Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения)





НазваниеТехнология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения)
страница1/6
Дата публикации04.12.2014
Размер0.76 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Физика > Автореферат
  1   2   3   4   5   6

На правах рукописи




ДВОЙНИКОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ



ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ

НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН МОДЕРНИЗИРОВАННЫМИ

ВИНТОВЫМИ ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

(научное обобщение, результаты исследований и внедрения)

Специальность: 25.00.15 – Технология бурения и освоения скважин



Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук




Тюмень - 2011

Работа выполнена в Научно-исследовательском и проектном институте технологий строительства скважин (НИПИ ТСС) при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (ТюмГНГУ)


Научный консультант

Официальные оппоненты

– доктор технических наук, профессор

Овчинников Василий Павлович
– доктор технических наук, профессор

Ишбаев Гиният Гарифуллович

– доктор технических наук

Балденко Дмитрий Федорович

– доктор технических наук

Киреев Анатолий Михайлович

Ведущая организация – Общество с ограниченной ответственностью «Тюменский научно-исследовательский и проектный институт природного газа и газовых технологий» (ООО «ТюменНИИгипрогаз»)



Защита состоится 08 апреля 2011 года, в 09-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.273.01 при ТюмГНГУ по адресу: 625039,

г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотечно-информационном центре ТюмГНГУ по адресу: 625039, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72а, каб. 32.
Автореферат разослан 07 марта 2011 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.273.01,

доктор технических наук, профессор Г.П. Зозуля
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы

При строительстве нефтяных и газовых скважин в настоящее время в качестве привода долота нашли достаточно широкое применение винтовые забойные двигатели (ВЗД), обеспечивающие в России от 50 до 60 % всего объема бурения. В качестве технологического приема повышения эффективности бурения с ВЗД используют одновременное периодическое или постоянное вращение бурильной колонны ротором, либо верхним приводом. Производственники данный способ называют комбинированным. Его использование позволяет осуществлять бурение скважин различной глубины с разными типами профиля, широким диапазоном изменения вида и свойств промывочных жидкостей, параметров режима бурения, а также с применением разных конструкций и типоразмеров породоразрушающего инструмента.

При сложившейся на сегодня технологии бурения отмечаются проблемы, связанные с нестабильностью работы ВЗД, их остановками, низким сроком службы рабочих органов (РО), а также авариями (отворотами, разрушениями элементов ВЗД) компоновки бурильной колонны (БК). В частности, сроки работы двигателей, в зависимости от типоразмера и условий эксплуатации, составляют от 90 до 235 ч, а отказы ВЗД по данным буровых компаний ООО «Газпром бурение» и «KCA Deutag» – от 5 до 12 в год, что приводит к длительным восстановительным работам в скважине, либо полной ликвидации последней.

Указанные явления обусловлены следующим: отсутствием информации о фактической осевой нагрузке на долото, влияющей на работу системы «БК – ВЗД – долото»; чередованием разбуриваемых пород с разными физико-механическими свойствами; применением долот, обладающих повышенной моментоёмкостью; низким качеством изготовления элементов рабочих органов и конструктивными особенностями силовой секции двигателя, а также рядом других малосущественных факторов.

Цель работы

Повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин разработкой методов контроля и оперативного управления режимами работы породоразрушающего инструмента, обеспечением устойчивого режима работы низа бурильной колонны, увеличения энергетических характеристик и межремонтного периода ВЗД.

Основные задачи исследований

1. Анализ результатов технических и технологических решений, направленных на повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин с применением ВЗД.

2. Исследование энергетических характеристик и износостойкости рабочих органов предложенного героторного механизма в зависимости от времени отработки ВЗД в условиях скважины.

3. Обоснование метода регулирования энергетических характеристик героторного механизма модульного исполнения для обеспечения требуемых параметров бурения скважины и повышения срока службы ВЗД.

4. Разработка, исследование и испытания ВЗД c РО модульного исполнения.

5. Анализ и разработка методики определения и контроля фактической нагрузки на долото, частоты вращения бурильной колонны для оперативного управления и автоматизированного контроля параметров бурения с применением ВЗД.

6. Опытно-промышленное внедрение разработанных технических средств и технологии бурения скважин. Анализ полученных результатов. Разработка нормативных документов.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является бурение скважин, предметом – методологические и технологические решения, направленные на повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин с применением ВЗД.

Научная новизна

  1. Научно обоснован способ повышения энергетических характеристик ВЗД и увеличения его срока службы, основанный на изменении конструкции силовой секции, обеспечивающей снижение инерционной и увеличение гидравлической сил в рабочих органах двигателя, за счет изготовления ротора героторного механизма модульного исполнения.

  2. Теоретически обосновано и экспериментально подтверждено увеличение энергетических параметров (момент на валу, мощность, давление в рабочих камерах, нагрузочная способность) героторного механизма, снижение крутильных колебаний ВЗД в зависимости от угла разворота соосно объединенных модулей относительно друг друга. Дано объяснение увеличению срока службы ВЗД.

  3. Теоретически объяснено и экспериментально подтвержден механизм моментно-силового взаимодействия элементов системы «БК–ВЗД –долото» при комбинированном способе бурения нефтяных и газовых скважин с использованием серийных и модернизированных двигателей.

  4. Разработана методика определения фактической нагрузки на долото и частоты вращения БК, позволяющая обеспечить повышение скорости процесса бурения, устойчивость работы винтового забойного двигателя, а также безаварийность проводки наклонно направленных и горизонтальных скважин комбинированным способом.

Основные защищаемые положения

  1. Научное обоснование возможности изменения векторов сил нагружения статора РО, влияющих на эксплуатационные характеристики ВЗД, без изменения геометрических параметров винтовых поверхностей героторного механизма.

  2. Компоновка героторного механизма с ротором модульного исполнения, позволяющая снизить уровень крутильных колебаний ВЗД, повысить запас его устойчивости и срок службы, а также рабочие характеристики двигателя. Решение положено в основу создания новых типов конструкций ВЗД.

  3. Научное обоснование необходимости изменения методики оперативного управления режимами бурения нефтяных и газовых скважин введением этапа оперативной корректировки осевой нагрузки на долото, определяемой по моментносиловым и частотным характеристикам бурильной колонны и ВЗД.

  4. Методика определения и контроля фактической осевой нагрузки на долото и частоты вращения бурильной колонны, которая позволяет обеспечить устойчивость работы винтового забойного двигателя, что способствует безаварийному бурению наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Практическая ценность и реализация работы

По результатам теоретических и экспериментальных исследований разработаны и внедрены при строительстве нефтяных и газовых скважин:

– конструкция винтовых забойных двигателей с увеличенным сроком службы, содержащая героторный механизм модульного исполнения (патент № 2345208);

– методика определения и контроля фактической нагрузки на долото, а также частоты вращения бурильной колонны в процессе углубления забоя наклонно направленных и горизонтальных скважин (патент № 2361055). Рекомендованы оптимальные значения угловой скорости бурильной колонны в зависимости от нагрузки на долото по данным станции ГТИ и дифференциального момента, обеспечивающие стабильную безаварийную работу системы и выполнение условия, при котором тормозная нагрузка ВЗД будет больше фактической осевой нагрузки на долото.

– нормативные документы: регламент технического обслуживания и ремонта ВЗД модульного исполнения; регламент на бурение скважин с ВЗД модульного исполнения в ОАО «Газпром»; рекомендации по применению методики определения осевой нагрузки на долото, контролю параметров бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин; программ на бурение скважин Заполярного, Ямбургского, Уренгойского, Урненского месторождений ВЗД модульного исполнения с использованием методики определения фактической осевой нагрузки на долото и контролю параметров бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Технические и технологические разработки внедрены в филиале Уренгой бурение ООО «Газпром бурение», ОАО «ТНК-ВР», ООО «ТНК-Уват» при строительстве скважин на месторождениях: Заполярное, Ямбургское, Уренгойское, Урненское. Сроки строительства скважин сократились в среднем на 4 суток, за счет увеличения механической скорости бурения на 12 - 15 %.

Результаты теоретических, экспериментальных и промысловых исследований используются на кафедре «Бурение нефтяных и газовых скважин», в учебных центрах ТюмГНГУ при проведении лекционных занятий для подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового направления.

Апробация работы

Основные положения и результаты исследований докладывались на: ежегодных семинарах кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» ТюмГНГУ (Тюмень, 2004 - 2010); 1-й, 2-й, 3-й Всероссийских научно-практических конференциях Западно-Сибирского общества молодых инженеров-нефтяников при ТюмГНГУ, Society of Petroleum Engineers (SPE) «Современные технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень – 2007, 2008, 2009); Всероссийской научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень – 2007, 2009); Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Современные технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень 2007); Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры Разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений «Новые технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень, 2008).

Публикации

По материалам исследований опубликованы 52 научные работы, в том числе 33 статьи (из них 16 в издательствах, рекомендованных ВАК РФ),

7 тезисов и докладов на Международных, Всероссийских конференциях. Издано 3 монографии и 1 учебное пособие. Получено 8 патентов РФ.

Объем работы

Диссертационная работа состоит из введения, шести разделов, основных выводов и рекомендаций, списка использованных источников (177 наименований). Работа изложена на 371 странице машинописного текста, содержит 42 таблицы, 115 рисунков и 22 приложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении представлена актуальность работы, обозначены направления и пути решения затронутых проблем, сформулированы цель работы и основные задачи исследований.

В первом разделе представлены результаты анализа исследований технических решений в области совершенствования серийно выпускаемых забойных двигателей для бурения скважин.

На протяжении 40 лет отечественная практика строительства нефтяных и газовых скважин базировалась на высокоскоростном бурении с применением многоступенчатых безредукторных турбобуров, характеристики которых, при использовании в качестве породоразрушающего инструмента современных высокомоментных долот (матричных, PDC), не позволяют получать требуемые параметры режима углубления скважины. На сегодняшний день в качестве привода долота широкое применение нашли ВЗД – машины объемного принципа действия, обладающие более высокими энергетическими характеристиками, отвечающие требованиям новых конструкций породоразрушающего инструмента, а также технологиям их использования при проводке наклонно направленных и горизонтальных скважин.

Большой вклад в конструирование, создание и усовершенствование героторных машин, а также в исследование рабочих процессов ВЗД для бурения и капитального ремонта скважин внесли отечественные ученые: Д.Ф. Балденко, Ф.Д. Балденко, Т.Н. Бикчурин, М.Г. Бобров, Ю.В. Вадецкий, М.Т. Гусман, Ю.А. Коротаев, А.М. Кочнев, В.А. Каплун, С.С. Никомаров и др., а также зарубежные специалисты: Y. Forrest, M. Garrison, T. Hudson, R . Moineau, V. Tiraspolsky, W. Tcshirky, R. Yurgens, K. Wenzel и др.

Анализ результатов их исследований показал, что серийно выпускаемые отечественные и зарубежные двигатели обладают одинаковой управляемостью в процессе бурения скважин. Зарубежные героторные механизмы, по сравнению с аналогичными российскими машинами, имеют увеличенный моторесурс рабочих органов (от 65 до 120 ч), а двигатели российских производителей (двигатели диаметром более 127 мм) отличаются повышенными показателями энергетических характеристик. При этом общей проблемой является отказ ВЗД, а также невысокий показатель времени их работы.

В таблице 1 приведены сведения по наработке (ресурсе) ВЗД при бурении скважин на Приобском, Лянторском, Средне-Балыкском, Кулунском, Кальчинском, Уренгойском, Ямбургском и Заполярном месторождениях.
Таблица 1 – Срок службы, применяемых ВЗД по ряду буровых компаний


Буровая компания (предприятие)

Тип ВЗД

ДГР-178

Д2-

195

Д2-

172

Д5-

195

ДРУ-172

Д-172РС

G1-172 Grifits

Sp. Drill-178

D675-172Drilex

Кинематическое отношение

7:8

9:10

7:8

9:10

7:8

9:10

7:8

7:8

7:8

Длина рабочей пары, мм

3600

2300

2400

2400

2400

2400

2350

3000

2400

Срок службы ВЗД, ч

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ОАО «Сургут-нефтегаз»

134

90

170

175

199

214

240

196

195

ООО «Газпром бурение»

146

139

168

198

214

212

235

-

-

Продолжение таблицы 1


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

«ТНК – ВР» (НБН)

127

154

154

186

204

232

227

264

-

ОАО «Лукоил» (БК Евразия)

162

186

176

210

238

239

208

229

205

«Schlumberger» (CGK)

153

-

-

185

234

245

266

247

212




Среднее значение срока службы ВЗД, ч

144

142

167

190

218

228

235

231

204


Анализ проведен по результатам бурения скважин ВЗД в равнозначных технико-технологических условиях. Интервал бурения от 800 до 3000 м (бурение из-под кондуктора) – геологический разрез представлен преимущественно аргиллитом, алевролитом, песчаником, известняком; плотность бурового раствора от 1100 до 1150 кг/м3; содержание песка в буровом растворе не более 1,14 %; система очистки – четырехступенчатая, фирмы «Derik», «Swaсo»; нагрузка на долото – от 40 до 120 кН; производительность насосов - от 0,024 до 0,036 м3/с; зенитный угол - от 14 до 860.

Срок службы их работы в среднем по всем видам ВЗД составляет от 144 до 275 ч (см. таблицу 1). С таким показателем наработки возможно использование ВЗД только на двух скважинах глубиной от 2500 до 3000 м.

Причинами недостаточно высокого ресурса ВЗД являются: абразивный износ рабочих органов, ограниченный температурный диапазон работы эластомера статора, деформация его эластичной обкладки, что приводит к смещению ротора в радиальном направлении под действием силовых факторов, а также поперечные колебания ротора и корпуса двигателя.

Известно, что ВЗД состоит из силовой (двигательной) и шпиндельной секции. Зубья статора и ротора силовой секции, имеющие соответственно внутренние и наружные винтовые линии левого направления с разностью количества зубьев, равной единице, образуют замыкающиеся на длине шага статора герметичные рабочие камеры. В результате этого ось ротора смещена относительно статора на расстояние эксцентриситета, равного половине высоты зуба. Под действием гидравлической силы бурового раствора, подаваемого насосами, ротор совершает планетарное движение. Из-за данной конструктивной особенности (неравномерности вращения ротора) и пульсации бурового раствора возникают крутильные колебания двигателя, снижающие запас устойчивости (потерю мощности) ВЗД. Конструктивные изменения профилей и формы рабочих органов, их геометрических параметров, а также секционирование силовых секций, не позволяют снизить уровень крутильных колебаний ВЗД, увеличить запас его устойчивости и срок службы.

Частичным решением проблемы износа РО является применение смазочных добавок к буровым растворам. Однако они не во всех случаях обеспечивают необходимые реологические параметры буровых растворов. Кроме того, сведения о влиянии триботехнических свойств растворов на возможность продления срока службы ВЗД отсутствуют. Выход из строя упругоэластичной обкладки статора героторной машины, по причине износа и невозможности ремонта (реставрации) ограничивает дальнейшую их эксплуатацию.

Изложенное обусловило необходимость разработки конструкций, обеспечивающих требуемые параметры бурения скважин: моментоемких героторных механизмов; устройств, повышающих пусковые характеристики объемных двигателей; двигателей с увеличенным сроком службы.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconТехнология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными...
Работа выполнена в Научно-исследовательском и проектном институте технологий строительства скважин (нипи тсс) при Государственном...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) icon“ Бурение скважин с винтовыми забойными двигателями”
Автоматизированные системы управления режимом бурения скважин забойными двигателями. 7
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Бурение нефтяных и газовых скважин" (регистрационный номер 12-0907-Б), утвержденными 16. 05. 2002, ис примерной программой дисциплины...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconМетодические указания для выполнения самостоятельных работ По Профессиональному модулю пм 01
«Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом» мдк 01. 01 «Технология бурения нефтяных и газовых скважин»для...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconРабочая программа учебной дисциплины история развития бурения нефтяных и газовых скважин
Ос спгги) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» первого уровня высшего...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconРабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин
Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconМетодические указания по прохождению первой учебной практики для...
Одним из важных этапов в подготовке специалистов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» является учебная практика...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconРеферат: «Информатизация и компьютеризация в бурении нефтяных и газовых...
Реферат: «Информатизация и компьютеризация в бурении нефтяных и газовых скважин» фтпу 1-21/1
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconТехническое задание читать в следующей редакции
Изменения закупочной документацию на проведение запроса предложений на право заключения договоров на поставку и шеф-монтаж буровых...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconКомпьютеризация 3d отображений нефтяных пластов (тема реферата)
Кафедры бурение нефтяных и газовых скважин (бнгс); транспорт и хранение нефти и газа (тхнг)
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconМетодические указания для выполнения самостоятельных работ По учебной дисциплине
Методические указания и задания для студентов по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Бурение нефтяных и газовых скважин»для...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) icon«Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтепроявлениях...
Учебный курс предназначен для обучения специалистов по теме «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтепроявлениях с правом...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки
«Методология ремонтно-изоляционных работ и восстановление нефтяных и газовых скважин»
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconИнститут химии нефти
Исследование порошкообразного кислотного состава "Нетрол" в качестве реагента для кислотных обработок призабойных зон нефтяных и...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) icon130203. 65 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых,...
Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, специализация «Технология бурения геологоразведочных скважин», форма...
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными винтовыми забойными двигателями (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) iconКомпьютеризация процессов проектирования, обустройства и разработки...
Кафедры бурение нефтяных и газовых скважин (бнгс); транспорт и хранение нефти и газа (тхнг)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск