Скачать 244.41 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова Факультет педагогики и психологии Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ОСНОВЫ ПЕДИАТРИИ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология (заочная полная программа) Составитель: Карабаева С.И., ассистент Кафедры дошкольной педагогики Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от «29» марта 2012 г. №8 Ульяновск, 2012 Пояснительная записка Рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности Дошкольная педагогика и психология. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания дисциплины Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста: Особенности детей раннего и дошкольного возраста. Здоровье и физическое развитие детей. Профилактика болезней детей и первая помощь при несчастных случаях и травмах. Причины заболевания и травматизма у детей, влияние их на организм. Признаки, по которым можно выявить заболевание у ребенка. Меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях. Гигиена нервной системы и отдельных органов. Рациональный режим жизни детей различных возрастных групп. Физическое воспитание: укрепление костно-мышечной системы, формирование правильной осанки и закаливание организма. Гигиенические основы питания как источник здоровья и нормального физического развития детей. Гигиеническое воспитание детей, санитарное просвещение родителей и персонала. Психическое здоровье - база полноценного развития. Понятие о психокоррекции и психотерапии. Гигиена окружающей среды. Актуальность изучения дисциплины обусловлена необходимостью сохранения и укрепления здоровья детей. От уровня профессиональной подготовки педагогов в области педиатрии и дошкольной гигиены зависит успешность решения данной задачи. Цель и задачи дисциплины. Цель дисциплины: - формирование профессиональной направленности личности будущего педагога; - обеспечение студентов необходимыми систематизированными знаниями и практическими навыками по охране и укреплению здоровья детей в условиях работы в детских образовательных учреждениях. Задачи дисциплины: - раскрыть санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольном образовательном учреждении; детские болезни и меры их предупреждения; - привить практические навыки соблюдения санитарно-эпидемиологических требований в дошкольном образовательном учреждении. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» студент должен: знать: гигиенические требования к окружающей ребенка среде (участок, здание, освещение, воздушно-тепловой режим, оборудование, игрушки, дидактический материал), гигиену отдельных органов и систем, детские болезни и их предупреждение, методы оказания первой помощи при несчастных случаях и травмах, содержание санитарно-просветительной работы в дошкольных образовательных учреждениях, содержание основных нормативных документов; уметь: поддерживать санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами, «Инструкцией по охране жизни и здоровья детей в детских садах и на детских площадках»; осуществлять профилактику инфекционных заболеваний; применять знания в области гигиены детей раннего и дошкольного возраста и некоторых вопросов педиатрии для создания гигиенических условий среды и режима дошкольных учреждений; владеть: навыками гигиенической оценки внешней среды, мест проведения занятий, оборудования, одежды детей; методикой организации различных видов закаливания, обеспечения оптимального двигательного режима в детском саду; использования полученных знаний в формировании у детей здорового образа жизни; своевременного определения отклонений в состоянии здоровья ребенка и своевременного оказания первой доврачебной медицинской помощи. Общая трудоемкость дисциплины составляет 100 часов, аудиторных - 22 ч., самостоятельная – 78 ч. Дисциплина изучается в 1, 2 семестре. Вид итогового контроля – экзамен. Объем дисциплины и виды учебной работы
Примерный тематический план по дисциплине «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» (заочная полная программа)
Содержание дисциплины «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» Лекции Тема 1. Введение. Предмет и задачи курса «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста». Значение изучения педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста для работников дошкольных учреждений. Методы исследования. Связь с медицинскими, биологическими и психолого-педагогическими дисциплинами. Этапы становления дошкольной гигиены и педиатрии как науки. Тема 2. Гигиенические требования к земельному участку, зданию и оборудованию дошкольных учреждений. Типы дошкольных учреждений. Правила размещения на территории населенных пунктов. Гигиенические требования к земельному участку, почве, рельефу, площади земельных насаждений. Зонирование территории ДДУ. Гигиенические требования к зданию ДДУ. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий. Правила подбора мебели для детей различного роста, расстановка оборудования в ДДУ. Тема 3. Понятие о микроклимате, освещении и санитарно-техническом оборудовании ДДУ. Освещение детских садов и яслей. Гигиеническая оценка различных видов искусственного освещения: люминисцентного, ламп накаливания. Нормы освещенности. Принципы рационального цветового оформления помещения. Понятие о микроклимате. Гигиенические требования к химическим, физическим и биологическим свойствам воздуха. Виды вентиляции в ДДУ, способы ее осуществления. Гигиенические требования к отоплению и отопительным приборам. Водоснабжение ДДУ. Организация уборки помещений. Тема 4. Физическое развитие дошкольников. Общие закономерности роста и развития детей. Влияние различных условий на рост и развитие детского организма. Показатели физического развития. Методы изучения и оценки физического развития ребенка. Значение изучения показателей физического развития для педагогического персонала. Возрастная периодизация. Понятие о «школьной зрелости» и методах ее оценки. Тема 6. Основы рационального питания. Понятие о рациональном питании, его особенности у детей. Режим питания, калорийность суточного пищевого рациона. Влияние количественного и качественного состава пищи на развитие и состояние детей. Принципы составления меню – раскладки (перспективное и текущее планирование). Тема 7. Общие закономерности возникновения, распространения и прекращения инфекционных заболеваний у детей. Понятие об инфекции и эпидемическом процессе. Стадии течения инфекционных заболеваний. Механизм и факторы передачи инфекции. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в отношении инфекции, механизма передачи, восприимчивости лиц (понятие об изоляции больного, карантине, дезинфекции, дезинсекции, дератизации, иммунизации). Календарь прививок. Тема 8. Кишечные инфекции у детей. Инфекции с парентеральным механизмом передачи. Острые кишечные инфекции. Пищевые токсикоинфекции, дизентерия, сальмонеллезы, инфекционный гепатит (вирусный гепатит А), полиомиелит, ботулизм. Инфекции с парентеральным механизмом передачи: сывороточный гепатит (вирусный гепатит В), СПИД. Этиология, клиника, профилактика Тема 9. Нарушение обмена веществ и их профилактика. Рахит. Причины возникновения, течение болезни, профилактика. Спазмофилия: причины возникновения, формы болезни, профилактика. Связь спазмофилии с рахитом. Тема 10. Эндокринные заболевания. Сахарный диабет. Причины, течение болезни. Эндемический зоб. Причины, течение болезни, профилактика. Ожирение. Причины, течение, профилактика. Тема 11. Санитарное просвещение в ДДУ. Задачи санитарного просвещения, принципы. Гигиеническое воспитание детей, формы и методы гигиенического воспитания и обучения, формирование здорового образа жизни. Формы и методы санитарно-просветительной работы среди работников ДДУ и родителей. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» раскрываются задачи курса, этапы становления гигиены и педиатрии как науки, связь с другими науками, методы исследования, вопросы по оптимизации условий внешней среды, в которой пребывают дети. Рассматриваются вопросы построения рационального режима жизни детей, гигиены физического воспитания, закаливания, также основы организации рационального питания, профилактики пищевых отравлений. В программе отведено время на изучение причин заболеваний, травматизма у детей, признаков, по которым можно выявить отклонения в состоянии здоровья, меры, предупреждающие болезни и несчастные случаи в дошкольных учреждениях, первая доврачебная помощь при неотложных состояниях и травмах. При изучении курса уделяется внимание особенностям индивидуального подхода к детям, имеющим хронические заболевания и относящимся к разным группам здоровья; вопросам санитарно-просветительной работы с детьми, родителями и персоналом ДОУ. Программа курса «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» реализуется в процессе чтения лекций, проведения семинарских, лабораторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых консультаций в связи с подготовкой к зачету, экзамену, написанием контрольных работ. Для более эффективной подготовки к учебным занятиям студент имеет возможность воспользоваться учебно-методическими материалами по данной дисциплине, как в печатном виде, так и в электронном представлении. На лекциях освещаются основополагающие теоретические вопросы основ педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста с учетом современных знаний медицины, показателей нормального развития ребенка, симптомов и причин болезней, рекомендаций по лечению и профилактике различных заболеваний. На семинарских занятиях закрепляются и проверяются знания полученные студентами на лекциях и в процессе самостоятельного изучения литературы. Подготовка к семинарским занятиям включает в себя как изучение теоретического материала, так и выполнение практических заданий. К теоретическим вопросам, отраженным в содержании каждого занятия, следует готовиться, используя предложенную литературу. Глубже осознать теоретический материал помогает выполнение практических заданий. Практические задания направлены на развитие у студентов аналитических умений. Лабораторный практикум ставит задачу научить студентов применять на практике полученные теоретические знания. На занятиях, проводимых подгруппами, студенты овладевают методиками, применяемыми педиатрией и гигиеной при обследовании физического развития, состояния здоровья детей, умениями и навыками по гигиенической оценке внешней среды и разработке мероприятий по созданию условий, облегчающих пребывание ребенка в дошкольном учреждении. Все лабораторные занятия проводятся по вербальной установке преподавателя по специально разработанным заданиям, одинаковым для всей учебной группы. При подготовке к практическому занятию студенты знакомятся с теоретическим обоснованием вопроса, методикой его проведения. В ходе выполнения лабораторной работы студенты должны ответить на все вопросы темы, внести свои замечания и предложения, сделать необходимые выводы. Результаты работы в конце занятия обсуждаются всей подгруппой и оцениваются преподавателем. Самостоятельная работа направлена на изучение основной и дополнительной литературы, подготовку к семинарским, лабораторным занятиям, определение значения ряда терминов. Самостоятельная работа студентов способствует углубленному изучению основных проблем педиатрии и гигиены, привитию навыков самостоятельной работы с научной литературой. Система контроля усвоения студентами учебного материала включает опросы обучаемых на практических занятиях, выполнение практических заданий. Данный курс предполагает промежуточный контроль во втором семестре - зачет. Зачет может быть проведен в форме контрольного тестирования или контрольного занятия по пройденным темам (для заочного отделения – написание контрольной работы). Итоговой формой контроля является экзамен (третий семестр) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ При изучении дисциплины на лекциях излагаются основные положения, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические, и практические вопросы. Целесообразно использование следующих методов обучения: – устное изложение учебного материала на лекциях с использование иллюстрационных материалов, плакатов, раздаточного материала, компьютерных презентаций; – проведение практических занятий с использованием активных методов обучения и лабораторных занятий; – самостоятельное изучение студентами учебного материала по рекомендованной литературе в соответствии с рабочей программой. Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем, отводимым на занятия. На занятиях в тесном сочетании применяются несколько методов, один из которых выступает ведущим. Он определяет построение и вид занятий. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются на практических занятиях, при написании контрольных работ. Важной часть изучения дисциплины является самостоятельная работа над учебным материалом: чтение и проработка лекционного материала, разбор материалов практических занятий и выполнение предложенных заданий, чтение и проработка учебной литературы, рекомендованной преподавателем. При изучении учебного материала студентам рекомендуется вести конспекты лекций, практических занятий и конспекты самостоятельной работы над учебным материалом (учебной литературой). В конспектах рекомендуется выделять понятия и определения, важные основные теоретические положения, выводы. Методической опорой при чтении курса могут послужить созданные учебно-методические материалы, мультимедийные презентации, а также терминологический аппарат изучаемой дисциплины. Контрольно-измерительные материалы Экзаменационные вопросы по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста»
Вопросы контрольных работ Вариант контрольной работы студент выбирает в соответствии с первой буквой своей фамилии. Вариант 1. (фамилии, начинающиеся на А, Б, В, Г, Д). 1.Осанка. Виды и степени нарушения осанки у детей. Профилактика нарушений. 2.Степени ожогов и отморожений. Оказание первой доврачебной помощи при ожогах и отморожениях. 3.Гигиена трудового воспитания детей (виды труда, гигиенические требования к планированию, организации, длительности, материалам). Вариант 2. (фамилии, начинающиеся на Е, Ё, Ж, З, И, К). 1.Эксудативно-катаральный диатез: причины, течение, профилактика. 2.Виды кровотечений. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечениях. 3.Санитарно-гигиенические требования к доставке, качеству, условиям хранения и реализации продуктов в ДОУ. Вариант 3. (фамилии, начинающиеся на Л,М, Н, О, П). 1.Эндокринные заболевания (сахарный диабет, гипер- и гипогликемическая кома): причины, течение, профилактика. 2.Первая помощь при укусах животных. Бешенство. 3.Гигиенические требования к игрушкам и дидактическому материалу. Вариант 4. (фамилии, начинающиеся на Р, С, Т, У, Ф). 1.Кожные болезни: возбудитель, причины, симптомы, профилактика. 2.Искусственное дыхание и наружный массаж сердца. 3.Гигиена белья, одежды и обуви. Вариант 5. (фамилии, начинающиеся на Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я). 1.Болезни, передающиеся фекально-оральным путем (дизентерия, сальмонеллезы, ботулизм, полиомиелит): причины, течение, профилактика. 2.Первая доврачебная помощь при ушибах, растяжениях связок, сухожилий, переломах. 3.Гигиена органов дыхания и голосового аппарата у детей в ДОУ. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Критерии оценок знаний студентов «отлично» получает студент, обнаруживший всесторонние, систематические и глубокие знания по предмету, проявивший творческие способности в использовании учебного материала, в написании самостоятельных работ. Ответ отличается содержательностью, полнотой, логикой изложения, характеризуется умениями использовать профессиональную лексику и терминологию, связывать теорию с практикой образования. «хорошо» получает студент, обнаруживший полное знание учебного материала, успешно выполняющий самостоятельные задания; способный к самостоятельному пополнению знаний. «удовлетворительно» - знания не систематические, неполные; отсутствует самостоятельность при выполнении заданий. Научная и учебная литература Основная литература: 1.Детские инфекционные болезни. Полный справочник [Текст] / [А.С. Бесталантов и др.; под ред. Ю.Ю. Елисеевой]. - М. : Эксмо, 2008. - 702,[1] с. - Алф. указ.: с. 694-700. 2. Дюбкова, Т. П. Основы медицинских знаний: охрана материнства и детства; инфекционные болезни [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш. образования / Т.П. Дюбкова ; В.Ф. Жерносек. - Минск : Адукацыя i выхаванне, 2005. - 447 с.. Дополнительная литература: 1. Аникеева, Л. Первая медицинская помощь для детей [Текст] / Л. Аникеева. - СПб. и др. : Питер, 2005. - 192 с. 2. Голубев, В. В. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] : [учеб. посбие для дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений] / В.В. Голубев ; С. В. Голубев. - М. : Academia, 2000. – 319 с. 3. Голубев, В.В. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов по спец. "Дошкю педагогика и психология", "Педагогика и методика дошк. обучения"] / В.В. Голубев ; М.В. Лещенко, С.В. Голубев. - М. : Academia, 2000. – 197 с. 4. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет [Текст] : кн. для работников дошк. учреждений / [Е. М. Белостоцкая и др.]; сост. В. И. Теленчи. - М. : Просвещение, 1987. – 140 с. 5. Гигиена детей и подростков. [Текст] / Под ред. Сердюковской Г.Н., Сухарева А.Г.- М.: Медицина, 1986. 6. Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей./ Под ред. проф. Доскина В.А. и проф. Рахмановой М.Н. – М., 1993 7. Захаров, А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов [Текст] : монография / А. И. Захаров. - СПб. : Каро, 2006. – 871 с. 8.Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. СанПиН 2.4.1. 1249-10.- М.: ТЦ Сфера, 2010. 9.Основы медицинских знаний. [Текст]: Учебное пособие для учащихся пед. училищ/Под ред. Тонковой-Ямпольской Р.В.- М.: Просвещение, 1993. 10.Организация медицинской помощи детям в дошкольных учреждениях [Текст] /Под. ред. И.И. Гребешковой. – М., 1984 11.Организация питания детей в дошкольных учреждениях[Текст]: Пособие для воспитателя детского сада /А.С. Алексеева, Л.В. Дружинина, К.С. Ладодо. – М.: Просвещение, 1990 13.Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста: учебник для студентов пед. институтов по специальности 2110 «Педагогика и психология».- М.: Просвещение, 1987. 14.Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. Практические занятия по курсу «Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста». Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1987. Электронный ресурс: 1.Айзман Р.И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: Учебное пособие [Электронный ресурс] /Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович, М. А. Суботялов. 2-е изд., стер. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010. - Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/74756 2. Давыдов В.Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] /В.Ю. Давыдов.- М.: Советский спорт, 2007. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/19350 3. Осипова О.В. Пропедевтика детских болезней: конспект лекций [Электронный ресурс] / О.В. Осипова, Г.И. Дядя. – Изд-во «Эксмо», 2008. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/48494 Лист согласования рабочей программы учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «Основы педиатрии и гигиены детей раннего и дошкольного возраста» Составитель: С.И. Карабаева– Ульяновск: УлГПУ, 2011. - 15 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология и в соответствии с учебным планом. Составитель ________ С.И. Карабаева; (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета факультета ___________________ "___" __________ 20__г., протокол № ____ Председатель ученого совета факультета __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |