Скачать 0.67 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ И ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.16.1.2 БАЗОВЫЕ И НОВЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ (ГИМНАСТИКА) ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ГИМНАСТИКА 1. Цель и задачи курса: Цель курса «Гимнастика» - формирование у выпускников осознанного отношения к занятиям по гимнастике и будущей профессиональной деятельности педагога по физической культуре. Задачи курса «Гимнастика»: - формирование у студентов специальных знаний в области гимнастики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом. Формирование организаторских умений и навыков; - развитие двигательных и психических способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями различной сложности, бытовыми, профессиональными и прикладными двигательными умениями и навыками; - формирование организаторских и профессионально-прикладных умений и навыков, необходимых для успешной педагогической деятельности; - подготовка квалифицированных спортсменов по спортивной, художественной гимнастике и акробатике как самостоятельных видов спорта. Место курса в общей системе подготовки специалиста: Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать ее оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения (оценки) и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения гимнастикой как видом спорта, другими спортивными дисциплинами, трудовыми, военно-прикладными действиями и др. Для того чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать ее содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно-тренировочном и воспитательном процессе. 2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины: Студент должен иметь представление: - о роли и месте гимнастики в обеспечении здоровья нации и содействии социально-экономическому развитию общества; - о современных теориях гимнастики; - о междисциплинарных связях в учебном процессе по гимнастике; - об основах здорового образа жизни и стиля жизни с помощью различных видов гимнастических упражнений; - об основах педагогического (методического) мастерства учителя физической культуры (педагога-тренера) в области гимнастики; - об основах информационно-технического обеспечения преподавания гимнастики. Студент должен знать: - основные этапы развития гимнастики; - эстетические, нравственные и духовные ценности гимнастики; - дидактические закономерности в преподавании гимнастики; - методику подготовки гимнастов; - о возрастно-половых закономерностях развития двигательных способностей и формировании двигательных навыков при занятиях гимнастикой; - методы и организацию комплексного контроля при занятиях гимнастикой; - методы организации и проведения НИР; - основы методической деятельности в сфере гимнастики; - о факторах риска и основных методах профилактики травматизма в процессе занятий гимнастикой. Студент должен уметь: - формулировать конкретные задачи преподавания гимнастики разным группам населения, в подготовке спортсменов различного возраста и квалификации; - применять практические формы, методы и средства гимнастики во взаимодействии с субъектами образовательного процесса; - оценивать качество выполнения отдельных упражнений и эффективность занятий гимнастикой в целом; - осуществлять медико-биологический и психолого-педагогический контроль состояния организма в процессе проведения занятий гимнастикой с использованием инструментальных методик; - планировать и проводить мероприятия по профилактике травматизма и оказанию первой медицинской помощи; - формировать физическую активность детей и взрослых, здоровый стиль жизни на основе потребности заниматься гимнастическими упражнениями; - осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных занятий видами гимнастики с лицами различного возраста; - пользоваться гимнастической терминологией (профессиональным языком) в процессе занятий, владеть навыками общения, воспитательной и консультационной работы, корректно выражать и аргументировано обосновывать выдвинутые положения; - овладеть новыми по отношению к полученному в ВУЗе образованию видами гимнастики в процессе самообразования и самосовершенствования; - использовать средства нетрадиционных видов гимнастики на учебных и внеклассных занятиях; - применять навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальные средства, компьютерную технику, тренажерные устройства и специальную аппаратуру в процессе занятий различными видами гимнастики; - применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении гимнастических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых; - применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности; - определять причины ошибок в процессе освоения гимнастических упражнений и развития двигательных способностей и находить методику их устранения. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы:
4. Содержание дисциплины. 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
|