Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования
страница1/8
Дата публикации16.09.2013
Размер0.67 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.11.4


Теория и методика дошкольного образования:

Теория и методика экологического образования детей

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности
«050703.65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
«050703 – Дошкольная педагогика и психология»

(заочная форма обучения)


Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.


Автор программы: Игнатович И.И., к.п.н., доцент кафедры педагогики.



Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Теория и методика экологического образования детей» является обязательной для студентов, обучающихся по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».

Цель изучения курса: вооружить студентов знанием теоретических основ, практическими умениями и навыками в области экологического образования дошкольников.

Данный курс ориентирован на решение следующих задач

  • раскрыть основные научные категории, понятия теории и методики экологического образования;

  • формировать у студентов научные представления об основных аспектах современной теории и методики экологического образования и воспитания дошкольников;

- продолжать развивать аксиологическое мышление и гуманистические взгляды у будущих педагогов на вопросы воспитания подрастающего поколения;

  • помочь овладеть студентам системой научных знаний и умений в области теории и методики экологического воспитания;

  • развивать потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.

При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям:

  • экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения,

  • развитие идей экологического образования и воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики,

  • сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании, основные категории и понятия теории и методики экологического образования (экологическое, воспитания, экологическое образования, экологическая культура, экологическое сознание...),

  • современные программы экологического образования детей дошкольного возраста, педагогические условия экологического образования,

  • методы и формы экологического образования дошкольников,

  • критерии сформированности экологической воспитанности.

Студенты должны овладеть следующими умениями:

  • диагностировать уровень экологической воспитанности дошкольников,

  • реализовывать деятельностный и биоэкоцентрический подходы в экологическом образовании дошкольников,

  • формировать готовность у ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой,

  • организовывать накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой, грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка рефератов и докладов),

- осуществлять методическое руководство экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, составлять планы, конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников, организовывать работу с семьей, направленную на формирование экологической культуры у дошкольников.

Содержание курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа включает следующие разделы: «Теоретические основы экологического образования дошкольников», «Накопление эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды», «Методы и формы экологического образования дошкольников как средство формирование экологической направленности личности дошкольника».

Все темы дисциплины рассматриваются в лекционном материале и конкретизируются в ходе практических, лабораторных занятий.

Итоговые формы контроля: контрольная работа, зачет, экзамен.
При разработке данного курса использовались методические рекомендации, указания и программы: Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2006; Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2005; Мы.; Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 2003.
Извлечение из ГОС ВПО

Теория и методика экологического образования детей. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Современные программы экологического образования. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса “Методика экологического воспитания детей” в педагогических училищах и колледжах.
­Темы для самостоятельного изучения




п/п

Наименование раздела темы

Наименование темы

Содержание самостоятельной работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Раздел первый.

Теоретические основы экологического образования дошкольников


Тема 1.1

Природа как самоценность.

Функции природы.


Подготовка

к аудиторным занятиям.

Характеристика основных понятий. Составление тзаураса.


2







Составление

тезаураса

Тема 1.2

Теоретические основы экологического образования дошкольников


Подготовка к аудиторным занятиям.


6







Составление конспектов

Тема 1.3

Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педагогики.


Подготовка реферата по теме

«Становление и развитие экологического образования в России».

6







Защита реферата


Тема 1.4

Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.

Подготовка к занятию

6







Составление конспектов







Тема 1.5

Современные программы экологического образования дошкольников.

Классификация основных программ по экологическому воспитанию и образованию в детском саду

8










II

Раздел второй.

Накопление эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды.


Тема 2.1

Экологическая развивающая среда


Подготовка

рефератов: «Требования к организации эколого-развивающей среды ДОУ». «Условия эколого-развивающей среды».

8










Тема 2.2

Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде.

Подготовка к аудиторным занятиям. Решение педагогических задач

6










III

Раздел третий. Методы и формы экологического образования дошкольников как средство формирования экологической направленности личности дошкольника.

Тема 3.1

Наглядные методы экологического воспитания и образования.


Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования

8










Тема 3.2

Практические методы экологического воспитания и образования.



Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования

10










Тема 3.3

Словесные методы экологического образования.


Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования

8







Составление таблиц

Тема 3.4

Формы экологического образования дошкольников.

Подготовка к аудиторным занятиям.

12







Круглый стол

Тема 3.5

Планирование работы по экологическому образованию дошкольников.

Составление различных видов планов

8







Деловая игра

Тема 3.6

Диагностика экологической воспитанности.

Подбор диагностических методик

6







Составление диагностических карт

Тема 3.7

Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.


Подготовка к деловой игре

6







Деловая игра «Педсовет»

ВСЕГО:

100











«050703 – Дошкольная педагогика и психология»

(заочная форма обучения)


№ темы п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Теоретические основы экологического образования дошкольников.

Экологическое образование в истории. отечественной и зарубежной педагогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.

Вопросы для самостоятельного изучения


50

проверка конспектов

2.

Экологическое образование детей как процесс формирования знаний, отношений, поведения.

Современные программы экологического образования детей.

Формы экологического образования детей. (традиционные и нетрадиционные)

Рефераты

50

защита рефератов

3.

Методы экологического образования детей.

Наглядные методы экологического воспитания и образования.

Практические методы экологического воспитания и образования.

Словесные методы экологического образования.

Рефераты

40

защита рефератов


4.

Педагогические условия экологического образования детей.

Экологическая развивающая среда как условие экологического образования детей.

Вопросы для самостоятельного изучения


40

проверка конспектов

5.

Планирование работы по экологическому образованию дошкольников.

Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.

Вопросы для самостоятельного изучения


22

терминологический диктант


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Экологическое воспитание и экологическое образование. Основные понятия: «Экология», «Экологическое воспитание» и «экологическое образование», «экологическое сознание» и «экологическая культура».

  2. Психолого-педагогические основы экологического воспитания дошкольников.

  3. Экологическое воспитание как часть комплексного воспитания дошкольников.

  4. Экологические образовательные программы для дошкольников.


Задания для самостоятельной работы:

  1. Выписать основные подходы к проблеме содержания экологического образования; тезисы «развития экологического образования в России» Дерябо С. Л., Ясвин Р. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на –Дону. – 1996, С. 259-267; С.267-274

  2. Составить краткий конспект Селезнева М. Экологическое воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. - № 3. – 1988.

  3. Подготовить аннотацию на одну из программ.


Основная литература:

  1. Дерябо С. Л., Ясвин Р. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на –Дону. – 1996, С. 259-267;

  2. Немоляева С. О некоторых подходах к экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание № 12. – 1988. – Краткий конспект.

  3. Николаева С. О некоторых вопросах экологического воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 1989. – № 4.

  4. Унучек Л. Роль экологических знаний в воспитании// Дошкольное воспитание. - 1983. - № 7.


Дополнительная литература:


  1. Филиппова Г. Экологическое воспитание: психологические основы //Дошкольное воспитание. 1996. - № 10.

  2. Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников// Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С. 69-73.



Практическое занятие № 2
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ.
Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Развитие основных идей методики природоведения в истории зарубежной прогрессивной педагогики.

  • Я. А. Каменский о необходимости использования природы в воспитании с раннего возраста.

  • Ж. Ж. Руссо о значении общения с природой для развития сенсорной культуры ребенка, нравственного становления личности.

  • Взгляды И. Г. Песталоцци на значение природы в умственном воспитании дошкольников.

  • Ф. Фребель о формировании природоведческих знаний, трудовых умений и навыков.

  • Природа как фактор воспитания в системе М. Монтессори.




  1. Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики.




  • К. Д. Ушинский о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника.

  • Развитие взглядов Е. Н. Водовозовой и К. Д. Ушинского на роль природы в воспитании ребенка до школы.

  • Определение задач, содержания и методов ознакомления с природой на II, III, IV Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию.

  • Место природы в работе дошкольных учреждений. (Е. Н. Тихеева, Л. К. Шлегер).

  1. Современные концепции развития личности дошкольников в процессе общения с природой.

  • Исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками программ природоведческих знаний различного характера (освоение знаний о «живом», единство организма и среды, установление связей в природе, понимание целостности живого и т.п.) ( П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова, И. С. Фрейдкин, С. Н. Николаева, А. Н. Кондратьева.


Задания для самостоятельной работы:


    1. Составить конспекты статей: Кондратьева Н. Н. К программе знаний о живом организме для старших дошкольников. /Сб. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1982.; Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. - № 1. – 1995.

    2. Подготовить аннотации на учебные пособия: Нисканен Л. Г., Игнаткина Л. С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1990. – С. 19-31.; Николаева С. Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей / Сб. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддъякова. – М., 1980; Экологическое воспитание школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной . – М., 1983.; Экологическое воспитание дошкольников / Сост. С. Н. Николаева. – М., 1998.


Основная литература:


  1. Венгер Л. А. Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях /Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /Под ред. Д. Б.Эльконина – М., 1957. – С. 114-123

  2. Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М., 1982. – С. 5-27.

  3. Зверев И. Д. Экогласность и образование // Сов. Педагогика. - № 1. – 1991. - С. 11.

  4. История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М., 1989

  5. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М. Ф. Шабаевой. – М., 1980. - С. 25-28, 52-54, 60-62, 93-96, 236-241, 242-246.

  6. Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению // Становление теории и практики дошкольного воспитания. – СПб, 1992.

  7. Кондратьева Н. Н. К программе знаний о живом организме для старших дошкольников. /Сб. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1982.


Дополнительная литература:

  1. Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. - № 1. – 1995.

  2. Нисканен Л. Г., Игнаткина Л. С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1990. – С. 19-31.

  3. Николаева С. Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей / Сб. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М., 1980.

  4. Саморукова П. Г. Систематизация знаний о природе //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4, С. 76-81.

  5. Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Поддъякова. С. 15-60.

  6. Экологическое воспитание школьников /Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной . – М., 1983.

  7. Экологическое воспитание дошкольников /Сост. С. Н. Николаева. – М., 1998.


  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд....
Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории...
Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория и методика...
Цель урока: закрепить признаки параллельных прямых, свойства параллельных прямых и аксиому параллельных прямых
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика...
Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория и методика дошкольного образования iconРабочая программа дисциплины теория и методика развития детского...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск