Скачать 317.47 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ГОУ УлГПУ им. И.Н. Ульянова) Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Первый проректор-проректор по учебной работе ____________________И.В. Столярова «___________»_______________2012 г. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА развития математических представлений у детей дошкольного возраста Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология (полный срок обучения) Общая трудоёмкость: 300 часов
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики, психологии и управления протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____. Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с ГОС подготовки специалистов по направлению 050703.65-дошкольная педагогика и психология и учебным планом. Выписка из ФГОС Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста. Методологические, психофизиологические и психолого-педагогические основы математического образования дошкольников. Отечественные и зарубежные концепции математического развития детей дошкольного возраста. Содержание математического развития ребенка. Генезис математических представлений у детей. Реализация принципов амплификации, личностно-ориентированного подхода, развивающего обучения при формировании математических представлений. Методические системы ознакомления дошкольников с числом и вычислительной деятельностью, формой, величиной предметов и их измерением, пространственными и временными отношениями. Педагогические условия освоения математических представлений. Методы обучения. Использование моделирования, информационных технологий и других современных методов. Диагностика математического развития как основа целеполагания и проектирования работы по формированию элементарных математических представлений. Разноуровневая и коррекционная работа с детьми. Преемственность в работе дошкольных учреждений с семьей и школой по реализации задач математического развития детей. Преподавание курса «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в педагогических колледжах и училищах. Актуальность дисциплины. Актуальность дисциплины «Теория и методика математического развития дошкольников» определяется исходя из требований школы и общества к математической подготовке будущих первоклассников. В связи с возрастающей ролью математических знаний в современном обществе, компьютеризацией и математизацией буквально всех областей общественной и профессиональной жизни существенно повышаются требования и к математическому развитию детей, начиная с дошкольного возраста. Студенты – будущие специалисты в области дошкольного образования должны владеть соответственно передовыми и наиболее эффективными технологиями математического развития детей. 1.Цель дисциплины. Вооружить студентов знаниями, умениями и навыками в области формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, развивать основы системного математического мышления у студентов. 2.Задачи: - осознание будущим специалистам приемов и методов развития руководства математическим развитием дошкольников - развивать логическое математическое мышление студентов, закладывать основы владения алгоритмическими способами работы, основы компьютерной грамоты. - формировать у студентов организационно-методические навыки, умение творчески применять полученные знания на практике. 2.1. При изучении курса «методика ФЭМП» студенты должны опираться на знания следующих дисциплин: - дошкольная педагогика. Темы: «Методы обучения», «Формы работы с детьми», «Средства обучения» - общая психология. Темы: Мышление, Память, Воображение, Внимание, Ощущения, Восприятие, Деятельность, Способности. -.философия. Темы: «Пространство и время – формы существования материи». 3.Содержание дисциплины: Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий. Требования к усвоению дисциплины: По окончании изучения дисциплины студент должен знать: 1, Основные закономерности математического развития дошкольников; 2. Дидактические основы математической работы с детьми; 3. Методику формирования математических представлений у дошкольников. Студенты должны овладеть базовыми математическими понятиями: I блок: множество, элементы множества, операции над множествами, натуральное число, цифра, считать, системы счисления, алгоритмы. 2 блок: геометрическая фигура, величина, измерительная деятельность, форма. 3 блок: пространство и время. Должны знать: истоки развития методики; современное состояние проблемы формирования математических представлений и перспектива совершенствования методики; основные идеи порядковой теории натуральных чисел; развитие представлений детей дошкольного возраста о множестве, числе и счете в процессе обучения; особенности восприятия детьми дошкольного возраста формы и геометрических фигур; особенности развития представлений дошкольников о величине предметов; восприятие времени детьми дошкольного возраста. Студенты должны усвоить основные закономерности математического развития детей: закономерности развития основ логического мышления у детей дошкольного возраста; взаимосвязь сенсорного и умственного воспитания в процессе овладения основами методики математики; применение теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина, Талызиной на материале математики. У студентов должны быть сформированы навыки: Уметь:
4. анализировать и применять на практике: актуальные методы предматематических представлений; весь арсенал средств развитии математических представлений у дошкольников; традиционные и нетрадиционные формы работы по методике математики. Владеть:
4. навыками самостоятельной работы с литературными источниками по математической работе с детьми: 5. составлением и конспектированием занятий в традиционной и нетрадиционной форме, дидактических игр, планов развивающих, обучающих игр; 6.выработкой индивидуальной программы математического развития в зависимости от уровня знаний, способностей и интересов каждого ребенка. Промежуточной формой контроля является зачет – 4 семестр, итоговой формой контроля экзамен – 4 семестр Общая трудоемкость дисциплины.
|
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | ||
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13, Дпп. Ф. 13, Дс.... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 11, Дс. 7, Сд. 11... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» | Программа дисциплины «Экология Ульяновской области» составлена на... Программа учебной дисциплины регионального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология |