МИНОБРНАУКИ РОССИИ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Кузбасская государственная педагогическая академия» (КузГПА)
Факультет физической культуры
Кафедра педагогики
Согласовано
заседанием кафедры педагогики
от 31.08.2010г. (протокол №1)
заведующая кафедрой педагогики
Олеся Станиславовна Серегина
___________________________
ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
для студентов факультета физической культуры
(очная форма обучения) Специальности: 050720 «Физическая культура»
Курс: 5
Семестр: 9
Всего: 6 недель Программа составлена на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальностей 050720 «Физическая культура» 2005 года
Составитель:
Ольга Анатольевна Козырева,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики
________________________
30.08.2010г. Новокузнецк, 2010
ВВЕДЕНИЕ Современная система высшего профессионально-педагогического образования актуализирует и формулирует постановку новых требований к профессиональной подготовке педагогов, которые должны обладать высоким уровнем общекультурной и профессиональной компетентности, быть способными к функциональной адаптации в разных сферах педагогической деятельности, готовыми самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности, планированию и реализации полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований в микро- и мезоконтинууме, руководствуясь при этом такими высшими ценностями, как толерантность, креативность, гуманизм, мобильность на рынке труда, гибкость в планировании и организации всех видов профессиональной деятельности. Одним из кардинальных средств, связующих теоретические инновации и прикладные претворения является педагогическая практика1.
Профессорско-преподавательский состав кафедры теории и методики профессионального образования создавал и создает условия для Вашего обучения и развития по циклу педагогических дисциплин.
Качество обучения и его результат – обученность складывается из двух составляющих: внешний фактор (условия социально-педагогических учреждений, престиж и стимулирование деятельности и пр.) и внутренний фактор (интерес, мотивация деятельности, целеустремленность, трудолюбие; особенности памяти, мышления, речи, внимания, самооценки, уровня притязаний и т.д.).
Начиная с первого курса, Вы включались в подготовку к профессионально-педагогической деятельности – разрабатывали рефераты (тематика которых отражала основное содержание и проблемы современной системы педагогической науки) и план-конспекты классных часов, обуславливающих перспективы формирования и развития личности школьников и системы межличностных взаимоотношений в коллективе.
На втором и третьем курсах Вы изучали разделы: «Теория воспитания», «Психолого-педагогический практикум», «Теория обучения», «Педагогические технологии», выполняли разнообразные практические работы, в том числе и творческие проекты. И вот, педагогическая практика – проверка сформированности профессиональной культуры и мастерства, – критерий истинности выбора средств и методов обучения и самообразования…
Разработанное программно-педагогическое обеспечение является психолого-педагогическим средством, обеспечивающим фасилитацию выбора средств и методов педагогического взаимодействия в ракурсе планирования и организации воспитательной работы в ходе прохождения педагогической практики студента педагогического вуза для специальности 050720 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре".
Педагогическая практика студентов как социально-педагогический феномен в современном социокультурном континууме Принцип единства теории и практики – несомненное условие современного социально-педагогического взаимодействия, где выделяется приоритет гуманно-личностной педагогики, с ее системой ценностей, принципов, норм, методов, средств, методик и технологий педагогического взаимодействия. Что представляет собой педагогическое взаимодействие? Полидефинитность данного феномена (см. приложение 5) отражает специфику и направление профессионально-педагогической деятельности, в которой практика и теория в симбиотической связи создают и реализуют условия для самоопределения, самосовершенствования, самореализации субъектов социально-педагогической среды и их позитивного, полисубъектного, социокультурного взаимодействия. Разнообразные виды и средства педагогического и социально-педагогического взаимодействия Вами были теоретически изучены и организационно педагогически моделированы – творческие проекты по воспитательной, профориентационной и социально-педагогической работе. Содержание Ваших творческих проектов и других студентов Кузбасской государственной педагогической академии представлено в приложении 6, которое Вы можете использовать в ходе планирования и организации педагогического взаимодействия.
Согласно стандарту высшего профессионально-педагогического образования для специальности 050720 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре" (№711 от 31 января 2005) практика должна обеспечивать практическое закрепление теоретических знаний, умений и навыков студентов, способствовать приобретению практического опыта в сфере будущей профессиональной деятельности, а педагогическая практика должна проводиться на базе учреждений системы среднего общего образования, межшкольных комбинатов, учреждений дополнительного образования и других учебных заведений.
Целью педагогической практики студентов факультета физической культуры является обеспечение социально-профессиональной адаптации к условиям полисубъектных взаимоотношений в школе и внешкольном взаимодействии с обучающимися и коллегами при формировании положительной мотивации к дальнейшему получению высшего профессионально-педагогического образования по специальности 050720 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре".
Задачи педагогической практики:
углубление и закрепление теоретических знаний и применение их в учебно-воспитательной работе;
проведение учебно-воспитательной работы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с применением здоровьесберегающих технологий;
выполнение функций педагога по физической культуре и организатора физкультурно-спортивной работы в образовательных учреждениях с применением разнообразных методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся;
подготовка к выполнению функций классного руководителя, отработка способов формирования общей и физической культуры личности ребенка;
овладение умениями научно-исследовательской работы в области педагогики, участие в деятельности методических объединений; освоение методов наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта;
формирование у студентов устойчивого интереса к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и здоровьесбережения, потребности в самообразовании и творческом подходе к педагогической деятельности и пр.
Для реализации государственного образовательного стандарта специальности 050720 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре", в ходе которой выпускник, получивший квалификацию преподавателя по физической культуры, должен быть готовым к планированию и организации обучения и воспитания с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта; соблюдать права и свободы обучающихся, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, систематически повышать свою профессиональную квалификацию, участвовать в деятельности методических объединений и в других формах методической работы, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими), выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе, студент должен быть подготовлен к выполнению основных видов профориентационной деятельности, решению типовых профессиональных задач в учреждениях среднего общего (полного) образования, вследствие чего определены следующие задания на педагогическую практику, реализующие виды профессиональной деятельности (учебно-воспитательная; социально-педагогическая; культурно-просветительная; научно-методическая; организационно-управленческая): Содержание заданий на педагогическую практику студентам V курса
Изучить особенности планов работы по профильной подготовке и профильному обучению школьников.
Определить профессиональные интересы и ценностные ориентации обучающихся в классе (анкеты, тесты, беседы, наблюдения, изучение и анализ продуктов деятельности обучающихся) для создания позитивных условий для профессионального самоопределения школьников.
Разработать и провести внеклассное мероприятие по постановке и решению проблем профессионального самоопределения (см. приложения 3, 4, 6, 7; по итогам представить видеокассету или CD, или DVD с записью и анализом занятия).
Заполнить карту оценки и самооценки студента (приложение 2).
Подготовить профессионально-педагогический кейс (приложение 7).
Виды отчетных документов:
Дневник педагогической практики (приложение 1).
Профессионально-педагогический кейс (приложение 7).
Характеристика на студента как на классного руководителя.
Представить индивидуальную или групповую презентацию по итогам педагогической практики к итоговой педагогической конференции, выполненную в Microsoft PowerPoint (примеры представлены в приложении 6).
|