность полёта снаряда и факторы, сё определяющие, начальная скорость вылета, угол вылета в зависимости от формы снаряда. Длина пути приложения усилий метателя к снаряду. График скорость снаряда в виде метаний. Наибольшее ускорение и выпуск в правильном направлении как основа техники метания. Последовательность включения в работу мышечных групп, фазы метания. Сопротивление воздуха и влияние размера и формы снаряда на дальность полёта. Вращательное движение снаряда в полёте. Поддерживающая сила воздуха и планирующий полёт снарядов.
Техника барьерного и эстафетного бега

Виды барьерного бега, особенности (высота барьеров, их расстановка). Техника старта и стартового ускорения в беге на 400 м с/б. Техника преодоления барьера в беге на 3000 м с препятствиями (в том числе ямы с водой) и 400 м с/б. Техника бега между барьерами, ритм барьерного бега.

Виды эстафетного бега. Техника передачи эстафетной палочки, её варианты. Влияние правильной передачи эстафетной палочки на спортивный результат. Тренировка передачи эстафетной палочки.
Раздел 2. Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике

Виды и характер соревнований по легкой атлетике. Календарь соревнований. Нормативная документация по проведению соревнований (заявки, протоколы, карточки участников, отчет о соревновании). Организация и проведение соревнований в школе, летних лагерях. Деятельность судейской коллегии.

Правила соревнований по легкой атлетике. Особенности правил соревнований в многоборья.
Раздел 3. Спортивная тренировка в легкой атлетике

Тренировка как многосторонний процесс подготовки легкоатлетов. Цель, задачи и принципы спортивной тренировки. Средства и методы спортивной тренировки в соответствии с возрастом, полом и уровнем физического развития занимающихся легкой атлетикой.

Периодизация спортивной тренировки. Нагрузки в тренировочном процессе. Дозирование нагрузки

Планирование тренировочного процесса (многолетнее, годичное, по периодам, макро-, мезо-, микроциклы). Разновидности направленности тренировочных занятий.

Показатели тренированности легкоатлета.

Профилактика травматизма.
Раздел 4. Основы методики обучения техники легкоатлетических видов

Методы обучения. Наглядные пособия. Место и время объяснения и показа в процессе обучения. Особенности использования показа и объяснения на занятиях с детьми разного возраста. Роль физической подготовленности в освоении техники легкоатлетических упражнений. Подводящие и специальные упражнения при обучении. Автоматизация движений в ходьбе, беге, прыжках и метаниях. Современные представления о создании двигательного навыка. Положительный и отрицательный перенос навыков в обучении. Определение ошибок и их устранение. Типовая схема обучения технике легкоатлетических упражнений: этапы, задачи, средства и методы их решения. Последовательность концентрации внимания занимающихся на основных упражнениях (исходные положения, позы, направление, амплитуда движений, быстрота, сила, согласованность и ритм движений). Специфика реализации дидактических принципов в легкой атлетике. Последовательность изучения легкоатлетических видов. Применение упражнений из других видов спорта для обучения технике легкоатлетических упражнений. Сходство и различия в постановке задач и подборе средств при изучении техники различных видов легкой атлетики. Роль преподавателя при обучении. Меры предупреждения травм при обучении.
Раздел 5. Легкая атлетика в средней школе

Анатомо-физиологические и психологические особенности детей школьного возраста. Значение и место легкоатлетических упражнений в физическом воспитании учащихся. Врачебно-педагогический контроль за состоянием здоровья и физическим развитием при занятиях легкой атлетикой.

Формы организации занятий легкой атлетикой в школе. Типовая структура и разновидности урока и тренировочных занятий с учащимися.

Оборудование спортивного зала и инвентарь для проведения легкоатлетических занятий.

4.3 Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины. Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Основы техники легкоатлетических видов

вопросы для самостоятельного изучения

6

опрос

2.

Организация, проведение и правила соревнований по легкой атлетике

вопросы для самостоятельного изучения

4

опрос

3.

Спортивная тренировка в легкой атлетике

составление плана тренировочного процесса

6

проверка письменной работы

4.

Основы методики обучения техники легкоатлетических видов

вопросы для самостоятельного изучения; реферат

14

защита реферата

5.

Легкая атлетика в средней школе

вопросы для самостоятельного изучения, реферат

6

защита реферата



5. Тематика и планы аудиторной работы.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В 1 Семьеведение Основная...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720 Физическая культура»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 08; Сд. Ф. 08 Биомеханика...
Знание основ данной дисциплины является необходимым для студентов, обучающихся по специальности 050720 «Физическая культура»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 3, Сд. Ф. 3 Психология...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Физическая культура»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 09, Сд. Ф. 9 Спортивная...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины дс. В 2 Здоровьесберегающие...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconМетодические рекомендации фтд. Педагогическое мастерство тренера...
...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 15,Опд. Ф. 4 Опд....
Курс «Теория и методика обучения «Физической культуре» предназначен для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура»...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconМетодические рекомендации сд. 17, Сд. Ф. 17 Педагогическое физкультурно-спортивное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 7 (19) (21) Основы...
Автор программы: Михейкина И. Н., ст преподаватель кафедры безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный язык...
Автор программы: старший преподаватель кафедры иностранных языков и методики преподавания Квасюк Е. Н
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Ф. 02 Физическая культура)...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по университетским специальностям
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности...
Целью курса «Основы кинезиологии» является подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, как в специальных...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconПрограмма педагогической практики для студентов факультета физической...
Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050720 «физическая культура» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной...
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск