Скачать 263.31 Kb.
|
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж» Кафедра физического воспитания Комплект информационно-методических материалов для студентов специальности 050720 «Физическая культура» (преддипломная практика) г. Красноуфимск 2010 г Рассмотрено на заседании методического совета «___»____________________20 г. Комплект информационно-методических материалов разработан в помощь студентам выпускного курса для специальности 050720 «Физическая культура», выполняющим программу преддипломной педагогической практики. В пособии содержатся не только нормативно-правовые положения данного вида практики и программа ее прохождения, но и перечень отчетной документации, методический инструментарий, позволяющий студенту успешно выполнить этапы преддипломной практики. Комплект информационно-методических материалов также может быть использован учителями образовательных учреждений - баз практики и методистами колледжа, организующими преддипломную практику студентов. Авторы-составители: Маркова С.В., зам. директора по учебной работе, Южанина Л.В., зав. ПМО «Физическая культура» СОДЕРЖАНИЕ Общие положения…………………………………………………………………………….4 Выписка из Положения о государственной аттестационной практике……………………5 Права и обязанности студента-практиканта во время преддипломной практики………..6 Содержание преддипломной практики………………………………………........................7 Перечень отчетной документации……………………………………………………………7 Схема отчета (самоанализа) деятельности студента по итогам государственной практики Матрица оценки зачетного учебного занятия ……………………………..………………..10 Требования к структуре рабочей программы по предмету «Физическая культура» иформе плана по внеучебной деятельности…………………………………………………...11 Приложения: №1 Организация практического исследования………………………………………………13 №2 Форма оформления протокола исследования……………………………………………14 №3 Требования к результату освоения программы государственной аттестационной практики……................................................................................................15 Программа разработана на основе следующих нормативных документов: - Закон РФ «Об образовании». - Государственный образовательный стандарт среднего педагогического образования по специальности «Физическая культура». - Устав ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж». - Положение об итоговой государственной аттестации выпускников. - Положение о преддипломной практике (1 этапе государственной аттестации выпускников). - Профессиональная образовательная программа по специальности. Общие положения 1. Преддипломная практика является завершающим этапом практической подготовки будущего педагога, в ходе, которой осваивается многофункциональная деятельность педагога; первым этапом итоговой государственной аттестации, определяющим уровень готовности выпускника к выполнению профессиональных функций в сфере образования. 2.К преддипломной практике допускаются студенты, успешно выполнившие предшествующие виды производственной практики. 3. За период данного вида практики студент проводит 5 уроков физической культуры и 1 секционное занятие в неделю. А также не менее 12 занятий в рамках дополнительной подготовки за весь период практики. 4.Для реализации программы практики студент (самостоятельно или по рекомендации учебного отдела колледжа) определяет базовое ОУ любого типа и вида, знакомится с руководителем практики (учителем-наставником). 5.Выполнение программы практики проходит в три этапа (допуск, стажировка, итоговый) по следующим направлениям деятельности: - организация учебной и внеклассной работы по предметам образовательной области; - организация практического исследования по проблеме дипломной работы; - участие (по возможности) в локальных, территориальных, региональных актах образовательной системы. ПОЛОЖЕНИЕ о государственной аттестационной практике (1 этап итоговой государственной аттестации выпускников) 1.Преддипломная практика студентов завершает цикл практической подготовки студентов к профессиональной деятельности; направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы. 2.Преддипломная практика решает следующие задачи: - совершенствование общих и профессиональных компетенций студентов; - определение степени подготовленности студента к выполнению им профессиональных функций; -формирование опыта педагогического исследования; -совершенствование навыков самообразования как условия успешного профессионального становления. 3.Практика проводится на выпускном курсе в три этапа: этап допуска, основной этап стажировки по специальности и итоговый. 4.Преддипломная практика проводится в образовательных учреждениях разных типов и видов. Реализуя программу преддипломной практики, студенты выступают в качестве предметника: учителя физической культуры. Также выполняют функцию руководителя спортивной секции. 5.В программу преддипломной практики входит реализация студентом плана педагогического исследования в рамках выполнения им выпускной квалификационной работы. 6.На основании оформленного отношения между колледжем и руководителем ОУ последний определяет руководителей практики из наиболее компетентных педагогов. Руководитель практики оказывает студентам необходимую методическую помощь, заботится об условиях их труда и быта. 7.На руководителя ОУ (или его заместителя) возлагается:
8. С целью экспертизы деятельности студентов в период преддипломной практики члены государственной аттестационной комиссии посещают зачетные уроки и занятия студентов выпускного курса в образовательных учреждениях ГО Красноуфимск и (по возможности) в сельских ОУ. 9. При наличии в образовательном учреждении вакантных мест, студенты в период государственной аттестационной практики могут зачисляться на штатные должности. Сроки и даты практики по причине производственной необходимости могут изменяться (по приказу директора колледжа). 10.Содержание практики определяется требованиями к уровню подготовки специалистов, определенными в государственном образовательном стандарте среднего педагогического образования. 11.По окончании преддипломной практики студент предоставляет в колледж отчётные документы, характеристику с оценкой работы, рейтинг-лист оценки и самооценки сформированности общих и профессиональных компетенций. 12.Экспертиза документов по преддипломной практике осуществляется преподавателями колледжа, на основании которой выставляется итоговая отметка по данному виду практики. 13.После завершения преддипломной практики студенты участвуют в акте общественной презентации своего уровня образованности, целью которой является общественная оценка достижения результатов профессионально-педагогической подготовки выпускников колледжа на предмет соответствия требованиям государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования. Права и обязанности студента-практиканта во время преддипломной практики Студенты-практиканты имеют право:
Студенты-практиканты обязаны:
Содержание преддипломной практики
Отчетная документация
(5 планов уроков, 1 план секционного занятия).
- фрагменты собственной педагогической деятельности (видеофильм, фотоальбом, компьютерная презентация, т.п. - разработки методического и дидактического характера (тип – «педагогическая копилка»); - портфолио (награды, грамоты, отзывы о работе студента); - материалы исследований по дипломному проектированию. Итоговый балл по результатам государственной аттестационной практики складывается из экспертной оценки - защиты индивидуальной рабочей программы деятельности, - занятий (зачетных) экспертами из числа преподавателей-методистов колледжа, - представленной документации из ОУ с характеристикой деятельности практиканта, - участия в общественной презентации уровня образованности выпускника. Отчет (самоанализ) деятельности студента по итогам государственной практики Ф.И.О. студента_________________________________________________________________ Группа_____________________________Специальность_______________________________ ОУ_______________________________________________Классы______________ Ф.И.О. учителя__________________________________________________________________ Ф.И.О. классного Название руководителя____________________________________________________ 1. Назовите нормативно-правовые документы, которые Вы использовали для выполнения программы государственной аттестационной практики. В чем они помогли Вам? 2. Перечислите профессиональные функции педагога. Оцените степень Вашей готовности к их выполнению. 3. Определите 6-8 основных профессиональных компетенций успешного педагога, какими Вы обладаете. Аргументируйте свой выбор. 4. Какие трудности возникали в организации межличностных коммуникаций с учащимися, коллегами, родителями? Как выстраивали профессиональные коммуникации с субъектами образования с учетом гуманистических принципов образования? 5. Какие открытия сделали? Что Вы откорректировали в личных и профессиональных планах? 6. На что необходимо обратить внимание педколледжу по теоретической и практической подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности? Что подготовить студенту к собственной общественной презентации в период преддипломной практики. 1.Продумать представление того образовательного учреждения, в котором студент проходил практику. Показать собственное участие в реализации программы развития данного ОУ. 2.Подготовиться к собеседованию по проблемам:
3.Сформулировать проблемные вопросы, которые можно задать студенту из своей группы и выпускникам других специальностей. 4.Ответить на вопросы: Что способствовало успешному прохождению практики? К чему оказался не готов на момент прохождения преддипломной практики? Что следует изменить в образовательном процессе колледжа? Матрица оценки зачетного учебного занятия (преддипломная практика) Название учебной дисциплины_________________________________________________ Тема урока__________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________________
Шкала оценивания
0 баллов – качество отсутствует; 1 балл – качество проявлено слабо; 2 балла - качество проявлено в достаточной мере, в большинстве ситуаций; 3 балла - качество проявлено в полной мере, всегда. 2. Подсчитывается общая сумма баллов. 3. Общая сумма баллов соотносится с уровнем сформированности у студента профессиональных компетенций; в последней строчке таблицы указывается уровень: повышенный, оптимальный, достаточный или низкий.
Дата заполнения:__________________________ Подпись_________________________________ Структура рабочей программы по физической культуреВключает цель, задачи физического воспитания в ОУ, содержание программного материала, показатели физической культуры учащихся. Организационно-методические указания, формы занятий, формы контроля (зачеты, контрольные нормативы, тесты) 1.Пояснительная записка. 2.Учебно-тематический план.
Организация и проведение внеучебной воспитательной работы в области физической культуры. 1.Определять цели и задачи, планировать внеучебные мероприятия и занятия. 2.Мотивировать обучающихся, родителей к участию в физкультурно-спортивной деятельности. 3.Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. 4. Анализировать внеучебные мероприятия и занятия. 5.Вести документацию, обеспечивающую организацию физкультурно-спортивной деятельности. Рекомендации к составлению плана внеучебной воспитательной работы Требования к плану воспитательной работы: 1.Целенаправленность плана – планируемое содержание и формы работы предусматривают реализацию конкретных целей и задач. 2.Ориентированность плана на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и их родителей при планировании, изучение их ценностных ориентаций. 3.Связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: -создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроках и во внеучебное время; -включение детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность. 4.Комплексный характер плана, что предполагает: разнообразие содержания форм работы; направленность на развитие многообразных интересов и способностей детей; положительное влияние на разные стороны, свойства личности; включение школьника в разные виды деятельности. 5.Разнообразие планируемых видов и форм деятельности, их преемственность. 6.Реальность и разумная насыщенность плана. Фрагмент программы по внеучебной работе (Секционные занятия) Вид спорта - волейбол
Приложение 1 Организация практического исследования
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Примечание: Результаты проведенного исследования входят в отчетную документацию и представляются вместе с другими материалами к общественной презентации студентов. Приложение 2 Форма оформления протокола исследования Протокол № … Дата проведения исследования______________________ Школа №________________Населенный пункт____________________________________ Класс______________Количество участников_____________________________________ Метод_______________________________________________________________________ Название методики (указать автора)______________________________________________ Цель методики:_______________________________________________________________ ____________________________________________________________________________ Результаты (могут быть представлены в процентном отношении, в виде графика, диаграммы, т.п). Выводы______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Приложение 3 Результат освоения программы государственной аттестационной практики
|