Скачать 0.5 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет» (ФГБОУ ВПО «МГГУ») МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.11.5 СД.Ф.15 Теория и методика дошкольного образования: Теория и методика развития детского изобразительного творчества Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности «050703.65 –Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью педагогика и психология» «050703 –Дошкольная педагогика и психология» (заочная форма обучения) Утверждено на заседании кафедры педагогики Психолого-педагогического института (протокол № 1 от 25.09. 2013 г.) Зав.кафедрой ____________ Рычкова Н.А. Автор программы: Дьяченко Ирина Ивановна, канд.пед.наук, доцент Пояснительная записка. Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства подразумевает передачу опыта художественной практики, формирование эстетических представлений и развитие детского художественного творчества. Курс представляет собой цикл лекций, практических и лабораторных занятий по наиболее актуальным проблемам художественного воспитания дошкольников. Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе ознакомления с искусствоведческими и психолого-педагогическими основами теории и методики детского изобразительного творчества, результатами научных исследований в области создания художественно-эстетической развивающей среды. Задачами курса являются: 1.Ознакомление будущих работников дошкольных учреждений с основами теории и истории изобразительного искусства. 2.Обучение студентов методам художественного воспитания дошкольников средствами изобразительной деятельности. 3.Формирование профессиональной направленности и социальной активности личности студентов. 4.Подготовка студентов к руководству художественной деятельностью и творчеством детей дошкольного возраста. 5.Формирование у студентов художественной культуры, художественных умений, искусствоведческого подхода к анализу произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. 6.Формирование у студентов потребности в самообразовании и постоянном совершенствовании достигнутого уровня. В лекционном курсе раскрывается понятие детского изобразительного творчества, рассматриваются искусствоведческие и психолого - педагогические основы теории и методики развития изобразительной деятельности дошкольников, проблемы создания художественно- эстетической среды, влияния произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуру на развитие личности ребенка и его самостоятельную художественно-творческую деятельность. Особое внимание уделяется восприятию детьми произведений искусства и формированию эстетического отношения к ним, раскрывается методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства, рассматриваются виды и своеобразие детской изобразительной деятельности, содержание и методы обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию в разных возрастных группах; проблемы развития творчества дошкольников; индивидуального и дифференцированного подхода к развитию творческих способностей ребенка. Подчеркивается преемственность творчества дошкольников и младших школьников, рассматриваются вопросы методического руководства развитием художественно-творческой деятельности в ДОУ. Отражены особенности отечественных и зарубежных подходов к эстетическому воспитанию детей, освещены современные научные исследования в области арт-терапии, особенности диагностики развития творческих способностей, применения рисуночных тестов. Семинарские занятия проводятся с целью приобщения студентов к научной работе, формирования и постепенного совершенствования умения составлять план научного доклада, выделять теоретические основы темы в процессе анализа литературы, разрабатывать серию занятий с детьми, обобщать их результаты, оформлять доклад, иллюстрируя его коллекцией детских работ. Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса, обучения студентов грамотному искусствоведческому анализу произведений изобразительного искусства и творчества отдельных художников и последующей адаптации анализируемого материала для восприятия детей дошкольного возраста. В процессе практических занятий студенты учатся отбирать произведения искусства, доступные дошкольникам по содержанию и средствам художественной выразительности, используя их не только для оформления детского caда, но и для формирования эстетического восприятия детей. Пристальное внимание уделяется конспектированию, аннотированию и рефератированию педагогической литературы, анализу программы детского сада, составлению конспектов занятий по различным видам изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп. Цель лабораторных занятий в практическом ознакомлении студентов с выразительными средствами искусства. В процессе лабораторных работ происходит развитие художественно-творческих способностей, вырабатывается система изобразительных навыков и умений в рисовании, вырезывании, пластической деятельности, конструировании. Курсом предусматриваются экскурсии в Художественный музей, Музей художественных ремесел, Детскую школу искусств, творческие мастерские художников для получения более полного представления о региональном изобразительном искусстве и разнообразии детской изобразительной деятельности. Прослушав курс, студенты должны знать:
Извлечение из ГОС ВПО специальности: Понятие детского изобразительного творчества. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребёнок. Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребёнка и основа самостоятельной художественной творческой деятельности. Эстетическое восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании. Диагностика развития творческих способностей ребёнка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Преемственность творчества у дошкольников и младших школьников. Системы развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Методическое руководство развитием художественно-творческой деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях. Темы для самостоятельного изучения
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Практическое занятие № 1 Тема: Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Этапы развития зарубежного и русского изобразительного искусства. Вопросы для обсуждения:
Самостоятельная работа: оформление альбома с иллюстрациями произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры с прилагающимися искусствоведческими сведениями. Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 2 ТЕМА: Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Этапы развития зарубежного и русского изобразительного искусства. Вопросы для обсуждения:
Самостоятельная работа: написание рефератов на одну из тем (см. список примерных тем рефератов по первой теме первого раздела (№1-23). Основная литература:
Дополнительная литература:
Практическое занятие № 3 |
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория... «050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология» | Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика... Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания... Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии» | Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика... Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории... Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке» Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм... | ||
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста | Методические рекомендации по изучению дисциплины теория и методика... Цель урока: закрепить признаки параллельных прямых, свойства параллельных прямых и аксиому параллельных прямых | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика... Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и... | Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика... Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени | ||
Московский университет в судьбе русских писателей и журналистов Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав... Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения | Рабочая программа дисциплины теория и методика развития детского... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования |