Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи
страница1/4
Дата публикации09.10.2013
Размер0.5 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.16. Ознакомление с окружающим миром.

Методика развития речи

Основная образовательная программа подготовки

специалистов по специальности

050717.65- «Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Специальная психология»


Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института МГГУ

(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав. кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Автор программы: А.А. Смага, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Курс «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи детей» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов по специальной дошкольной педагогики и психологии (специальность 050717.65- «Специальная дошкольная педагогика и психология»).

Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи, ознакомления с окружающим миром и вооружения их эффективными методами и приемами работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Задачи курса:

  • вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей;

  • сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;

  • научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, имеющими отклонения в развитии, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат;

  • обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку в специальном дошкольном учреждении, а также знаний конкретных способов речевого развития детей, имеющих отклонения в развитии , а также умений применять их в изменяющихся условиях;

- стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей, имеющими отклонения в развитии.
Студенты должны знать:

  • теоретические основы ознакомления с окружающим миром и методики развития речи детей, имеющих проблемы в речевой активности;

  • цель и задачи по развитию речи детей в специальном дошкольном учреждении;

  • содержание учебного материала по развитию представлений у детей о себе, сверстнике, окружающих людях;

  • основные принципы речевой коммуникации;

  • особенности организации работы по развитию речи детей, имеющих отклонение в развитии, во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

  • средства, формы, методы и приёмы работы у детей с нарушениями в развитии речевой активности;

  • принципы построения современных программ по воспитанию и обучению детей в специальном дошкольном учреждении;

  • особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

  • направления работы по обогащению лексики детей и обеспечению активного использования новых слов в общении, формированию грамматического строя речи и связной речи в разных возрастных группах;

  • современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни;

  • специфику речевого поведения педагога-дефектолога и воспитателя группы.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:

  • умение обследовать речь детей, имеющих отклонения в развитии;

  • выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития;

  • составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи в специальном дошкольном учреждении;

  • составлять характеристики речевого развития;

  • планировать отдельный коммуникативный акт;

  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности у детей с нарушениями в развитии речевой активности и потребности в общении с окружающими;

  • умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми, имеющими отклонение в развитии;

  • умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.

При изучении дисциплины «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи» применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия и используются технические средства обучения.

На практических занятиях обсуждаются методические вопросы развития речи в специальном дошкольном учреждении, особенности формирования представлений о предметном и социальном мире, развитии представлений о себе, сверстнике, окружающих людях. Студенты разрабатывают конспекты диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планы работы по ознакомлению с окружающим миром.

Выполняя задания учебно-исследовательского характера, студенты изучают речевые навыки и умения детей и обобщают данные своих наблюдений, экспериментов, проводимых в специальном дошкольном учреждении.

Программа рассчитана на 26 часов аудиторных занятий и 28 часов самостоятельной работы студентов, обучающихся по очной форме обучения; 12часов аудиторной работы и 42 часа самостоятельной работы для студентов, обучающихся по заочной форме обучения.

Изучение курса проходит в одном семестре и завершается экзаменом.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ




Наименование

раздела, темы

Очная

форма обучения

Заочная

форма обучения

Количество часов

Количество часов

Всего

Аудиторных

СР

Всего

Аудиторных

СР

ЛК

ПР,

СМ

ЛК

ПР,

СМ

1.

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

4

1




2

4

2




2

2.

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении

8

2

2

4

6

2




2

3.

Принципы построения программы

4




1

2

6







2

4.

Классификация видов занятий по родному языку. Требования к ним

4

1

1

2

6




2

2

5.

Методы и приёмы развития

речи у детей с нарушениями

в развитии речевой активности

4

2




2

6




2

4

6.

Методика работы по обогащению лексики

12

2

4

2

6

2




4

7.

Формирование представлений о предметном и социальном мире

8




2

2

6




2

4

8.

Формирование грамматического строя речи

2







2

4







2

9.

Методика воспитания звуковой культуры речи

2







2

4







2

10.

Формирование связной речи

12

2

2

4

10




2

6

11.

Методика работы с художественной литературой в детском саду

4

1




2

6







6

12.

Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах специального дошкольного учреждения

8

1

2

2

8







6




Всего

54

12

14

28

54

6

6

42



ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

Очная форма обучения




Наименование

раздела дисциплины

Форма работы

Кол-во часов

Форма

контроля

1.

