Скачать 0.76 Mb.
|
На правах рукописиДВОЙНИКОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ НЕФТЯНЫХ И ГАЗОВЫХ СКВАЖИН МОДЕРНИЗИРОВАННЫМИ ВИНТОВЫМИ ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ (научное обобщение, результаты исследований и внедрения) Специальность: 25.00.15 – Технология бурения и освоения скважинАвтореферат диссертации на соискание ученой степенидоктора технических наукТюмень - 2011 Работа выполнена в Научно-исследовательском и проектном институте технологий строительства скважин (НИПИ ТСС) при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Тюменский государственный нефтегазовый университет» (ТюмГНГУ)
Ведущая организация – Общество с ограниченной ответственностью «Тюменский научно-исследовательский и проектный институт природного газа и газовых технологий» (ООО «ТюменНИИгипрогаз»)Защита состоится 08 апреля 2011 года, в 09-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.273.01 при ТюмГНГУ по адресу: 625039, г. Тюмень, ул. 50 лет Октября, 38. С диссертацией можно ознакомиться в библиотечно-информационном центре ТюмГНГУ по адресу: 625039, г. Тюмень, ул. Мельникайте, 72а, каб. 32. Автореферат разослан 07 марта 2011 года. Ученый секретарьдиссертационного совета Д 212.273.01, доктор технических наук, профессор Г.П. Зозуля ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы При строительстве нефтяных и газовых скважин в настоящее время в качестве привода долота нашли достаточно широкое применение винтовые забойные двигатели (ВЗД), обеспечивающие в России от 50 до 60 % всего объема бурения. В качестве технологического приема повышения эффективности бурения с ВЗД используют одновременное периодическое или постоянное вращение бурильной колонны ротором, либо верхним приводом. Производственники данный способ называют комбинированным. Его использование позволяет осуществлять бурение скважин различной глубины с разными типами профиля, широким диапазоном изменения вида и свойств промывочных жидкостей, параметров режима бурения, а также с применением разных конструкций и типоразмеров породоразрушающего инструмента. При сложившейся на сегодня технологии бурения отмечаются проблемы, связанные с нестабильностью работы ВЗД, их остановками, низким сроком службы рабочих органов (РО), а также авариями (отворотами, разрушениями элементов ВЗД) компоновки бурильной колонны (БК). В частности, сроки работы двигателей, в зависимости от типоразмера и условий эксплуатации, составляют от 90 до 235 ч, а отказы ВЗД по данным буровых компаний ООО «Газпром бурение» и «KCA Deutag» – от 5 до 12 в год, что приводит к длительным восстановительным работам в скважине, либо полной ликвидации последней. Указанные явления обусловлены следующим: отсутствием информации о фактической осевой нагрузке на долото, влияющей на работу системы «БК – ВЗД – долото»; чередованием разбуриваемых пород с разными физико-механическими свойствами; применением долот, обладающих повышенной моментоёмкостью; низким качеством изготовления элементов рабочих органов и конструктивными особенностями силовой секции двигателя, а также рядом других малосущественных факторов. Цель работы Повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин разработкой методов контроля и оперативного управления режимами работы породоразрушающего инструмента, обеспечением устойчивого режима работы низа бурильной колонны, увеличения энергетических характеристик и межремонтного периода ВЗД. Основные задачи исследований 1. Анализ результатов технических и технологических решений, направленных на повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин с применением ВЗД. 2. Исследование энергетических характеристик и износостойкости рабочих органов предложенного героторного механизма в зависимости от времени отработки ВЗД в условиях скважины. 3. Обоснование метода регулирования энергетических характеристик героторного механизма модульного исполнения для обеспечения требуемых параметров бурения скважины и повышения срока службы ВЗД. 4. Разработка, исследование и испытания ВЗД c РО модульного исполнения. 5. Анализ и разработка методики определения и контроля фактической нагрузки на долото, частоты вращения бурильной колонны для оперативного управления и автоматизированного контроля параметров бурения с применением ВЗД. 6. Опытно-промышленное внедрение разработанных технических средств и технологии бурения скважин. Анализ полученных результатов. Разработка нормативных документов. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является бурение скважин, предметом – методологические и технологические решения, направленные на повышение эффективности бурения нефтяных и газовых скважин с применением ВЗД. Научная новизна
Основные защищаемые положения
Практическая ценность и реализация работы По результатам теоретических и экспериментальных исследований разработаны и внедрены при строительстве нефтяных и газовых скважин: – конструкция винтовых забойных двигателей с увеличенным сроком службы, содержащая героторный механизм модульного исполнения (патент № 2345208); – методика определения и контроля фактической нагрузки на долото, а также частоты вращения бурильной колонны в процессе углубления забоя наклонно направленных и горизонтальных скважин (патент № 2361055). Рекомендованы оптимальные значения угловой скорости бурильной колонны в зависимости от нагрузки на долото по данным станции ГТИ и дифференциального момента, обеспечивающие стабильную безаварийную работу системы и выполнение условия, при котором тормозная нагрузка ВЗД будет больше фактической осевой нагрузки на долото. – нормативные документы: регламент технического обслуживания и ремонта ВЗД модульного исполнения; регламент на бурение скважин с ВЗД модульного исполнения в ОАО «Газпром»; рекомендации по применению методики определения осевой нагрузки на долото, контролю параметров бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин; программ на бурение скважин Заполярного, Ямбургского, Уренгойского, Урненского месторождений ВЗД модульного исполнения с использованием методики определения фактической осевой нагрузки на долото и контролю параметров бурения наклонно направленных и горизонтальных скважин. Технические и технологические разработки внедрены в филиале Уренгой бурение ООО «Газпром бурение», ОАО «ТНК-ВР», ООО «ТНК-Уват» при строительстве скважин на месторождениях: Заполярное, Ямбургское, Уренгойское, Урненское. Сроки строительства скважин сократились в среднем на 4 суток, за счет увеличения механической скорости бурения на 12 - 15 %. Результаты теоретических, экспериментальных и промысловых исследований используются на кафедре «Бурение нефтяных и газовых скважин», в учебных центрах ТюмГНГУ при проведении лекционных занятий для подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового направления. Апробация работы Основные положения и результаты исследований докладывались на: ежегодных семинарах кафедры «Бурение нефтяных и газовых скважин» ТюмГНГУ (Тюмень, 2004 - 2010); 1-й, 2-й, 3-й Всероссийских научно-практических конференциях Западно-Сибирского общества молодых инженеров-нефтяников при ТюмГНГУ, Society of Petroleum Engineers (SPE) «Современные технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень – 2007, 2008, 2009); Всероссийской научно-технической конференции «Нефть и газ Западной Сибири» (Тюмень – 2007, 2009); Всероссийской научно-технической конференции с международным участием «Современные технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень 2007); Международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию кафедры Разработки и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений «Новые технологии для ТЭК Западной Сибири» (Тюмень, 2008). Публикации По материалам исследований опубликованы 52 научные работы, в том числе 33 статьи (из них 16 в издательствах, рекомендованных ВАК РФ), 7 тезисов и докладов на Международных, Всероссийских конференциях. Издано 3 монографии и 1 учебное пособие. Получено 8 патентов РФ. Объем работы Диссертационная работа состоит из введения, шести разделов, основных выводов и рекомендаций, списка использованных источников (177 наименований). Работа изложена на 371 странице машинописного текста, содержит 42 таблицы, 115 рисунков и 22 приложения. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ Во введении представлена актуальность работы, обозначены направления и пути решения затронутых проблем, сформулированы цель работы и основные задачи исследований. В первом разделе представлены результаты анализа исследований технических решений в области совершенствования серийно выпускаемых забойных двигателей для бурения скважин. На протяжении 40 лет отечественная практика строительства нефтяных и газовых скважин базировалась на высокоскоростном бурении с применением многоступенчатых безредукторных турбобуров, характеристики которых, при использовании в качестве породоразрушающего инструмента современных высокомоментных долот (матричных, PDC), не позволяют получать требуемые параметры режима углубления скважины. На сегодняшний день в качестве привода долота широкое применение нашли ВЗД – машины объемного принципа действия, обладающие более высокими энергетическими характеристиками, отвечающие требованиям новых конструкций породоразрушающего инструмента, а также технологиям их использования при проводке наклонно направленных и горизонтальных скважин. Большой вклад в конструирование, создание и усовершенствование героторных машин, а также в исследование рабочих процессов ВЗД для бурения и капитального ремонта скважин внесли отечественные ученые: Д.Ф. Балденко, Ф.Д. Балденко, Т.Н. Бикчурин, М.Г. Бобров, Ю.В. Вадецкий, М.Т. Гусман, Ю.А. Коротаев, А.М. Кочнев, В.А. Каплун, С.С. Никомаров и др., а также зарубежные специалисты: Y. Forrest, M. Garrison, T. Hudson, R . Moineau, V. Tiraspolsky, W. Tcshirky, R. Yurgens, K. Wenzel и др. Анализ результатов их исследований показал, что серийно выпускаемые отечественные и зарубежные двигатели обладают одинаковой управляемостью в процессе бурения скважин. Зарубежные героторные механизмы, по сравнению с аналогичными российскими машинами, имеют увеличенный моторесурс рабочих органов (от 65 до 120 ч), а двигатели российских производителей (двигатели диаметром более 127 мм) отличаются повышенными показателями энергетических характеристик. При этом общей проблемой является отказ ВЗД, а также невысокий показатель времени их работы. В таблице 1 приведены сведения по наработке (ресурсе) ВЗД при бурении скважин на Приобском, Лянторском, Средне-Балыкском, Кулунском, Кальчинском, Уренгойском, Ямбургском и Заполярном месторождениях. Таблица 1 – Срок службы, применяемых ВЗД по ряду буровых компаний
Продолжение таблицы 1
Анализ проведен по результатам бурения скважин ВЗД в равнозначных технико-технологических условиях. Интервал бурения от 800 до 3000 м (бурение из-под кондуктора) – геологический разрез представлен преимущественно аргиллитом, алевролитом, песчаником, известняком; плотность бурового раствора от 1100 до 1150 кг/м3; содержание песка в буровом растворе не более 1,14 %; система очистки – четырехступенчатая, фирмы «Derik», «Swaсo»; нагрузка на долото – от 40 до 120 кН; производительность насосов - от 0,024 до 0,036 м3/с; зенитный угол - от 14 до 860. Срок службы их работы в среднем по всем видам ВЗД составляет от 144 до 275 ч (см. таблицу 1). С таким показателем наработки возможно использование ВЗД только на двух скважинах глубиной от 2500 до 3000 м. Причинами недостаточно высокого ресурса ВЗД являются: абразивный износ рабочих органов, ограниченный температурный диапазон работы эластомера статора, деформация его эластичной обкладки, что приводит к смещению ротора в радиальном направлении под действием силовых факторов, а также поперечные колебания ротора и корпуса двигателя. Известно, что ВЗД состоит из силовой (двигательной) и шпиндельной секции. Зубья статора и ротора силовой секции, имеющие соответственно внутренние и наружные винтовые линии левого направления с разностью количества зубьев, равной единице, образуют замыкающиеся на длине шага статора герметичные рабочие камеры. В результате этого ось ротора смещена относительно статора на расстояние эксцентриситета, равного половине высоты зуба. Под действием гидравлической силы бурового раствора, подаваемого насосами, ротор совершает планетарное движение. Из-за данной конструктивной особенности (неравномерности вращения ротора) и пульсации бурового раствора возникают крутильные колебания двигателя, снижающие запас устойчивости (потерю мощности) ВЗД. Конструктивные изменения профилей и формы рабочих органов, их геометрических параметров, а также секционирование силовых секций, не позволяют снизить уровень крутильных колебаний ВЗД, увеличить запас его устойчивости и срок службы. Частичным решением проблемы износа РО является применение смазочных добавок к буровым растворам. Однако они не во всех случаях обеспечивают необходимые реологические параметры буровых растворов. Кроме того, сведения о влиянии триботехнических свойств растворов на возможность продления срока службы ВЗД отсутствуют. Выход из строя упругоэластичной обкладки статора героторной машины, по причине износа и невозможности ремонта (реставрации) ограничивает дальнейшую их эксплуатацию. Изложенное обусловило необходимость разработки конструкций, обеспечивающих требуемые параметры бурения скважин: моментоемких героторных механизмов; устройств, повышающих пусковые характеристики объемных двигателей; двигателей с увеличенным сроком службы. |
Технология бурения нефтяных и газовых скважин модернизированными... Работа выполнена в Научно-исследовательском и проектном институте технологий строительства скважин (нипи тсс) при Государственном... | “ Бурение скважин с винтовыми забойными двигателями” Автоматизированные системы управления режимом бурения скважин забойными двигателями. 7 | ||
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников... Бурение нефтяных и газовых скважин" (регистрационный номер 12-0907-Б), утвержденными 16. 05. 2002, ис примерной программой дисциплины... | Методические указания для выполнения самостоятельных работ По Профессиональному модулю пм 01 «Проведение буровых работ в соответствии с технологическим регламентом» мдк 01. 01 «Технология бурения нефтяных и газовых скважин»для... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины история развития бурения нефтяных и газовых скважин Ос спгги) для направления подготовки: 131000 «Нефтегазовое дело» по профилю «Бурение нефтяных и газовых скважин» первого уровня высшего... | Рабочая программа учебной дисциплины бурение нефтяных и газовых скважин скважин Учебная дисциплина "Бурение нефтяных и газовых скважин" — обязательная дисциплина федеральных государственных образовательных стандартов... | ||
Методические указания по прохождению первой учебной практики для... Одним из важных этапов в подготовке специалистов специальности 090800 «Бурение нефтяных и газовых скважин» является учебная практика... | Реферат: «Информатизация и компьютеризация в бурении нефтяных и газовых... Реферат: «Информатизация и компьютеризация в бурении нефтяных и газовых скважин» фтпу 1-21/1 | ||
Техническое задание читать в следующей редакции Изменения закупочной документацию на проведение запроса предложений на право заключения договоров на поставку и шеф-монтаж буровых... | Компьютеризация 3d отображений нефтяных пластов (тема реферата) Кафедры бурение нефтяных и газовых скважин (бнгс); транспорт и хранение нефти и газа (тхнг) | ||
Методические указания для выполнения самостоятельных работ По учебной дисциплине Методические указания и задания для студентов по выполнению самостоятельных работ по дисциплине «Бурение нефтяных и газовых скважин»для... | «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтепроявлениях... Учебный курс предназначен для обучения специалистов по теме «Контроль скважины. Управление скважиной при газонефтепроявлениях с правом... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки «Методология ремонтно-изоляционных работ и восстановление нефтяных и газовых скважин» | Институт химии нефти Исследование порошкообразного кислотного состава "Нетрол" в качестве реагента для кислотных обработок призабойных зон нефтяных и... | ||
130203. 65 Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых,... Технология и техника разведки месторождений полезных ископаемых, специализация «Технология бурения геологоразведочных скважин», форма... | Компьютеризация процессов проектирования, обустройства и разработки... Кафедры бурение нефтяных и газовых скважин (бнгс); транспорт и хранение нефти и газа (тхнг) |