Скачать 1.79 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ М2.В.3 Организационная психология (шифр дисциплины и ее название в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом) Основная образовательная программа подготовки бакалавра (магистра) по направлению подготовки бакалавриата (магистратуры) 050400.68 Психолого-педагогическое образование Профиль «Психология организационно-управленческой деятельности» (квалификация (степень) «магистр») (код и наименование направления подготовки бакалавриата (магистратуры) указанием профиля (названия магистерской программы) Утверждено на заседании кафедры психологии психолого-педагогического института (протокол № 1 от 01 сентября 2012 г.) Зав. кафедрой ________________И.А. Синкевич 2012 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология 2. Автор программы: Оконешникова О. В. Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем. Задачами изучения дисциплины являются:
В соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (квалификация (степень) «МАГИСТР»), обучающийся по профилю «Психология организационно-управленческой деятельности» должен обладать следующими компетенциями: способностью изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1); способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития (ОПК-1); уметь организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3); способностью планировать и проводить переговоры с российскими и зарубежными партнерами (ПКОУ-7). В результате освоения дисциплины студенты должны: иметь представление: о психологических основах управленческой деятельности и их применение к решению практических задач в организациях. знать: проблематику, методы, основные достижения и тенденции развития организационной психологии, отечественные и зарубежные организационно-психологические теории и концепции. уметь: использовать теоретические знания для анализа организационно-психологических проблем, осуществлять самостоятельную аналитическую и научно-исследовательскую работу в области организационной психологии, применяя организационно-психологические методы и методики в соответствии с целями, задачами и методологией исследования. Темы для самостоятельного изучения
Содержание разделов дисциплины (модуля) «Организационная психология» Тема 1. Организационная психология как научная дисциплина. История становления, предмет и проблематика и методы организационной психологии. Понятие организационной психологии. Менеджмент и управление. Соотношение психологии управления и организационной психологии. Предмет организационной психологии. История возникновения организационной психологии. Становление индустриальной психологии в России (20-30-е гг. ХХ века). Место организационной психологии в программе подготовки специалиста в области психологии организационной-управленческой деятельности. Методы исследования и практической деятельности в организационной психологии и кадровом менеджменте. Характеристика практических методов: методы диагностики функций и организационной структуры организации; методы профессиональной ориентации, подбора, расстановки и обучения кадров; методы стимулирования и мотивирования кадров; методы проектирования и планирования в кадровом менеджменте; методы оценки и контроля в кадровом менеджменте. Методы исследования в кадровом менеджменте: наблюдение, беседа, интервью, эксперимент, изучение продуктов деятельности, анкетирование, тестирование. Характеристика экспериментальных планов в организационной психологии. Хоуторнский эксперимент. Специальные методы организационной психологии: коучинг и ассесмент-центр. Управленческое консультирование. Активные методы обучения в психологии управления. Управление обучением и воспитанием. Управление образовательными учреждениями. Методы организация исследования и сбора информации в области психологии организационно-управленческой деятельности. Тема 2. Теории организации. Теории организации: классические; школа человеческих отношений; системные; ситуативные. Исследование организационных структур как одно из направлений в организационной психологии. Характеристика классических моделей организации. Школа человеческих отношений. Исследования Мэйо. Теория Х - Y Д.МакГрегора. Теория Z Оучи. Теория организации Э. Кирхлера. Теория организации К. Майер-Пести. Теория организации Е. Хофманн. Современные теоретические парадигмы организационной психологии: процессный, системный подход; ситуационный подход. Тема 3. Организация как феномен. Структура организации. Групповое поведение и общение в организации. Исследование организационных структур как одно из направлений в организационной психологии. Структура организации. Виды и типы организационных структур. Жизненный цикл организации. Организационная культура как предмет исследования в организационной психологии. Концепция организационной структуры Гринберга и Барона. Элементы измерения организации в концепции Т.Ю. Базарова. Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Функции норм. Нормы и конформное поведение. Причины конформности. Норма как власть большинства. Влияние меньшинства в организации. Понятие о целях и ценностях организации. Миссия организации. Планирование в структуре управленческой деятельности. Этапы процесса планирования. Планирование и постановка целей. Понятие миссии организации, требования к ее формулировке. Психологические аспекты возникновения субъективных целей. Эффективность деятельности при добровольном и принудительном целеобразовании. Требование к целям: определенность, ясность, измеримость, достижимость, сроки выполнения, наличие ответственных. Правила выработки целей: разведение целей и задач, достижение компромисса между общеорганизационными и индивидуальными интересами, определение оптимального уровня трудности, соблюдение временного и объемного оптимума. Функция организации. Понятие организации. Организация как процесс и результат. Содержание функции организации в управлении: организационное проектирование; функциональное разделение прав, обязанностей, полномочий; координация. Типы организационных структур – иерархические (традиционные, жесткие) и адаптивные (органические, адхократические). Линейно-функциональные и линейно-штабные структуры как пример иерархических организаций. Их недостатки: инерционность в принятии решений, негибкость в реагировании на изменения, иммунитет к инновациям. Проблемы управляемости адаптивных структур (матричных, проектных, конгломератных). Основные характеристики организационных структур – сложность, формализованность, централизация. Значимость неформальных, скрытых организаций. Ключевая роль делегирования в реализации функции организации. Сущность делегирования. Причины сопротивления делегированию: занятость, недостаточная компетентность, отношения с вышестоящим руководством, боязнь конкуренции и потери авторитета, недоверие к подчиненным. Психологические факторы гиперделегирования: отсутствие авторитета, боязнь ответственности, неустойчивость к неопределенности, импульсивность, конформизм, нейротизм. Правила делегирования для руководителя: учет мнений, принятие права на ошибку, доверие к подчиненным, совершенствование контроля, правильный подбор и стимулирование сотрудников. Функция контроля в организации. Значение контроля в управлении. Контроль как основа для коррекции. Сущность контроля: способ сбора оперативной информации; проявление внимания к работнику; средство повышения мотивации исполнителей. Принципы реализации контроля – постоянство, оперативность, объективность, открытость, экономичность, наличие обратной связи, адекватность личности руководителя. Сплоченность. Сочетание личностного и группового как основа сплоченности. Факторы сплоченности: совпадение ценностей, соответствие групповых целей индивидуальным потребностям, стиль руководства, организация коммуникации. Последствия сплоченности: усиление влияния групп на индивида, рост индивидуальной адаптации, снижение текучести рабочей силы. Сплоченность и групповая продуктивность. Общение (коммуникация) в организации. Функции общения. Коммуникативная функция общения. Структура коммуникативного акта. Средства коммуникации. Вербальное общение. Невербальные средства общения. Явный и скрытый смысл. Регулятивная функция общения. Перцептивная функция общения. Идентификация. Эмпатия. Рефлексия. Интерпретация и атрибуция. «Эффекты» межличностного восприятия. Точность межличностной перцепции. Межличностная аттракция. Обратная связь. Общение и понимание. Барьеры эффективного общения. Оценка источника сообщения. Общение и статус. Система организационного общения. Информационные потоки. Типы коммуникационных сетей. Неформальное общение в организации. Общение и стиль управления. Критерии эффективности коммуникативных сетей. Пути повышения эффективности общения в организациях. Функциональный анализ управленческой деятельности как наиболее адекватный способ раскрытия ее содержания. Система основных управленческих функций. Деятельностно-административные функции: целеполагание, прогнозирование, планирование, организация исполнения, мотивирование, принятие решений, коммуникация, контроль, коррекция. Кадровые функции – управление персоналом, дисциплинарная, воспитательная, арбитражная, психотерапевтическая. Производственно-технологические функции – оперативное управление, материально-техническое обеспечение, инновационная, маркетинговая. Синтетические функции – интеграционная, стратегическая, представительская, экспертно-консультативная, стабилизационная. Тема 4. Проблема власти и лидерства в организации. Феномен власти. Власть как межличностное взаимодействие. Общая классификация оснований власти. Основания власти и контроль. Взаимосвязь оснований власти. Типология власти Дж. Френча и Б. Равена. Метод исследования типологии власти в организации, основанный на концепции Дж. Френча и Б. Равена. Стилевые характеристики власти. Управленческая «решетка» Р.Блейка и Дж.Мутона. Организационная власть: содержание понятия и основные психологические критерии определения. Нравственная ориентация руководителя. Организационное доверие как предмет исследования в современной организационной психологии. Косвенные методы влияния. Потребность во власти. Модель власти в межличностном взаимодействии. Власть и свобода. Власть и повиновение. Феномен лидерства. Психологические характеристики лидера. Лидерство и руководство. Лидерство и организационная власть. Лидерство и эволюция власти в организации. Теории лидерства. Типология лидерства: деловые и эмоциональные лидеры, ситуативные лидеры, лидеры микрогрупп. Руководство как социальное явление. Руководство и лидерство как феномены управления. Соотношение руководства и лидерства. Их сходство и различия. Власть руководителя и власть лидера. Критерии и факторы эффективности руководства. Психологические и непсихологические критерии эффективности руководства. Непсихологические показатели успешности деятельности руководителя: действенность, экономичность, качество, производительность, нововведения, прибыльность. Психологические критерии эффективности руководства: качество трудовой жизни (психологический климат в коллективе, мотивация членов коллектива), авторитет руководителя, самооценка коллектива. Авторитет руководителя. Источники и виды авторитета. Формальный и психологический авторитет руководителя. Составляющие психологического авторитета (моральный и функциональный авторитет). Схема М. Шоу описания личности руководителя: биографические характеристики, способности, черты личности. Биографические характеристики: пол, возраст, социально-экономический статус, образование. Общие способности руководителя. Интеллект как фактор эффективности. Роль практической составляющей интеллекта руководителя. Специальные (управленческие) способности руководителя: японские и финские исследования, концепция ограничений Френсиса и Вудкока, понятие организаторских способностей в школе Л.И. Уманского. Черты личности эффективного руководителя: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, креативность, ответственность, стремление к достижению, общительность. Стиль как фактор эффективности руководства. Теоретические модели стиля руководства. Традиционная трехчленная стилевая модель. Ситуационная модель Ф. Фидлера. Подход Р. Лайкерта: руководитель, ориентированный на человека или на задачу. Управленческая решетка Р. Блейка и Д. Моутона. Современные представления об эффективном стиле руководства: адаптивный подход, партисипативный стиль руководства. Основные черты партисипативного стиля. Сущность партисипативности – привлечение к организации управления. Ограничения в использовании партисипативного стиля руководства. Измерение лидерства и руководства. Модель Фидлера. |
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 3 Организационная психология Целью освоения дисциплины является подготовка студентов к профессиональному решению организационно-психологических проблем | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В... «050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению... | ||
Проект государственное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Организационная психология | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины > 1 Автор... «Основы профориентологии» с такими дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Социальная... | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б19 Психология социальной работы | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины организационная психология Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 1 Организационная культура | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины в. 2 «Психология делового общения» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Административная... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 5 Теоретические... | Методические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008 Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с |