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов


2.

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном ДУ

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

понятийный диктант



4

Защита

рефератов

3.

Принципы построения программы

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

презентация программ


2

Защита

рефератов,

защита проекта программы

4.

Классификация видов занятий по родному языку. Требования к ним

Вопросы для самостоятельного изучения


2

Защита

рефератов

5.

Методы и приёмы развития речи у детей с нарушениями в развитии речевой активности

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов


6.

Методика работы по обогащению лексики

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

понятийный диктант


2

Защита

рефератов,

защита

конспектов занятий

7.

Формирование представлений о предметном и социальном мире

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

контрольные работы



2

Защита

рефератов,

проверка контрольных работ

8.

Формирование грамматического строя речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов


9.

Методика воспитания звуковой культуры речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов


10.

Формирование связной речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

понятийный диктант


4

Защита

рефератов,

анализ конспектов занятий

11.

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов,

защита проекта книжного уголка

12.

Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах специального ДОУ

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов


Заочная форма обучения




Наименование

раздела дисциплины

Форма работы

Кол-во часов

Форма

контроля

1.

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление таблиц

«Окружающий мир», «Язык и речь»



2

Защита

рефератов,

защита

таблиц


2.

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление таблицы «Задачи развития

речи»,

аннотация книг


2

Защита

рефератов,

презентация новинок

литературы,

защита

таблицы

3.

Принципы построения программы

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление проекта программы развития речи,

анализ программ для ДОУ (специализированных)


2

Защита

рефератов,

защита

проекта

программы


4.

Классификация видов занятий по родному языку. Требования к ним

Вопросы для самостоятельного изучения,

написание конспектов занятий,

аннотирование книг по теме «Занятия по развитию речи в ДОУ»


2

Защита

рефератов,

защита

конспектов

занятий,

презентация новинок литературы

5.

Методы и приемы развития речи

у детей с нарушениями в развитии речевой активности

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление таблиц «Виды нарушений речи», «Методы развития речи», «Приемы развития речи»


4

Защита

рефератов,

составление таблиц


6.

Методика работы по обогащению лексики

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

понятийный диктант,

составление конспектов занятий


4

Защита

рефератов,

защита

конспектов занятий


7.

Формирование представлений о предметном и социальном мире

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

защита конспектов

занятий



4

Защита

рефератов,

проверка конспектов занятий

8.

Формирование грамматического строя речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты


2

Защита

рефератов

9.

Методика воспитания звуковой культуры речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление конспектов занятий


2

Защита

рефератов,

проверка конспектов занятий

10.

Формирование связной речи

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление конспектов занятий


6

Защита

рефератов,

проверка конспектов занятий

11.

Методика работы с художественной литературой в детском саду

Вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

составление литературной викторины, сценария литературного утренника,

составление эскизов уголков,

написание конспектов занятий


6

Защита

рефератов,

защита

конспектов занятий,

презентация книжных уголков,

защита

сценариев утренника

12.

Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах специального дошкольного учреждения

Вопросы для самостоятельного изучения,

составление конспектов занятий,

составление альбомов,

изготовление дидактических пособий


6

Защита

конспектов занятий,

презентация дидактических пособий и альбомов


Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания...
Методические рекомендации по изучению дисциплины «методика преподавания теологии»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Социальное прогнозирование»...
Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconПроект группового занятия по направлению «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром»
Формы работы учащихся: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в паре
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика...
Методические рекомендации по изучению дисциплины в. 4 Теория и методика обучения русскому языку и литературе для студентов, обучающихся...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Ы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля)...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины (модуля) в. 9 Психологическая диагностика развития младших школьников (с...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методология и методика...
Цель освоения дисциплины «Методология и методика социологического исследования»
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика музыкального воспитания»
Психолого-педагогическая работа с дошкольниками по освоению образовательных областей
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconПрограммы индивидуального развития одаренных учащихся. Русский язык....
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconОсновные направления работы по формированию познавательной деятельности...
Логического мышления требуют и сочинения по литературе, в которых необходимо последовательно раскрывать тему, правильно делать выводы...
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 16. Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Методика преподавания...
Цель освоения дисциплины «Методика преподавания социологии» теоретическая и методическая подготовка студентов V курса к самостоятельной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск