Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития





НазваниеУчебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития
страница1/12
Дата публикации03.07.2013
Размер1.78 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
100-bal.ru > Культура > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12








УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ
ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ
ДЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА


г. Сокол

2010

Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Сокольский педагогический колледж»


Учебно-методическое пособие

для студентов

педагогических колледжей

по методике развития

детского изобразительного творчества

г. Сокол

2010

Печатается по решению редакционно-издательского

совета научно-методического центра непрерывного

педагогического образования

ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж»

Авторы-составители
Варбанец Е.С., Курочкина Л.В.- преподаватели методики развития детского изобразительного творчества ГОУ СПО «Сокольский педагогический колледж»
Рецензенты:
Касаткина Е.И.,кандидат педагогических наук, доцент кафедры ПиПД, зав. кабинетом ВиРО.

Симакова Л.В., заслуженный учитель РФ, ДОУ №27, г.Вологда.

Катканова Л.Н.., преподаватель высшей квалификационной категории изобразительного искусства с методикой обучения, ГОУ СПО «Вологодский педагогический колледж», почетный работник среднего профессионального образования.


Цветоведение в системе образовательного процесса дошкольного учреждения: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития детского изобразительного творчества/

авторы-составители Варбанец Е.С., Курочкина Л.В.

Данное пособие содержит комплексную программу поформированию чувства цвета у детей дошкольного возраста.

Материалы, представленные в пособии разработаны авторами на основе различных исследований педагогов психологов, и личного опыта работы по данной теме.

Теоретический и практический курс позволит студентам освоить основы цветоведения, который помогает им полноценно вести работу с детьми по данной проблеме, развивать их эстетические качества.

Данное пособие может быть адресовано начинающим воспитателям

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы цветоведения и красковедения……………… 4

    1. Светоощущение. Цветоощущение. Цветовое зрение…………… 4

    2. Закономерности цветоощущения и изобразительная

деятельность. Свойства цвета………………………………………….. 6

    1. Смешение цветов…………………………………………………………........9

    2. Краски. Особенности изобразительных материалов……………. 21


Глава 2. Практические основы цветоведения…………………………………………29

2.1. Особенности деятельности детей связанные с цветом……………29

2.2. Пути развития эстетического чувства цвета у детей

в разных видах деятельности………………………………………………33

2.3. Задачи по формированию чувства у детей

дошкольного возраста………………………………………………………..35

2.4. Методика ознакомления детей младшего дошкольного

возраста с цветом…………………………………………………………….. 36

2.5. Методика ознакомления детей старшего дошкольного

возраста с цветом………………………………………………………………51

2.6. Оценка уровня сенсорного развития ребёнка.

Исследование восприятия цвета…………………………………………58

2.7. Примерное перспективное планирование

по формированию чувства цвета у детей…………………………… .61
Литература
Приложения

Введение
Проблема развития чувства цвета является важным вопросом теории и практики художественной педагогики. Актуальность вопроса, его педагогическая значимость подтверждается тем, что в настоящее время всё чаще поднимается вопрос ознакомления детей с цветом и его эстетикой; разрабатываются программы, которые включаются в систему обучения детей дошкольного и школьного возраста.

Говоря о цвете, его сочетаниях, следует отметить силу эмоциональ-ного, эстетического воздействия раскрывающего человеку законы окружаю-щего мира.

Психолог и живописец Н.Н. Волков в своей книге «Цвет в живописи» неоднократно подчеркиваёт эмоциональную роль цвета в воспитании чувств.

Вопрос о красоте цвета и его сочетаний издавна привлекал к себе учёных и художников. Науке известны имена многих исследователей, которые в той или форме пытались сформулировать теорию цветовых гармоний, построенную на абстрактном цвете вне связи с природой. На протяжении ряда, одним из самих сложных вопросов художественного воспитания является вопрос, как отличить красивое от некрасивого. Это относится, в частности, и к цвету. Какие цвета и цветовые сочетания следует считать красивыми, гармоничными и какие некрасивыми, дисгармоничными? На этот вопрос невозможно ответить одной фразой, так как в каждом конкретном случае цвет является носителем определённого содержания.

Характер использования цвета человеком зависит не только от самих предметов или явлений, но и от обстоятельств их взаимодействия, то есть конкретных условий, в которых находятся эти предметы или явления.

Цвет воздействует на эмоциональную сферу человека, участвует в процессе художественной деятельности, формирует художественный вкус. В связи с этим чувством красоты цвета и вообще вкус к цвету можно и необходимо воспитывать.

Цвет доступен восприятию и ребёнка, и взрослого. Однако задача художника-педагога состоит в том, чтобы развить в каждом человеке способность видеть цвет, радоваться, любоваться им, сделать его предметом воспитания эстетического отношения к окружающему.

Труд этот чрезвычайно кропотлив, сложен, и начинать его надо, когда ребёнок ещё мал.

Значение закономерностей ощущения цвета приобретают в педагогической практике руководителя изобразительной деятельности важное значение. Это объясняется рядом причин. Во-первых, одной из основных задач, поставленных перед занятием изобразительного искусства, является развитие у детей цветоразличение им в доступной форме законов цветоведения, основанных на закономерностях ощущения цвета. В соответствии с этим педагог знакомит детей с хроматическими и ахроматическими цветами, с явлением контраста, тональностью, колоритом.

Раскрытие сущности колорита, тональности и использование их в своих рисунках как художественно-выразительных средств способствует эстетическому воспитанию детей.

Анализ картин художников, который проводится на занятиях по изобразительному искусству, требует анализа художественных средств, используемых художником, и прежде всего колорита, гармоничных цветовых сочетаний, что так же способствует воспитанию эстетического вкуса. Знание закономерностей ощущения цвета и их использование необходимо педагогу и при художественном оформлении учреждения, в котором он работает, и при оформлении выставок детей и для собственного профессионального роста, и при руководстве деятельностью детей связанной с цветом.
1.1.Светоощущение. Цветоощущение. Цветовое зрение
Светоощущение – это способность зрения воспринимать свет и различать его яркость. Светоощущение связано с работой палочкового аппарата сетчатки.

Сетчатка является в высокой степени чувствительным образованием. Различия в чувствительности палочек и колбочек к свету определяет их роль в зрении. Палочки раздражаются вечером и ночью, когда количество световой энергии ничтожно. Таким образом, они являются аппаратом ночного зрения. Колбочки же не участвуют в ночном зрении. Они раздражаются дневным светом и, в частности, воспринимают электро-магнитные колебания в диапазонах волн, вызывающих ощущения цвета. В пользу теории двойственности зрения, основанной на том, что палочки и колбочки представляют два самостоятельных аппарата зрения, говорит тот факт, что в сетчатке дневных птиц (кур, голубей) преобладают колбочки, а в сетчатке ночных животных и птиц (летучих мышей, сов) – палочки.

Одной из особенностей световой чувствительности является световая и темновая адаптация. Световая адаптация – приспособление органа зрения к высокому уровню освещенности – протекает довольно быстро. Так, если человек входит из темной комнаты в ярко освещенную, возникает временное ослепление, которое быстро исчезает. Лица с нарушенной световой адаптацией в сумерках видят лучше, чём на свету.

Темновая адаптация приспособление органа зрения к условиям пониженного освещения – наблюдается, например, при переходе из светлого помещения в затемненное. При этом предметы начинают различаться только спустя некоторое время.

Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного (сумеречного) освещения. Подобное состояние называется гемералопией или куриной слепотой.

Исследование световой чувствительности имеет большое диагностическое значение при выявлении некоторых глазных болезней (например, пигментной дистрофии).

Немаловажное значение имеет исследование темновой адаптации при профессиональном отборе лиц, работающих в условиях сумеречного освещения.

Известно, что у слабовидящих наблюдается значительное понижение светоощущения. В этой связи при обучении слабовидящих следует подбирать наиболее благоприятный режим освещенности в зависимости от угловой величины солнца, времени суток и года, одновременно проводя коррекцию зрения оптикой и эффективным освещением.

Цветоощущение, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.

Наблюдения за электрическими реакциями коры больших полушарий позволили установить, что мозг новорожденного реагирует не только на свет, но и на цвет. Способность различать цвета была обнаружена у грудного ребенка методом условных рефлексов. Различение цветов становится все более совершенным по мере образования новых условных связей, приобретаемых в процессе игры.

Ощущение цвета, как и ощущение света, возникает при воздействии на фоторецепторы сетчатки глаза электромагнитных колебаний, находящихся в области видимой части спектра.

Рассматривая вопросы избирательной чувствительности рецепторов (колбочек и палочек), следует остановиться на природе цветового зрения. В отношении функционирования колбочек, расположенных в области ямки, существует несколько теорий. Согласно однокомпонентной теории все рецепторы возбуждаются на полный световой спектр. Трехкомпонентная теория предполагает наличие рецепторов, реагирующих на красный, зеленый и синий цвета спектра.

Все многообразие цветовых оттенков может быть получено смешением трех цветов спектра – красного, зеленого и фиолетового (или синего). Если быстро вращать диск, составленный из этих цветов, он будет казаться белым. Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие – к зеленым, третьи – к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение.

Восприятие глазом того или иного цвета зависит от длины излучения. На основании этого признака можно выделить три группы цветов: 1) длинноволновые – красный и оранжевый; 2) средневолновые – желтый, зеленый; 3) коротковолновые – голубой, синий, фиолетовый.

В конце XVIII в. известный английский естествоиспытатель Дж. Дальтон подробно описал расстройство цветового зрения, которым страдал он сам. Он не отличал красный цвет от зеленого, а темно-красный казался ему серым или черным. Такое нарушение, получившее название дальтонизма, встречается чаще у мужчин. Оно передается по наследству через поколение по женской линии, иными словами, от деда к внуку через мать. Другие расстройства цветового зрения встречаются очень редко. Страдающие дальтонизмом могут долгие годы не замечать своего дефекта. Иногда человек впервые узнает об этом после обследования у глазного врача.

Способов лечения врожденного нарушения цветоощущения нет, но у людей, страдающих дальтонизмом, постепенно развивается способность различать цвета по степени их яркости.
1.2.Закономерности ощущения цвета и

изобразительная деятельность. Свойства цвета
Важное значение в изобразительной деятельности, в творчестве художника, который создает свои произведения с помощью линий, формы и цвета, имеют закономерности ощущения цвета.

Обычно все зрительные ощущения разделяют на две группы.

Первую группу составляют ощущения ахроматических цветов. Сюда входят цвета черный, белый и все серые – от самого темного до самого светлого.

Ко второй группе относятся ощущения хроматических цветов. Хроматические цвета составляют все цвета, кроме черного, белого и серых, т.е. красный, оранжевый, синий, голубой, зеленый, желтый и т. п.

Причем к ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. А цвет, имеющий самый незначительный, с трудом улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом.

Свет, излучаемый солнцем и воспринимаемый нами как белый, состоит из ряда хроматических лучей. Чтобы убедиться в этом, достаточно пропустить солнечный луч через призму, разлагающую белый свет в цветовой спектр. Лучи света, имеющие разную длину волны, вызывают и разные цветовые ощущения.

В характеристике цвета важное значение имеют три основных свойства – светлота, цветовой тон и насыщенность. Сказанное относится только к хроматическим цветам. Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по светлоте.

Различия по светлоте заключаются в том, что одни цвета темнее, другие светлее.

Например, ультрамарин синий темнее кадмия красного, кадмий красный светлее краплака красного, а краплак красный светлее краплака темного. Светлота цвета характеризует эффект действия раздражителя на зрительный анализатор по интенсивности.

Светлота цвета обусловливается яркостью раздражителя и чувствительностью к нему глаза. Если иметь в виду поверхность, которая отражает свет, то в этом случае светлота цвета определяется коэффициентом отражения лучей, падающих на данную поверхность. Чем больше света отражается поверхностью, т.е. чем выше коэффициент отражения, тем большей светлотой отличается эта поверхность. Белая поверхность предметов сравнительно мало поглощает света и гораздо больше отражает падающего на нее света. Темные предметы, наоборот, много поглощают и очень мало отражают световых лучей. Например, белая бумага отражает 85% падающего света, а черный бархат отражает лишь 0,03%. И не удивительно, что летом и в местностях с жарким климатом излюбленный цвет одежды людей – белый (в белой одежде не так жарко).

Цветовой тон характеризует специфические особенности конкретного цвета и обусловлен тем составом лучей, которые действуют на глаз, т.е. определяется той или иной длиной волн световых лучей.

Цветовой тон составляет то качество хроматического цвета, определяя которое мы называем цвет красным, желтым, синим, голубым и т.д.

Красочный контраст взаимодействие близко расположенных цветов, влияющих на оттенки. Понятие красочного контраста включает несколько положений:

  • Светлые цвета на темном фоне кажутся еще светлее, а на светлом – темнее;

  • Холодные цвета делают соседние более теплыми, а теплые более холодными;

  • Расположенные рядом дополнительные цвета усиливают яркость друг друга;

  • Нейтральный цвет принимает оттенок дополнительного цвета к окраске того предмета, который расположен рядом с ним. Например, серый цвет расположенный рядом с зеленым, будет казаться розоватым.

Красочный рефлекс оттенок в теневой части предмета или на падающей тени вследствие освещения его отраженным светом от окружающих предметов (у белой вазы, стоящей на красной скатерти, тень на боковой поверхности будет слегка розоватой; у темной вазы на белой скатерти тень на боковой стороне, обращенной к скатерти, станет светлее).

Зная эти особенности цветовых сочетаний, художник может создать рисунок в определенном колорите. Колоритом называется общая цветовая гармония, где каждый цвет находится в согласованном единстве с другими.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика»....
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск...
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconМетодическое пособие по дисциплине «Статистика» для специальности...
Данное методическое пособие предназначены для студентов и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный стандарт...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебное пособие для студентов педагогических учебных заведений
Педагогика. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М: Педагогическое...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconМетодическое пособие Канск 2006 Печатается по решению научно-методического...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей педагогических учебных заведений
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconМетодическое пособие по дисциплине Экономика отрасли Для всех специальностей
Методическое пособие предназначены для студентов выпускников и преподавателей колледжей, реализующих Государственный образовательный...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета «Финансы и кредит»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной формы обучения в помощь для эффективной подготовки к семинарским...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике...
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей»
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие / О. Н. Углицких, И. И. Глотова, Е. П....
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 080300. 68 «Финансы и кредит» очной...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconУчебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей по методике развития iconМетодические рекомендации для студентов фак нач образ. Пенза, 2004;...
Основные учебники, учебные, учебно-методические пособия, опубликованные сотрудниками кафедры


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск