Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования
страница1/5
Дата публикации22.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Культура > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.11.5

СД.Ф.15

Теория и методика дошкольного образования:

Теория и методика развития детского изобразительного творчества

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности
«050703.65 –Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью педагогика и психология»
«050703 –Дошкольная педагогика и психология»

(заочная форма обучения)


Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института
(протокол № 1 от 25.09. 2013 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.
Автор программы: Дьяченко Ирина Ивановна, канд.пед.наук, доцент
Пояснительная записка.

Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства подразумевает передачу опыта художественной практики, формирование эстетических представлений и развитие детского ху­дожественного творчества.

Курс представляет собой цикл лекций, практических и лабораторных занятий по наиболее актуальным проблемам художественного воспитания дошкольников. Целью его является изучение современного состояния эстетического образования дошкольников на основе озна­комления с искусствоведческими и психолого-педагогическими основами теории и методики детского изобразительного творчества, результатами научных исследований в области создания художественно-эстетической развивающей среды.

Задачами курса являются:

1.Ознакомление будущих работников дошкольных учреждений с основами теории и истории изобразительного искусства.

2.Обучение студентов методам художественного воспитания дошкольников средствами изобразительной деятельности.

3.Формирование профессиональной направленности и социальной активности личности студентов.

4.Подготовка студентов к руководству художественной деятельностью и творчеством детей дошкольного возраста.

5.Формирование у студентов художественной культуры, художественных умений, искусствоведческого подхода к анализу произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства.

6.Формирование у студентов потребности в самообразовании и постоянном совершенствовании достигнутого уровня.
В лекционном курсе раскрывается понятие детского изобразительного творчества, рассматриваются искусствоведческие и психолого - педагогические основы теории и методики развития изобразительной деятельности дошкольников, проблемы создания художественно- эстетической среды, влияния произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуру на развитие личности ребенка и его самостоятельную художественно-творческую деятельность. Особое внимание уделяется восприятию детьми произведений искусства и формированию эстетического отношения к ним, раскрывается методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями искусства, рассматриваются виды и своеобразие детской изобразительной деятельности, содержание и методы обучения рисованию, лепке, аппликации, конструированию в разных возрастных группах; проблемы развития творчества дошкольников;

индивидуального и дифференцированного подхода к развитию творческих способностей ребенка. Подчеркивается преемст­венность творчества дошкольников и младших школьников, рассматри­ваются вопросы методического руководства развитием художественно-творческой деятельности в ДОУ. Отражены особенности отечественных и зарубежных подходов к эстетическому воспитанию детей, освещены современные научные исследования в области арт-терапии, осо­бенности диагностики развития творческих способностей, применения рисуночных тестов.

Семинарские занятия проводятся с целью приобщения студентов к научной рабо­те, формирования и постепенного совершенствования умения составлять план научного доклада, выделять теоретические основы темы в процессе анализа литературы, разрабатывать серию занятий с детьми, обобщать их результаты, оформлять доклад, иллюстрируя его коллекцией детских работ.

Практические занятия организуются для более глубокого изучения некоторых тем курса, обучения студентов грамотному искусствовед­ческому анализу произведений изобразительного искусства и творчества отдельных художников и последующей адаптации анализируемого материала для восприятия детей дошкольного возраста. В процессе практических занятий студенты учатся отбирать произведения искусства, доступные дошкольникам по содержанию и средствам художественной выразительности, используя их не только для оформления детского caда, но и для формирования эстетического восприятия детей. Пристальное внимание уделяется конспектированию, аннотированию и рефератированию педагогической литературы, анализу программы детского сада, составлению конспектов занятий по различным видам изобразительной деятельности с детьми разных возрастных групп.

Цель лабораторных занятий в практическом ознакомлении студентов с выразительными средствами искусства. В процессе лабораторных работ происходит развитие художественно-творческих способностей, вырабатывается система изобразительных навыков и умений в рисовании, вырезывании, пластической деятельности, конструировании.

Курсом предусматриваются экскурсии в Художественный музей, Музей художественных ремесел, Детскую школу искусств, творческие мастерские художников для получения более полного представления о региональном изобразительном искусстве и разнообразии детской изобразительной деятельности.

