Скачать 129.88 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины Актуальные проблемы компаративистики для направления 032700.68 «Филология» Магистерская программа «Компаративистика: русская литература в кросс-культурной перспективе». Авторы программы: Земскова Елена Евгеньевна, к. филол. н., доцент ezemskova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой [Введите И.О. Фамилия] Рекомендована секцией УМС по «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета филологии «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.68 «Филология», изучающих дисциплину «Актуальные проблемы компаративистики». Программа разработана в соответствии с:
2 Цели освоения дисциплины
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент приобретает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой части цикла дисциплин магистерской программы. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
Критериями оценивания освоения дисциплины являются: активность студентов на семинарских занятиях (сообщения, участие в дискуссии), качество реферата. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Критерии оценки реферата Соответствие жанру: четкое разграничение авторской позиции, описываемой концепции и точек зрения, присутствующих прочитанной литературе; Количество позиций научной литературы в библиографическом списке (не менее 6), в том числе на иностранных языках (не менее 3); Наличие четкой структуры текста и логики изложения; Доказательность аргументации; Оригинальность; Стилистическая выдержанность текста; Соответствие правилам оформления ссылок и бибиографии. 7 Содержание дисциплины Тема 1: Введение. История и современное состояние компаративистики. Основные вехи развития компаративистики. Позитивизм конца 19 века и становление литературной комаративистики. Франсуа Брюнетьер во Франции, Хуго Мельц и его журнал „Acta Comparationis Literarum Universarum“ (1877). Русская традиция – А.Н. Веселовский. Институционализация и компаративистики в конце 19- начале 20 века. Кризис компаративистики после Второй мировой войны и способы его преодоление. Современное состояние компаративистики. Количество часов: лекции - 4 часа Тема 2. И.Г. Гердер как компаративист. Истоки сравнительного изучения литератур в идеях раннего немецкого романтизма. Гердер как фигура «пограничной идентичности». Идеи о своеобразии (немецкой) нации и конструирование «национальных литературных традиций». Универсализм Просвещения и релятивизм Романтизма как отправной пункт для компаративистики. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. Тема 3. Эрих Ауэрбах как компаративист. Предвоенная германская романистика как интеллектуальный исток современной компаративистики - Эрнст. Роберт Курциус, Лео Шпитцер и Эрих Ауэрбах. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. Тема 4. «Ориентализм» Эдварда Саида в современной компаративистике. Отношения «Восток – Запад» как проблема литературной компаративистики. Роль литературы и писателей в создании «ориенталистализма» по Эварду Саиду. Продуктивность концепции и ее критика. Применимость теории Саида на материале Российской империи и СССР. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. Тема 5. Теория культурного трансфера во в французской компаративистике. Компаративистика во Франции. Культурные механизмы литературных взаимодействий как предмет изучения. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. Тема 6. «Задача переводчика» Вальтера Беньямина и современная философия перевода . «Переводимость» как лингвистическая и культурологическая проблема. Текст Беньямина как ключевой текст современной философии перевода. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. Тема 7. «Манипулятивная школа» в переводоведении Изучение истории и теории перевода как часть компаративистики в отечественной и зарубежной традиции. Социокультурные факторы, влияющие на формальные признаки и поэтику перевода. Культурологический поворот в переводоведении. Количество часов: лекция – 2 часа; семинар – 2 часа. 8 Образовательные технологии
Примерные темы для реферата
Тема реферата для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Примерный перечень вопросов к зачету
10 Порядок формирования оценок по дисциплине Оценка по дисциплине «Актуальные проблемы компаративистики» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (знание и понимание разбираемого текста), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Форма контроля самостоятельной работы – реферат по обговорённой с преподавателем теме. Оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Ореферат Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по теку-щему контролю следующим образом: Отекущая = 0,6·Ореферат + 0,4·Оаудиторная; Оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: Оитоговая = 0,8·Отекущая + 0,2·Озачет Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля: арифметический. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Damrosh D., Melas N., Bithelezi M.( eds.) The Princeton Sourcebook in Comparative Literature: From the European Enlightenment to the Global Present. Prinston, Oxford: Prinston University Press. 2009.
Ауэрбах Э. Филология мировой литературы // Вопросы литературы. 2004. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/voplit/2004/5/ma7.html
11.3 Дополнительная литература
12. Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения занятий по дисциплине используется проекционный экран и проектор. |
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | ||
Программа дисциплины Социология литературы для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «История» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | ||
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700. 62 Филология, обучающихся... | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (итальянский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. I.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. II.» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |