Скачать 0.73 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.3 ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТАОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050720-Физическая культура» Утверждено на заседании кафедры психологии Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой _______________И.А. Синкевич 2012г. 1 Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины СД.Ф.3 ПСИХОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА
1.3 Цели освоения дисциплины Программа курса разработана на основе требований Государственного образовательного стандарта и с учетом современных тенденций развития высшей школы. Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности Физическая культура. Преломление психологических знаний конкретно к деятельности специалиста в области физической культуры составляет содержание курса Психология физического воспитания и спорта. Данная дисциплина относится к предметам профессиональной подготовки (шифр в учебном плане - ДПП.Ф.03) и направлена на усиление личностных и социально-психологических аспектов решения профессионально-педагогических задач будущих учителей физического воспитания. Таким образом, целью изучения курса психологии физического воспитания и спорта является подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания. Программа курса состоит из двух крупных разделов - Психология физического воспитания и Психология спорта. Такое разделение связано с общей ситуацией научных исследований и практического опыта в области психологии физической культуры. Ориентацией на развитие способностей правильно ставить профессиональные задачи объясняется подробное рассмотрение вопросов взаимосвязи физического, психического, психомоторного развития человека, влияния физической подготовленности на устойчивость к утомлению и эмоциональным стрессам. Особо выделена проблема физического Я как компонента самосознания, его содержания и особенностей на разных этапах онтогенеза, влияния на интегральную самооценку. В связи с этим показаны возможности развивающего и корректирующего воздействия физического воспитания на личностное развитие. В целом раздел Психологические проблемы школьной физической культуры ориентирует студентов на осмысление потенциала физического воспитания с точки зрения создания благоприятных условий не только физического, но и психического развития. Особый раздел посвящен личностной готовности учителей физической культуры к профессиональной деятельности. Он предполагает ознакомление с составляющими личностной готовности к профессиональной деятельности и формирование у студентов навыков самооценки уровня развития, составления программ личностного роста. В разделах курса, посвященных психологии спорта, подчеркивается взаимосвязь психологических аспектов физического воспитания и спорта, необходимость сотрудничества психологически образованного тренера и учителя. Кроме того, одной из задач курса является знакомство студентов с психологическими регуляторами здоровья и факторами риска, повышающими вероятность его ухудшения. Рассматриваются пути обогащения содержания занятий физической культуры элементами психологического тренинга, расширяющего личностные адаптационные возможности человека. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Освоение курса осуществляется в рамках лекционных и практических аудиторных занятий, а также предполагает проведение лабораторных работ. Формами аттестации являются контрольная работа и экзамен. Программа курса включает в себя перечень заданий для самостоятельной работы студентов. Кроме того, данная программа может использоваться в качестве основы для курса в учебных планах с дополнительной специальностью Физическая культура (например, ДПП.Р.04 в учебном плане «Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью ФК). 1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.
1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное (аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов). Самостоятельная работа студентов в ВУЗе является важным видом учебной и научной деятельности студента. Самостоятельная работа студентов играет значительную роль в рейтинговой технологии обучения. Государственным стандартом предусматривается, как правило, 50% часов из общей трудоемкости дисциплины на самостоятельную работу студентов (далее СРС). В связи с этим, обучение в ВУЗе включает в себя две, практически одинаковые по объему и взаимовлиянию части – процесса обучения и процесса самообучения. Поэтому СРС должна стать эффективной и целенаправленной работой студента. К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной финансовой ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:
Основными видами самостоятельной работы студентов с участием преподавателей являются:
Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем. Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Тема № 1. Психологические классификации видов спорта. Задачами СРС являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации; развитие исследовательских умений. Задание: а). Ознакомиться с классификациями видов спорта по предлагаемым источникам. б). Составить описание одного из видов спортивной деятельности с учетом известных психологических классификаций; в). Письменно ответить на вопрос: Для чего необходимо разрабатывать психологические классификации видов спорта? г). Подготовиться к контрольной работе по вопросу Сравнительный анализ психологических классификаций видов спорта. Литература:
Дополнительная литература:
Тема № 2. Психофизиологические механизмы управления движениями. Задачами СРС являются: систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубление и расширение теоретических знаний; формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу. Задание: а). Повторить разделы Психологическая теория деятельности, Формирование двигательных навыков, Психомоторика. б). Составить конспект по источнику 1. в). Подготовиться к контрольной работе. г). Решить задачи 142, 149, 153, 155, 156,158 по источнику: Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2001. Литература для подготовки к контрольной работе:
Дополнительная литература:
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методика физического... Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем | «Теория и методика избранного вида спорта» Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с | Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины Предмет «Социология физической культуры и спорта» представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний |