Скачать 445.6 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.3.8 Педагогика и методика начального образования: Психолого-педагогический практикум Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050708.65 Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09. 2012 г.) Зав. кафедрой: _____________ Рычкова Н.А Составитель: Штылева Л.В., к.п.н., доцент кафедры педагогики Пояснительная записка. Психолого-педагогический практикум является частью подготовки студентов специальности
. Основная цель практикума — непосредственное знакомство студентов с процессом обучения и воспитания школьников и выработка умений и навыков, являющихся основой профессионально-педагогической деятельности учителя начальных классов. Основные задачи практикума:
В результате изучения курса студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Занятия проводятся в МГГУ и в школе в форме практических, лабораторных занятий, деловых игр, консультаций, где студенты получают знания по проведению учебных и внеучебных мероприятий, организуют наблюдения, проводят исследования, изучают деятельность учителя и классного руководителя, овладевают профессионально-педагогическими умениями и навыками, изучают рекомендуемую литературу. Форма контроля учебного труда: текущая – ведение дневников, итоговая - зачет. При подготовке учебной программы использован опыт работы факультета педагогики начального образования РГПУ им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург); программа, составленная Федченко А.С. (2005) Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу. Практическое занятие №1: Знакомство с планом работы классного руководителя и его отчетной документацией План
Вопросы для коллективного обсуждения ( анализ плана воспитательной работы)
Задания для самостоятельной работы
Практическое занятие №2. Наблюдение и анализ тематической беседы с младшими школьниками План
Вопросы для наблюдения и анализа тематической беседы
Задания для самостоятельной работы
Формы отчетности
Практическое занятие №3: Наблюдение и анализ коллективного творческого дела с позиции педагогической деятельности План анализа КТД
Задания для самостоятельной работы
Формы отчетности
Практическое занятие №4: Внеурочная работа по предмету Вопросы для наблюдения и анализа
Учебно – методическое обеспечение дисциплины. Основная литература (библиотека МГГУ)
Дополнительная литература
Примерный перечень вопросов к зачету
Зачет проводится в традиционной форме по вопросам или в форме дискуссии по предложенной теме. К зачету представить:
Словарь терминов (глоссарий). Педагогический процесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Функции педагогического процесса: образовательная, воспитательная, развивающая. Структура педагогического процесса - основные компоненты: целевой, содержательный (отношения, ценностные ориентации, опыт деятельности и общения, знания); деятельностный (формы, способы, средства); результативный; ресурсный (социально-экономические, нравственно-психологические, санитарно-гигиенические и др. условия, нормативно-правовое, информационно-методическое, материально-техническое, финансовое обеспечение). Педагогическая система - целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека. Основные признаки педагогической системы: полнота компонентов, причастных к достижению цели; наличие связей и зависимостей между компонентами; наличие ведущего звена, ведущей идеи, необходимых для объединения компонентов; появление у компонентов системы общих качеств. Личностно-ориентированное образование -
Принцип - это исходное, начальное положение, которым руководствуются педагог в своей практической деятельности Принципы обучения и воспитания впервые были сформулированы Я.А.Коменским. В «Великой дидактике» он детально раскрывает принципы наглядности, сознательности, последовательности, прочности усвоения знания. Педагогическое проектирование - это деятельность субъекта/субъектов образования, направленная на конструирование моделей преобразования педагогической действительности. Сущность педагогического проектирования состоит в выявлении и анализе педагогических проблем и причин их возникновения, построении ценностных основ и стратегий проектирования, определении целей и задач, поиске методов и средств реализации педагогического проекта. Содержание обучения педагогически адаптированные основы наук, изучаемые в школе, совокупность знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены учениками, включает помимо «готовых» знаний и опыта осуществления деятельности по образцу, также опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений. Государственный образовательный стандарт - установлены Законом РФ «Об образовании»; определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Саморазвитие (по Л.Н.Куликовой) личностное саморазвитие - психологический механизм «человекообразования», проявляет себя как механизм обретения человеком своей человеческой сущности; личностное саморазвитие выступает инструментом духовно-нравственного самообогащения человека. При этом сама эта работа с собой требует нравственные потенциалы личности, которые еще и наращиваются. Одновременно с этим человек вырабатывает опыт внутреннего взаимодействия с самим собой рефлексивного ценностного самовосприятия, самоконтроля, самостимулирования и самоограничения своей активности, сознательней саморегуляции деятельности, поведения и внутреннего состояния; саморазвитие может быть рассмотрено как фактор инкультурации человека. Способность к активно-творческой позиции человека не может быть задана никем - она приобретается только им самим в результате целеустремленных усилий, направленных на изменение самого себя; личностное саморазвитие значимо как путь социализации человека. Успешная социализация актуализирует саморазвитие человека; личностное саморазвитие является критерием зрелости личности. Зрелость личности выражается во внутреннем локусе контроля, полной ответственности за собственные помыслы и действия. Авторитарный стиль - единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов. Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль за их выполнением. Попустительский стиль - учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, практически устраняется от руководства ими, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации. Творческая индивидуальность педагога — это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд педагога составляет три компоненты: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Профессиограмма - описание и классификация существующих профессий по определенным критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м). Педагогическая деятельность — это профессиональная активность педагога, с помощью различных действий решающего задачи обучения и развития (обучающая, воспитывающая, организаторская, управленческая, конструктивно-диагностическая). Такая активность включает в себя пять компонентов: гностический, решающий задачу получения и накопления новых знаний о законах и механизмах функционирования педагогической системы; проектировочный, связанный с проектированием целей преподавания курса и путей их достижения; конструктивный включает действия по отбору и композиционному построению содержания курса, форм и методов проведения занятий; организационный решает задачи реализации запланированного; коммуникативный включает в себя действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса. Педагогическое мастерство - синтез разнообразных качеств личности педагога, специальных и педагогических знаний, умений с помощью системы педагогических средств рациональными усилиями добиваться наилучших результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся. «Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса и в управлении своим лицом» (А.С.Макаренко) Гуманизация педагогического образования - поворот к личности человека, его индивидуально-личностному развитию, культуре и общественным функциям Информационные технологии - процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер. Педагогическая диагностика - особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества обучения. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф... В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается... | Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | Литвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | ||
Программы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык.... Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики» Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогика и психология» и «050708-Педагогика и методика начального образования». В данном комплексе представлены программа курса,... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс... Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методы социологического... Для студентов специальности 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 10, Опд. Ф. 12, Опд.... А. В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав кафедрой психологии Российского государственного социального университета... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7 «Основы психоконсультирования» является профессионально-ориентированным курсом в системе подготовки студентов педагогического университета,... | Методические рекомендации по дисциплине д 1 Лингводидактика Целью Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Языкознание», «Возрастная и педагогическая психология», «Научные... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2 опд. В 1 Современный... Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей |