Скачать 201.61 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет филологии Программа дисциплины Социология литературы для направления 032700.62 «Филология» подготовки бакалавра Авторы программы: Вдовин Алексей Владимирович, PhD, доцент факультета филологии avdovin@hse.ru Земскова Елена Евгеньевна, к. филол. н, доцент факультета филологии ezemskova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ Москва, 2014 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.62 «Филология», изучающих дисциплину «Социология литературы». Программа разработана в соответствии с: подготовки 032700.62 «Филология» рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 032700.62 «Филология», утвержденным в 2013 г. 2 Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Социология литературы»: - формирование у студентов навыков ориентации в современных исследованиях литературы в социологическом контексте, анализа литературных произведений с использованием современных междисциплинарных подходов; - знакомство студентов с ключевыми тенденциями, событиями, фигурами и текстами зарубежной и отечественной традиции социологического изучения литературы. - развитие у студентов навыков анализа научных текстов при помощи разнообразного инструментария, применяемого гибко и корректно; - подготовка к профессиональной деятельности, в том числе к самостоятельной исследовательской работе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - основные направления социологических исследований литературы; - основные подходы в социологии литературы; - основные тенденции использования социологических теорий для изучения истории и современного состояния литературы; Уметь: - проецировать ключевые тексты социологии литературы на историю и современное состояние литературы; Иметь навыки (приобрести опыт): - анализа и обсуждение социологических теорий 20 века; - применения социологических моделей для изучения конкретных кейсов в истории русской литературы. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4 Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - теория литературы; - социология Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: Знание: - важнейших подходов к интерпретации литературных текстов. - специфики социологических подходов к анализу процессов. Способность к структурированию информации, встраивания новых данных в уже намеченную историко-научную перспективу. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: История русской литературы; Методы в литературоведении (и языкознании); Ряда курсов в рамках концентрации «Литература как объект гуманитарного знания». 5 Тематический план учебной дисциплины
6 Формы контроля знаний студентов
В ходе текущего и промежуточного контроля студент должен показать знание источников, социокультурного фона, умение применять к тексту приобретенные в ходе курса сведения и перспективы. Содержание дисциплиныТема 1. Социология литературы – основные тенденции (лекций – 4ч) Основные направления исследований литературы в социологическом ключе. Социология литературного производства, социология литературного поля, социология рецепции и др. Роль марксизма в возникновении и развитии социологии литературы. Русский формализм как импульс для развития системных социологических теорий литературы. Социологическое изучение литературы в Европе, Америке и России. Тема 2. Социология русской литературы: обзор исследований (лекций – 2ч) Судьба социологии литературы в России. Начало социологии литературы в 1920-е годы: Сакулин, Рубакин, Переверзев. Социология литературы как нонконформистская научная практика в 1970-1980-е годы. Работы Сектора социологии чтения ГБЛ (Гудков - Дубин-Рейтблат - Зоркая и др.). Основные тенденции изучения социологии русской литературы в последние годы. Тема 3. Социология литературного поля. Теория П. Бурдье и ее проекции(лекций – 2, семинары - 4). Социология Пьера Бурдье, роль литературы и искусства в его построениях. Структура литературного поля, понятия габитуса, позиции, диспозиции, агента, символического и культурного капитала. Применения теории Бурдье к истории русской литературы (М. Макеев, М.Берг). Семинар 1: Социология литературного поля Пьера Бурдье: Обсуждение статьи «Поле литературы» http://bourdieu.name/content/burde-pole-literatury Прежде всего см. вступительную статью М. Гронаса к переводу: Новое литературное обозрение. 2000. № 45. Задание:
Семинар 2: Применение теории Бурдье в современных исследованиях литературы Обсуждение статей: Макеев М. Николай Некрасов: Поэт и Предприниматель (очерки о взаимодействии литературы и экономики). М., 2009. (глава 2: На службе у Кони. Литературное имя. С. 32-50) Вопросы:
Берг М. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. М., 2000. (глава 4: Критерии и стратегии успеха. С. 231-268) . http://www.mberg.net/litkrat/ Первую подглавку («Успех, слава, признание: генезис понятий») читаем, чтобы уяснить логику автора, но на занятии обсуждаем лишь основную часть главы, где речь идет о литературном процессе в СССР и после его распада. Вопросы:
Тема 4. Современные исследования литературного канона (лекций – 2, семинаров – 2). Проблематизация классического канона и школьного пантеона авторов в американской академической среде 1980-х годов, позиции защитников, критиков и исследователей канона. Работы Дж.Гиллори. Проблемы изучения русского литературного канона. Семинар 3: Теория Дж. Гиллори и ее попытки ее применения к истории русской литературной культуры и литературы в школе Вопросы к статье Гиллори “Literary Canon”:
Для общего обсуждения:
Вопросы для обсуждения статьи Р.Г. Лейбова:
Вопросы для общего обсуждения:
Тема 5. Социологически анализ литературного текста. Франко Моретти (лекций – 2, семинаров – 2). Возможности анализа художественного повествовательного текста как источника по исторической социологии. Применение точных методов в социологии литературы. Проекты под руководством Франко Моретти. Социологическая география литературы. Семинар 4: Картографирование литературных фактов, возможности и ограничения (В. Моретти). F. Moretti. Atlas of European Novel, 1800-1900 (London, 1998). Обсуждаем фрагменты:
Вопросы для обсуждения:
Тема 6. Рецептивная эстетика и изучение читателя (лекций – 4, семинаров – 2) Читатель как предмет изучения истории литературы. Основные понятия рецептивной эстетики (Яусс, Изер): горизонт ожидания, имплицитный читатель. Читатель и современные медиа. Исследования массового читателя эпохи интернета: культовые тексты, фэндомы, фанфикшн. Семинар 5. Проблемы читательской реакции. Рецептивная эстетика: Х. Яусс. Обсуждение статьи «История литературы как провокация литературоведения» Задание: В статье 12 разделов. Каждому достается сделать резюме (1-2 минуты, устно) своего раздела: Вопросы для общей дискуссии:
Тема 7. Исследования массовой литературы (лекций – 2, семинаров – 4ч). Как массовая литература стала предметом исследования. Классические работы по типологии массовой литературы: «формульная» теория Дж. Кавелти, работы У.Эко. Изучение массовой постсоветской беллетристики (Б. Дубин). Семинар 6. Массовая литература и культура. Обсуждение статьи Дж. Кавелти «Изучение литературных формул» Задание:
Семинар 7. Обсуждение ее статьи Н.В. Самутиной «Великие читательницы» о феномене фан-фикшн. http://sociologica.hse.ru/2013-12-3/106760000.html 8 Образовательные технологииИнтерактивные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссий по отдельным вопросам. Семинарские занятия обязательно включают групповые дискуссии, дискуссии с преподавателем, доклады, презентации. 9 Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
К каждому занятию (как лекционному, так и семинарскому) необходимо прочесть статью на русском или английском языке, подготовить ее аннотацию и ответить на вопросы. Домашнее задание (эссе) представляет собой письменную работу объемом 6000-7000 знаков, посвященную возможности применения теорий, рассмотренных на занятиях на конкретном историко-литературном материале, так или иначе близком конкретному студенту (по теме курсовой работы и пр.)
Примерный перечень вопросов к зачету:
10 Порядок формирования оценок по дисциплине Оценка по дисциплине «Социология литературы» формируется в соответствии с «Положением об организации контроля знаний», утвержденным УС НИУ ВШЭ 29.06.2012 г. (протокол №38). Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (знание и понимание разбираемого текста), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Форма контроля самостоятельной работы – домашнее задание (эссе) по научной литературе по курсу. Оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Одомашнее задание Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопл = 0,4·Одомашнее задание + 0,6·Оаудиторная; Результирующая оценка по дисциплине выставляется по следующей формуле: Орезульт = 0,7·Отекущая + 0,3·Озачет Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля: арифметический. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Страда В. Литература и общество: Введение в социологию литературы. М., 1998. URL http://www.iek.edu.ru/publish/slcont.htm 11.2 Основная литература
11.3 Дополнительная литература
12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныНоутбук, проектор. |
Программа дисциплины «Теория литературы» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 032700. 62 Филология, обучающихся... | Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Теория культуры» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» подготовки... | Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (английский язык)» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки бакалавров... | Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | ||
Программа дисциплины «История» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления 032700. 62 «Филология» | Рабочая программа для студентов направления 032700. 62 «Филология» Рогачева Н. А. Русское устное народное творчество. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032700.... | ||
Программа дисциплины «Академическое письмо (русский язык)» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Герменевтические аспекты методики преподавания... Ломоносова; дать представление о Ломоносове как реформаторе литературы и русского языка | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. III.» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (итальянский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (немецкий)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины «Иностранный язык (французский). Ч. II.» ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | ||
Программа дисциплины «Иностранный язык (французский)» для направления 032700. 62 «Филология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... | Программа дисциплины Актуальные проблемы компаративистики для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |