Скачать 290.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 5 лет Составитель: Захарова Л.М. д.п.н.,доцент Ремнева Н.А. ассистент кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от «__» 2012 г. № _____. Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Технологии профессионального образования» подготовлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Дисциплина «Технологии профессионального образования» является логическим продолжением дисциплины «Педагогика среднего профессионального образования» и направлена на решение общих с ней задач профессиональной подготовки специалистов для средней профессиональной школы. «Технологии профессионального образования» - составная часть блока дисциплин предметной подготовки – «Основ педагогического мастерства», «Тренинга педагогического общения». Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины
Актуальность изучения дисциплины обусловлена тем, что на современном этапе в отечественное образование интенсивно внедряются разнообразные инновационные модели обучения, овладение ими - задача будущих преподавателей, поскольку знание различных образовательных технологий - залог их профессиональной мобильности, быстрого включения, адаптации к условиям «развивающей школы». Данные целевые ориентиры отражают основное содержание дисциплины «Технологии профессионального образования». Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины - формировать готовность будущего преподавателя среднего специального учебного заведения к инновационной деятельности в современных социально - педагогических, условиях, способствовать расширению границ его профессиональной компетентности, мотивационно - профессиональной направленности. Задачи дисциплины: - показать специфику организации учебного процесса в учреждениях среднего профессионального образования; - формировать представление о своеобразии форм и методов профессионально- педагогической подготовки в учреждениях среднего профессионального образования; - показать роль преподавателя СПО в профессиональном становлении личности; - формировать у студентов систему проектировочных умений и навыков, - развивать адаптационные способности студентов, - создавать условия для овладения студентами приемами моделирования современного учебного занятия. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - функции средних специальных учебных заведений и представлять их роль в подготовке кадров в системе непрерывного образования; - основные законодательные документы и нормативные акты, регламентирующие деятельность среднего специального учебного заведения и ориентироваться в их содержании; - основные понятия, сущность процессов воспитания и обучения в средней профессиональной школе; - требования к минимуму содержания и уровню подготовки студентов педагогического училища (колледжа), устанавливаемые государственным образовательным стандартом; - научные основы организации образовательного процесса в педагогическом училище (колледже); - цели и специфику деятельности, функции преподавателя педагогического училища (колледжа) как субъекта образовательного процесса; -- основы дидактики средней профессиональной школы (цели, содержание, формы, методы, средства , технологи и принципы обучения); - место конкретных учебных дисциплин в содержании образования будущего специалиста; - психологию педагогического воздействия, приемы и технику управления студентами в процессе обучения; - основную литературу по проблемам педагогики и психологии средней профессиональной школы. уметь: - разрабатывать систему педагогических задач, обеспечивающих профессиональную деятельность будущих воспитателей в различных типах дошкольных образовательных учреждениях; - применять на учебных занятиях в среднем специальном учебном заведении прогрессивные методы преподавания дошкольной педагогики, психологии и частных методик; - осуществлять руководство различными видами учебной деятельности студентов на аудиторных и внеаудиторных занятиях; - организовывать внеклассную воспитательную работу со студентами училища (колледжа); - использовать на практике современные виды и формы контроля знаний студентов педагогического училища (колледжа). владеть: - способами организации творческой деятельности студентов среднего специального учебного заведения; - основами разработки учебно-программной документации для формирования содержания обучения в среднем специальном учебном заведении; - приемами руководства различными видами педагогической практики студентов педагогического училища (колледжа); - методиками профессиональной рефлексии. В целом структура, содержание образовательной технологии по курсу «Технологии профессионального образования» направлены на развитие личности педагога и формирование профессиональной ментальности молодого специалиста в свете реализации современных требований общества к подготовке специалистов в области народного образования. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Технологии профессионального образования подготовки будущего преподавателя колледжа Значение и задачи курса «Технологии профессионального образования» в системе подготовки специалистов. Основные понятия, изучаемые в рамках курса «Технологии профессионального образования». Своеобразие преподавания различных дисциплин в педагогических колледжах и педагогических училищах. Тема 2. Межпредметные связи как важнейшее условие технологии профессионального образования. Значение осуществления межпредметных связей в средне-специальных учебных заведениях. Межпредметные связи - многогранная работа по координации умений педагогов в профессиональной подготовке будущих воспитателей. Технологический подход к осуществлению межпредметных связей в условиях педагогического колледжа и педагогического училища. Тема 3. Профессиональный интерес как условие становления специалиста. Профессиональный интерес как энергетический компонент профессиональной направленности личности. Динамика развития мотивов выбора профессии у студентов педагогического колледжа разных курсов. Соотношение познавательных и профессиональных интересов в учебной деятельности будущих педагогов. О влиянии педагогических способностей и личностных качеств студента на становление их профессионального интереса. Тема 4. Учебные программы по предметам (педагогика, психология, методики и др.) в условиях педагогического колледжа. Понятие учебной программы как одного из компонентов эскизной модели педагогической системы. Основные элементы современной педагогической системы, моделируемые в программе. Сравнительный анализ образовательных программ по педагогике, психологии и методикам. Технология обучения, представленные в анализируемых программах по педагогике, психологии и методикам. Место учебных программ в учебном плане образовательного учреждения. Тема 5. Проектирование технологии обучения. Цели обучения: А) модель специалиста как основа определения целей обучения. Б) способы постановки целей обучения. Таксономия целей. Определение содержания обучения и структурирование учебного предмета. Установление уровней усвоения учебного материала: Основные этапы учебного процесса: изучение нового учебного материала; овладение практическими умениями и навыками; проверка усвоенных знаний. Отбор и упорядочение учебной информации. Тема 6. Современное понимание сущности целеполагания в образовательном процессе ссуза. Модель специалиста как основа определения целей обучения. Таксономия целей. Диагностическая методика целеобразования. А) диагностическая постановка целей образования и воспитания, проблемы и методы; Б) понятие о диагностической постановке цели. Тема 7. Характеристика методов, способствующих приобретению новых знаний в ссузах. Информационно-развивающие методы. Беседа – метод, представляющий большие возможности для управления процессом познания. Работа с книгой. Эвристические методы. Исследовательский метод. Тема 8. Характеристика методов, способствующих закреплению и уточнению знаний. Упражнения в обучении студентов пед. колледжей и пед. училищ. Практические работы. Творческие работы. Тема 9. Характеристика методов обучения и техника их применения в ссузе. Понятие о методах и приемах обучения в ссузе. Выбор методов обучения на основе их классификации. Выбор доминирующего типа обучения. Тема.10. Технология различных видов учебных занятий в ссузе. Учебное занятие и его структура. Виды учебных занятий и особенности их построения в педагогическом колледже (пед. училище). Учебная производственная экскурсия. Тема 11. Информационно-предметное обеспечение учебных дисциплин. Дидактические средства обучения в ссузе. А) материальные дидактические средства; Б) средства нематериального характера (методы и прием обучения, формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся); Ознакомление с видами работы с книгой как средством обучения на занятиях в педагогическом колледже. Современные требования к подбору и приведению в состояние готовности учебных пособий, дидактического материала, необходимых для демонстрации или самостоятельной работы студентов педагогического колледжа. Использование ТСО на учебных занятиях по специальным дисциплинам. Тема 12. Лекционное преподавание в ссузе. История развития лекционного преподавания. Дидактические требования к организации лекции. Технология построения содержания лекционного материала. Приемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов в процессе лекционного преподавания. Тема 13. Особенности организации традиционного обучения в ссузе. Лекционное преподавание в педагогических колледжах. Методика организации и проведения семинарских и практических занятий в условиях ссуза. Технология организации и проведения лабораторных занятий. Тема 14 .Технология нетрадиционной организации и проведения учебных занятий. Лекционное преподавание в нетрадиционной форме. А) лекция вдвоем; Б) лекция с «ошибками». В) проблемная лекция. Г) использование ТСО в процессе изложения лекционного материала. Методика организации семинарских занятий в нетрадиционной форме (деловая игра, мозговой штурм и др.). Нетрадиционные форм лабораторных занятий в условиях ссуза. Тема 15. Проблемное обучение – современная технология профессиональной подготовки педагога. Педагогические функции проблемного обучения. Педагогическая концепция проблемного обучения. Структура проблемного обучения. Содержание и источники учебных проблемных ситуаций. Творческое проектирование педагогической деятельности: А) технология построения проблемного учебного занятия (например; лекция). Б) педагогическое конструирование учебных задач по технологии проблемного обучения. Тема 16. Технология контроля знаний, умений и навыков студентов Спуза. Понятие «пед.контроль» и «пед.диагностика». Функции пед.диагностики и пед.контроля. Принципы построения оценивания знаний. Требования к построению системы обратной связи .Виды контроля. Тема 17. Технология учебного проектирования Специфика репродуктивного обучения. Виды проектов. Организация работы над проектом. Значение технологии учебного проектирования. Тема 18. Технологии коллективного взаимообучения Специфика коллективного способа обучения. Технология организации учебной деятельности студентов. Координация, учет и контроль выполненной работы. Управленческие функции преподавателя. Методы и приемы организации взаимообучения. Оценка эффективности технологии КСО. Адаптивная система обучения А.С. Границкой. Основные положения концепции. Организация адаптивного обучения. Самостоятельная работа студентов на учебном занятии Индивидуальная работа со студентами на учебном занятии. Планирование учебного процесса. Оценка эффективности технологии. Тема 19. Технология сотрудничества. Основные идеи обучения в сотрудничестве. Вариант организации обучения в сотрудничестве, их модификация. Особенности организации обучения. А) главные отличия группового обучения от обучения в малых группах по технологии сотрудничества; Б) взаимозаменяемость участников малых групп (по целям; по источникам информации; по выражению поощрения). В) индивидуальная ответственность всех участников группового обучения; Г) «базовая группа» - условие её использования. Учебное занятие по технологии обучения в сотрудничестве (Методика его организации). Тема 20. Подготовка преподавателя к учебному занятию в условиях пед. колледжа. Опосредованная подготовка преподавателя к учебному занятию в ссузе. Непосредственная подготовка к преподаванию курса или раздела курса. Анализ (самоанализ) преподавателем результатов своей деятельности как важнейшее условие творческого его развития. Тема 21. Пути стимулирования познавательной деятельности студентов пед. колледжа на учебном занятии. Роль познавательных интересов в учебной деятельности. Характеристика познавательных задач, реализуемых в процессе обучения. Ситуация успеха и самостоятельная работа как способ активизации познавательной деятельности студентов Тема 22. Технология самостоятельной работы студентов ссуза. Виды самостоятельной работы студентов в ссузе. Содержание и объем самостоятельной работы. Механизм организации самостоятельной работы в педагогическом колледже. Разработка заданий для самостоятельной работы. Тема 23. Педагогическое руководство учебной и учебно-профессиональной деятельностью студентов пед. колледжа. Основные особенности педагогического руководства учебной и учебно-профессиональной деятельностью студентов педагогического колледжа. Приемы работы педагога при обучении студентов профессиональной деятельности в педагогических колледжах. Тема 24. Оптимизация учебного занятия в пед. колледже. Теория оптимизации педагогического процесса. Понятия, предпосылки возникновения и психолого-педагогические основы теории оптимизации. Реализация основной формулы оптимизации в современных условиях организации учебного занятия преподавателей |
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от 20 г. № ) | Рабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «конституционное право» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |