Скачать 418.68 Kb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» Составитель: Н.В. Алябьева, кандидат педагогических наук, доцент.Пояснительная записка Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, к эффективному их развитию, обучению и воспитанию. Цель обучения – подготовить высоко квалифицированного специалиста и привить умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности по курсу «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии». Задачи учебного курса: - раскрыть основные категории и понятия в методике физического воспитания; - освоить средства и методы физического воспитания; - изучить организационные формы физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии; Познакомить студентов с особенностями организации образователь- ного процесса по физическому воспитанию; - научить студентов самостоятельно приобретать необходимые знания и применять на практике теорию и организацию физического воспитания, технологии процесса обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирования знаний на основе собственного мировоззрения, самостоятельности, инициативы, творчества;
Курс методики физического воспитания тесно связан с учебными дисциплинами психолого-педагогического и медико-биологического циклов. Не менее важной является тесная связь его с педагогической практикой, которая должна стать “полигоном“ для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессиональной деятельности. Важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов занимает самостоятельная работа, которая направлена на освоение знаний и приобретение умений и навыков по изучению литературы, ее конспектирования, написания рефератов, составление конспектов физкультурных занятий с детьми с различными заболеваниями. В содержание самостоятельных занятий входит работа с литературой, документами, их обобщение, анализ и оформление, решение учебно-познавательных задач. В содержание индивидуальных занятий с преподавателем входит материал заданий по изучаемым разделам и темам. Основное место здесь занимают учебно-познавательные задачи. Учитываются пожелания студентов в выборе содержания и характера заданий. В учебные планы включен зачет. В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике. В результате изучения дисциплины «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Подготовка современного специалиста предполагает, что ещё в стенах вуза он овладевает методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы. С целью организации данного вида подготовки и в целях развития систематического процесса усвоения содержания дисциплины нами разработаны и представлены тестовые задания. Содержание тестовых заданий даёт возможность закрепить знания по основам методики физического воспитания детей с проблемами в развитии, увидеть её мощный гуманистический потенциал и технологическую оснащённость. Темы для самостоятельного изучения
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1.7. 1. Тематика и планы последовательного проведения занятий: Практическое занятие № 1-2. Тема: Общая характеристика МФВ детей с проблемами в развитии План:
Задания для самостоятельной работы: 1. Выписать понятийный аппарат МФВ детей с проблемами в развитии. 2. Подготовить реферат на тему: «Основные понятия МФВ детей с проблемами в развитии»; или сделать доклад по темам, представленным ниже. План должен включать следующие структурные единицы. Введение (показать роль воздействия физических упражнений на детей с проблемами в развитии). Основная часть.
Выводы. Использованная литература. Доклад:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 3 Тема: Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии (от 1 года до 7 лет) План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 4- 5. Тема: Задачи, средства и методы коррекционно-профилактического физического воспитания План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы:
Основная литература: 1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 2006.- 148с. 2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23. 3. Козырева О. Комплексная физическая реабилитация дошкольников с нарушением осанки //Дошкольное воспитание. – 2008. № 12. – С. 49. Дополнительная литература:
Практическое занятие № 6 Тема: Развитие физических качеств детей с проблемами в развитии. План:
3. Диагностика выявления уровня развития физических качеств у детей. 4. Возрастные периоды развития физических качеству детей с проблемами в развитии. 5. Контрольные упражнения и тестовые задания для определения уровня развития ловкости. Вопросы для коллективного обсуждения:
Задания для самостоятельной работы: Исследовательские задания:
а) челночный бег 3х5 и 3х10 (перенос двух кубиков); б) точность попадания в цель; в) точность приземления при спрыгивании г) способность выдерживать высокую частоту движений; 2. Общую выносливость: а) пробегание отрезков дистанции (от 90 до 150 м) в зависимости от возрастных особенностей и состояния здоровья детей. 3. Статическую выносливость: тесты Крауса-Вебера. 4. Быстроту: а) бег на 10 м, б) бег на 30 м, 5. Скоростно-силовые качества: а) динамометрия кисти руки (левой и правой), б) приседания (20 глубоких приседаний за 30 сек), в) прыжок в длину с места, г) бросок мешочков (150- 200 г) в даль. 6. Равновесие: а) проба Ромберга, б) стойка на одной линии двумя ногами (носок касается пятки другой ноги). 7. Гибкость: наклон вперед, стоя на скамеечке со шкалой. 8. Занести полученные данные в протокол. ПРОТОКОЛ
Задание: Выявить статическую выносливость Схема выполнения теста Крауса – Вебера
Основная литература: 1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния организма ребенка-дошкольника. – Мурманск, 2006.-С.72-87. 2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 89 -91; 93-109 . 3. Гросс Н.А. и др. Физическая реабилитация детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата.- М.: Сов. спорт, 2006.- С.42-56. 4. Горшкова А.А., Шматко Н.Д. Организация коррекционной работы с глухими и слабослышащими дошкольниками, воспитывающихся дома //Дефектология.- 2007.- № 5.- С.42. Дополнительная литература:
Практическое занятие № 7 Тема: Характеристика функционального состояния организма ребенка при выполнении мышечной деятельности. Вопросы для коллективного обсуждения:
а) врачебно-педагогическое обследование и оценка состояния здоровья детей; б) динамика физического развития; в) динамика функционального развития и работоспособности организма; 2. Выявление отклонений от нормы в здоровье. 3. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений. Задания для самостоятельной работы: Подготовить протоколы исследования: а) частоты пульса (ЧП), б) дыхания, в) величины кровяного давления, г) физической работоспособности, д) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др. ( см. таблицу). Исследовательские задания:
а) проба Е.Г. Леви-Гориневской (30 подскоков за 15 сек); б) проба С. Летунова (20 приседаний за 30 сек ); в) для детей 3-4 лет, а также менее подготовленных (10 приседаний за 15 сек). ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Методические указания: Оценка реакции пульса: Так, например, пульс до нагрузки за 10 сек составлял 12 ударов, а после выполнения нагрузки за 10 сек – 20 ударов. С Х= 8х100 = 67 % 12 оставляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса следующим образом: 12 – 100 % (20-12) – Х % Следовательно, после функциональной пробы пульс участился на 67 % по сравнению с исходными данными. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями у детей считается учащение пульса в пределах 60-80 % от исходной величины. Определение физической работоспособности: Проба «степ-тест» (предложена Ф. Климт (см. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 74-78). Полученные данные рассчитать по формуле индекса гарвардского степ-теста (ИГСТ). или где f1 – ЧСС за 30 сек на 2 минуте восстановления, f2 - ЧСС за 30 сек на 3 минуте восстановления, f3 - ЧСС за 30 сек на 4 минуте восстановления t - время выполнения теста в секундах 4. Определите величину ЖЕЛ у детей 4-6 лет (2-3 детей). 5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге). 6. Время задержки на выдохе (проба Генчи). Для этого просмотрите кн.: Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112.
Таблица 2 Определение физической работоспособности
Каждый студент обследует 1-2 детей с проблемами в развитии, составляет протоколы обследования, делает выводы и предоставляет материалы на кафедру. Основная литература: 1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. – Мурманск, 2007.- С.62-84. 2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004..-С.82-111. 3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих.- М., 2004.-С.72-88. 4. Страковская В.Л. ЛФК в реабилитации больных и детей группы риска 1 г.- М.: Медицина, 2007.-С.18-42. Дополнительная литература: 1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23. 2. Аксенова Л.И и др. Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребёнка от рождения до 5 лет //Дефектология.- 2002.- № 3.- С.15. 3. Алябьева Н.В., Сатушева В.И. Особенности физического воспитания детей с ослабленным здоровьем //Психолого-педагогические условия развития ребенка-дошкольника: Сб. научн. статей.- Мурманск: МГПУ, 2004.- Выпуск 1.- С. 95- 100. 4. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей.- М., 2007. Практическое занятие № 8 Тема: Двигательные умения, навыки. План:
Вопросы для коллективного обсуждения:
4. Этапы обучения двигательным навыкам детей с проблемами в развитии. Задания для самостоятельной работы:
- Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - Вавилова Е. Н. Учите детей бегать, прыгать, лазать, метать. Основная литература:
Дополнительная литература:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика музыкального воспитания» Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология... Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания» Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей | Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | ||
Методические рекомендации по выполнению реферата 25 Министерство образования и науки РФ Протокол согласования рабочей программы дисциплины «теория и методика физического воспитания дошкольников» с другими дисциплинами... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 19 Методика обучения конструированию «Методика обучения конструированию» является специальной дисциплиной вуза. Данный курс направлен на подготовку квалифицированных... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины 21 Методические... Целью курса является изучение основных институтов и норм римского права в их историческом развитии и их влияние на нормы современного... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
Департамент образования города Москвы Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух... | Конспект нод в старшей группе доу «Фонтан добрых игр» Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух... | ||
Конспект по предмету: «Коррекционно-педагогическая помощь детям с эмоциональными нарушениями» Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух... | Конспект занятия Тема занятия: в гостях у сказки Специальные исследования, проведенные в России, показывают повышение частоты рождения детей с проблемами в развитии. Лишь у двух... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения |