Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»
(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.11.4 Теория и методика дошкольного образования:
Теория и методика экологического образования детей
Основная образовательная программа подготовки специалиста по
специальности «050703.65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» «050703 – Дошкольная педагогика и психология»
(заочная форма обучения)
Утверждено на заседании
кафедры педагогики
Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09.2012 г.)
Зав.кафедрой
____________ Рычкова Н.А.
Автор программы: Игнатович И.И., к.п.н., доцент кафедры педагогики.
Пояснительная записка.
Учебная дисциплина «Теория и методика экологического образования детей» является обязательной для студентов, обучающихся по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».
Цель изучения курса: вооружить студентов знанием теоретических основ, практическими умениями и навыками в области экологического образования дошкольников.
Данный курс ориентирован на решение следующих задач
раскрыть основные научные категории, понятия теории и методики экологического образования;
формировать у студентов научные представления об основных аспектах современной теории и методики экологического образования и воспитания дошкольников;
- продолжать развивать аксиологическое мышление и гуманистические взгляды у будущих педагогов на вопросы воспитания подрастающего поколения;
помочь овладеть студентам системой научных знаний и умений в области теории и методики экологического воспитания;
развивать потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.
При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система знаний по следующим направлениям:
экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения,
развитие идей экологического образования и воспитания в истории отечественной и зарубежной педагогики,
сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании, основные категории и понятия теории и методики экологического образования (экологическое, воспитания, экологическое образования, экологическая культура, экологическое сознание...),
современные программы экологического образования детей дошкольного возраста, педагогические условия экологического образования,
методы и формы экологического образования дошкольников,
критерии сформированности экологической воспитанности.
Студенты должны овладеть следующими умениями:
диагностировать уровень экологической воспитанности дошкольников,
реализовывать деятельностный и биоэкоцентрический подходы в экологическом образовании дошкольников,
формировать готовность у ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой,
организовывать накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой, грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка рефератов и докладов),
- осуществлять методическое руководство экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, составлять планы, конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников, организовывать работу с семьей, направленную на формирование экологической культуры у дошкольников.
Содержание курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа включает следующие разделы: «Теоретические основы экологического образования дошкольников», «Накопление эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды», «Методы и формы экологического образования дошкольников как средство формирование экологической направленности личности дошкольника».
Все темы дисциплины рассматриваются в лекционном материале и конкретизируются в ходе практических, лабораторных занятий.
Итоговые формы контроля: контрольная работа, зачет, экзамен. При разработке данного курса использовались методические рекомендации, указания и программы: Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2006; Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2005; Мы.; Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 2003. Извлечение из ГОС ВПО
Теория и методика экологического образования детей. Природа как самоценность. Обучающая и воспитывающая функции природы. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношения, поведения. Экологическое образование в истории зарубежной и отечественной педагогики. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой. Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологического сознания. Современные программы экологического образования. Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в дошкольных учреждениях. Формирование экологической направленности личности дошкольника. Критерии сформированности экологической воспитанности. Педагогические условия экологического образования. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе. Преподавание курса “Методика экологического воспитания детей” в педагогических училищах и колледжах. Темы для самостоятельного изучения
№
п/п
| Наименование раздела темы
| Наименование темы
| Содержание самостоятельной работы
| Количество часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
|
| Раздел первый.
Теоретические основы экологического образования дошкольников
| Тема 1.1
Природа как самоценность.
Функции природы.
| Подготовка
к аудиторным занятиям.
Характеристика основных понятий. Составление тзаураса.
| 2
|
|
| Составление
тезаураса
| Тема 1.2
Теоретические основы экологического образования дошкольников
| Подготовка к аудиторным занятиям.
| 6
|
|
| Составление конспектов
| Тема 1.3
Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педагогики.
| Подготовка реферата по теме
«Становление и развитие экологического образования в России».
| 6
|
|
| Защита реферата
| Тема 1.4
Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.
| Подготовка к занятию
| 6
|
|
| Составление конспектов
|
|
| Тема 1.5
Современные программы экологического образования дошкольников.
| Классификация основных программ по экологическому воспитанию и образованию в детском саду
| 8
|
|
|
| II
| Раздел второй.
Накопление эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды.
| Тема 2.1
Экологическая развивающая среда
| Подготовка
рефератов: «Требования к организации эколого-развивающей среды ДОУ». «Условия эколого-развивающей среды».
| 8
|
|
|
| Тема 2.2
Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде.
| Подготовка к аудиторным занятиям. Решение педагогических задач
| 6
|
|
|
| III
| Раздел третий. Методы и формы экологического образования дошкольников как средство формирования экологической направленности личности дошкольника.
| Тема 3.1
Наглядные методы экологического воспитания и образования.
| Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования
| 8
|
|
|
| Тема 3.2
Практические методы экологического воспитания и образования.
| Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования
| 10
|
|
|
| Тема 3.3
Словесные методы экологического образования.
| Подготовка к аудиторным занятиям. Составление классификации методов экологического воспитания и образования
| 8
|
|
| Составление таблиц
| Тема 3.4
Формы экологического образования дошкольников.
| Подготовка к аудиторным занятиям.
| 12
|
|
| Круглый стол
| Тема 3.5
Планирование работы по экологическому образованию дошкольников.
| Составление различных видов планов
| 8
|
|
| Деловая игра
| Тема 3.6
Диагностика экологической воспитанности.
| Подбор диагностических методик
| 6
|
|
| Составление диагностических карт
| Тема 3.7
Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.
| Подготовка к деловой игре
| 6
|
|
| Деловая игра «Педсовет»
| ВСЕГО:
| 100
|
|
|
|
«050703 – Дошкольная педагогика и психология»
(заочная форма обучения)
№ темы п/п
| Наименование раздела
дисциплины (модуля)
| Форма самостоятельной
работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1.
| Теоретические основы экологического образования дошкольников.
Экологическое образование в истории. отечественной и зарубежной педагогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.
| Вопросы для самостоятельного изучения
| 50
| проверка конспектов
| 2.
| Экологическое образование детей как процесс формирования знаний, отношений, поведения.
Современные программы экологического образования детей.
Формы экологического образования детей. (традиционные и нетрадиционные)
| Рефераты
| 50
| защита рефератов
| 3.
| Методы экологического образования детей.
Наглядные методы экологического воспитания и образования.
Практические методы экологического воспитания и образования.
Словесные методы экологического образования.
| Рефераты
| 40
| защита рефератов
| 4.
| Педагогические условия экологического образования детей.
Экологическая развивающая среда как условие экологического образования детей.
| Вопросы для самостоятельного изучения
| 40
| проверка конспектов
| 5.
| Планирование работы по экологическому образованию дошкольников.
Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.
| Вопросы для самостоятельного изучения
| 22
| терминологический диктант
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие № 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Вопросы для коллективного обсуждения:
Экологическое воспитание и экологическое образование. Основные понятия: «Экология», «Экологическое воспитание» и «экологическое образование», «экологическое сознание» и «экологическая культура».
Психолого-педагогические основы экологического воспитания дошкольников.
Экологическое воспитание как часть комплексного воспитания дошкольников.
Экологические образовательные программы для дошкольников.
Задания для самостоятельной работы:
Выписать основные подходы к проблеме содержания экологического образования; тезисы «развития экологического образования в России» Дерябо С. Л., Ясвин Р. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на –Дону. – 1996, С. 259-267; С.267-274
Составить краткий конспект Селезнева М. Экологическое воспитание дошкольников// Дошкольное воспитание. - № 3. – 1988.
Подготовить аннотацию на одну из программ.
Основная литература:
Дерябо С. Л., Ясвин Р. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на –Дону. – 1996, С. 259-267;
Немоляева С. О некоторых подходах к экологическому воспитанию //Дошкольное воспитание № 12. – 1988. – Краткий конспект.
Николаева С. О некоторых вопросах экологического воспитания детей // Дошкольное воспитание. - 1989. – № 4.
Унучек Л. Роль экологических знаний в воспитании// Дошкольное воспитание. - 1983. - № 7.
Дополнительная литература:
Филиппова Г. Экологическое воспитание: психологические основы //Дошкольное воспитание. 1996. - № 10.
Каропа Г. Н. К созданию методики экологического образования школьников// Вопросы психологии. – 1995. - № 1. – С. 69-73.
Практическое занятие № 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ПРИРОДОВЕДЕНИЯ КАК НАУКИ. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ. Вопросы для коллективного обсуждения:
Развитие основных идей методики природоведения в истории зарубежной прогрессивной педагогики.
Я. А. Каменский о необходимости использования природы в воспитании с раннего возраста.
Ж. Ж. Руссо о значении общения с природой для развития сенсорной культуры ребенка, нравственного становления личности.
Взгляды И. Г. Песталоцци на значение природы в умственном воспитании дошкольников.
Ф. Фребель о формировании природоведческих знаний, трудовых умений и навыков.
Природа как фактор воспитания в системе М. Монтессори.
Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики.
К. Д. Ушинский о значении и использовании природы в становлении личности дошкольника.
Развитие взглядов Е. Н. Водовозовой и К. Д. Ушинского на роль природы в воспитании ребенка до школы.
Определение задач, содержания и методов ознакомления с природой на II, III, IV Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию.
Место природы в работе дошкольных учреждений. (Е. Н. Тихеева, Л. К. Шлегер).
Современные концепции развития личности дошкольников в процессе общения с природой.
Исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками программ природоведческих знаний различного характера (освоение знаний о «живом», единство организма и среды, установление связей в природе, понимание целостности живого и т.п.) ( П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова, И. С. Фрейдкин, С. Н. Николаева, А. Н. Кондратьева.
Задания для самостоятельной работы:
Составить конспекты статей: Кондратьева Н. Н. К программе знаний о живом организме для старших дошкольников. /Сб. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1982.; Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. - № 1. – 1995.
Подготовить аннотации на учебные пособия: Нисканен Л. Г., Игнаткина Л. С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1990. – С. 19-31.; Николаева С. Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей / Сб. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / под ред. Н. Н. Поддъякова. – М., 1980; Экологическое воспитание школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной . – М., 1983.; Экологическое воспитание дошкольников / Сост. С. Н. Николаева. – М., 1998.
Основная литература:
Венгер Л. А. Формирование у детей младшего дошкольного возраста представлений об элементарных физических явлениях /Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /Под ред. Д. Б.Эльконина – М., 1957. – С. 114-123
Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание в процессе ознакомления с природой. – М., 1982. – С. 5-27.
Зверев И. Д. Экогласность и образование // Сов. Педагогика. - № 1. – 1991. - С. 11.
История дошкольной педагогики / Под ред. Л. Н. Литвина. – М., 1989
История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Под ред. М. Ф. Шабаевой. – М., 1980. - С. 25-28, 52-54, 60-62, 93-96, 236-241, 242-246.
Кондратьева Н. Н. Экологическое воспитание дошкольников: проблема и некоторые подходы к ее решению // Становление теории и практики дошкольного воспитания. – СПб, 1992.
Кондратьева Н. Н. К программе знаний о живом организме для старших дошкольников. /Сб. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. – Иркутск, 1982.
Дополнительная литература:
Лихачев Б. Т. Экопсихотерапевтические аспекты воспитания // Педагогика. - № 1. – 1995.
Нисканен Л. Г., Игнаткина Л. С. Методические рекомендации к изучению курса «Основы природоведения и методика ознакомления детей с природой». – М., 1990. – С. 19-31.
Николаева С. Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей / Сб. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников /Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М., 1980.
Саморукова П. Г. Систематизация знаний о природе //Дошкольное воспитание. – 1973. - № 4, С. 76-81.
Умственное воспитание детей дошкольного возраста /Под ред. Поддъякова. С. 15-60.
Экологическое воспитание школьников /Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной . – М., 1983.
Экологическое воспитание дошкольников /Сост. С. Н. Николаева. – М., 1998.
|