050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью





Скачать 115.16 Kb.
Название050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью
Дата публикации01.05.2015
Размер115.16 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Психология > Документы


ДИСЦИПЛИНА «История детской психологии»

Специальность

050707 « Педагогика и методика дошкольного образования « с дополнительной специальностью

«Практическая психология и консультирование»

Составитель С.В. Велиева, к.псх.н., доцент

Рекомендуемая литература

Основная

Абульханова-Славская, К. А. и др. Антология современной психологии конца XX века / К. А. Абульханова-Славская. – Казань: КГТУ, 2001.

Марцинковская, Т. Д. История детской психологии / Т. Д. Марцинковская. – М. : Академия, 2001.

Дополнительная литература

Алексеев, П. В., Панин, А. В. Философия / П. В. Алексеев, А. В. Панин. – М. : Проспект, 2001.

Болотоков В. Х. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины ХХ века / В. Х. Болотоков, А. М. Кумыков, А. В. Опалев. – М. : Гелиос АРВ, 2002. – 479 с. – Библиогр. в конце разд.

Гальперин, П. Я., Ждан, А. Н. История психологии XX века / П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан. – М. : Академический проект, 2003.

Евлампиев, И. И. История русской философии / И. И. Евлампиев. – М. : Высш. шк., 2002.

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России / Под ред. З. И. Васильевой. – М. : Academia, 2002.

Самыгин, С. И., Столяренко, Л. Д. Великие психологи / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

Морозов, А. В. История психологии / А. В. Морозов. – М.: Акад.проект Мир, 2005.

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

revolution.allbest.ru 

psychistory.ru 

http://www.psychological.ru/default.aspx?s

bookarchive.ru istorija-psikhologii 

sbiblio.com 

ido.rudn.ru ›psychology/history_of_psychology/

http://slovari.yandex.ru/

http://images.yandex.ru/?lr=45

grandars.ru ›college/psihologiya/istoriya 

http://lemb.moy.su/load/lekcii/istorija_psikhologii/12-1-0-162

http://psylib.org.ua/books/yaros01/index.htm

gumer.info 

http://yandex.ru/clck/redir/

перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

К практическим и семинарским занятиям

К теме 1. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях античности

Вопросы для обсуждения

  1. Учения Гераклита и Протагора.

  2. Взгляды Демокрита.

  3. Особенности и своеобразие позиции Сократа.

  4. Платон и Аристотель. Эпоха эллинизма.

Задания студентам:

На альбомном листе составить план-схему по следующим показателям:

Характеристика

Содержание

Имя




Годы жизни




Место рождения




Значимые жизненные события




Основные заслуги




Крылатые фразы




К теме 2. Проблема воспитания ребенка в психологических учениях средневековья

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические мысли Плотина.

  2. Основные заслуги Ибн Сины Авиценны.

  3. Особенности и своеобразие позиций Ибн аль-Хайсам и Ибн-Рошд.

  4. Номиналисты Дунс Скот и Вильям Оккам.

Задания студентам

Продумайте варианты контрольного теста на изученные темы. Например, «Бег ассоциаций». Тема: «Педология».

  1. Течение, возникшее на рубеже ХIХ – ХХ века.

  2. Представители: С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер, В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев.

  3. Комплексная наука, охватывающая результаты исследований отдельных дисциплин.

  4. Псевдонаука о детях.

Ответ: педология

  1. С латинского – повторение.

  2. В основе лежит биогенетический закон Геккеля.

  3. Повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.

  4. Краткое повторение стадий психического развития животных и предков человека.

Ответ: рекапитуляция

  1. Вестибюль гостиницы.

  2. Американский психолог.

  3. Ученик Вундта.

  4. Автор книг «Проблема воспитания», «Юность».

  5. Основатель психологии старения.

Ответ: С. Холл

  1. Немецкий педагог – психолог.

  2. Основатель экспериментальной Педагогика.

  3. Соединил подходы Д. Селли и С. Холла.

  4. Уделял особое внимание патологии развития ребёнка.

Ответ: Э. Мейман

  1. Советский педагог, психолог.

  2. Сформировал генетическую теорию памяти.

  3. На его жизнь повлияло Постановление ЦК ВКП (б) 1936 года.

  4. Наряду с Л.С. Выготским, рассматривал педологию как материалистическую науку.

Ответ: П.П. Блонский

  1. С. Холл, Э. Мейман, В. Прейер, А.П. Нечаев, В.М. Бехтерев - они по идейным соображениям…

  2. Представитель лженауки.

  3. В.М. Бехтерев по идейным соображениям…

  4. Представитель педологии.

Ответ: педолог

К теме 3. Вопросы детской психологии в работах ученых

Нового времени

Вопросы для обсуждения

  1. Философия Френсиса Бэкона.

  2. Взгляды Готфрид Вильгельма Лейбница.

  3. Взгляды Спинозы.

  4. Взгляды Джон Локка.

  5. Взгляды Гартли.

  6. Взгляды Жан Жак Руссо.

  7. Позиции ведущих ученых Нового времени.

К теме 4. Психологическая мысль второй половины ХIХ и начала ХХ века

Вопросы для обсуждения

  1. Теории развития Стенли Холла и Гетчинсон.

  2. Мировоззрение Марии Монтессори.

  3. Подход Джоржа Селли в развитии детей с особенными нуждами.

  4. Теория рекапитуляции С. Холла.

  5. Экспериментальная школа Эрнста Меймана.

  6. Заслуги и основные положения теорий Эдуарда Клапареда и Альфреда Бине.

  7. Концепция детского развития Джеймса Болдуина.

  8. Вильям Штерн как основатель дифференциальной психологии.

  9. Теория психического развития Карла Бюлера и Шарлотты Бюллер.

  10. Теория «модальной личности» Р. Бенедикт.

  11. Проблема социализации в трудах Маргарет Мид.

Задания студентам: изучить дополнительный материал по вопросам плана.

Согласны ли Вы с утверждением М. Монтессори: «Не мы, а природа – творец формирует душу ребенка»? Обоснуйте свой ответ.

К теме 5. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах: глубинная психология

Вопросы для обсуждения

  1. Основы психоаналитической психологии.

  2. модель структуры личности.

  3. Понятие о психологической защите.

  4. механизмы психологической защиты.

  5. Психоаналитическая концепция детского развития. Типы характеров.

  6. Сравнительный анализ взглядов Анри Валлона и Зигмунда Фрейда.

Задания студентам

Запишите таблицу:

Сравнительный анализ взглядов Анри Валлона и Зигмунда Фрейда

Позиции

З. Фрейд

А. Валлон

Методологичес-кая установка

Необходимость изучения конфликтов, противоречий в ходе развития. Оба эволюционисты, которые описывают генезис психики


Эмоции

Эмоции появляются в генезисе раньше всего остального. Эмоции объединяют ребенка с окружающими, приобретается опора для биологического, осуществляется симбиоз органического и психического, происходит «переливание» одного в другое

Источник субъективности

Не во взаимоотношениях с физическом миром, а во взаимодействии с окружающим социумом

Психика

Порождается биологическими процессами

Роль общества

Признается роль общества

Подавление инстинктивных влечений

Субстанция организма, противопоставление индивида обществу невозможно

Среда

социальная

Враждебна ребенку. Социального в природе человека нет

Социальное включено в природу ребенка как абсолютная необходимость

Основа психической жизни

Сексуальность

Инфантильная эмоциональность


Онтогенез

Воспроизводит филогенез, существует судьба (тело), предопределение

Ребенок находится на одном уровне с цивилизацией, биогенетический закон не существует



Метод изучения



Психоанализ

Сравнительный патопсихологический (наблюдение нормы, отклонений и задержек развития), нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке

К теме 6. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах:

психоаналитические концепции и когнитивная психология

Вопросы для обсуждения

  1. Психоаналитическая концепция детского развития в трудах З. и А. Фрейд.

  2. Сравнительный анализ взглядов А. Валлона и З. Фрейда.

  3. Теория К.Г. Юнга.

  4. Альфред Адлер – основатель социально-психологического подхода к исследованию психики ребенка.

  5. Периодизация Эрика Эриксона. Вклад Э. Эриксона в психологию.

  6. Когнитивная психология.

Задания студентам:

Подготовить «мини-книгу» (в формате А5) об одном из названных авторов с освещением вопросов, касающихся краткой характеристики исторического периода времени, обозначены основные вехи жизненного и творческого пути ученого, основные положения его учения, заслуги в области детской психологии.

«Мини-книга» должна содержать краткое, лаконичное эссе, личное отношение студента к результатам деятельности ученого.

Подготовить картотеку использованной литературы.

Контрольные вопросы

  1. Что такое психоанализ?

  2. Как развивались представления о бессознательном в аналитической психологии К. Юнга?

  3. Как развивались представления о бессознательном в индивидуальной психологии А. Адлера?

  4. Как развивались представления о бессознательном в неофрейдизме?

  5. Выделите общие и особенные черты концепции Зигмунда и Анны Фрейд.

  6. Определите основные заслуги Анны Фрейд.

К теме 7. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах:

Гуманистическая психология

Вопросы для обсуждения

  1. Основные идеи гуманистической психологии.

  2. Маслоу Абрахам. Теоретические и практические исследования.

  3. Олпорт Г. Уиллард. Его вклад в психологию.

  4. Карл Роджерс. Жизненный путь и основные концептуальные идеи.

К теме 8. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах:

Подход к психическому развитию как к научению

Вопросы для обсуждения

  1. Предпосылки, предмет, основные проблемы и понятия бихевиоризма. Появление необихевиоризма.

  2. Причины поведения и механизм управления им в трудах представителей поведенческой психологии.

  3. Изучение отношений родителей и детей в работах Р. Сирса.

  4. Практика использования идей поведенческой психологии.


К теме 9. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах:

Вопросы развития в гештальтпсихологии

Вопросы для обсуждения

  1. Основные положения гештальтпсихологии.

  2. Курт Левин. Основные теоретические и мировоззренческие позиции.

  3. Макс Вертгеймер. Его вклад в психологию.

  4. Основные постулаты гештальтпсихологии.

  5. Коффка, его основные теоретические воззрения.

  6. Фредерик Перлз как один из основателей гештальтпсихологии.


К теме 10. Подход к проблеме психического развития детей в основных психологических школах:

Исследования познавательного развития в русле генетической психологии

Вопросы для обсуждения

  1. Жизнь и деятельность Ж. Пиаже.

  2. Теория развития нравственности у детей Кольберга.

  3. Открытие новых закономерностей познавательного развития детей Дж.С. Брунера.

Задания студентам:

Продумать сценарий конференции (семинара, праздника и т.д.), посвященного представлению жизни и деятельности одного из отечественных психологов (по выбору).

Разработать тренинг на тему «Понимание личности в отечественной психологии».

примерный перечень вопросов к ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ (к экзамену)

  1. История психологии как самостоятельная область знаний.

  2. Историческое развитие психологии как науки.

  3. Задачи и методология истории психологии.

  4. Зависимость изменений взглядов психологии от научной мысли.

  5. Исторический анализ понятия детства и его парадоксы.

  6. Становление социального статуса детства (исследования Ф. Ариеса).

  7. Развитие концепции детства.

  8. Стратегии исследования психологии ребенка.

  9. Общее в психологических воззрениях античности.

  10. Взгляды античных философов на психологию человека.

  11. Взгляды философов на психологию человека в эпоху эллинизма.

  12. Вопросы психологии в период средневековья.

  13. Вопросы психологии в период Возрождения и нового времени.

  14. Философия Френсиса Бэкона и Готфрид Вильгельма Лейбница.

  15. Основные позиции ведущих ученых нового времени.

  16. Факторы выделения детской психологии в самостоятельную науку.

  17. Появление экспериментальной психологии и разработка объективных методов исследования.

  18. Разработка идеи развития в биологии.

  19. Г. Спенсер как основатель философии позицивизма.

  20. Этапы становления и основные понятия идеи развития.

  21. Основные направления (идеалистическое и материалистическое) в понимании процесса развития.

  22. Психическое развитие в понимании С. Холла.

  23. Основные теории детского развития первой трети ХХ века.

  24. Система развития интеллектуальных способностей дошкольников М. Монтессори.

  25. Исследование психического развития детей Э. Мейманом и Э. Клапаредом.

  26. теории психического развития конца ХIХ века.

  27. Исследование проблемы социализации детей в разных культурах традиционного общества.

  28. Психоаналитическая концепция детского развития в работах З. Фрейда.

  29. Сравнительный анализ взглядов французского психолога Анри Валлона и Зигмунда Фрейда.

  30. Основные положения концепции Анны Фрейд.

  31. Исследование агрессивных проявлений в детском возрасте Мелани Клейн.

  32. Аналитическая психология Карла Густава Юнга.

  33. Индивидуальная психология Альфреда Адлера.

  34. Социокультурная теория личности.

  35. Эпигенетическая теория Э. Эриксона.

  36. Когнитивная психология.

  37. Гуманистическая психология: возникновение, основные идеи.

  38. Диспозициональная теория личности Олпорта Гордона Уилларда.

  39. Работа Келли по исследованию поведения преступников в подростковом возрасте.

  40. Разработка методов воспитания и коррекции отклонений в развитии личности Р. Мэя.

  41. Практическое применение гуманистической психологии – психотерапия, групповая терапия.

  42. Психологические исследования Джона Бродеса Уотсона и Эдварда Торндайка.

  43. Оперативный бихевиоризм Берхауз Фредерика Скиннера.

  44. Модель обучения А. Бандуры и А. Аронфрида.

  45. Исследования познавательного развития в русле генетической психологии Жана Пиаже.

  46. Направления психологии и идея развивающей среды.

  47. Основы русской психологической школы.

  48. Исследования психологов 50-60 г.г. детей с проблемами в развитии.

  49. Основные исследования детского развития в 50-60 г.г. ХХ века.

  50. Этапы в развитии детской психологии и педологии в России: с 1900-1907 г.г. до 1950-1960 г.г.

  51. Психологические исследования и заслуги Л.С. Выготского.

  52. Формирование отношений к детям и взрослым, имеющим недостатки в развитии в разные исторические периоды в России и за рубежом.

  53. Развитие системы диагностики детей в России и за рубежом.

  54. Ведущие научные исследования в детской психологии в России и за рубежом.

Примерная тематика рефератов

  1. Основные вехи и положения теории Ф. Фребеля.

  2. Периодизация развития психологической науки.

  3. Значение античной психологии для дальнейшего развития психологической мысли.

  4. Психологические идеи средневековой Европы.

  5. История становления психологии как экспериментальной науки.

  6. Открытый кризис в психологии первой трети ХХ века.

  7. Значение работ К. Левина для понимания социальных явлений.

  8. Учение А. Адлера о компенсации и его развитие в трудах Л.С. Выготского.

  9. Типология личности К. Юнга.

  10. Значение гуманистической психологии для реализации личностно-ориентированного подхода в педагогике.

  11. Периодизация развития личности Э. Эриксона.

  12. Сравнительный анализ современных тенденций в зарубежной психологии.

  13. Античная психология. Основные философско-психологические школы.

  14. Психологические идеи средневековой Европы. Н.А. Бердяев о периоде средневековья.

  15. Психологические идеи Нового времени.

  16. Развитие эмпирической психологии в работах Г.В. Лейбница, Б. Спинозы и Т. Гоббса.

  17. Ассоциативная психология.

  18. Психология периода открытого кризиса. Гештальтпсихология. Опыты М. Вертгеймера.

  19. Теория «поля» К. Левина.

  20. Теория личности Э. Фромма.

  21. Гуманистическая психология. А. Маслоу.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconУчебно-методический комплекс для студентов очной и заочной формы...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «информатика»»
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconРабочая программа для студентов специальности 05070800. 65 «Педагогика...
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»»
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 11. 4 Теория...
«050703. 65 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью Педагогика и психология»
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 050708....
«Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика»» (очная форма обучения) и специальности...
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconМетодические рекомендации дисциплины сд. Ф. 9 «Методика преподавания математики»
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 10 Методика...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconМетодика обучения естествознанию Место дисциплины в структуре ооп: Принципы построения курса
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconВиды аттестационных испытаний: итоговый междисциплинарный экзамен...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconПрограмма практик составлена на основании государственных образовательных...

050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconРабочая программа дисциплины теория и методика развития детского...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconПлан-конспект открытого урока
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconРазработка учебного занятия учебная
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconМосковский университет в судьбе русских писателей и журналистов
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconЭкзаменационные вопросы по методики обучения естествознанию школьников...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью Социальная педагогика
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconЛитвин Виктория Богдановна, к п. н., доцент кафедры литературы мгпу. 3 пояснительная записка
Методические рекомендации по изучению дисциплины сд. Ф. 3 История отечественной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
050707 Педагогика и методика дошкольного образования с дополнительной специальностью iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск