Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1





НазваниеМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1
страница1/11
Дата публикации23.10.2014
Размер1.58 Mb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Психология > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ


ОПД.В.4.1

Психология семьи

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
«050303- Иностранный язык»

Утверждено на заседании

кафедры психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 18 июня 2013 г.)
Зав. кафедрой

_______________И.А. Синкевич

2013




РАЗДЕЛ 1. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины
1.1. Автор-составитель:

Иванов А.Н., канд. пед. наук
1.3. Пояснительная записка

Курс «Психология семьи» является общей профессиональной дисциплиной, входящей в программу подготовки специалистов по специальности и рассчитан на студентов, изучающих общие профессиональные, специальные и социально-образовательные дисциплины, определенные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

Целью данного курса является подготовка специалистов в области психологии и педагогики, хорошо знающих основные закономерности семейных отношений и владеющих методами их коррекции.

Общие задачи курса: 1) познакомить студентов с проблемами современной семьи, тенденциями их развития; 2) дать студентам систему научных понятий о семье, браке, супружестве; 3) обучить студентов методам исследования семейно-брачных отношений.

Студенты должны знать основные понятия современных представлений о психологии семьи, различать обыденный и научный уровни представлений о семье и браке, знать факторы удовлетворенности браком, разбираться в проблемах супружеской совместимости, знать различные классификации супружеских конфликтов, социально-демографические проблемы семьи, а также проблемы социализации детей в семье. Студенты должны знать основные подходы к семейному консультированию, различать понятия семейной консультации и семейной терапии.

Студенты должны уметь самостоятельно анализировать и интерпретировать проблемы семьи, глубинные причины супружеских конфликтов, проводить диагностику супружеских и детско-родительских отношений.

Данная программа является в первую очередь руководством к самостоятельной деятельности как студента, так и преподавателя, и допускает целесообразные изменения при планировании и проведении занятий.

1.6.3 Темы для самостоятельного изучения


№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

«0503030-Иностранный язык»

Вариант 2


Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам. раб.

1

Семья в современном обществе. Структура, функции и динамика развития семьи

2




2




2
















2

Добрачное поведение и его влияние на брак. Закономерности и формы супружеского взаимодействия.

2




2




2
















3

Психологическая совместимость супругов. Семейные конфликты и стратегия их разрешения.

2

2







2
















4

Причины и мотивы разводов. Психологические проблемы повторных браков.

2

2







2
















5

Взаимоотношения прародительских и супружеских пар Детско-родительские отношения.

2

2







2
















6

Детско-детские отношения в семье. Влияние родительских установок на формирование индивидуальности ребенка.

2

2







2
















7

Психологическое просвещение родителей, особенности работы с ними в психологическом консультировании.

2

2







2
















8

Особенности работы с семьей в психологической диагностике. Методы семейной диагностики.

2

2







2
















9

Современные концепции супружеской терапии. Динамиче-ские, когнитивные, бихевиористические, гуманистические, ценностные и другие подходы.

2

2







2
















10

Техники семейного консультирования и критерии их эффективности. Коммуникационный тренинг.

2

2







2



















Итого

20

16

4




20


















1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ)
План практических и лабораторных занятий

по курсу “Психология семьи”
Практическое занятие 1.

Тема: СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.


  1. Структура, функции и динамика развития семьи.

  2. История и эволюция семейных отношений.

  3. Добрачное поведение и его влияние на брак.


Литература.

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435



Практическое занятие 2.

Тема: ПРИЧИНЫ И МОТИВЫ РАЗВОДА.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОВТОРНЫХ БРАКОВ.
Занятия проходят в форме свободной дискуссии.
Литература.

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Мы остаемся вместе.-М.,1977.с. 152-166

  2. С.Кратсхвилл. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний.-М.,1991.с. 273-280; 303-309

  3. Л.Х.Гордон. Ловушки любви. -М.,1993.

  4. С.И. Голод. Стабильность семьи -Л.,1984.с.88-96

  5. К.В. Романов. Об этике супружества -М.,1987.

  6. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений. -Минск, 1987.с. 282-296


Практическое занятие 3.

Тема: СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ И СТРАТЕГИЯ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.
Занятие проводится в виде тренинга с элементами психодрамы:

  1. Прием сообщений;

  2. Исключение взаимных обвинений;

  3. Положительное общение и подавление агрессивных чувств;

  4. Приемлемость различий;

  5. Конструктивная ссора.

Практическое занятие 4.

Тема: ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРАРОДИТЕЛЬСКИХ И СУПРУЖЕСКИХ ПАР.


  1. Совместное проживание супругов с родителями жены.

  2. Совместное проживание супругов с родителями мужа.

  3. Проблемы посещения родителей, живущих отдельно.


Занятия проводятся в форме свободной дискуссии с элементами коммуникационного тренинга.
Основная литература.


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература.

  1. С.Кратсхвил Психотерепия семейно-сексуальных дисгармоний -М.,1991. с.267-271.

  2. В.Владин, Д.Капустин. Гармония семейных отношений -Минск, 1989. С.49-56.

  3. Волков А.Г. Семья -объект демографии -М.,1986.

  4. В.Л. Ружже, И.И. Елисеева, Т.С. Кадибур. Структура и функции семейных групп -М.,1983.

  5. Этика и психология семейной жизни -М.,1984. С.127-131.


Практическое занятие 5.

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
Задание: подготовить и провести беседу для воображаемой родительской аудитории. На занятии обсуждаются достоинства и недостатки бесед.
Примерная тематика бесед:

а) Причины и разрешение конфликтов в семье.

б) Подростковая психика и детско-родительские отношения.

в) Психология пола и культура.

г) Родительское предположение и реальное поведение детей.

д) Критические ситуации в семье.

е) Родители глазами подростков.

ж) Ловушки любви.

и т.д.
Основная литература.


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература


  1. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму -Л.,1981.

  2. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростка -М.,1991.

  3. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность -Л.,1985.

  4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии -М.,1991.

  5. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании -М.,1986.

  6. Кон И.С. Введение в сексологию. -М.,1989.


Практическое занятие 6.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ.


  1. Директивный и недирективные подходы.

  2. Осторожность и доверие.

  3. Логические доводы и эмоции.

  4. Работа с одним из супругов.

  5. Работа с супружеской парой.


Занятие проходит в форме коммуникационного тренинга.
Основная литература.

  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература


  1. Шестаков Д.А. Предотвратить семейную драму -Л.,1981.

  2. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростка -М.,1991.

  3. Лисовский В.Т. Любовь и нравственность -Л.,1985.

  4. Каган В.Е. Воспитателю о сексологии -М.,1991.

  5. Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании -М.,1986.

  6. Кон И.С. Введение в сексологию. -М.,1989.

  7. Мид М. Культура и мир детства -М.,1988.



Практическое занятие 7,8.

Тема: ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И В ПСИХОТЕРАПИИ.


  1. Изучение семьи и диагностика ее нарушений.

  2. Методы психотерапевтической коррекции семейных взаимоотношений.

  3. Семейная психотерапия при психопатиях и акцентуациях характера у подростков.

  4. Семейная психотерапия при алкоголизме.

  5. Семейная психотерапия при неврозах и психосоматических растройствах.


Задание: Подготовить доклады по каждому вопросу.
Основная литература.


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература.

  1. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1985, №5.

  2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков -Л.,1982.

  3. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. 1985, №4.

  4. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства -М.,1986.

  5. Семейная психотерапия при нервных и психических заболеваниях /Под ред. Мягер В.К. и Зачепицкого Р.А. -Л.,1978.


Практическое занятие 9,10.

Тема: ТЕХНИКИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ.
1. Техники семейного консультирования.
Задание: подготовить рефераты.
Основная литература.


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5.  Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература.

  1. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений //Вопросы психологии. 1985, №5.

  2. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков -Л.,1982.

  3. Смехов В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье //Вопросы психологии. 1985, №4.




  1. Техники семейного консультирования.

  2. Коммуникационный тренинг.


Занятия проходят в форме ролевых игр и обсуждения. Предлагаются для разыгрывания ситуации обращения в семейную психологическую консультацию воображаемых клиентов. Студенты пробуют себя в роли психолога.

Основная литература.


  1. Андреева Т. В. Семейная психология. – Спб., Речь, 2012, 325 с., с. 166-186

  2. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов / Под. ред. Циткилова П.Я., Новочеркасск-Ростов н/Д, 2012, с . 217- 257

  3. Целуйко В.М. Психология современной семьи- М., 2011. С. 219 - 273

  4. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2010. – 498 с. с. 276 - 314

  5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 651с. с. 415 – 435


Дополнительная литература.
1. Киппер Дэвид Клинические ролевые игры и психодрама.-М.,1983.

  1. Кочарян Г.С., Кочарян А.С. Психотерапия сексуальных расстройств и

супружеских конфликтов -М.,1994.

  1. Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт.-Минск,1988.

  2. Шерман Р., Фредман И. Структурированные техники семейной и супружеской терапии.-М.,1997.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, опд. В...
Дисциплина «Психология конфликта» относится к вариативной части цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1, сд. В...
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению...
...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 4 опд. Ф...
В соответствии с учебными планами подготовки учителей по специальности «Педагогика и методика начального образования» он читается...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 9
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Обеспечение прав...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «Административная...
Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями заочной формы обучения
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 06: «Микробиология...
Министерство сельского хозяйства российской федерации федерального государственного образовательного учреждения
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины Москва 2008
Информационные технологии: Методические рекомендации по изучению дисциплины / Сост. М. Н. Машкин. М.: Вгна, 2008. –16 с
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности «Биология»
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины в. 2 Основы нейропсихологии...
Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины Б. 3В2 Основы нейропсихологии
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф 8 Педагогика...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины «экономика»
Методические рекомендации по изучению дисциплины «экономика» для студентов, обучающихся по специальности
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. Ф. 4 История зарубежной литературы для студентов, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по изучению дисциплины опд. В 1 iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины для студентов опд. В 1, сд. 24, Дс. 6
Синкевич И. А., кандидат педагогических наук, зав кафедрой психологии, доцент кафедры психологии Мурманского государственного гуманитарного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск