МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
___________________________________________________________________________________________________________
Направление подготовки: 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»
Профиль(и) подготовки: «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения: очная
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДЕНЬГИ, КРЕДИТ, БАНКИ»
Цикл:
| профессиональный
|
| Часть цикла:
| вариативная
|
| № дисциплины по учебному плану:
| ИПЭЭ; Б.3в
|
| Часов (всего) по учебному плану:
| 108
|
| Трудоемкость в зачетных единицах:
| 3
| 3 семестр
| Лекции
| 36 час
| 3 семестр
| Практические занятия
| 18 час
| 3 семестр
| Лабораторные работы
| отсутствуют
|
| Расчетные задания, рефераты
| 54 час самостоят. работы
| 3 семестр
| Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего)
| 54 час
| 3 семестр
| Экзамены
|
| 3 семестр
| Курсовые проекты (работы)
| отсутствуют
|
|
Москва – 2010 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Целью дисциплины является формирование у студентов теоретических и прикладных знаний и умений в области теории денег, банков, кредита, раскрытие исторических и теоретических аспектов их сущности, функций, законов, роли в современной экономике, а также приобретение навыков самостоятельного инициативного и творческого использования теоретических знаний в практической деятельности По завершению освоения данной дисциплины студент способен и готов:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
анализировать различного рода рассуждения, публично выступать, аргументировано вести дискуссию и полемику (ОК-12);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
Задачами дисциплины являются:
Изучение теоретических основ и закономерностей денежного оборота и кредита;
Законы функционирования и регулирования банковской системы;
Ознакомление с законодательными основами кредитно-банковской и денежной системы;
Анализ процесса построения и организации современных денежных, финансовых, банковских, кредитных систем и их элементов;
Формирование у студентов навыков систематизации и оценки различных явлений и закономерностей в денежно-кредитной и банковской сфере экономики;
Овладение приемами анализа и прогнозирования процессов в сфере финансово-кредитных отношений.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3 основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики» направления 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника».
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Экономическая теория». Указанные связи дисциплины дают слушателю системное представление о комплексе изучаемых дисциплин в соответствии с Государственным образовательным стандартом, что обеспечивает соответствующий теоретический уровень и практическую направленность в системе обучения и будущей деятельности обучаемого.
Знания, полученные при освоении дисциплины, необходимы при выполнении бакалаврской выпускной квалификационной работы и изучении дисциплин «Финансы предприятия», «Экономическая оценка инвестиций», «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности».
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
закономерности функционирования современной экономики на макроуровне; (ОК-4, ПК-8)
законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие денежный оборот и деятельность кредитно-банковской системы; (ОК-5, ПК-2)
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; (ОК-4, ПК-9,)
основные особенности российской экономики, направления экономической политики государства; (ОК-4, ОК-5, ПК-4, ПК-6)
Уметь:
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально- экономических последствий (ОК-1, ОК-4, ОК-13, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-13);
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и
институты кредитно-банковской системы; (ОК-1, ОК-4, ПК-1, ПК-5, ПК-8, ПК-10)
осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОК-1, ОК-4, ОК-5, ОК-12, ОК-13, ПК-1, ПК-4, ПК-7, ПК-8, ПК-9);
осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ПК-5, ПК-10);
самостоятельно приобретать новые знания по теории денег и кредита и практики ее развития (ОК-4, ОК-13, ПК-9, ПК-10, ПК-12);
творчески использовать полученные теоретические знания (ОК-1, ОК-4, ОК-13, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-8÷10).
прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений кредитно-банковской системы; (ОК-1, ОК-4, ПК-4, ПК-5, ПК-8, ПК-10).
представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета статьи; (ОК-1, ОК-13, ПК-9, ПК-10, ПК-12).
Владеть:
современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных (ОК-4, ОК-12, ПК-1, ПК-4, ПК-8);
специальной терминологией и лексикой данной дисциплины (ОК-1, ОК-4);
навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-12, ПК-12)
современными методиками расчета и анализа социально-экономических
показателей, характеризующих экономические процессы и явления денежной системы и банковского сектора (ОК-5, ОК-13, ПК-2, ПК-8, ПК-9).
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплиныОбщая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. №
п/п
| Раздел дисциплины.
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Всего часов на раздел
| Семестр
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
(по разделам)
| лк
| пр
| лаб
| сам.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Эволюция форм и видов денег. Сущность денег. Функции и роль денег.
| 12
| 3
| 4
| 2
|
| 6
| Письменный опрос
| 2
| Теории денег. Денежная система и ее типы. Денежная масса. Измерение денежной массы. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот.
| 14
| 3
| 6
| 2
|
| 6
| Тест: функции и формы денег
| 3
| Денежный оборот и его законы. Организация безналичного денежного оборота. Наличный денежный оборот и его организация.
| 16
| 3
| 6
| 2
|
| 8
| Письменный опрос
| 4
| Инфляция. Денежные реформы.
| 8
| 3
| 2
| 2
|
| 4
| Контрольная работа
| 5
| Необходимость и сущность кредита. Функции и законы кредита. Формы и виды кредита. Роль кредита и теории его влияния на экономику.
| 10
| 3
| 4
| 2
|
| 4
| Письменный опрос
| 6
| Ссудный процент и его использование в рыночной экономике.
| 8
| 3
| 2
| 2
|
| 4
| Домашнее задание, тест: функции и виды кредита, ссудный процент
| 7
| Возникновение и развитие банков. Кредитная и банковская системы.
| 8
| 3
| 2
| 2
|
| 4
| Письменный опрос
| 8
| Центральные банки. Коммерческие банки. Денежно-кредитное регулирование. Концепции денежно-кредитной политики.
| 14
| 3
| 6
| 2
|
| 6
| Контрольная работа
Домашнее задание
| 9
| Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Международные финансовые организации.
| 12
| 3
| 4
| 2
|
| 6
| Письменный опрос
|
| Зачет
| 6
| 3
| --
| --
| --
| 6
| Презентация и защита реферата
|
| Экзамен
| --
| --
| --
| --
| --
| --
| --
|
| Итого:
| 108
|
| 36
| 18
|
| 54
|
| 4.2 Содержание лекционно-практических форм обучения4.2.1. Лекции: Необходимость и предпосылки появления и применения денег. Эволюция форм и видов денег. Субъективные и объективные причины появления денег. Этапы развития экономических систем. Бартерная и денежная экономика. Полноценные деньги. Переход к неполноценным деньгам. Бумажные деньги. Кредитные деньги. Демонетизация золота. Эволюция денег в России.
Сущность денег. Функции и роль денег. Философский взгляд на сущность денег. Спрос на деньги. Взаимосвязь сущности денег и их функций. Содержание функций денег.
Теории денег. Металлическая теория денег. Номиналистическая теория денег. Количественная теория денег.
Денежная система и ее типы. Понятие и содержание денежной системы. Элементы денежной системы. Виды денежных систем. Денежная система России.
Денежная масса. Измерение денежной массы. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот. Понятие денежной массы. Структура денежной массы. Скорость обращения денег и определяющие ее факторы. Денежная эмиссия и ее формы. Механизм банковской мультипликации. Налично-денежная эмиссия.
Денежный оборот и его законы. Понятие денежного оборота и его виды. Содержание совокупного платежного оборота. Система и развитие совокупного платежного оборота. Законы денежного оборота.
Организация безналичного денежного оборота. Характеристика безналичного оборота. Принципы организации безналичных расчетов. Основные виды безналичных расчетов. Платежный кризис. Формы проявления и влияние на национальную экономику.
Наличный денежный оборот и его организация. Понятие наличного оборота. Структура наличного оборота. Принципы организации наличного денежного оборота. Основы организации и оптимизация налично-денежного оборота. Прогнозирование налично-денежного оборота.
Инфляция. Денежные реформы. Сущность, формы проявления и причины инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Особенности инфляции в России. Основные направления антиинфляционной политики. Виды и методы проведения денежных реформ. Денежные реформы в России.
Необходимость и сущность кредита. Функции и законы кредита. Необходимость кредита. Сущность кредита. Функции кредита. Законы кредита.
Формы и виды кредита. Роль кредита и теории его влияния на экономику. Формы и виды кредита. Общие подходы к раскрытию кредита в экономике. Способность кредита воздействовать на экономику. Особенности развития кредитных отношений в России.
Ссудный процент и его использование в рыночной экономике. Природа ссудного процента. Формирование уровня рыночных процентных ставок. Система процентных ставок. Особенности ссудного процента в современной России.
Возникновение и развитие банков. Кредитная и банковская системы. Возникновение банков. Развитие банков. Содержание, структура и элементы кредитной системы. Типы кредитных систем. Признаки банковской системы. Фундаментальный, организационный и регулирующий блок банковской системы.
Центральные банки. Общая характеристика центральных банков. Цели, задачи и функции центральных банков. Денежно-кредитное регулирование. Банковский надзор. Организационная структура центральных банков. Особенности деятельности Банка России.
Коммерческие банки. Особенности коммерческого банка как субъекта экономики. Характеристика операций коммерческого банка. Банковские услуги. Развитие коммерческих банков.
Денежно-кредитное регулирование. Концепции денежно-кредитной политики. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования. Правовые основы денежно-кредитного регулирования. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования. Особенности денежно-кредитной политики в России.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Валютные отношения и валютная система. Платежный баланс. Валютный курс как экономическая категория. Международные расчеты. Международный кредит. Международные финансовые потоки и мировые финансовые рынки.
Международные финансовые организации. Преимущества участия России в международных финансовых организациях. Международный валютный фонд. Международный банк реконструкции и развития. Европейские банки реконструкции и развития. Всемирный банк.
4.2.2. Практические занятия: Сущность, функции, виды денег и их роль.
Денежная система. Денежная масса. Измерение денежной массы. Эмиссия.
Денежный оборот и его виды.
Инфляция. Денежные реформы.
Сущность и формы кредита. Взаимодействие денег и кредита.
Ссудный процент.
Кредитно-банковская система.
Коммерческие банки, их деятельность. Кредитно-денежная политика.
Международные валютно-финансовые и кредитные отношения.
4.3. Лабораторные работы Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены 4.4. Расчетные заданияУчебным планом предусмотрен реферат. Темы рефератов: Инфляция. Особенности инфляции в России 90-х годов ХХ века.
Антиинфляционная политика государства в 2000-е годы.
Финансовая политика Российской федерации в 2005-2010 гг.
Проблемы межбюджетных отношений в России.
Состав и структура доходов расходов федерального бюджета РФ.
Управление государственным долгом РФ.
Страховая деятельность в Российской Федерации.
Управление резервами страховых компаний и их значение в экономике
Развитие системы кредитования в России.
Современная банковско-кредитная система России.
Проблемы и перспективы развития банков в современной России.
Центральный банк и его функции.
Валютная система РФ.
Платежный баланс России. Валютная политика современной России.
Рынок ценных бумаг и его развитие в России.
Фондовая биржа (на примере РТС и ММВБ).
Развитие ПИФов в России.
Негосударственные пенсионные фонды.
Развитие межбюджетных отношений в России.
Внебюджетные фонды и их развитие в России.
4.5. Курсовые проекты и курсовые работы Курсовой проект (курсовая работа) учебным планом не предусмотрен 5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций. Практические занятия включают обсуждение основных проблем, изложенных в лекционном и раздаточном материалах, решение задач, обсуждение современного состояния денежного и кредитного рынка, обзор и обсуждение актуальных проблем в сфере кредитно-денежного регулирования, разработку и обсуждение групповых минидокладов. Самостоятельная работа включает подготовку к контрольным работам, выполнение домашних заданий, оформление реферата и подготовку его презентации к защите, подготовку к зачету. 6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Формы контроля успеваемости: Текущий контроль: письменные опросы по теории;
контрольные работы;
письменные домашние задания;
минидоклады;
защита реферата.
Итоговый контроль: зачет в форме собеседования.
Аттестация по дисциплине – зачет. Оценка за освоение дисциплины рассчитывается из условия: 0,5(среднеарифметическая оценка за контрольные) + 0,2(минидоклад)+0,3(реферат). В приложение к диплому вносится оценка за 3 семестр. 7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература: Федеральный закон N 395-I "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г.
Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»
Деньги. Кредит. Банки. Учебник под ред. О.И. Лаврушина 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2004 – 448 с.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебник по ред. Л.Н. Красавиной – М.: Финансы и статистика, 2003 – 608 с.
Деньги, кредит, банки: учебное пособие / М.П. Владимирова, А.И. Козлов – М.: КНОРУС, 2007. – 288 с.
Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка. Учебник/ Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П., "Высшее образование", 422 стр., 2009 г.
Банковское дело. Учебник для ВУЗов / Лаврушин О.И., ред. КноРус, 768 стр., 2008 г.
Деньги, кредит, банки. Практикум // Янкина И.А. КноРус, 189 стр., 2010 г.
Деньги. Кредит. Банки. Учебник / Издание 2: Иванов В.В., Соколов Б.И., Базулин Ю.В. Проспект, 848 стр., 2010 г.
Банковское дело. Учебник / Издание 7 Жарковская Е.П. Омега-Л, 479 стр., 2010 г.
Б) дополнительная литература: Деньги. Кредит. Банки. Ценные бумаги. Практикум / Жуков Е.Ф. ЮНИТИ, 431 стр., 2010 г.
Банковское дело. Практикум. Издание 2 Кузнецова В.В., Ларина О.И. КноРус, 262 стр., 2010 г.
Деньги, кредит, банки Учебник / Меркулова И.В., Лукьянова А.Ю. КноРус, 348 стр., 2010 г.
Банковское кредитование. Конспект лекций / Крюков Р.В. А-Приор, 240 стр., 2009 г.
Финансы, денежное обращение и кредит: учебник под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 543 с.
Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Сенчагов В.К., Архипов А.И. - М.: Проспект, 2005 – 719 с.
7.2. Электронные образовательные ресурсы: а) лицензионное программное обеспечение:ЭОР «Финансы и кредит» / Абрамова Е.Ю., МЭИ, 2008 г. б) Интернет-ресурсы: 8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫДля обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и с учетом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 140100«Теплоэнергетика и теплотехника» и профилю «Экономика и управление на предприятии теплоэнергетики». ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:ст. преп. кафедры ЭКО Абрамова Е.Ю. "УТВЕРЖДАЮ":Зав. кафедрой ЭКО д.т.н., профессор Рогалёв Н.Д.
|