Скачать 385.28 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ХАКАССКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра технологии производства и переработки сельскохозяйственной продукции Методические рекомендации по изучению дисциплины ОПД.Ф.06: «Микробиология и иммунология». для специальности 110401.65 - Зоотехния Абакан 2008 Раздел I. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с учебными планами, утвержденными советом ВСХИЗО от 28,02.90, «Микробиология> изучается студентами-заочниками специальности 31.07—«Зоотехния» на втором курсе. Настоящие методические указания составлены в соответствии с вышеуказанными учебными планами и программой, утвержденной Учебно-методическим объединением по зооветеринарным специальностям сельскохозяйственных вузов страны в 1991 г. Изучение дисциплины состоит из двух этапов: 1. Самостоятельная работа студентов. Для этого рекомендуем ознакомиться с программой курса, настоящими методическими указаниями, литературой. Предмет рекомендуем изучать по разделам и каждый раздел (тему) завершать составлением таблиц по предлагаемым образцам или проверять усвоенные знания по вопросам для самопроверки, которыми завершается тема, составляя при этом краткий конспект. Его необходимо иметь на занятиях во время лабораторно-зкзаменационной сессии. Он поможет определить, насколько полно и правильно усвоен материал, и будет служить вспомогательным пособием в подготовке к экзамену. Запоминать специальную терминологию обязательно. Итогом самостоятельной теоретической подготовки служит выполненная контрольная работа. При изучении курса микробиологии студенту предлагается ознакомиться с использованием в хозяйстве продуктов биотехнологии, получаемых путем микробиологического синтеза: белков, аминокислот, витаминов, ферментов, препаратов для животноводства, зашиты растений, кормопроизводства, стимуляторов роста растений и животных. Кроме того, рекомендуется вникнуть в производство различных кормов, продуктов животновода условия содержания животных и дать анализ микробиологических процессов при соответствующих технологиях. Необходимо ознакомиться и знать санитарное благополучие хозяйства или ферм. При эпизоотии изучить характеристику, методы диагностики и мероприятия по ликвидации болезни. Эту работу студент должен про вести с разрешения ветеринарной службы предприятия но материалам лабораторных экспертиз, ветеринарных отчетов., а также по собственным –наблюдениям. Рекомендуется посетить ближайшую микробиологическую лабораторию, ознакомиться с методами вирусологического, бактериологического, микологического исследований продуктов, кормов и других материалов. Полученные сведения должны быть включены в соответствующий раздел контрольной работы. Для приобретения практических навыков во время сессии могут быть исследованы образцы собственной коллекции, которую необходимо иметь уже на первом лабораторном занятии. Поэтому советуем внимательно отнестись к ее сбору. Экспонатами могут быть: закваски, пробы силоса, сена, травяной муки и других кормов, воды, соскобы со стен, кормушек, волосы, перо, семена, растения, яичная скорлупа, смывы с поверхностей, различные биопрепараты, применяемые в хозяйстве. Представленные объекты следует оформить на картоне или в коробочке и снабдить этикеткой, на которой указать дату взятия, название препарата, цель и способ его применения, хозяйство и фамилию студента. Коллекция сдается преподавателю в период сессии. Ее перечень должен отражать описанные элементы в соответствующем задании контрольной работы, а число образцов определяется материалом, подлежащим исследованию. Если будут проводиться микроскопия, высевы на питательные среды и биохимические исследования, то таких препаратов может быть до 5 наименований. При менее трудоемких список может быть удлинен. Учебным планом заочного обучения для сельскохозяйственных вузов по микробиологии предусматривается 22 часа, из них лекционных—8, лабораторных—10, индивидуальных— 4, для самостоятельной работы выделено 38 часов. 2. Лабораторно-экзаменационная сессия. Лекционный курс рассчитан на студентов, усвоивших материал. Он знакомит их с основными положениями дисциплины, новыми достижениями микробиологической науки и передового опыта. Лабораторные занятия помогут студентам овладеть микроскопией, методами культивирования, способами стерилизации и другими практическими навыками микробиологических исследований. Подготовка к предстоящему лабораторному или индивидуальному занятию, использование различных методов контроля полученной информации способствует более эффективному усвоению учебного материала. Студенты, выполнившие качественно контрольную работу, прошедшие собеседование, отработавшие лабораторные, индивидуальные занятия, допускаются к сдаче экзамена по всему курсу, ВНИМАНИЕ! ДЛЯ РАБОТЫ В МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ НУЖНО ПРИВЕЗТИ С СОБОЙ Х/Б ХАЛАТ. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ II КУРСА ЗООИНЖЕНЕРНОГО ФАКУЛЬТЕТА ВСХИЗО Лекции 1. Введение в сельскохозяйственную микробиолшит науки в интенсификации сельскохозяйственного проиэнчд. гва Основы систематики, морфологии микроорганизмом (!
Лабораторные занятия 1. Правила работы в микробиологической лаборатории. Методы исследования морфологии микробов различных систематических групп (2 часа).
Индивидуальные занятия
Библиографический список О с н о в и о й
Дополнительный 3. Мишустин Е. 11., Емцев В. Т, Микробиология, 3-е изд., перераС.и доп. М.: Агропромнчдпт, 1987. Раздел II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Микробиология — наука о жизни мельчайших живых существ, наделяющих биосферу земли: вирусов, микоплазм, хла-мидий, рнКкетсий, бактерий, актиномицетов, дрожжей, микроскопических грибов, водорослей. Микробиология изучает строение, функции названных микроорганизмов, их распространение, размножение а различных условиях среды и использование в интересах человека. Микробная клетка—это удивительная, уникальная организация, Способная воспроизводить сама себя с высокой скоростью и точностью в различных условиях, довольствуясь ограниченном количеством субстрата. Микробиологи научились использовать широкие возможности клеток микроорганизмов и заставили их работать для получения нужных нам продуктов. Этим занимается микробиологическая промышленность, являющаяся стержнем современной биотехнологии. Биотехнология сегодня — одно из прогрессивных направлений, способных заменить традиционные технологии в народном хозяйстве. Основой современной биотехнологии является микробиология, т. ><. микроорганизмы представляются наиболее мощными агентами, которые может использовать человек в своих интересах. Они работают с большой скоростью, огромными темпами увеличивают биомассу, способны жить в экстремальных условиях, утилизировать самые разнообразные вещества и .материалы, производство их не зависит от природных условий и сезонных факторов. Биотехнологические процессы молено сделать безопасными для окружающей среды,, используя отходы одного производства как сырье и с помощью микроорганизмов превращать их в виде другого в ценные продукты. Биотехнология имеет самое непосредственное отношение' к решению продовольственной проблемы. Наиболее перспективная область применения продукции проМЫШ ШИНОЙ микробиологии — животноводстю. Интенсификация животноводства, как и I I ни связана с созданием прочной кормовой базы, ранни не которой, в свою очередь, зависит от ресурсов кормом Существенное значение в качестве по инициального источника белка в рационе сельскохозяйственных животных приобретают продуты синтеза одноклеточных микроорганизмов: дрожжей, бактерий, водорослей, низших грибов. В последнее время все продукты называют «протеины одноклеточных». Широкое применение получили кормовые дрожжи, выращиваемые на гидролизах сельскохозяйственного производства, отходах деревообрабатывающей, сахарной и спиртовой промышленности, углеводородах нефти. Микробный белок получают также из микроскопических водорослей, метанокисляющих и водородных бактерий. Последние накапливают до 75% белка, которые они производят за счет минерального азота, водорода и диоксида углерода. Несбалансированность по аминокислотному составу растительного белка фуражных культур можно ликвидировать, добавляя' в корма растительного происхождения незаменимые аминокислоты, полученные микробиологическим синтезом. Добавка в комбикорма для свиней и птицы незаменимых аминокислот позволяет на 10% уменьшить расход корма и на 10—15% повысить продуктивность животных. Экономический эффект от применения 1 кг лизина в птицеводстве СССР составляет 35—37 тыс. руб., а в свиноводстве—19—20-тыс. руб. Расширяется область внедрения кормовых антибиотиков для стимуляции роста сельскохозяйственных животных. Применение их позволяет сокращать расход кормов на 10—20% на единицу привеса, уменьшить потребность животных в некоторых витаминах и незаменимых аминокислотах. С высокой эффективностью используются в животноводстве кормовые витамины, получаемые в результате биосинтеза их микроорганизмами. Введение в рацион бетакаротина увеличивает привес животных на 15%, молочной продукции на 5—10%, Наряду с этим отмечается увеличение приплода и снижение яловости, более высокое выживание молодняка, рост яйценоскости кур. Скармливание микробных ферментных препаратов аминологического, пектолитического и протеолитического действия оказывает положительные результаты на переваримость питательных веществ и продуктивность животных. Ученым получены ассоциации целлюлозолитических бактерий, применение которых обеспечивает повышение живой массы животных, примерно на 10%, снижение затрат кормовых единиц и перевариваемого протеина на 1 кг привеса. Использование целлобактерина в рационе цыплят-бройлеров повышает переваримость кормов на 6—10%, привес птицы— на 10%. Создана возможность управления процессом силосования путем искусственного обогащения зеленой массы специально отселектированными культурами молочно-кислых бактерий, способных активно размножаться в ней и вести процесс созревания силоса в нужном направлении. На Украине выпускается препарат литосол, в Казахстане—Казахсил-АМС, а в НИИ Медбиопрома предложен препарат аналогичного действия—биосил. Использование заквасок для силосования ускоряет процесс ферментации, накопления молочной кислоты, ограничивает потери питательных веществ, улучшает органо-лептические свойства силоса и, следовательно, лучшую поедаемость скотом и активизацию деятельности сычужной микрофлоры животных. Применение заквасок повышает сохранность каротина аминокислот в силосе и оказывает положительное влияние на продуктивность животных. Среднесуточные привесы повышаются на 6—12%, удои молока—на 10%, увеличивается процент жира и снижается кислотность молока. Улучшить переваримость и усвоение кормов можно употребляя при силосовании трудносилосуемых растений, содержащих мало углеводов, ферментных препаратов. Добавление препаратов «амоворин» и «орозин» к силосуемой массе таких растений ускоряет процесс силосования, способствует увеличению молочной кислоты и повышению качества силоса. В области растениеводства биотехнология, основанная на использовании микроорганизмов, нашла широкое применение при производстве бактериальных удобрений. Употребление ризоторфина (бактериального удобрении из клубеньковых бактерий), по мнению специалистов, позволит увеличить белок бобовых до 1 млн т, что сократит его дефицит, повысит почвенное плодородие и сэкономит сотни тысяч тонн азотных удобрений. Важный резерв снижения потерь от вредителей и болезней — использование микробиологических средств защиты растений, которые отличаются избирательностью действия и безопасны для окружающей среды. В перерабатывающих отраслях агропроизводства трудно обойтись без микробных ферментных препаратов. Фермент амилазу употребляют в хлебопекарной промышленности для повышения качества хлебобулочных изделий, пектиназы — для осветления соков, вин, для мочки прядильных растений, лактазу—в переработке молочных продуктов, про-теиназы—для тендеризации мяса, обработки кож, изготовления сыра и других продуктов. Одна из причин появления и развития биотехнологии— необходимость охраны окружающей среды. Скопление большого количества отходов вблизи животноводческих комплексов представляет серьезную опасность для природы. Между тем имеется возможность использования навоза как в качестве источника энергии, так и для получения ценного удобрения. Все более широкое распространение в мире находят биогазовые установки, которые за счет анаэробной биоконверсии животноводческих, коммунальных и иных отходов под действием микроорганизмов дают биогаз метан, используемый для хозяйственных надобностей в сельской местности, и органическое удобрение. Специалисты считают, что в масштабе нашей страны из навоза ежесуточно можно получать около 250 млн. м3 биогаза с общим энергетическим потенциалом, эквивалентным 180 тыс. т условного топлива. Это убедительно показывает, что биогаз из навоза и отходов растениеводства может иметь важное значение в деле решения энергетической проблемы. Принципиально новые возможности биотехнологии открываются с использованием методов генетической инженерии. Микроорганизмы, созданные методом генной инженерии, начинают производить вещества, им не свойственные, НО нужные человеку. С помощью этого метода получены микроорганизмы, синтезирующие физиологически активные гормональные препараты (инсулин, соматостатин, сомшшримин) и стимулирующие иммунитет (а—тимозин, интерферон) Активное внедрение методов генной инженерии а биотехнологию открывает новые, поистине неисчерпаемые возможности в вопросах направленного конструирования микроорганизмов с заданными новыми и улучшенными свойствами. Без всякого сомнения, сельское хозяйство XXI века будет кардинальным образом отличаться от современного именно благодаря широкому внедрению достижений биотехнологии и генной инженерии, Приступая к изучению микробиологии, необходимо прежде всего составить ясное представление о микроорганизмах, выяснить, чем они характеризуются и отличаются от других организмов. Ознакомьтесь с их распространением и значением в природе, различных отраслях народного хозяйства, охране окружающей среды и решении общебиологических задач. Изучая историю развития микробиологии, обратите внимание на описательный и физиолого-биохимический периоды в становлении этой науки, с открытиями А. Левенгука, Л. Па-стера, Р. Коха. Уделите особое внимание роли и творческому вкладу соотечественников; Л. С. Ценковского, И. И. Мечникова, Д. И, Ивановского, Н. Ф. Гамалеи, С. Н. Виноград-ского, В. Л. Омелянского, К. А. Мнхина, Н. А. Красильнико-ва, А. Ф. Войткевича и других. Вопросы для самопроверки и выполнения контрольной работы
($, Роль микроорганизмов в природе и сельскохозяйственном производстве.
По строению клеточной стенки различают грамположи-тельные и грамотрнц:тельные бактерии. При ознакомлении с отдельными пред, г .ителями прокариот учтите отличительные признаки труп. :стинны.\ бактерий, почкующихся, нит-чаты.х, спирохет, миксобактерий, актиномицетов, микоплазм. Обратите внимаь: на поверхностные структуры—жгутики, ворсинки, фимбр ж, капсулы, клеточную стенку, и внутренние—цитоплазматнческую мембрану, цитоплазму с включениями, нуклеоид и другие органоиды. Представьте рисунок (№ 1) внутренней структуры бакте-ризльной клетки и сделайте соответствующие обозначения цифрами.
Некоторые прокариоты образуют споры. Выясните их назначение. Обратите внимание на расположение споры в клетке, условия ее образования, прорастания, сроки сохранения в различных субстратах. Прокариотные микроорганизмы имеют различную форму. Зарисуйте их (№ 2). Монококки | Диплококки | Тетракокки Сарцины Бациллы | Клостридиумы Вибрионы Большой интерес вызывают исследования по изучению рота биологических мембран. Разрабатываются методы их выделения, стабилизации. Использование биомембран позволит с меньшими энергетическими затратами избирательно отделять нужные для различных целей вещества. Отдельные бактерии способны к передвижению. Проанализируйте различные способы и скорость движения. Приведите примеры и изобразите на рисунке (№ 3) бактерии с различным числом и расположением жгутиков. Отметьте формы, которым присущи другие способы движения.К прокариотам также относятся микоплазмы, риккетсии и актиномицеты. Микоплазмы хотя и имеют клеточное строение, но их организация более проста, чем истинных бактерий. Обратите внимание на особенности структуры микоплазм, их сходство и отличия от L-форм бактерий. Риккетсии играют большую роль как возбудители риккет-сиозов, в частности антропозоонозного заболевания КУ-лихорадки. Изучите морфологию этих микробов. Отметьте заслуги Г. Риккетса и С. Провачека в становлении риккетсиоло-гии, работы П. Ф. Здродовского по классификации риккетсии. Актиномпцеты по своей морфологии приближаются к грибам, но отсутствие истинного ядра характеризует их как прокариотные микроорганизмы. Изучите особенности строения названных прокариот. Отразите это в рисунке № 4, Сопоставьте размеры разных микробов, обратите внимание на единицу измерения и методы исследования их морфологии. Из эукариотных микроорганизмов детальнее ознакомьтесь с грибами. Необходимо подробно изучить их морфологические признаки; строение мицелия, виды спороношения, особенности строения немицелиальных грибов (на примере дрожжей). Представьте рисунок ( №5) морфологических признаков грибов, отметьте соответствующие обозначения цифрами. Вирусы — неклеточные организмы, обитают в клетках позвоночных, беспозвоночных животных, растений, бактерий, актиномицетов, грибов. Изучите структуру, формы вирусов, их размеры, различие вирионов ДНК- и РНК содержащих вирусов, их классификацию. Изобразить на рис. (№ 6) формы вирусов. Учтите, что у вирусов нет собственного обмена веществ; разберитесь с репродукцией вирусов, которая состоит из нескольких стадий: адсорбции, проникновения, депротеинизации, репликации, сборки и выхода из клетки—хозяина. Уясните значение вирусов и фагов. Роль открытия Д, И, Ивановского f* становлении и развитии вирусологии. |
Лекции по дисциплине опд. Ф. 08: «Сельскохозяйственная радиобиология».... Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В... Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | ||
Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению... ... | Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 62 Протокол... «Иммунология – клиническая иммунология» состоит в овладении знаниями по изучению иммунной системы организма человека, форм иммунного... | ||
Программа и методические рекомендации к выполнению выпускных квалификационных... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебник для студ высш учеб заведений/ Т. В. Соколова, А. И. Владимирова,... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология» | ||
Аннотация рабочей программы по дисциплине Изучение дисциплины предусмотрено в учебном цикле – естественнонаучные дисциплины по специальности 110401. 65 «Зоотехния» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности | ||
Методические рекомендации по проведению лингвокраеведческой работы в школе Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. 6 Лингвистическое краеведение для студентов, обучающихся по специальности 050301.... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Охватывает вопросы, отражающие важнейшие фундаментальные понятия в области разведения, селекции и генетики сельскохозяйственных животных... |