Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта
страница1/7
Дата публикации15.08.2013
Размер0.73 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.3

ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«050720-Физическая культура»


Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2012г.

1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины

СД.Ф.3 ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА


    1. Автор программы: Барышева Т.Д., старший преподаватель кафедры психологии МГГУ


1.3 Цели освоения дисциплины

Программа курса разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта и с учетом современных тенденций развития высшей школы. Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура.

Преломление психологических знаний конкретно к деятельности специалиста в области физической культуры составляет содержание курса Психология физического воспитания и спорта. Данная дисциплина относится к предметам профессиональной подготовки (шифр в учебном плане - ДПП.Ф.03) и направлена на усиление личностных и социально-психологических аспектов решения профессионально-педагогических задач будущих учителей физического воспитания. Таким образом, целью изучения курса психологии физического воспитания и спорта является подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания.

Программа курса состоит из двух крупных разделов - Психология физического воспитания и Психология спорта. Такое разделение связано с общей ситуацией научных исследований и практического опыта в области психологии физической культуры.

Ориентацией на развитие способностей правильно ставить профессиональные задачи объясняется подробное рассмотрение вопросов взаимосвязи физического, психического, психомоторного развития человека, влияния физической подготовленности на устойчивость к утомлению и эмоциональным стрессам. Особо выделена проблема физического Я как компонента самосознания, его содержания и особенностей на разных этапах онтогенеза, влияния на интегральную самооценку. В связи с этим показаны возможности развивающего и корректирующего воздействия физического воспитания на личностное развитие. В целом раздел Психологические проблемы школьной физической культуры ориентирует студентов на осмысление потенциала физического воспитания с точки зрения создания благоприятных условий не только физического, но и психического развития.

Особый раздел посвящен личностной готовности учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Он предполагает ознакомление с составляющими личностной готовности к профессиональной деятельности и формирование у студентов навыков самооценки уровня развития, составления программ личностного роста.

В разделах курса, посвященных психологии спорта, подчеркивается взаимосвязь психологических аспектов физического воспитания и спорта, необходимость сотрудничества психологически образованного тренера и учителя.

Кроме того, одной из задач курса является знакомство студентов с психологическими регуляторами здоровья и факторами риска, повышающими вероятность его ухудшения. Рассматриваются пути обогащения содержания занятий физической культуры элементами психологического тренинга, расширяющего личностные адаптационные возможности человека.

Студент должен знать:

  • элементы и направления психологической подготовки в области ФиС;

  • достоинства и ограничения методов психической саморегуляции;

  • структуру мотивации человека, занимающегося ФиС;

  • особенности организации и реализации физкультурно-спортивной деятельности с учетом психологических закономерностей.

Студент должен уметь:

  • отличать психологический компонент обучающей (тренировочной) работы преподавателя физкультуры (тренера) от педагогического, методического и других компонентов;

  • проводить психологический анализ уроков физкультуры;

  • применять психологические рекомендации при планировании и проведении спортивных тренировок;

  • применять элементарные приемы психической регуляции на уроках по физическому воспитанию и спортивных занятиях.

Освоение курса осуществляется в рамках лекционных и практических аудиторных занятий, а также предполагает проведение лабораторных работ. Формами аттестации являются контрольная работа и экзамен. Программа курса включает в себя перечень заданий для самостоятельной работы студентов.

Кроме того, данная программа может использоваться в качестве основы для курса в учебных планах с дополнительной специальностью Физическая культура (например, ДПП.Р.04 в учебном плане «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью ФК).
1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.

Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во
часов


Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Дневное отделение

Заочное отделение

1. Специфика психологии физического воспитания и спорта как научной дисциплины

вопросы для самостоятельного изучения

2

6

тестирование

2. Проблемы и задачи психологии физического воспитания

вопросы для самостоятельного изучения

4

8

тестирование

3. Психическая регуляция двигательных действий.

контрольная работа

4

8

проверка контрольной работы

4. Психологические вопросы физического воспитания.

вопросы для самостоятельного изучения

2

6

тестирование

5. Психология деятельности специалиста по физическому воспитанию.

подготовка реферата

4

8

защита рефератов

6. Проблемы и задачи психологии спорта.

подготовка реферата

2

6

защита рефератов

7. Компоненты психологической подготовки спортсмена.

вопросы для самостоятельного изучения

4

10

тестирование

8. Психология спортсмена.

подготовка реферата

4

8

защита рефератов

9.Социальная психология спортивных групп.

подготовка реферата

2

6

защита рефератов

10. Психология спортивного соревнования.

подготовка реферата

4

8

защита рефератов

11. Психология тренера.

подготовка реферата

2

6

защита рефератов

12. Психологическое обеспечение физкультурной и спортивной деятельности.

вопросы для самостоятельного изучения

2

10

тестирование



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).

Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента.

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

    • изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

    • изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем и Интернет-ресурсов;

    • подготовку докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

    • участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:

  • текущие консультации;

  • коллоквиум как форма контроля освоения теоретического содержания дисциплин: (в часы консультаций, предусмотренных учебным планом);

  • прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

  • прием и защита лабораторных работ (во время проведения л/р);

  • выполнение контрольных работ и тестирования;

  • выполнение курсовых работ (проектов) в рамках дисциплин (руководство, консультирование и защита курсовых работ (в часы, предусмотренные учебным планом);

  • выполнение учебно-исследовательской работы (руководство, консультирование и защита УИРС);

  • прохождение и оформление результатов практик (руководство и оценка уровня сформированности профессиональных умений и навыков);

  • выполнение выпускной квалификационной работы (руководство, консультирование и защита выпускных квалификационных работ) и др.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Тема № 1. Психологические классификации видов спорта.

Задачами СРС являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений.

Задание:

а). Ознакомиться с классификациями видов спорта по предлагаемым источникам.

б). Составить описание одного из видов спортивной деятельности с учетом известных психологических классификаций;

в). Письменно ответить на вопрос: Для чего необходимо разрабатывать психологические классификации видов спорта?

г). Подготовиться к контрольной работе по вопросу Сравнительный анализ психологических классификаций видов спорта.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология спорта - СПб. [и др.] : Питер, 2011 ; 2010.

  2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб., 2000.

  3. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978.

  4. Психология физического воспитания и спорта. /Под ред. Т.Т.Джамгарова, А.Ц.Пуни. – М., 1979.

  5. Попов А.С. Спортивная психология. – М., 2001.

  6. Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев, 2001.

Дополнительная литература:

        1. Единая всероссийская спортивная классификация 2006-2009гг. : летние виды спорта / [сост. А. К. Аветисян и др.]. - М. : Сов. спорт, 2007.

        2. Всероссийский реестр видов спорта / Вып. 1 (17) [сост. А. К. Аветисян]. - М. : Советский спорт, 2007.

        3. Линчевский Э.Э., Федотов Ю. Н. Типология и психология туризма. - М. : Сов. спорт, 2008.


Тема № 2. Психофизиологические механизмы управления движениями.

Задачами СРС являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу.

Задание:

а). Повторить разделы Психологическая теория деятельности, Формирование двигательных навыков, Психомоторика.

б). Составить конспект по источнику 1.

в). Подготовиться к контрольной работе.

г). Решить задачи 142, 149, 153, 155, 156,158 по источнику: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001.

Литература для подготовки к контрольной работе:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию : курс лекций - М. : Астрель, 2008; АСТ, 2010. – гл. 7,8,9,10.

  2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 1998. – раздел V.

  3. Ильин Е. П. Психология спорта - СПб. [и др.] : Питер, 2011 ; 2010.

  4. Кретти Б.Дж. Психология в современном спорте. – М., 1978. – раздел II , гл.3, с. 26-36.

  5. Основы психофизиологии /Отв.ред. Ю.И.Александров. – М., 1997. – гл.5, с. 93-111.

  6. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001. – раздел Активность и деятельность.

Дополнительная литература:

  1. Биомеханические технологии подготовки спортсменов / Ратов И. П., Попов Г. И., Логинов А. А., Шмонин Б. В. - М. : Физкультура и Спорт, 2007

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1988. – гл. 7,8,9,10.

  3. Губарева Л. И., Будкевич Р. О., Агаркова Е. В. Психофизиология (Практикум для вузов). - М. : ВЛАДОС, 2007. [Гриф]

  4. Данилова Н. Н. Психофизиология - М. : Аспект Пресс, 2007.

  5. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб., 2003. – гл. 1,2,5,6,11.

  6. Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания. В 2-х тт. – М., 1980, 1983.

  7. Попов Г. И. Биомеханика - М. : Академия, 2008.


  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического...
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор...
«Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения»

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические...

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология
Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 Психология физического воспитания и спорта iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск