Скачать 386.33 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ТГПУ) «УТВЕРЖДАЮ» Декан ПФ _____________ Титова Г.Ю. «_____»___________2012г. Программа дисциплиныДпп.ф.11.5 теория и методика развития детского изобразительного творчества 1. Цели и задачи дисциплины Цель формирование у студентов художественной культуры и художественных умений. Задачи:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины у студентов должны быть сформированы:
3. Объем дисциплины и виды учебной работы
4. Содержание дисциплины 4.1. Разделы дисциплины и виды занятий
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. Введение. Предмет и задачи курса (формирование мотивов изобразительной деятельности, умение самостоятельно ставить цель деятельности; формирование восприятия, изобразительных действий). Понятие детского изобразительного творчества. Связь теории и методики развития детского изобразительного творчество с другими науками (педагогика, психология, эстетика, искусствоведение; анатомия, физиология и гигиена; игра, музыка, развитие речи, трудовая деятельность). Раздел 2. Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Роль искусства в жизни общества. Искусство как художественное отражение действительности. Художественный образ. Виды изобразительного искусства (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и их разновидности. Жанры изобразительного искусства (мифологический, религиозный, бытовой, исторический, батальный, портретный, пейзажный, анималистический; натюрморт). Раздел 3. Этапы развития зарубежного искусства. Исторический характер искусства. Первобытное искусство: каменный век, эпоха бронзы, железа. Искусство Древнего Египта. Искусство Древней Греции. Средневековое искусство: эпоха раннего средневековья, готика, романтизм. Искусство эпохи Возрождения: барокко, рококо, классицизм, романтизм. Современное искусство. Раздел 4. Русское изобразительное искусство. Своеобразие древнерусского искусства: зодчество, архитектура, живопись. Вклад в развитие древнерусского искусства А. Рублева, С. Ушакова, Ф. Грека. Искусство петровской эпохи. Искусство XIX века: первая половина XIX века – классицизм, вторая половина XIX века – эклектика. Искусство советского периода довоенный период, период Великой Отечественной войны, послевоенный период. Раздел 5. Система развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. История развития методов обучения изобразительному искусству за рубежом. Зарождение методов обучения рисованию в период палеолита, неолита. Методы рисования Древнего Египта, Древней Греции, эпохи Средневековья, Возрождения, XVII века. История развития методов обучения изобразительному искусству в России. Становление методов обучения рисованию в начальных и средних специальных учебных заведениях. Раздел 6. Развитие творческих способностей ребенка. Анатомо-физиологические задатки развития изобразительных способностей. Анализ исследований по проблеме развития способностей (Е.А. Флерина, Н.П. Саклина, Н.А. Ветлугина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова). Структура способностей. Роль обучения в развитии способностей; этапы развития изобразительных способностей в дошкольном возрасте. Характерные особенности развития способностей в изобразительном периоде освоения передачи формы, движения, цвета, развитие умений по составлению композиции. Раздел 7. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Развитие детского творчества – актуальная проблема педагогики. Способности к изобразительной деятельности как свойства личности дошкольника. Своеобразие творчества каждого человека. Психологическая готовность к творчеству (накопление опыта, приобретение умений, навыков, развитие воображения, зрительной памяти). Индивидуальный подход в развитии творчества каждого ребенка. Раздел 8. Эстетическое восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Реальный мир как объективная основа изобразительного творчества ребенка. Роль изобразительного искусства в развитии эстетического восприятии художественного творчества детей. Отличительные особенности организации и методики проведения наблюдений за предметами и явлениями жизни в разных возрастных группах детского сада. Значение изобразительного искусства в формировании эстетического восприятия детей. Требования к отбору произведений искусства для детей разного возраста, формы организации восприятия искусства – использование искусства в оформлении детского сада, проведение занятий, организация выставок, экскурсий. Методы ознакомления – беседы, составление рассказов-описаний, использование художественных текстов, сопровождение восприятия музыкой и т.д. Особенности развития эстетического восприятия у детей дошкольного возраста: от элементарной эмоции на сенсорно выделенное качество (яркий цвет, блеск, округлость, ритм и т.п.) к целостному эстетическому восприятию предмета или художественного образа и его эстетической оценке. Сенсорная основа развития восприятия: основная роль зрения в познании формы, размера, цвета, положения предмета в пространстве. Методика организации рассматривания и обследования предметов. Приемы развития целенаправленности и устойчивости восприятия, предварительная установка на наблюдение; обследование и анализ воспринимаемого объекта; задачи первичных и повторных наблюдений. Раздел 9. Основные законы перспективы. Понятие о перспективе. Центр зрения. Линия горизонта. Точка зрения. Точка схода. Угол зрения. Картина. Рисование во фронтальной и угловой перспективе. Основные законы перспективы. Раздел 10. Основные законы композиции. Понятие «композиция». Средства композиционной выразительности. Компоновка на формате, симметрия и ассиметрия. Статика и динамика. Равновесие. Выделение главного. Подчинение второстепенного главному и др. Раздел 11. Цвет и его роль в композиции. Основные законы цветоведения. Основные и дополнительные цвета. Контрастные цвета. Теплые и холодные цвета. Хроматические, ахроматические цвета. Свойства цвета: насыщенность, светлота, цветовой тон. Пространственные свойства цвета. Раздел 12. Произведения искусства (живописи, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребенка и основа его самостоятельной художественно-творческой деятельности. Значение восприятия произведений искусства в развитии личности ребенка дошкольника. Роль ознакомления с произведениями искусства в самостоятельном творчестве ребенка. Детский рисунок как продукт художественного творчества. Раздел 13. Программа по изобразительному искусству в детском саду и организации художественной деятельности. Научный характер программ. Отражение в ней специальных исследований, ее научные основы – учет психологических особенностей детей раннего и дошкольного возраста, закономерностей формирования навыков и изобразительного творчества. Система обучения изобразительной деятельности, построенная на основе общедидактических принципов. Программа обучения детей разных возрастных групп. Воспитывающий характер обучения, связь обучения с жизнью, его идейно-эстетическая направленность; доступность и учет возрастных особенностей детей; постепенное усложнение программного материала (по форме и содержанию) и другие принципы построения программы. Отражение связи и преемственности с программой по изобразительному искусству и труд 1 класса школы. Типы занятий и их организация по изобразительной деятельности в детском саду. Формы организации изобразительной деятельности – занятия и самостоятельная деятельность детей в повседневной жизни. Занятия изобразительной деятельностью как форма обучения и всестороннего развития детей. Место занятий в режиме дня разных возрастных групп детского сада. Гигиенические и эстетические требования к помещению, материалам и оборудованию. Типы занятий: освоение нового, упражнение в изобразительных и технических навыках, творческое применение освоенного детьми на занятиях по замыслу. Подготовка к занятию воспитателя – методическая и практическая. Подготовка детей. Роль технических средств обучения в формировании образно – эмоциональных представлений. Своеобразие организаций занятий в разных возрастных группах. Организация занятий в группах со смешанным возрастным составом детей. Организация педагогического процесса. Структура занятия: 1) вступительная часть – указания воспитателя, беседа с детьми; 2) руководство процессом выполнения работы; 3) заключительная часть – просмотр и оценка детских работ. Выбор методов и приемов обучения в зависимости от характера программного материала и типа занятия. Своеобразия организации коллективного выполнения работы. Изобразительные материалы. Требования к подбору материалов: эстетические достоинства, оправданность для данного занятия и т.д. Хранение материалов и оборудования; подготовка их к использованию; размещение на столах с учетом удобства пользования и эстетической привлекательности рабочего места. Специальное оборудование для демонстрации натуры, образцов. Показ способов выполнения. Возможности участия детей в организации работы и поддержания порядка на занятиях. Дежурство и самообслуживание. Самостоятельная деятельность детей вне занятий. Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей и ее место в режиме дня. Подбор изобразительных материалов. Характер самостоятельной деятельности (воспроизводящей и творческой). Индивидуальная деятельность детей, объединение их в подгруппы по интересам, взаимодействие этих подгрупп. Раздел 14. Планирование и учет работы по изобразительной деятельности в детском саду. Значение планирования для успешного и систематического проведения занятий. Составление плана на основе программы для каждой возрастной группы с учетом изобразительных навыков и умений детей, их общего развития жизненного окружения и сезона. Необходимость учета принципов постепенного усложнения заданий, повторность задач, обеспечивающей приобретение детьми умений и навыков. Соблюдение при планировании принципа взаимодействия различных видов изобразительной деятельности. Различные формы планирования. Планирование содержания работы с детьми во второй половине дня. Форма календарного плана. Текстовые формы анализа: ежедневный учет, записи наблюдений за отдельными детьми в процессе занятий, отчет за определенный отрезок времени, обобщение опыта за ряд лет. Значение наглядного учета. Организация хранения детских изобразительных работ: индивидуальные папки ребенка, фронтальное хранение работ по определенным темам занятий; выборочная форма хранения поделок. Анализ и классификация детских изобразительных работ. Изготовление альбомов и устройство выставок. Различные типы альбомов, их содержание и оформление. Характер выставок детских работ, специфика их организации, оформления. Планирование работы с родителями. Раздел 15. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребенок. Организация художественно-эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении. Принципы организации развивающей среды изобразительной студии в дошкольном учреждении. Раздел 16. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Рисование, лепка, аппликация, конструирование как виды изобразительной деятельности дошкольников. Своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Раздел 17. Методы и приемы обучения изобразительной деятельности. Определение понятия методов и приемов в современной дошкольной педагогике. Классификация методов и приемов. Психолого-педагогическое обеспечение роли наглядных методов в обучении дошкольников изобразительной деятельности. Возможны и другие классификации методов. Вопросы и разъяснения, поощрение и оценка результатов детской деятельности. Использование художественного слова: стихотворений, поговорок, загадок, песен. Место игровых приемов обучения в разных группах (создание игровой ситуации, наглядно-действенные упражнения игрового характера). Сочетание разнообразных методов и приемов, их выбор в зависимости от программного содержания и конкретных задач занятия. Борьба с формализмом в обучении изобразительной деятельности. Раздел 18. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации и рисовании. Этапы развития видов детской изобразительной деятельности. Проявление творчества в изобразительной деятельности. Раздел 19. Обучение детей рисованию и их творчество в разных группах детского сада. Виды рисования в детском саду: изображение предметов, рисование сюжетное, декоративное, их значение и место в каждой возрастной группе. Обучение изображению предметов. Задачи и содержание обучения в каждой возрастной группе. Постепенное усложнение задач обучения и требований к качеству изображения и выразительности образа. Обучение технике рисования и использованию изобразительно-выразительных средств. Обучение сюжетному рисованию. Задачи и содержание обучения в средних и старших группах. Постепенный переход от изображения нескольких предметов, объединенных пространственной связью, к изображению группы взаимодействующих предметов, к передаче элементарного реалистического композиционного расположения близких и отдаленных объектов. Использование цвета и колорита как выразительного и изобразительного средства. Обучение декоративному рисованию, в средней, старшей и подготовительной группах. Задачи и содержание обучения в каждой возрастной группе. Приемы обучения, основанные на наглядности, подражании, использовании элементов игры и игры-драматизации, образность и занимательность тематики. Обогащение детей второй младшей группы. Игровой характер приемов обучения. Формирование образного начала в детском рисунке, рассматривание предмета и картинки для уточнения представлений, создания интереса к теме и выразительности изображения. Показ приемов работы. Сопровождение, словом всех действий воспитателя и указании к последующей работе. Оценка детских работ. Раздел 20. Обучение детей аппликации и творчество в разных возрастных группах детского сада. Аппликация как вид народного декоративно-прикладного искусства, ее своеобразие и эстетические достоинства. Задачи и содержание занятий по аппликации в разных возрастных группах. Выкладывание и наклеивание готовых простых геометрических фигур в группах четвертого года жизни. Овладение техникой наклеивания. Изобразительный принцип наклеивания геометрических фигур с учетом конкретно-образного характера мышления младших дошкольников. Возможности декоративной аппликации во второй младшей группе. Обучение приемам вырезывания – основная задача в средней и старшей группах. Последовательность в обучении детей приемам вырезывания от умения правильно держать ножницы и делать короткий прямой разрез к сложным приемам силуэтного вырезывания в подготовительной к школе группе. Своеобразие предметных, сюжетных и декоративных заданий по аппликации. Овладение приемами образной выразительности, характерными для аппликации многослойное симметричное вырезывание, позволяющее достигать эстетического эффекта в декоративной аппликации. Развитие пространственных ориентировок и глазомера в процессе манипулирования еще не наклеенными формами. Методические приемы, используемые на занятиях аппликацией: демонстрация произведений народного аппликационного искусства; вариативность образцов; вырезывание с натуры при последовательном анализе контурного очертания предмета; показ приемов вырезывания. Возможности коллективных работ по аппликации при обучении детей согласованному планированию совместных действий в подготовительной к школе группе. Развитие детского творчества на занятиях аппликацией. Значение этих занятий в подготовке детей к трудовому обучению в школе. Раздел 21. Обучение детей лепке и их творчество в разных возрастных группах детского сада. Значение лепки для эстетического восприятия дошкольников. Виды лепки и количество занятий в разных возрастных группах детского сада. Обучение изображению предметов. Задачи. Постепенное усложнение программных требований от группы к группе. Обучение сюжетной лепке. Задачи. Постепенное усложнение программных требований для средней и старших групп. Последовательный переход от изображения отдельных предметов, расположенных рядом или на общей подставке, к созданию скульптурной группы, объединенных общим действием. Роль деталей в характеристике образов. Обучение декоративной лепке. Задачи и содержание обучения декоративной лепке в разных возрастных группах. Декоративное оформление предметов, выполнение рельефного и контур рельефного изображения на пластинах. Методика проведения лапки в разных возрастных группах. Организация дидактических игр для развития сенсорики. Знакомство детей с эталонами объемных тел, обучение их умению сравнивать части предметов с наиболее простыми объемными телами. Восприятие произведений малой скульптуры для развития у детей чувства пластической формы. Активное зрительно-осязательное обследование предметов, предназначенных для изображения. Разнообразный характер наглядного материала (игрушки, предметы прикладного искусства). Полный показ приемов работы (преимущественно для детей младшего дошкольного возраста), частичный показ на основании обследования и восприятия предмета. Формы организации заключительной части занятия лепкой. Возможности коллективной лепки в старшем возрасте. Раздел 22. Обучение детей конструированию и их творчество в разных возрастных группах детского сада. Своеобразие конструирования, его связь с игрой. Значение конструирования в умственном развитии детей, в формировании технических интересов, развитии смекалки, находчивости, мышления, способностей. Формирование волевых черт характера – настойчивости, выдержки и организованности. Возможности эстетического развития детей в процессе конструктивной деятельности. Развитие пространственных представлений, усвоение названных трехмерных фигур, деталей конструкторов, величин, направлений. Использование бытового и природного материала в конструировании. Развитие детской фантазии в использовании выразительных природных форм. Конструирование из дерева в старших группах детского сада. Раздел 23. Практические основы художественной деятельности. Овладение приемами живописи, рисунка: примакивание, мазки, линия, штрих. Формирование умения правильного составления композиции. Формирование навыков работы с глиной, соленым тестом, пластилином. Овладение разными приемами лепки: приемами лепки при делении куска на части, при изготовлении формы, при соединении частей. Овладение навыком обрывной, многослойной, объемной аппликации. Раздел 24. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведения изобразительного искусства. Особенности детского художественного восприятия произведений изобразительного искусства; графики, живописи, скульптуры, декоративных работ. Требования к отбору произведений изобразительного искусства для ознакомления с ними детей дошкольного возраста. Методы, приемы и форма организации ознакомления детей с изобразительным искусством. Развитие воображения и художественного восприятия. Восприятие самостоятельности и творческой активности. Обучение технике работы с различными материалами. Обучение формообразующим движениям в рисовании, лепке, аппликации и конструировании. Ознакомление с изобразительно-выразительными средствами, доступными детям. Изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей. Раздел 25. Преемственность творчества у дошкольников и младших школьников. Необходимость преемственности в работе детского сада и школы по изобразительной деятельности. Задачи изобразительной деятельности в детском саду и первом классе школы. Программа детского сада по изобразительной деятельности в детском саду и начальных классов школы по изобразительному искусству. Сравнительный анализ методов обучения в детском саду и в первом классе. Своеобразие организации занятий по изобразительной деятельности в подготовительной группе к школе группе. Воспитательно-образовательная работа с детьми – формирование познавательных интересов и навыков учебной деятельности (самостоятельности, самоконтролю и самооценки). Раздел 26. Работа заведующей детским садам, инспектора и методиста по руководству изобразительной деятельности детей. Задачи методической работы в детском саду, ее содержание и формы организации. Роль методического кабинета детского сада в повышении деловой квалификации воспитателей. Содержание методических материалов, их размещение. Работа методических объединений. Формы работы с начинающими и опытными воспитателями. Изучение и обобщения передового опыта, внедрение его в широкую практику. Инспектирование детского сада по методике изобразительной деятельности. Раздел 27. Преподавание курса методики развития детского изобразительного творчества в педагогическом колледже и училище. Схема построения лекционного и практического занятия. Работа с литературными источниками. Организация самостоятельной работы студентов. 5. Лабораторный практикум Не предусмотрен. 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6.1. Рекомендуемая литература а) основная литература: 1 Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду : методическое пособие для специалистов дошкольного образовательного учреждения / И. А. Лыкова. - М. : Карапуз-Дидактика, 2009. – 208 с. 2 Халезова, Н. Б. Декоративная лепка в детском саду : пособие для воспитателя / Н. Б. Халезова. - М. : Сфера, 2007. – 110 с. б) дополнительная литература: 1 Боготеева, З. А. Аппликация по мотивам народного орнамента в детском саду : книга для воспитателя детского сада / З. А. Боготеева. - М. : Просвещение, 1982. – 174 с. 2 Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников : учебник для средних специальных учебных заведений / Г. Г. Григорьева. – 3-е изд., испр - М. : Академия, 1999. – 267 с. 4 Доронова, Т. Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре : книга для воспитателя детского сада / Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1992. - 142 с. 5 Курочкина, Н. А. Знакомство с натюрмортом / Н. А. Курочкина. - СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 110 с. 6 Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию : учебное пособие ; под ред. Н. П. Саккулиной, Т. С. Комаровой. – 3-е изд., дороб. - М. : Просвещение, 1991. – 254 с. 7 Флерина, Е. А. Изобразительное искусство детей дошкольного возраста / Е. А. Флерина. - М. : Просвещение, 1956. – 195 с. 8 Чумичева, Р. М. Дошкольникам о живописи : книга для воспитателя / Р. М. Чумичева. – М. : Просвещение, 1992. – 122 с. 6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины Рабочая программа дисциплины, разработанная преподавателями кафедры дошкольного образования и логопедии. 7. Материально-техническое обеспечение
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 8.1. Методические рекомендации для преподавателя В соответствии со спецификой данной дисциплины необходимо тщательно продумать индивидуальные задания для самостоятельного изучения материала и получения практических умений и навыков. Педагогу необходимо применять словесные методы – указания и пояснения; наглядные – показ приемов работы (способы рисования, написание конспекта занятий) использование образца, натуры. Рекомендовано применять такие наглядные средства, как книжные иллюстрации, образцы выполнения заданий, схемы построения изображений. 8.2. Методические указания для студентов 8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельных работ
8.2.2. Примерная тематика рефератов и курсовых работ |
Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология | ||
Положение о проведении VII международного Фестиваля детского изобразительного искусства Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд.... Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими... | ||
Использование нетрадиционной техники на занятиях по рисованию Нетрадиционная техника как средство развития детского изобразительного творчества 4 | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 18 Методика обучения изобразительной деятельности Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими... | §6 Смешение цветов Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | ||
Конкурс детского теле-видео-творчества «Телестарт-2013» Областная постоянно действующая выставка прикладного творчества и изобразительного искусства. 68 | Доклад мбоу дод «Дом детского творчества» Публичный доклад является ежегодным отчетом мбоу дод «Дом детского творчества» г. Десногорска, обеспечивающим регулярное информирование... | ||
Приложение к газете «Семицветик» мадоу д/с №104 Варбанец Е. С., Курочкина Л. В. преподаватели методики развития детского изобразительного творчества гоу спо «Сокольский педагогический... | Рабочая учебная программа по дисциплине «Теория графов» для ооп специальности... Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | ||
План введение Глава Научно-теоретические основы возрастных особенностей детского творчества Теоретические и методические вопросы организации творчества у школьников разных возрастов на уроках изобразительного искусства | Конкурса детского и юношеского творчества на тему: «Огонь-друг, огонь- враг» Работы жюри смотра-конкурса художественно-изобразительного, декоративно-прикладного и технических видов творчества среди обучающихся... | ||
Блок Основные этапы развития геометрии Дисциплина «Теория графов» является дисциплиной цикла дпп. В. 00 – Дисциплины предметной подготовки (курсы по выбору) | Методика преподавания декоративно-прикладного творчества учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины «методика преподавания декоративно-прикладного творчества» |