Скачать 261.86 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология» заочной формы обучения сроком 5 лет Составитель: Судакова В.Е., старший преподаватель кафедры дошкольной педагогики «УлГПУ им.И.Н.Ульянова» Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета (протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____). Ульяновск, 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА На современном этапе развития системы образования одной из главных задач является создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В то же время достаточно выражены интеграционные тенденции в образовании, поэтому любой педагог должен обладать специальными знаниями и умениями, широким научным кругозором и хорошо ориентироваться в теоретических и прикладных вопросах специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Одной из основных целей данной дисциплины является подготовка будущего специалиста к осознанному пониманию специфики психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими отклонения в развитии. В содержании дисциплины рассматриваются закономерности психического развития детей при разных формах дизонтогенеза, определяются содержание, характер, организационные формы психолого-педагогической и социальной помощи детям с ограниченными возможностями развития. Особую значимость внедрения дисциплины в систему высшего профессионального образования определяет ежегодное увеличение количества детей, нуждающихся в специальном (коррекционном) воздействии, внедрение различных форм активной дифференцированной помощи детям, имеющим трудности в обучении, школьную и социальную дезадаптацию. 1.1. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: - формирование знаний о специфике основных категорий специальной педагогики и психологии; - ознакомление студентов с общими и специальными закономерностями психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья; - формирование навыков организации психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в образовательных учреждениях; - развитие интереса к проблемам организации коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях. Задачи дисциплины: - определение природы и сущности физических и психических дефектов и отклонений в поведении детей дошкольного возраста выявление причин и условий их появления; - изучение психолого-педагогических закономерностей развития личности детей в условиях ограниченных возможностей здоровья и жизнедеятельности; - выявление ведущих тенденций в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей, этиологии нарушений, социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка; - ознакомление с основами специальной педагогики и психологии, спецификой обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии и поведении; - овладение знаниями специфики коррекционно-развивающего образовательного и воспитательного процессов и отдельными умениями коррекционно-развивающей деятельности; - формирование профессионального гуманистически ориентированного мировоззрения специалиста, понимающего проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья и стремящегося к содействию в их решении. 1.2. Место дисциплины в учебном процессе. Учебная программа подготовлена в соответствии с требованиями Государственного стандарта, предназначена для подготовки специалистов в области дошкольного воспитания. Дисциплина изучается на 4 и 5 курсах в 8 и 9 семестрах в соответствии с учебным планом. Программа курса рассчитана на 80 часов, из них 18 часов аудиторных занятий (включая 10 часов лекций, 8 часов практических занятий), 62 часа самостоятельной работы студентов. При составлении программы учтены междисциплинарные связи. При изучении дисциплины студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в рамках прохождения таких дисциплин, как «Общая психология», «Общая педагогика», «Возрастная анатомия и физиология», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Детская психология», «Дошкольная педагогика». 1.3. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основные категории специальной психологии и педагогики; - основные виды дефектов, психофизиологические особенности и категории детей с нарушениями развития; - формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими отклонения в физическом, психическом и интеллектуальном развитии; - психолого-педагогические условия организации образования и воспитания с детьми, имеющими нарушения развития и поведения; уметь: - выявлять психофизиологические особенности деятельности и затруднения детей с проблемами в развитии, намечать пути их преодоления; - составлять психолого-педагогическую характеристику детей с анализом трудностей обучения и результатами индивидуальной коррекционной работы; - организовывать педагогическое общение с детьми с ограниченными возможностями; владеть: - методами и приемами изучения особенностей деятельности и поведения детей, имеющих нарушения развития. 2. ВЫПИСКА ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3. ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ (в часах)
4. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ЛЕЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ. РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ ЛЕКЦИЯ 1. Общие основы специальной педагогики. Дидактические основы специального образования (4 часа).
Основные понятия. Специальная педагогика. Предмет, субъект, объект, задачи специальной педагогики. Структура специальной педагогики: тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия, олигофренопедагогика и т.д. Принципы специального образования: принцип педагогического оптимизма; принцип ранней педагогической помощи; принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования; принцип социально-адаптирующей направленности образования; принцип развития мышления, языка и компенсации как средств специального образования; принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании; принцип дифференцированного и индивидного подхода; принцип необходимости специального педагогического руководства. Индивидуальная форма организации обучения в специальном обучении. Классно-урочная система как одна из основных форм организации учебного процесса. Дополнительные и вспомогательные формы организации педагогического процесса в системе специального образования. Словесные средства и специфика их использования в коррекционно-образовательном процессе с детьми с детьми различными видами нарушений. Средства искусства как средство развития и коррекции. Печатная продукция для различных категорий детей с отклонениями в развитии. Особенности применения наглядных средств в специальном образовании. Дидактический материал – средство обучения и практической деятельности ребенка. Средства словесной наглядности. Технические средства обучения, применяемые для коррекции и компенсации недостатков развития. ЛЕКЦИЯ 2. Общие основы специальной психологии (2 часа).
Основные понятия. Специальная психология. Предмет, объект, задачи специальной психологии. Структура специальной психологии: сурдопсихология, тифлопсихология, лопсихология, олигофренопсихология и т.д. Методы специальной психологии: изучение документации ребенка, беседа, наблюдение; изучение продукта деятельности ребенка; эксперимент (обучающий эксперимент). Принципы специальной психологии: принцип детерминизма; принцип развития; принцип единства сознания и деятельности. РАЗДЕЛ 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ |
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Рабочая программа учебной дисциплины по выбору для специальности... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины федерального компонента для... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от «29» марта 2012 г. №8) | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050703. 65... Пояснительная записка учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Детская литература» для студентов заочной формы обучения по... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... | Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65. Дошкольная педагогика и психология | ||
Рабочая программа дисциплины «Теория и методика развития детского изобразительного творчества» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703 дошкольная педагогика и психология | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма... | ||
Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности... Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста | Пояснительная записка рабочая программа дисциплины «Основы педиатрии... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... «050703-Дошкольная педагогика и психология» с доп специальностью «Социальная педагогика» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа учебной дисциплины базовой части федерального компонента для специальности 050703 Дошкольная педагогика и психология | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «конституционное право» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла студентам очной и заочной формы... | Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 13, Дс. 9 Психотерапия... «050703 — Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Педагогика и психология» |