Скачать 330.73 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.3.9 Педагогика начального образования: Педагогические технологии начального образования Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № от г.) Зав. кафедрой: ____________ Рычкова Н.А. Автор программы: Игнатович И.И., к.п.н., доцент Пояснительная записка Программа курса разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и требованиями к обязательному минимуму и уровню подготовки выпускников по специальностям: 050708.00 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью. Построение программы учебного курса «Педагогические технологии начального образования» производилась на основе анализа уже имеющихся программ подобного курса (Баланюк Г.И., Сластенин В.А., Питюков В.Ю.). Учитывая, что данный учебный курс будет представлен студентам 3 курса, учебная дисциплина будет представлена в содержательном аспекте с технологических позиций учебно-воспитательного процесса и организуемых при этом воздействий и взаимодействий педагога с учащимися начальной школы. Цель программы – систематизировать и обобщить информацию по проблеме педагогических технологий, которая может быть определена как научное обоснование выбора оптимального операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром, с целью формирования у него ценностного отношения к миру (Питюков В.Ю.). Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: 1. Усвоение важнейших понятий: педагогическая технология, личностно ориентированное образование, современные педагогические технологии (игровые, коллективные способы обучения, развивающее обучение, педагогика сотрудничества, проектное обучение, информационные технологии). 2. Ознакомление с наиболее значительными современными педагогическими идеями и теориями технологии обучения – науки о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств (М.В.Буланова-Топоркова, А.В.Духавнева). 3. Приобретение навыка самостоятельной работы с педагогической литературой. 4. Формирование умения моделировать учебно-воспитательный процесс в начальной школе с точки зрения технологии, как компонента педагогического мастерства в системе профессиональной подготовки. 5. Разработать конкретные конспекты уроков в начальной школе с использованием технологий, оправдывающих себя в условиях начальной школы: игровых, интегрированного и развивающего обучения, компьютерные и другие. Освоение содержания курса в процессе изучения предполагает два уровня: первый уровень – аудиторная работа студентов под руководством преподавателя на лекциях и практических занятиях; второй уровень – самостоятельная работа студента, в ходе которой осуществляется работа с понятийным аппаратом, прослеживается связь педагогической теории и практики, формируется его готовность к будущей педагогической деятельности. Форма отчетности по курсу – экзамен. Извлечение из ГОС ВПО: Педагогические технологии начального образования Технологии педагогического взаимодействия учителя начальных классов и ученика; мастерство учителя в системе коммуникативного воздействия на детей. Современные педагогические технологии в начальной школе; современные концепции воспитания, обучения и развития младших школьников. Самообразование, самовоспитание, саморазвитие как компоненты становления педагогического мастерства учителя начальных классов. Темы для самостоятельного изучения.
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Практическое занятие №1 - 2: Педагогические технологии как научная дисциплина (Коллоквиум) План
- Основные концептуальные идеи - Технология поддержки детей - Педагогика сотрудничества - Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили Задания для самостоятельной работы:
2. Подготовить реферат на тему «Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении и воспитании младших школьников». Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 3-4: Современные педагогические технологии в начальном образовании. План.
Задания для самостоятельной работы: 1. Подготовить библиографический указатель учебно-методических пособий, раскрывающих современные технологии обучения и воспитания в начальной школе (за последние два года). 2. Составить конспект урока с применением одной из технологий обучения в начальной школе. Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 5: Современные педагогические технологии в начальном образовании: (круглый стол). План
Задания для самостоятельной работы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература:
Дополнительная литература
Примерные зачетные тестовые задания
Выделенные ДЕ и количество заданий в каждой ДЕ
Ключ к заданиям варианта №1 для бланочного тестирования (форма представления ключей может быть выбрана преподавателем самостоятельно)
Ключ к заданиям варианта №2
Критерии оценивания (за правильный ответ дается 1 балл)
ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ ПО Педагогические технологии начального образования Вариант 1 ДЕ-1 Понятие педагогической технологии
а) совокупность научно-обоснованных операций и действий педагога, приводящих к наиболее эффективному воспитательно-образовательному результату б) педагогически и целесообразно организованная жизнедеятельность детей в) совокупность теоретических и методических положений по проблемам воспитания и обучения г) своеобразие профессионального опыта педагога
а) К.Д. Ушинский б) Л.Н. Толстой в) А.С. Макаренко г) С.Т. Шацкий
а) социализация б) воспитание в) образование г) обучение
а) Ф. Фребель б) Я. Коменский в) А. Дистервег г) И. Песталоцци
а) педагогическое проектирование б) экспериментальное исследование в) образовательная программа г) общепедагогическая профессиограмма
а) принципы обучения б) средства обучения в) закономерности обучения г) концепции обучения ДЕ-2 ФГОС начального общего образования
а) 2009 б) 2010 в) 2011 г) 2012
а) совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями б) совокупность требований к воспитанию социально ценных качеств личности в) предметные линии учебников, составляющих образовательную систему г) учебно-методический комплект
а) учебных курсов б) примерной основной образовательной программы начального общего образования в) Устава образовательного учреждения г) Закона об образовании
а) возможность получения более высокой оценки знаний б) анализ контроля знаний учащихся в) синтез методов и приемов обучения младших школьников г) достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы
а) условия обучения б) общий и максимальный объем аудиторной нагрузки в) методы обучения г) приемы обучения
а) 2901 часов б) 2902 часов в) 2903 часов г) 2904 часов ДЕ-3 Технологии обучения в начальной школе
а) «Перспектива» б) «Гармония» в) развивающая система Л.В.Занкова г) «Школа России» 2.Какая образовательная система предполагает формирование «теоретического типа мышления» а) развивающая система Л.В. Занкова б) развивающая система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова в) Начальная школа ХХI г) Планета знаний
а) итоговый контроль б) тематический контроль в) текущий контроль г) самостоятельная работа 4. Процесс сравнения достигнутого учащимися результата в обучении с эталонными представлениями, описанными в учебной программе: а) наблюдение б) эксперимент в) оценка г) описание 5. Интегральная форма педагогической оценки, определяющая в целом личность и поведение школьника а) педагогическая характеристика б) фиксированная оценка в) парциальная оценка г) опосредованная оценка 6. К методам письменного контроля не относится: а) контрольная работа б) диктант в) изложение в) монолог ДЕ-4 Технологии воспитания в начальной школе 1. Результат технологии воспитания: а) дисциплинированность б) успешность в обучении в) уровень образованности г) качественные сдвиги в сознании и поведении школьников 2. К методике воспитательного процесса не относится: а) методика организации воспитательного коллектива б) методика убеждений в) методика педагогического стимулирования г) методика обучения без отметок 3. К двуединой сущности воспитания не относится: а) социальная и природная б) внешняя и внутренняя в) общечеловеческая и индивидуальная г) формальная и неформальная 4. Не является методом воспитания: а) дисциплина б) требование в) соревнование г) убеждение
а) Ж.-Ж.Руссо б) И.Г. Песталоцци в) Ф.Фребеля г) И.Ф. Гербарта 6. В педагогике «соревнование» выступает как метод: а) обучения б) развития в) социализации г) воспитания ДЕ-5 Педагогический процесс в начальной школе
а) освоение учащимися целеполагания и смыслообразования б) решение продуктивных (творческих) задач в) творческого взаимодействия г) предметно-манипулятивное взаимодействие
а) социализация б) образование в) воспитание г) общение
а) упорядоченность жизнедеятельности школы б) наличие сложившегося единого школьного коллектива в) концентрация педагогических воздействий г) контроль органов управления образованием 4. Не является методом контроля результатов обучения: а) устный опрос б) письменный опрос в) самостоятельная работа г) оценка качества результатов обучения 5. Элемент в системе внеурочной воспитательной деятельности: а) воспитательное мероприятие б) воспитательное занятие в) воспитательная экскурсия г) воспитательное поощрение
а) воспитательные мероприятия, направленные на формирование сознания б) воспитательные мероприятия, направленные на развитие чувств в) воспитательные мероприятия, направленные на формирование поведения г) воспитательные мероприятия, направленные на формирование учебной деятельности Вариант 2. ДЕ-1 Понятие педагогической технологии
а) урок б) экскурсия в) лекция г) беседа
а) лекция б) семинар в) урок г) беседа
а) освоение учащимися целеполагания и смыслообразования б) решение продуктивных (творческих) задач в) творческого взаимодействия г) предметно-манипулятивное взаимодействие
а) текущий контроль б) тематический контроль в) итоговый контроль г) промежуточный контроль 5. Не является методом контроля результатов обучения: а) устный опрос б) письменный опрос в) самостоятельная работа г) оценка качества результатов обучения 6. Небольшая по времени письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса: а) самостоятельная работа б) контрольная работа в) домашняя работа г) лабораторная работа ДЕ-2 ФГОС начального общего образования
а) к результатам освоения основной образовательной программы начального образования б) к структуре освоения основной образовательной программы начального общего образования в) к условиям реализации основной образовательной программы начального образования г) к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей педпроцесс в начальной школе
а) социализация б) образование в) воспитание г) общение
а) упорядоченность жизнедеятельности школы б) наличие сложившегося единого школьного коллектива в) концентрация педагогических воздействий г) контроль органов управления образованием
а) 5 б) 6 в) 7 г) 10
а) 2904 часов б) 3000 часов в) 3100 часов г) 3210 часов
а) 7 б) 8 в) 9 г) 10 ДЕ-3. Технологии обучения в начальной школе 1. Основной формой организации обучения в начальной школе является: а) урок б) экскурсия в) беседа г) игра 2. Коллективная форма обучения, характеризующаяся постоянным составом учащихся, устойчивыми временными рамками: а) беседа б) игра в) экскурсия г) урок 3. К методам обучения в начальной школе не относится: а) лекция б) чтение в) рассказ г) проектирование 4.Учебный предмет «Окружающий мир» вводится в процесс обучения с а) 1 класса б) 2 класса в) 3 класса г) 4 класса
а) «Школа России» б) «Школа 2100» в) «Гармония» г) «Истоки»
а) «Перспектива» б) «Планета знаний» в) «Гармония» г) «Школа 2100» ДЕ-4 Технологии воспитания в начальной школе 1.Теорию воспитания как самостоятельную составляющую педагогики выделил: а) Я.А. Коменский б) И.Ф. Гербарт в) И.Г. Песталоцци г) Ж.-Ж. Руссо
а) К.Д. Ушинский б) С.Т. Шацкий в) П.Ф. Лесгафт г) Л.Н.Толстой
а) дисциплинированность б) успешность в обучении в) уровень образованности г) качественные сдвиги в сознании и поведении школьников
а) дисциплина б) требование в) соревнование г) убеждение
а) теорию гражданско-патриотического воспитания б) теорию правового воспитания в) теорию нравственного воспитания г) теорию коммуникативного воспитания 6. Характерные признаки воспитательного коллектива впервые были обоснованы: а) А.С. Макаренко б) С.Т. Шацким в) В.А. Сухомлинским г)К.Д. Ушинским ДЕ-5 Педагогический процесс в начальной школе 1. В педагогике «убеждение» выступает как метод: а) обучения б) развития в) социализации г) воспитания
а) социализация б) воспитание в) образование г) обучение 3. Проявление устойчивых тенденций, оказывающих необходимое, существенное, определяющее влияние на характер и протекание педагогических процессов а) принципы обучения б) средства обучения в) закономерности обучения г) концепции обучения 4. Разработанная образовательным учреждением образовательная программа начального общего образования должна обеспечивать: а) возможность получения более высокой оценки знаний б) анализ контроля знаний учащихся в) синтез методов и приемов обучения младших школьников г) достижение обучающимися результатов освоения основной образовательной программы 5. Поддержание высокого качества учебно-воспитательного процесса в начальной школе обеспечивается: а) учебно-методической работой б) общественно-полезной работой в) научно-исследовательской работой г) организационно-управленческой работой 6. Продуманная разработка композиции педагогического мероприятия: а) проект б) план-конспект в) тезисы г) реферат Примерный перечень вопросов к зачету.
24.Технологии развивающего обучения. Словарь терминов (глоссарий) Ведущая деятельность – деятельность, которая в главном и основном определяет психическое развитие ребенка в данном возрасте. Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и тем самым удовлетворяющий свои потребности. Дидактика – |
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 06: «Микробиология... Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6 Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного... |