Прослушав курс, студенты должны знать:

  1. Современную концепцию художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, требования программ нового поколения;

  2. Особенности работы педагога с детьми разных возрастных групп ДОУ по методике изобразительной деятельности;

  3. Направления в художественном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.

  4. Должны уметь использовать различный художественный материал и приемы в работе с дошкольниками в рисовании, художественном труде, конструировании, в обработке нетрадиционного материала, давать грамотный искусствоведческий анализ произведений искусства, адаптированный для восприятия детей дошкольного возраста.

Извлечение из ГОС ВПО специальности:

Понятие детского изобразительного творчества. Искусствоведческие и психолого-педагогические основы теории и методики развития детского изобразительного творчества. Художественно-эстетическая развивающая среда и ребёнок. Произведения искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры) как фактор развития личности ребёнка и основа самостоятельной художественной творческой деятельности. Эстетическое восприятие детьми произведений искусства, формирование эстетического отношения к ним. Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства. Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников. Развитие детского изобразительного творчества в конструировании, лепке, аппликации, рисовании. Диагностика развития творческих способностей ребёнка. Индивидуальный и дифференцированный подход к развитию творческих способностей. Преемственность творчества у дошкольников и младших школьников. Системы развития детского изобразительного творчества в России и за рубежом. Методическое руководство развитием художественно-творческой деятельности детей в дошкольных образовательных учреждениях.


Темы для самостоятельного изучения




темы

Наименование раздела. Тема.

Содержание самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




I. раздел. Предмет, задачи курса.











1.

Теория искусства, его виды и жанры.

Оформление альбома с иллюстрациями произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры с прилагающимися искусствоведческими сведениями. Рефераты. (см. список рефератов №1-23)

16

Выставка альбомов. Защита рефератов.

2.

Художественный стиль и анализ художественного произведения.

Составление искусствоведческого анализа произведений искусства

(на выбор студентов)

10

Проверка искусствоведческих анализов.




II. раздел. Теоретические основы обучения детей ИЗО деятельности










1.

Отечественные и зарубежные подходы к эстетическому воспитанию детей. Современные исследования в области арт-терапии.

Подбор студентами рисуночных тестов.

Подготовка к контрольной работе.

8

Апробирование тестовых заданий.

Контрольная работа.


2.

Проблемы детского творчества, развития способностей.

Конспект статьи Лейтеса Н.С. О признаках детской одаренности //Вопросы психологии. – 2003. № 4; составление библиографии статей на данную тему по журналу «Дошкольное воспитание» за 2003/2004 г.г.

10

Проверка конспектов и библиографии

3.

Развитие детской изобразительной деятельности в раннем и дошкольном возрасте.

Подготовка к тесту. Сбор иллюстративного материала.

10

Проверка теста и папок с иллюстративным материалом.




III раздел. Методика обучения детей изодеятельности










1.

Общие вопросы обучения детей изодеятельности

Рефераты:

«Методы обучения детей изобразительному искусству»

«Игра в системе обучения детей изобразительной деятельности» и др. (см. список рефератов №24-34)

8

Проверка рефератов

2.

Анализ программ нового поколения

Анализ новой редакции программы 2003 года с точки зрения внесения изменений в типовую программу

10

Проверка конспектов

3.

Методика ознакомления детей с произведениями искусства и творчеством мастеров

Конспекты занятий по ознакомлению детей с творчеством художников или конспект экскурсии в музей.

12

Показ фрагментов занятий или экскурсий

4.

Формы организации и виды детской изобразительной деятельности

Библиография статей по теме из журнала «Обруч» за 2003/2004 уч.г.

Аннотация кн. Костерина Н.П. Учебное рисование. – М., 1980.

10

Проверка библиографии и аннотаций

5.

Методика обучения детей рисованию в разных возрастных группах

Конспекты занятий по рисованию.

12

Проверка конспектов.

6.

Обучение детей технике рисования с использованием нетрадиционных техник и приемов

Выполнение работы в любой нетрадиционной технике

10

Выставка работ

7.

Методика обучения детей лепке в разных возрастных группах

Конспекты занятий по лепке

12

Проверка конспектов

8.

Методика обучения детей аппликации в разных возрастных группах

Выполнение коллажей

12

Выставка работ

9.

Методика обучения детей конструированию в разных возрастных группах

Конспекты занятий по конструированию

12

Проверка конспектов

10.

Преемственность в художественном образовании дошкольников и младших школьников

Сообщения по теме по журналам «Дошкольное воспитание» и «Обруч»

6

Обсуждение сообщений



Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Практическое занятие № 1
Тема: Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Этапы развития зарубежного и русского изобразительного искусства.
Вопросы для обсуждения:

  1. Специфика изобразительного искусства как зрительно воспринимаемого искусства, создающего изображения реального и нереального мира на плоскости и в пространстве.

  2. Живопись, ее виды, жанры, средства выразительности (композиция, рисунок, колорит).

  3. Искусство эпохи Возрождения Итальянские художники ХIY- ХYI веков (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан и др.)

  4. Своеобразие древнерусского искусства: зодчество, монументальная живопись (мозаика, фрески). Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

  5. Изобразительное искусство Х1Х века. Классицизм и романтизм. Расцвет критического реализма в русском искусстве (Репин И.Е., Суриков В.И., Левитан И.И., Серов В.А. и др.)


Самостоятельная работа: оформление альбома с иллюстрациями произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры с прилагающимися искусствоведческими сведениями.
Основная литература:


  1. Искусство. Часть 3. Русское искусство. Советское искусство. – М., 1989.

  2. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М., 1981.

  3. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Средние века. Возрождение в Италии. – М., 1976.


Дополнительная литература:

  1. Недошивин Г. А. Из истории зарубежного и отечественного искусства. – М., 1990.

  2. Раппопорт С.Х. Как построено и функционирует произведение искусства. – М., 1978.


Практическое занятие № 2
ТЕМА: Теория изобразительного искусства, его виды и жанры. Этапы развития зарубежного и русского изобразительного искусства.
Вопросы для обсуждения:


  1. Скульптура – искусство создания объемно-пространственных изображений материальных предметов. Монументальная, декоративная, станковая скульптура. Техника и материалы. Круглая и рельефная скульптура.

  2. Скульптура эпохи Возрождения (Микеланджело).

  3. Архитектура. Ее своеобразие, виды, средства выразительности (пространственные пропорции, ритм, симметрия в чередовании плоскостей и объемов, различная обработка поверхностей, их контраст и гармония, игра света и тени и др.).

  4. История развития архитектуры. Древний Египет. Архитектура античности (Крит, Микены, Древняя Греция). Архитектура Западной Европы (Романский стиль, Готика, Ренессанс и др.). Архитектура России Х – 1ХХ в.в.).


Самостоятельная работа: написание рефератов на одну из тем (см. список примерных тем рефератов по первой теме первого раздела (№1-23).
Основная литература:


  1. Антонова И. А. Шедевры государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. – М., 1986.

  2. Гольдштейн А.Ф. Зодчество. – М., 1979.

  3. Грибовская А.А. Знакомство детей со скульптурой. – М., 1993.


Дополнительная литература:


  1. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве. – М., 1986.

  2. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой. – М., 1983.


Практическое занятие № 3
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. (М). Ф теории...
Курс «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста» является одним из основных в профессионально-образовательной...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика обучения музыке»
Тема Музыка И. С. Баха в идейном контексте Нового времени и Просвещения Тема Идейное наполнение музыки Л. В. Бетховена Тема Романтизм...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины б 1 психология дошкольного возраста

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины теория и методика...
Цель урока: закрепить признаки параллельных прямых, свойства параллельных прямых и аксиому параллельных прямых
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Теория и методика...
Образовательная цель: закрепление, совершенствование и расширение знаний и умений, полученных при обучении в учебных мастерских и...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 5 Сд. Ф. 15 Теория и методика дошкольного образования iconРабочая программа дисциплины теория и методика развития детского...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск