Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях»





НазваниеРабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях»
страница1/10
Дата публикации28.06.2015
Размер0.81 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия»

(Академия ВЭГУ)
Кафедра педагогики и филологии

УТВЕРЖДАЮ

Ректор Академии ВЭГУ


_____________________ Е.К. Миннибаев

«31» августа 2013г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория и методика развития детского изобразительного творчества


Специальность 050707.65 Педагогика и методика дошкольного образования

Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях»

Квалификация: специалист

Уфа

2013

1. Цели и задачи дисциплины
Цель изучения курса – формировать у студентов целостное представление о приоритетных направлениях дошкольного образования, современных психолого-педагогических технологий, построенных на принципах развивающего обучения; заложить основы профессионализма, позволяющего осуществить педагогическую деятельность на уровне современных требований.

Задачи курса:

– углубление и конкретизация знаний студентов в теории, методике обучения, воспитания;

– развития детей дошкольников средствами изобразительного искусства;

– формирование необходимых практических умений студентов.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
Курс «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» является предметом федерального компонента, предметной подготовки.

Освоение курса предполагает наличие у студентов знаний в области общей, дошкольной педагогики и психологии, педагогических технологий в дошкольном образовании.

Программой предусматривается единый, непрерывный последовательный процесс изучения особенностей художественного развития детей дошкольного возраста. Логика и последовательность изложения материала обусловлены спецификой развития ребенка, у которого образ возникает ранее всего в игре, а затем - в тех видах деятельности, которые также носят характер игры, в частности, игры-воображения. К таким видам деятельности относятся художественная, в которой возникает образ в начале в конструировании и лепке, где дети действуют с реальными, объемными материалами, а затем уже образы возникают и в более условных изображениях - рисовании.

Программа включает в себя следующие разделы:

1. Теория изобразительного искусства. Искусство как одна из форм общественного сознания.

П. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений изобразительных искусств.

Ш. Теория и методика развития детского изобразительного творчества.

Программой предусмотрено творческое отношение к ее реализации при условии обеспечения обязательного нормативного уровня художественно-педагогической подготовки студентов, под которым понимается теоретическое и практическое умение художественных средств всех видов изобразительного искусства и методики преподавания художественных средств доступными детям дошкольного возраста формами, методами и приемами, и развитие их изобразительного творчества.
В результате изучения дисциплины специалист должен:

знать:

  • методологические основы и принципы развития художественных способностей у детей дошкольного возраста

  • искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества

  • произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры)

  • творчество крупнейших русских, зарубежных художников; национальных художников и скульпторов

  • жанры станковой живописи, технику живописи

  • графику, технику графических произведений

  • специфику архитектуры, организацию. интерьера и экстерьера

  • декоративно-прикладное искусство.

уметь:

  • определять уровень развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

  • владеть графической техникой

  • владеть техникой живописи

  • владеть приемами: лепки, рисования, аппликации, конструирования

  • уметь анализировать и оценивать детские работы

  • уметь анализировать и обобщать

  • правильно и умело знакомить детей с произведениями искусства.

приобрести навыки:

  • планирования, проведения и обработки конкретного педагогического исследования личности дошкольника, его художественно-творческих способностей

  • овладеть изобразительными умениями и навыками в работе с различными материалами

  • в результате студент должен приобрести умение самостоятельно и творчески использовать знания и навыки в будущей своей психолого-педагогической деятельности.

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды аттестации: промежуточная аттестация в форме зачета, экзамена.

3. Тематический план курса



п/п

Наименование разделов и тем

Аудиторные занятия (час.)

Самост.

работа студентов

ЛК

П/З

со

спо

со

спо

со

спо

Раздел 1. Искусство как одна из форм общественного сознания

1

Искусство как форма общественного сознания, составная часть духовной культуры

0,5







0,5

10

12

2

Декоративное искусство и его виды. Народное искусство, его основы ветви.

0,5







0,5

10

12

3

Живопись как вид искусства. Жанры живописи. Живопись ХХ века.

0,5

0,5




0,5

12

12

4

Скульптура, ее основные разновидности. Архитектура как вид пластического искусства.

0,5

0,5




0,5

12

12

5

Графика

0,5

0,5

0,5

0,5

12

12

6

Дизайн и его функции

0,5

0,5

0,5

0,5

12

12

Раздел 2. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений изобразительных искусств

7

Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений архитектуры

0,5

0,5

0,5

0,5

12

12

8

Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства.

0,5

0,5

0,5

0,5

12

12

9

Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений искусства дизайн


1

0,5

0,5

1

12

12

10

Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений скульптуры

1

0,5

0,5

1

12

12

11

Теория и методика развития у детей художественного восприятия живописи.


1

0,5

0,5

1

12

12

12

Теория и методика развития у детей художественного восприятия графики


1

0,5

0,5

1

12

12

Раздел 3. Теория и методика развития детского изобразительного творчества

13

Теория и методика развития детского конструкторского творчества


1

0,5

1

1

12

12

14

Теория и методика развития детского пластического творчества

1

0,5

1

1

12

12

15

Теория и методика развития детского декоративного творчества

1




1

1

12

12

16

Теория и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании. Основы композиции для развития детского изобразительного творчества

1




1

1

12

12

Итого:

12

6

8

12

188

192

4. Содержание курса

Раздел 1. Искусство как одна из форм общественного сознания

Тема 1. Искусство как форма общественного сознания, составная часть духовной культуры

Выделение искусства из первоначальной синкретической человеческой жизнедеятельности в процессе общественного развития.

Соотношение искусства и реальной действительности.

Произведение искусства как единство духовного образа и материальной конструкции. Искусство как специфическая знаковая система.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина, 1995.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Обучение и творчество. - М.: Просвещение, 1990.

Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г . и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Учебное пособие для студентов. Изд.2-е, перераб. допол. - М.: Просвещение, 1998.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Уч.пос. для студентов. _ М.:Просвещение, 1981.

Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.:Просвещение, 1984.

Дополнительная

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. - М.:Просвещение, 1991.

Эмоциональное развитие дошкольника./Ред. Кошелева А.Д. - М.:Просвещение, 1985.

Неменский В.Н. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 1981.

Тема 2. Декоративное искусство и его виды. Народное искусство, его основы ветви.

Зарождение декоративно-прикладного искусства (ДПИ) и его историческое развитие от ремесла до художественной промышленности.

Материал, конструкция, декор - составные элементы произведения ДПИ. Особенности композиции в произведении ДПИ, роль тектоники. Декор как важнейший элемент произведения ДПИ. Орнамент - основной вид декора. Свойства орнамента, декоративная стилизация, плоскостность, органическая связь с декорируемой поверхностью. Виды орнамента: геометрический, растительный, зооморфный из неодушевленных предметов. Орнаментальные надписи. Семантика орнамента.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.:Просвещение, 1976.

Грибовская А.А. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях по декоративному рисованию //Дошкольное воспитание, 1984. - с.39-41.

Доронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореферат дисс. к.п.н. - М., 1987.

Дополнительная:

Василенко В.М. Искусство хохломы. - М., 1959.

Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. Альбом. - М., 1964.

Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. - М.: Просвещение, 1985.

Жегалова С. Росписи хохломы. - М.:Детская литература, 1991.

Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.:Просвещение, 1984.

Пантелеева Н.В., Пантелев Г.Н.,, Максимов Ю.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

Тема 3. Живопись как вид искусства. Жанры живописи. Живопись ХХ века.

Некоторые основные техники живописи и их особенности (фреска, темпера, масляная живопись и др.) . Техники живописи, близкие графике: акварель, пастель, гуашь.

Цвет и рисунок - основа живописи. Цвет в живописи: предметный, цвет, локальный цвет, тон, валер. Колорит, цветовая гамма. Спектр, цветовой круг, основные и дополнительные цвета , хроматические и ахроматические цвета. Цвет и краска. Оптическое смещение. Роль мазка и фактуры.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Сокольникова Н.М. Основы живописи. - Обнинск:Титул, 1996.

Старкова Е.С. Литература и живопись. - М.:Просвещение, 1985.

Игнатьева К.И. психология рисунка и живописи. - М., 1964.

Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. Практическое пособие. - М.:Высшая школа, 1992.

Дейнека А.А. Учитесь рисовать. - М.:Академия художеств СССР, 1961.

Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.:Просвещение, 1992.

Дополнительная:

Кальнинг А.К. Акварельная живопись. - М.:Искусство, 1968.

Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. _ М.:Просвещение, 1981.

Волков И.Н. Цвет.Композиция и живопись. - М.:Просвещение, 1977.

Ящухин А.П. Живопись. - М.: Просвещение, 1985.

Морозов А.И. Советская живопись 70-х годов. - М., 1979.

Алексеев С.С. О колорите. - М.: Изобразительное искусство, 1974.

Унковский А.АП. Живопись. Вопросы колорита. - М.:Просвещение, 1980.

Тема 4. Скульптура, ее основные разновидности. Архитектура как вид пластического искусства.

Круглая скульптура и рельеф. Виды скульптуры: монументальная, монументально-декоративная, станковая, мелкая пластика или скульптура малых форм. Техники скульптуры (лепка, ваяние, литье). Материалы скульптуры: глина и другие вспомогательные: твердые ( дерево, металл, камень). Цвет в скульптуре. Монумент, памятник, садово-парковая скульптура. Станковая скульптура и ее жанры (портрет, бытовой, анималистический). Особенности мелкой пластики.

Конструкция и декорация в архитектуре. Памятник архитектуры. Жилое сооружение в отечественном зодчестве: от терема до доходного дома.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Вагнер Г.К. Скульптура Древней Руси. - М., 1970.

Аркин Д. Образы скульптуры. - М., 1961.

Коваленская Н.Н. Русский классицизм. Живопись. Скульптура. Графика. _ М., 1964.

Сарабьянов Д.Б. История русского и советского искусства. - М., 1989.

Дополнительная:

Халезин Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.: Просвещение, 1985.

Тема 5. Графика.

Особенности языка графики. Рисунок, его материалы и инструменты. Разновидности рисунка. Роль рисунка для других видов искусства. Печатная графика, ее основные виды: выпуклая гравюра, углубленная гравюра, плоская гравюра, некоторые техники гравюры. Ксилография, гравюра на металле., литография.

Искусство оформления книги.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Сокольникова Н.М. Основы рисунка.. - Обнинск: Титул, 1996.

Мосин И.Г. Рисование. - Екатеринбург: У-фактория, 1996.

Медведев Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку. - М.: Просвещение, 1986.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования,- М.:Столетие, 1994.

Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М.:Просвещение, 1973.

Игнатьева К.И. Психология рисунка и живописи. - М., 1964.

Дополнительная:

Серова А.М. Рисунок. - М.:Просвещение, 1975.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. _ М.:Просвещение, 1976.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.

Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.:Просвещение, 1984.

Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950.

Доронова Т.Н. Формирование действий контроля на занятиях рисованием у детей старшего возраста. Автореф. канд.дисс. - М., 1978.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1971.

Комарова Т.С, Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1970.

Тема 6. Дизайн и его функции

Дизайн , его возникновение и развитие., его основные направления. Школы дизайна. Функции дизайна.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Жердева Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. - М., 1993.

Ветлугина Н.А.Художественное творчество и ребенок. - М.:Педагогика, 1972.

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.:Мнемозина, 1995.

Изгаршева В.М. Игрушки и пособия для детского сада. - М., 1982.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. - М., 1974.

Дополнительная:

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. - М., 1961.

Шестаков В.П. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. - М., 1969.

Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М.:Просвещение, 1981.

Раздел П. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений изобразительных искусств

Тема 7. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений архитектуры

Теоретические основы архитектуры: периоды развития архитектуры, древнеегипетские пирамиды, древнегреческие храмы (ордер), романтический стиль, готика, архитектура. Возрождения, барокко, классицизм, древнерусская архитектура - новгородская, псковская, суздальская, владимирская, ростовская, московская. Синтез архитектуры с живописью, скульптурой, декоративным искусством, дизайном.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Афанасьев К.Н. Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими. - М., 1962.

Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины Х!Х века. - М., 1979.

Борисова Е.А., Каждан Г.П. Русская архитектура конца Х!Х- начала ХХ века. - М., 1971.

Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910 гг. - М., 1979.

Дополнительная:

Гримм Г.Г. Архитектор Андреян Захаров. Жизнь и творчество. - М., 1940.

Ощепков Г. Архитектор Томаон. - М., 1959.

Пилявский В. Архитектор. В.П.Стасов. - М., 1963.

Пакровская З.К. Архитектор О.И.Бове. - М., 1969.

История советской архитектуры. 1917-1958. - М., 1962.

Тема 8. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретические основы методики развития у детей декоративно-прикладного искусства: понятие видов и художественных средств ДПИ, психология восприятия ДПИ, особенности детского восприятия ДПИ, требования к отбору произведений ДПИ для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, разработка форм, методов и приемов развития у дошкольников эстетического восприятия ДПИ.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Волков И.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950.

Панелей Г.Н., Максимов Ю.В. , Пантелеев Л.В. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М, 1983.

Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М., 1974.

Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М.:Учпедгиз, 1961.

Дополнительная:

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1967.

Тема 9. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений искусства дизайн

Теоретические основы методики развития эстетического восприятия дизайна: техническая эстетика как теория дизайна, как наука о второй природе, созданной человеком (здания, средства связи, транспорт, бытовые вещи, визуальная информация), по которой определяется эпоха, тенденция, вкусы, мода людей определенного поколения.

Развитие дизайна на основе наук эстетики, искусствознания, социологии. психология детского восприятия дизайна.

Требования к отбору произведений дизайна для ознакомления детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста: разработка форм, методов и приемов развития у дошкольников художественного восприятия произведений дизайна.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. - М.:Просвещение, 1989.

Арзямова Г.В. Эстетическое обучение и воспитание детей . - М., 1996.

Ветлугина Н.А.Эстетическое воспитание в детском саду. - М., 1985.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М., 1972.

Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М., 1961.

Сольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М., 1984.

Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного творчества и руководства изобразительной деятельностью детей. - М.:Просвещение, 1987.

Игнатьева К.Н. Психология рисунка и живописи. - М., 1964.

Дополнительная:

Чумичев Р.М. Дошкольникам о живописи. - М.:Просвещение, 1992.

Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развить художественное восприятие у школьников. - М., 1988.

Тема 10. Теория и методика развития у детей художественного восприятия произведений скульптуры

Теоретические основы методики развития эстетического отношения к скульптуре: понятие и художественные средства скульптуры, психология художественного восприятия скульптуры и особенности отношения к скульптуре малых форм, требования к отбору произведений скульптуры для восприятия детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, разработка форм, методов и приемов развития у детей эстетического восприятия скульптуры.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.Б. Лепка в детском саду. - М.:Просвещение, 1986.

Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. - М.: Просвещение, 1971.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей двух-четырех лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.: Просвещение, 1992.

Казакова Р.Г. Занятия рисованием и лепкой. Воспитание и развитие детей раннего возраста - М.:Просвещение, 1981.
Дополнительная:

Аркин Д. Образы скульптуры. - М., 1964.

Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность. Рисование. Аппликация. Лепка. Воспитание детей в старшей группе детского сада. - М.:Просвещение, 1984/

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.:Просвещение, 1984.

ТЕМА 11. Теория и методика развития у детей художественного восприятия живописи.

Теоретические основы методики развития эстетического восприятия образов живописи. Понятие и художественные средства живописи, виды, жанры, материалы, доступные для восприятия дошкольником. Психология эстетического восприятия живописи, требования к отбору произведений живописи для восприятия детьми среднего и старшего дошкольного возраста, разработка форм и методов, приемов развития у дошкольников эстетического отношения к живописи.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Ветлугина Н.А. Художественное творчество в детском саду. - М.:Просвещение, 1974.

Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.:Педагогика, 1990.

Косминская В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. - М.:Просвещение, 1985.

Волков И.Н. Восприятие предмета и рисунка. - М., 1950.

Дополнительная:
Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М., 1959.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:Психологический очерк. 2-е изд. - М., 1967.

ТЕМА 12. Теория и методика развития у детей художественного восприятия графики

Теоретические основы методики развития художественных представлений, оценок восприятия произведений изобразительного искусства графики: понятие и художественные средства графики как основы изобразительного искусства, виды, жанры, материалы, техники, доступные детям. Психология восприятия предмета и рисунка, образов близкой детям графики - книжной иллюстрации, требование к отбору произведений графики, ее видов (книжной, печатной, прикладной, станковой, монументальной и др.) , доступных детям младшего, среднего и старшего дошкольного возраста. Разработка серии занятий по развитию у детей чувства, формы, линий, эстетического восприятия графики.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников. - М., 1970.

Сапожников А.П. Полный курс рисования, 1849. - Спб-М.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.:Просвещение, 1965.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей двух-четырех лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.:Просвещение, 1992.

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.:Столетие, 1998.
Дополнительная:

Ломов Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся. - М.Изд-во АПН РФСР, 1959

Стернин Г.Ю. Графика В.А.Серова. - М.:Советский художник, 1965.

Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. - М., 1971.

Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества.- М., 1972.

Запорожец А.В. , Л.А.Венгер. Развитие ребенка. - М., 1968.

Ростовцев И.Н. История методов обучения рисованию. - М., 1981.

Флерина Е.А. Элементы обучения в руководстве рисованием детей 6-7 лет . - М., 1948.

Раздел 3. Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Тема 13. Теория и методика развития детского конструкторского творчества

Теоретические основы методики развития детского конструкторского творчества: понятие художественного конструирования как наиболее близкой изобразительной деятельности к игре, психолого-педагогические основы развития детского конструирования из различных материалов ( строительного, природного, бумаги, готовых игровых конструкторов) , содержание и методика развития детского конструкторского творчества у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.:Мнемозина, 1995.

Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. Обучение и творчество. - М.:Просвещение, 1990.

Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. Уч.пос. для студентов. 2-е изд. - М.:Просвещение, 1985.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. - М.:Просвещение, 1991.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.

Детское творчество. Сб.научных трудов /Ред.Конина Н.М.- М.:МГУ, 1970.

Дополнительная:

Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. - М.:Учпедгиз, 1956.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1981.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.:Педагогика, 1972.

Лиштван Э.В. Конструирование . - М.:Просвещение, 1981.

Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. - М., 1976.

Казакова Р.Г. Изобразительная деятельность и конструирование. Воспитание детей средней группе детского сада. - М.:Просвещение, 1982.

Мелик-Пашаев А.А.,Новлянская Э.Н. Ступеньки к творчеству. - М.:Педагогика, 1987.

Тема 14. Теория и методика развития детского пластического творчества

Теоретические основы методики развития детского пластического творчества в лепке: понятие лепки как вида скульптуры, как наиболее близкого и доступного детям вида скульптуры, психолого-педагогические основы развития детского пластического творчества. Содержание и методика развития детского пластического творчества у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Халезова Н.Б., Курочкина Н.А., Пантюхина Г.В. Лепка в детском саду. - М.:Просвещение, 1989.

Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. - М.:Просвещение, 1971.

Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. - М.:Просвещение, 1984.

Дополнительная:

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. - М.:Педагогика, 1972.

Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность. Сенсорное воспитание в детском саду. - М.:Просвещение, 1969.

Тема 15. Теория и методика развития детского декоративного творчества

Теоретические основы методики развития детского декоративного творчества у детей в аппликации, декоративной лепке, декоративном рисовании , понятие декоративной деятельности, психолого-педагогические основы развития детского декоративного творчества. Содержание и методика развития декоративного творчества у детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Грибовская А.А. Развитие детского изобразительного творчества на занятиях по декоративному рисованию//Дошкольное воспитание, 1984, №10, с.39-41.

Костерин Н.П. Учебное рисование. - М.:Просвещение, 1984.

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В. , Пантелеева Н.Б. Декоративное искусство - детям. - М., 1976.

Шпикалова Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования. - М.:Просвещение, 1976.

Доронова О.Р. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунка детей дошкольного возраста. Автореферат диссерт. к.п.н. - М., 1987, с.16.

Дополнительная:

Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. Альбом. - М., 1964.

Шевчук Л.Б. Дети и народное творчество. - М.:Педагогика, 1985.

Тема 16. Теория и методика развития детского изобразительного

творчества в рисовании. Основы композиции для развития детского

изобразительного творчества

Теория живописи и графики. Психолого-педагогические основы развития детского изобразительного творчества, вековой интерес к развитию детского творчества в рисовании, значение формирования техники рисования, возникновение образа в сложном двухмерном условном графическом изображении, содержание и методика развития детского изобразительного творчества в рисовании у детей младшего,среднего и старшего дошкольного возраста.
Значение обучения основам композиции для развития детского изобразительного творчества, доступные дошкольникам элементарные композиционные представления- основа формирования понимания детьми композиции как сочетания рисунка или картины, для которого необходимо знать определенные правила, расположения предметов или фигур. Взаимосвязь содержания обучения дошкольников композиции с задачами формирования и замысла, приобщение детей к основам языка и грамматики изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М.:Столетие, 1998.

Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. - М.:Столетие, 1994.

Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.:Просвещение, 1985.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М.:Просвещение, 1992.

Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. - М.:Просвещение, 1971.

Дополнительная:

Игнатьева Е.И. Психология рисунка и живописи. М.:Изд-во АПН, 1954.

Психология детей дошкольного возраста (развитие познавательных процессов) /Под ред. А.В.Запорожца и Эльконина Д.Б. - М.:Просвещение, 1964.

Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. - М.:Просвещение, 1965.
5. План практических и семинарских занятий

Практические занятия организуются с целью:

  • более глубокого и детального изучения некоторых тем курса,

  • обучения студентов самостоятельно анализировать конкретные произведения изобразительного искусства и творчество отдельных художников;

  • отбирать произведения искусства, доступные детям дошкольного возраста по содержанию и средствам художественной выразительности, и использовать их не только для оформления детского сада, но и для развития и формирования эстетического восприятия детей;

  • беседовать с детьми о произведениях искусства;

  • анализировать детские изобразительные работы;

  • конспектировать, аннотировать и реферировать педагогическую литературу;

  • анализировать программу ДОУ и составлять конспекты занятий различными видами изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп.

Практические занятия проводятся в художественных музеях, картинных галереях, на выставках (т.е. с использованием подлинных произведений изобразительного искусства) и непосредственно в детских учреждениях.

Практические занятия ставят своей задачей:

  • ознакомление студентов с выразительными средствами изобразительного искусства,

  • развитие их творческих способностей,

  • выработку системы изобразительных навыков и умений в рисовании,

  • обучение приемам работы с натуры и по представлению, необходимые в непосредственной работе с детьми.

В ходе практических занятий студенты должны накопить наглядный материал, который может быть использован для работы с детьми.
Раздел 1. Искусство как одна из форм общественного сознания

Тема «Искусство как форма общественного сознания, составная часть духовной культуры»

1. Специфика изобразительного искусства как средства развития личности ребенка-дошкольника. Освоение современной методики ознакомления детей с произведениями искусства. Особенности художественного отражения действительности в искусстве. Образовательные, воспитательные задачи ознакомления дошкольников с искусством. Виды изобразительного искусства, их особенности. Характеристика программно-методического обеспечения методики развития детского творчества.

Вопросы:

1. В чем заключается специфика художественно-образного отражения действительности в искусстве, средства выразительности в изобразительном искусстве, возможности воспитательного воздействия искусства на людей?

2. Назовите задачи ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства.

3. Укажите в чем своеобразие методики ознакомления детей с произведениями живописи разных жанров (пейзаж, натюрморт, портрет, жанровая картина).

4. Какие ведущие приемы обучения по ознакомлению дошкольников со скульптурой малых форм?

Задание:

Проанализировать современные программы воспитания детей по разделу ознакомления дошкольников с произведениями искусства ("Детство", "Радуга", "Программа воспитания и обучения в детском саду"), и указать в чем заключается своеобразие содержания данного раздела.

(Результаты анализа оформить письменно).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconРабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества»
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По спортивным играм для студентов 4 курса дошкольного отделения фзо для специальности 031100 “Педагогика и методика дошкольного образования”...
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconПрограмма дисциплины Дпп ф. 11. 5 теория и методика развития детского...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconПрограмма практик составлена на основании государственных образовательных...

Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд....
Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими...
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» icon050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью
Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины практический курс...
Специальность 031200д «Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности...
Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» icon«Теория и методика избранного вида спорта»
Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплин базовой части профессионального цикла «Педагогика», «Теория...
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМетодика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconЗачетные требования к уровню подготовки студентов III курса физб-о-д
Анатомия, физиология, биомеханика, педагогика, психология, теория и методика физической культуры, теория и методика физического воспитания,...
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского изобразительного творчества Специальность 050707. 65 Педагогика и методика дошкольного образования Специализация «Логопедическая работа в дошкольных образовательных учреждениях» iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск