Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания»





Скачать 217.33 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания»
Дата публикации01.10.2013
Размер217.33 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания»

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих воспитателей, овладение ими теорией и педагогической технологией музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики музыкального воспитания дошкольников в общей системе формирования профессиональной культуры воспитателя;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры дошкольников;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения музыкальных занятий в детском дошкольном учреждении;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития дошкольников.

Изучение теории и методики музыкального воспитания позволяет студентам овладеть:

знаниями:

  • педагогического целеполагания в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального воспитания дошкольников;

умениями:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития дошкольников;

  • разрабатывать конспекты музыкальных занятий и праздников в условиях детского сада;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность дошкольников.


Тематическое содержание разделов дисциплины
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания. Музыка и ее коррекционно-развивающее значение.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию детей.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Концепция музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

4. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

4.1. Методика развития музыкально-эстетического сознания и музыкальных способностей детей.

4.2. Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

4.3. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

4.4. Музыка в повседневной жизни детского сада.

4.5. Музыкальное воспитание в семье.

4.6. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.
Вопросы для самоконтроля
1. Методологические основы музыкального воспитания.

  1. Какова ведущая цель музыкального воспитания детей дошкольного возраста?

  2. Раскройте структуру музыкально-эстетической культуры личности.

  3. Докажите взаимозависимость компонентов музыкально-эстетической культуры.

  4. В чем проявляются творческие аспекты музыкально-эстетической культуры личности?

  5. Раскройте значение рефлексии в музыкальной деятельности.

  6. Каким образом проявляется диалектика психической и двигательной сфер в становлении музыкально-эстетического сознания?

  7. Определите различия в осуществлении начальной, текущей и обобщающей музыкально-педагогической диагностики.

  8. Какие методологические подходы ориентируют музыкально-воспитательную деятельность?

  9. Какие гуманистические ориентации определяют музыкально-педагогические воздействия воспитателя?

  10. Назовите компоненты музыкально-воспитательного процесса, выступающие в качестве объектов герменевтического анализа.

  11. Перечислите основные идеи культуросообразного музыкального воспитания.

  12. Раскройте содержание системного подхода к анализу музыкально-педагогических явлений.

2. Теория музыки.

  1. Опишите основные свойства музыкального звука.

  2. Перечислите основные элементы нотного письма.

  3. Дайте определение метроритму.

  4. Назовите характерные черты музыкального стиля барокко.

  5. Назовите выдающихся представителей музыкального классицизма.

  6. Сделайте сравнительный анализ музыкальных стилей рококо и реализм.

  7. Какие факторы обусловили классификацию жанров.

  8. Охарактеризуйте структуру сонатной формы.

  9. Назовите основные типы полифонического изложения.

  10. Перечислите сущностные признаки музыкального исполнительства.

  11. Какие тембры женских и мужских певческих голосов участвуют в составе хора?

  12. Назовите группы музыкальных инструментов, входящие в состав симфонического оркестра.

3. История и теория музыкального воспитания.

  1. Раскройте содержание античной системы музыкально-эстетического воспитания.

  2. Опишите различия в целеполагании музыкального воспитания Средневековья и Возрождения.

  3. Назовите выдающихся деятелей ХХ века в области музыкального образования и воспитания.

  4. Перечислите основные требования к музыкальному репертуару для детского сада.

  5. Какие результаты должны характеризовать эффективность музыкальных занятий в детском саду?

  6. Охарактеризуйте специфику реализации общедидактических принципов в музыкально-воспитательном процессе.

  7. Перечислите принципы педагогики музыкально-эстетического воспитания.

  8. Опишите структуру профессиональной культуры воспитателя.

  9. Наличие каких компетенций характеризует высокопрофессиональную компетентность воспитателя?

  10. Перечислите основные педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

4. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  1. Раскройте содержание музыкально-эстетического сознания ребенка.

  2. Наличие каких способностей свидетельствует о наличие музыкальности ребенка?

  3. Перечислите основные методы развития музыкального слуха, чувство ритма и музыкального мышления дошкольника.

  4. Назовите ведущие виды музыкальной деятельности дошкольников.

  5. В чем состоит различие между восприятием музыки и музыкальным восприятием?

  6. Каким образом решается проблема тренировочных действий в процессе развития музыкально-исполнительских умений и навыков детей?

  7. Какие методы способствуют детскому музыкальному творчеству?

  8. Опишите целеполагание и методику индивидуально-дифференцированного подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

  9. Перечислите основные типы музыкальных занятий.

  10. Раскройте специфику различных видов фронтальных занятий.

  11. Опишите взаимосвязь музыки и физкультуры, музыки и развлечения, музыки и праздника в повседневной жизни детского сада.

  12. Охарактеризуйте возможности привлечения детей к различным видам музыкальной деятельности в условиях семейного воспитания.

  13. Назовите основные педагогические методы в семейном музыкальном воспитании.

  14. Опишите роль заведующего и старшего воспитателя в деле музыкального воспитания дошкольников.

  15. Перечислите критерии оценки музыкальной деятельности детей и музыкально-педагогической деятельности музыкального руководителя и воспитателя.

  16. Раскройте содержание общепедагогических функций музыкального руководителя и воспитателя.

  17. Выполнение каких общетрудовых функций характеризуют профессиональную деятельность музыкального руководителя и воспитателя?


Рекомендуемая литература

Основная

  1. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. – М., 1976

  2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  3. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  4. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  5. Алфеевская Г.С. Учебное пособие по анализу музыкальных произведений: руководство к написанию курсовой работы. – М.,1992.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  7. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.

  8. Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5.

  9. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  10. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  11. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  12. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  13. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  14. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  15. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  16. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  17. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  18. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

  19. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.

  20. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М., 1984.

  21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  22. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  23. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

  24. Зебряк Т.А. Пословица — всем делам помощница. – М., 1996.

  25. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  26. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  27. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  28. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  29. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  30. Масленкова Л. О ритмическом воспитании// Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  31. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  32. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989.

  33. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966.

  34. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  35. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

  36. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  37. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  38. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  40. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

  41. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

  42. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  43. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

  44. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

  45. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

  46. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А.Баренбойм. – Л., 1980.

  47. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

  48. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  49. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

  50. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  51. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  52. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб, 1997.

  53. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  54. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  55. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.


Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Бабаджан ТС. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

  3. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  4. Батурина Г.И.. Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников—М., 1995.

  5. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  6. Бобровский В.П. Циклические формы // Книга о музыке. Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  7. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  8. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980

  9. Вайвфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание. — 1998.

  10. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991

  11. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  12. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  13. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  14. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  15. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада. – М., 1972

  16. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  17. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  18. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – М., 1973.

  19. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

  21. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Музыка в школе. – 2001. - № 3.

  22. Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

  23. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  24. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  25. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.

  26. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  27. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. – Л.,1980. – Вып.2

  28. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  29. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  30. Музыкальная эстетика стран Востока. – М., 1967.

  31. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

  32. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970

  33. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  34. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  35. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

  36. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  37. Ромм Р.Р. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие. – М., 1994

  38. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.

  39. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  40. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.

  41. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

  42. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

  43. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зянкч Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.

  44. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  45. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1985.

  46. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.


Балльная система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине

Критерии оценки (по 5-балльной шкале)

Кол-во

баллов

Ответы студента демонстрируют глубокие знания в области методологических, теоретических и методических вопросов педагогики музыкального воспитания, полученные в результате систематического освоения лекционного материала и научно-теоретической литературы; изложение материалов осуществляется в контексте как традиционных, так и новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает знаниями и развитыми умениями обосновывать целеполагание музыкального воспитания дошкольников, проводить музыкально-педагогические диагностические процедуры, разрабатывать планы-конспекты музыкальных занятий и реализовывать их в лабораторных условиях.

5

Ответы студента свидетельствуют о владении достаточно подробными сведениями методологических и теоретических вопросов педагогики музыкального воспитания дошкольников; однако проявляются затруднения в целостном взгляде на содержание музыкально-воспитательного процесса, в привлечении в процессе обоснования музыкально-педагогических положений новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает определенными умениями музыкально-педагогического анализа, может выявлять ведущую проблематику современного музыкального воспитания дошкольников, но испытывает затруднения в планировании адекватных психолого-педагогических диагностических процедур. Разработка планов-конспектов музыкальных занятий характеризуется схематичностью, недостаточной направленностью на творческое развитие детей.

4

Ответы студента показывают на поверхностный уровень освоения теоретического материала дисциплины, методологические и теоретические знания разрозненны и не связываются с целеполаганием и проблемами современной педагогики музыкального воспитания. Студент демонстрирует неумение синтезировать искусствоведческие, психологические и музыкально-педагогические знания в процессе обоснования теоретических и методических основ эффективной музыкально-воспитательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Студент испытывает затруднения с проведением полноценного музыкально-педагогического анализа, с разработкой конспектов музыкальных занятий, недостаточно развиты умения нормативного проведения диагностических процедур и адекватного анализа их результатов.

3

Студент не обладает достаточными сведениями в области теоретического материала дисциплины; ответы демонстрируют неспособность отличить методологическую проблематику от собственно методической; отсутствует понимание искусствоведческой и психологической основы музыкально-воспитательного процесса.

В прикладном аспекте дисциплинарная подготовка студента характеризуется неумением: проводить музыкально-педагогический анализ; разрабатывать конспект музыкального занятия; осуществлять адекватную музыкально-педагогическую диагностику.

2

Методика диагностики музыкального развития и начал музыкальной культуры детей

Студенты делятся на две подгруппы для наблюдения музыкальных занятий в двух возрастных группах (младший и старший дошкольный возраст). Для определения уровня развития музыкальных способностей детей предлагают варианты проведения диагностики: на музыкальном занятии (групповая форма) и в индивидуальной работе (или с подгруппой детей). Каждый студент наблюдает за 3—5 детьми одной возрастной группы.

Методика проведения исследования включает три этапа: первый — обследование уровня развития эмоциональной отзывчивости на музыку; второй — выявление особенностей музыкальных представлений и отношения детей к музыке; третий — диагностика музыкальных предпочтений детей. На каждого ребенка составляется индивидуальная карта, куда вносятся результаты диагностики по всем трем этапам.

Первый этап проходит в форме индивидуальных занятий по слуша­нию музыки (10-15 мин). Каждому ребенку предлагается прослушать 4 музы­кальных произведения (фрагмента) композиторов-классиков и оркестровать звучание во время слушания музыки (по желанию). Критериями оценки внеш­них проявлений ребенка являются следующие показатели:

  1. сосредоточенность внимания;

  2. продолжительность восприятия;

  3. двигательная активность, наличие движений, мимических реакций, вокализаций;

  4. наличие действий с музыкальными инструментами, игрушками, их со­ответствие характеру и ритму музыки;

  5. желание слушать музыку.

Качественные проявления детей оцениваются по трехбалльной системе: 3 балла — высокий уровень (показатели проявляются ярко, без активной под­держки взрослого); 2 балла — средний уровень (внешние показатели проявля­ются неустойчиво); 1 балл — низ­кий уровень (отсутствие внешних показателей: ребенок отвлекается, отказыва­ется играть и слушать музыку) Результаты диагностики вносятся в таблицу, баллы суммируются, в зависимости от общего количества баллов определяется уровень развития каждого ребенка. Сумма всех показателей при слушании четырех про­изведений при наивысших оценках составляет 60 баллов (4 произведения х 5 критериев х 3 балла), соответственно наименьшее количество баллов составля­ет 20 баллов. Высокий уровень определяется по сумме баллов от 48 до 60 баллов; средний — от 34 до 47 баллон; низкий уровень — от 20 до 33 баллов.

Таблица

№ п/п


Музы­кальные произве­дения


Сосредото­ченность внимания


Продолжи­тельность восприятия


Двигательная активность


Желание слушать музыку


Кол-во баллов















Общий балл по результатам прослушивания 4 разнохарактерных музыкальных

произведения




Второй этап проходит в форме индивидуальной беседы с ребенком (5 вопросов). Содержание беседы студенты разрабатывают самостоятельно. Вопросы формулируются в соответствии с возрастом ребенка, ответы оформляются в виде протокола и заносятся в индивидуальную карту. Оценка ответов проводится по трехбалльной системе: 3 балла — правильный полный, самостоятельный ответ; 2 балла — ответ с поддержкой взрослого, недостаточно полный (неточный); 1 балл — отсутствие ответа. Наивысший результат (за 5 вопросов) составляет 15 баллов; самый низкий — 5 баллов. Высокий уровень развития знаний о музыке диагностируется по сумме оценок от 12 до 15 баллов; средний – от 9 до 11 баллов; низкий — от 5 до 8 баллов.

Третий этап проходит в форме дидактической игры. Детям предлагается прослушать 3 пары музыкальных произведений и в каждой паре выбрать наиболее понравившееся. Каждая пара (произведение музыкальной классики и детского педагогического репертуара) подбирается по близости настроения, например: два веселых произведения, два грустных, два нежных Обследование проводится следующим образом: музыкальные произведения, предлагаемые детям, звучат в записи (на двух аудиокассетах). Технические средства в ходе обследования должны находиться вне поля зрения детей (например, магнитофоны скрыты за двумя внешне идентичными бутафорскими домиками, ширмами); взрослый предлагает послушать ребенку музыку, которая «живет» в каждом из домиков. После прослушивания каждой пары произведений просит ответить на вопрос: «Какая музыка больше понравилась или «Какое произведение хотел (а) бы послушать еще раз?». Для младших дошкольников вопрос может быть сформулирован в игровом варианте: «Покажи, в каком домике понравилась музыка» и т.п. Для объективного определения музыкальных предпочтений необходимо изменять последовательность звучания классических произведений и произведений дошкольного репертуара. Выполнение заданий третьего этапа оценивается по трехбалльной системе: 3 балла — высокий уровень (предпочитает только классические произведения); 2 балла — средний уровень (предпочтения неустойчивы); 1 балл – низкий уровень (предпочитает произведения детского педагогического репертуара невысокого художественного уровня). Результаты диагностики оформляются в виде таблицы:

Таблица

№ п/п

Ф.И.

ребенка

Наблюдались предпочтения

Предпочтения не вы­явлены


Веселое

настроение


Грустное

настроение


Нежная музыка







Класси­ческое произве­дение


Дошколь­ный педагоги­ческий репертуар


Класси­ческое произве­дение


Дошколь­ный педагоги­ческий репертуар

Класси­ческое произве­дение


Дошколь­ный педагоги­ческий репертуар






По завершении обследования баллы, полученные на каждом этапе, суммируют, и определяют уровень развития каждого ребенка. Высокий уровень — от 60 до 78 баллов. Средний уровень — от 41 до 59 баллов. Низкий уровень — от 21 до 40 баллов.

После выполнения заданий 1 и 2 первого лабораторного занятия студента; рекомендуется составить индивидуальную характеристику уровня развития музыкальных способностей и начал музыкальной культуры на каждого обследуемого ребенка.

Методика интерпретационного анализа произведения.

Первоначальный этап работы над музыкальным произведением любого жанра, стиля, эпохи посвящен задаче объективного анализа нотного текста, в которой можно выделить две составные части: анализ драматургии (знание основного композиционного метода, который используется в данном произведении) и вопросы интерпретации. Пониманию музыкального языка во многом способствуют знания из области музыкально-теоретических дисциплин.

Интерпретационный анализ музыкального материала направлен на решение следующих вопросов:

  • осмысление трактовки (выделения элементов авторского замысла, не обозначенных редакторскими указаниями);

  • создание собственного интерпретационного замысла, придерживаясь определенных границ на уровне собственной инициативы;

  • возможно более точное определение конкретных выразительных свойств данного жанра, на основе которого определяется комплекс адекватных выразительных средств исполнения.

Анализ музыкального произведения предполагает его изучение в нескольких широких аспектах: теоретическом, исполнительском, художественном и методическом, что и обуславливает необходимость применения межпредметных связей, но не только между исполнительской и музыкально-теоретическими дисциплинами. Взаимосвязь с дисциплинами психолого-педагогического цикла позволяет в процессе интерпретационного анализа формировать профессионально-педагогические умения и навыки студентов, прежде всего конструктивные умения анализировать, обобщать и синтезировать учебный материал, способствует развитию самостоятельности и активности музыкально-педагогического мышления.

Целостный процесс работы над музыкальным произведением характеризуется тремя последовательными разделами: первый - раздел общеисторический, содержащий анализ сведений об авторе сочинения и его времени; второй - музыкально-теоретический анализ произведения; третий раздел включает вопросы исполнительской интерпретации. Методический аспект анализа заключается в нахождении способов достижения исполнительского искусства.

С целью оптимизации данного раздела учебной работы необходимо знать общие параметры аналитических и музыкально-исполнительских действий, которые явятся маяками в последующей деятельности. В число таких параметров могут войти;

1. Умение самостоятельно разобраться в структуре музыкального произведения:

  • знание закономерностей стиля, жанра и их черт;

  • исполнительский анализ музыкальной формы: умение характеризовать основные принципы формообразования;

  • умение сравнивать части внутри целостного музыкального произведения, отделять кульминации в частях и в целом музыкальном построении;

  • умение различать элементы музыкальной речи (интонации, мотивы, фразы, периоды и т.д.).

2. Художественно убедительное и эмоционально насыщенное исполнение музыки в соответствии с замыслом автора и собственной интерпретацией:

  • чувство архитектоники, охват широких построений, логическое сочетание темпа, ритма и кульминаций в мелких и крупных разделах;

  • соотношение звуковых и технических задач: связь, эмоциональное тяготение звуков, артикуляция, исполнение штрихов, сопоставление голосов между собой.

3. Адекватная словесная характеристика музыкально-художественного образа, вербализация исполнительских действий для достижения необходимого звукового результата:

  • объяснение значения средств музыкальной выразительности в раскрытии содержания музыки;

  • рассказ о музыкальном произведении, истории его создания, образно-поэтический замысел, использование эпитетов в образно-эмоциональной характеристике музыки, словесное описание смены настроения в музыкальных эпизодах, образные ассоциации;

  • анализ необходимых приемов и способов исполнения (вокального или инструментального).

Уровень интерпретационного анализа во многом определяет качество последующей работы по исполнительскому воплощению аналитических данных. Только на их основе возможно полноценное внимание к нотному тексту, ясное внутреннее слышание архитектоники произведения, позволяющее соотносить между собой части и разделы произведения, создавать звуковые образы.

Таким образом, интерпретационный анализ и последующее его воплощение должны выразиться в следующих последовательных результатах:

  • осознание художественной природы и особенностей изучаемого музыкального материала, связанное с анализом произведения, его целостным восприятием на основе оперирования музыкально-слуховыми представлениями, образами, всей суммой музыкально-теоретических знаний, активизацией звукового воображения, уточнением технических и художественных задач;

  • поиск приемов и способов решения практических и теоретических задач, намеченных на предварительном этапе; максимальная сосредоточенность на звучании, интенсификация работы с техническими трудностями, решение задач звукоизвлечения;

  • концентрация результатов работы над всеми составляющими исполнительской интерпретации, осуществление замысла на основе регуляции всего комплекса



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания»
Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию
«Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconФормы аттестации по мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Оценка освоения теоретического курса мдк 01. 08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика...
Г. И. Шевченко, канд пед наук, доцент, зав кафедрой музыкального образования мгпу
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск