«Мировая практика бизнеса»





Скачать 232.79 Kb.
Название«Мировая практика бизнеса»
Дата публикации03.03.2015
Размер232.79 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Физика > Реферат


РЕФЕРАТ

по дисциплине «Мировая практика бизнеса»:

«МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ. НОРВЕГИЯ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение

Глава 1. Общая характеристика

1.1 Экскурс в историю

1.2 Вода вращает турбины

1.3 Доступные сети

Глава 2. Реформирование энергетического комплекса Норвегии (анализ основных этапов)

2.1 Предпосылки реформы

2.2 Электричество оптом

2.3 Что делать с рыночной стихией

Глава 3. Нормативно – правовое регулирование электроэнергетики

Глава 4. Особенности ценообразования на энергетических рынках

Заключение

Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Проблема реформирования энергетики в последние годы затронула практически все крупнейшие страны мира. У каждой страны есть своя специфика, но принципы реформ остаются едиными: создание условий для конкуренции производителей электроэнергии, а также энергосбытовых организаций.

Наибольший интерес представляет модель энергетического рынка Скандинавии, которая начала реформирование отрасли в начале 1990-х гг. и достигла наилучших результатов по сравнению с другими регионами. Основное направление изменений - стимулирование эффективной работы энергосистем. Этот процесс в Скандинавии продолжался достаточно долго, но результаты оправдали ожидания.

Электроэнергетика уже более ста лет является одной из самых развитых отраслей промышленности Норвегии. По уровню потребления электроэнергии на душу населения Норвегия оставила далеко позади все промышленно развитые страны мира.

В начале 90-х годов страна осуществила либерализацию электроэнергетической отрасли, обеспечив разделение сфер производства, транспортировки и сбыта, а также внедрение рыночных механизмов ценообразования. Однако уже второй раз в «постлиберальной» истории Норвегия сталкивается с резким ростом цен на электроэнергию. Политики и исследователи пока не пришли к общему мнению относительно причин недостаточной работоспособности классических рыночных механизмов и предлагают различные, зачастую противоположные, пути выхода из «энергетического кризиса».
ГЛАВА 1. Общая характеристика
1.1 Экскурс в историю
Первый промышленный подъем в Норвегии произошел на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Уникальные природные условия страны позволили в исторически короткие сроки построить большое количество гидроэлектростанций, которые обеспечивали энергией предприятия металлургии и химической промышленности.

В 1904 году в Норвегии был запатентован способ получения азота из воздуха на основе сильного электрического разряда. Тем самым был создан новый и достаточно эффективный по тем временам процесс производства азотных удобрений.

На базе этого изобретения в 1906 году была создана компания Norsk Hydro, превратившаяся затем в многопрофильный концерн, занимающийся производством удобрений, цветных металлов и добычей нефти и газа на континентальном шельфе.

На момент обретения Норвегией независимости 90 процентов гидроэлектрических мощностей в стране принадлежало иностранным собственникам. Для противодействия дальнейшей экспансии иностранного капитала, начиная с 1909 года, в стране был принят ряд «концессионных» законов, регулирующих приобретение недвижимой собственности на основе лицензирования. По существу, вся недвижимая собственность в Норвегии, включая объекты энергетики, не может быть приобретена без разрешения государства. Лицензия может быть выдана только на определенный срок, после чего возведенный объект становится собственностью государства без какой-либо финансовой компенсации собственнику. Закон о лицензиях действует и по сию пору: через шестьдесят лет построенный частной компанией энергетический объект станет общественной собственностью без ущерба для бюджета страны.

После второй мировой войны правительства, возглавляемые Рабочей партией, провели своего рода индустриализацию страны. В сжатые сроки за общественный счет был возведен целый ряд крупных энергоемких предприятий: алюминиевые заводы в городах Ордал и Сунндал, сталелитейный и коксовый комбинаты в городе Му-и-Рана и другие объекты. Возведение новых промышленных гигантов было призвано, среди прочего, решить важную политическую задачу – создать много новых рабочих мест и обеспечить развитие соответствующих территорий. В результате правительственных усилий норвежская алюминиевая промышленность заняла одно из ведущих мест в мире, а с конца шестидесятых годов алюминиевые заводы наладили экспортное производство автомобильных агрегатов и запчастей, несмотря на то, что в Норвегии никогда не было своего автомобилестроения.

Сегодня Норвегия входит в число мировых производителей никеля, молибдена, цинка и меди. Конкурентоспособность норвежской цветной металлургии и химической промышленности в первую очередь объясняется относительной дешевизной электроэнергии, обеспечиваемой мощными гидроресурсами страны.
1.2 Вода вращает турбины
Сегодня норвежские гидроэлектростанции (ГЭС) обеспечивают порядка 99 процентов всех генерирующих мощностей, оставшаяся часть энергии вырабатывается тепловыми электростанциями (ТЭС). В стране насчитывается 826 гидроэлектростанций общей установленной мощностью 27 000 мВт.

Как известно, гидроэнергетика критична к погодным условиям, прежде всего - к количеству выпавших осадков. В дождливые годы производство электроэнергии в Норвегии может достигать 140 млрд. кВт-ч, в годы с нормальным средним уровнем осадков – порядка 120 млрд. кВт-ч.

Мощность наиболее крупной ГЭС составляет 1240 мВт, а суммарная мощность всех существующих ТЭС - немногим более 280 мВт. До последнего времени гидроэнергетика страны позволяла обеспечивать не только внутренние потребности, но и экспортировать электричество. Благодаря использованию возобновляемых ресурсов (ветровые фермы, биомасса, приливы и отливы моря и т.п.) Норвегия имеет также возможность поставлять на внешний рынок основную часть добываемых на морском шельфе углеводородов и, тем самым, наращивать свои золотовалютные резервы.

В частности, перед ведущими энергетическими компаниями правительством страны поставлена задача к 2010 г. обеспечить получение 3 ТВт/ч от ветровых энергоустановок.

55 процентов генерирующих мощностей Норвегии сейчас находится в собственности коммун и губерний, государственная компания Statkraft является собственником 30 процентов источников энергии, а частным компаниям принадлежит примерно 15 процентов.

В Норвегии создан конкурентный рынок производителей электроэнергии, которые отделены от электрических сетей, которыми владеет государство. Теоретически потребитель может выбирать поставщика электроэнергии среди 125 генерирующих компаний и около 20 оптовых перепродавцов. Оптовые компании, как правило, также являются владельцами локальных сетей и находятся в собственности муниципальных образований.
1.3 Доступные сети
Большая часть электроэнергии производится на западе Норвегии, тогда как восточная часть страны является наиболее густозаселенной. Электроэнергия транспортируется с запада на восток посредством разветвленной передающей сети.

Самое высокое напряжение в норвежской передающей сети достигает 420 кВ, перед тем как поступить потребителям, энергия преобразовывается на целом ряде понижающих подстанций.

В домашние хозяйства поступает энергия напряжением 230В. Единая передающая сеть Норвегии принадлежит государству в лице предприятия Statnett. Поскольку электрические сети страны остались в руках государства, их монопольная деятельность регулируется государственным органом – директоратом (аналогом отечественного агентства) по водным ресурсам и энергетике, подчиненным министерству нефти и энергетики.

В функции директората входят:

  • гидрологическое обследование

  • контроль за безопасностью дамб

  • инвентаризация гидроресурсов

  • лицензирование строительства

  • эксплуатации энергетических объектов.

Директорат должен регулировать монополию в передаче и распределении электроэнергии, осуществляя мониторинг инвестиций в электрические сети и контроль над рентабельностью объектов сетевой инфраструктуры.

Сетевая компания Statnett владеет примерно 75 процентами сетевой инфраструктуры страны. Основные функции компании заключаются в эксплуатации и развитии сети, планировании энергосистемы страны, координации работы отрасли в качестве системного оператора-диспетчера и торговля электроэнергией с иностранными государствами. Всем клиентам обеспечивается равный доступ к сети, и потребитель может покупать электрическую энергию от любой компании в стране. Если по каким-то причинам клиент остался без поставщика электроэнергии, другие генерирующие компании обязаны предложить ему свои услуги.

Важным условием наличия общенационального рынка электричества является действующая в стране система зональных тарифов на транспортировку энергии. Существо системы заключается в том, что страна поделена на определенные зоны, для каждой из которых рассчитывается отдельный тариф. Тем самым, клиенту выгодно покупать энергию у регионального производителя или перепродавца.
ГЛАВА 2. Реформирование энергетического комплекса Норвегии (анализ основных этапов)
2.1 Предпосылки реформы
Норвегия имеет самый высокий в мире уровень потребления электрической энергии на душу населения. Дома и квартиры норвежцев обогреваются главным образом посредством электрической энергии, долгое время в стране было не принято экономить на электроэнергии в быту; так, закрывая на ночь магазины, продавцы не гасят свет в витринах. Программа индустриализации страны, проведенная в семидесятых годах, предусматривала возведение новых крупных энергетических объектов, что привело к перепроизводству электроэнергии. Излишки электроэнергии стали продавать в соседние Швецию и Данию, при этом ежегодный рост потребления составлял примерно 1,4 процента, опережая темпы производства. В конце восьмидесятых годов норвежские политики пришли к выводу, что электроэнергетика нуждается в кардинальном реформировании, поскольку традиционный путь развития уже не соответствовал потребностям постиндустриальной экономики.

До начала девяностых годов прошлого века в Норвегии существовала централизованная система энергоснабжения. Началом реформирования отрасли стал Закон об электроэнергетике, вступивший в силу с 1 января 1991 года.

Закон ставил целью обеспечить более эффективное использование гидроресурсов страны за счет внедрения рыночных инструментов в производство и сбыт электроэнергии.

Сфера распределения, напротив, должна была действовать как естественная монополия, которая предоставляет всем хозяйствующим субъектам право доступа к сетевой инфраструктуре. За счет этих мер предполагалось создать конкурентный рынок электричества и сгладить ценовую разницу на электрическую энергию в различных регионах страны.

В стране был введен раздельный учет видов производственной деятельности (генерация, транспорт, сбыт) и созданы оптовый и розничный рынки электроэнергии. Эффект от реформы сначала почувствовали на себе промышленные предприятия, но уже в 1997 году было снято ограничение на величину подключаемой нагрузки при выборе производителя или перепродавца. Тем самым, энергетический рынок стал доступен для домашних хозяйств и мелких клиентов.

Вступление в силу закона об электроэнергетике сопровождалось образованием двух независимых государственных компаний – генерирующей Statkraft и сетевой Statnett. За разделением компаний по сферам деятельности не последовало приватизации сектора производителей электроэнергии; в этом состоит одно из основных отличий норвежской модели реформирования электроэнергетики от той, что имела место в Великобритании. Среди производителей электроэнергии по-прежнему доминируют компании, принадлежащие общественному сектору экономики, а участие иностранного капитала в производстве электричества законодательно ограничено. Частный капитал допущен также в сферу транспортировки электроэнергии, однако самой конкурентной частью отрасли стал сбыт – здесь сосредоточена почти половина всех компаний, работающих на энергетическом рынке.

В настоящее время в Норвегии регулирование электроэнергетики в основном сводится к следующему:

  • определение правовых основ деятельности в данной сфере;

  • установление системы лицензирования, условий выдачи и аннулирования лицензий;

  • формирование требований для доступа на рынок;

  • регулирование системы оплаты услуг компаний естественных монополистов;

  • определение условий доступа потребителей к услугам, оказываемым сетевыми компаниями;

  • рассмотрение споров между субъектами отрасли;

  • наложение штрафов и иных взысканий на субъектов рынка электроэнергии, не выполняющих нормативно правовые предписания;

  • поддержание стабильности функционирования отрасли в целом.


2.2 Электричество оптом
Следующим шагом в реформировании электроэнергетики Норвегии стало создание оптового рынка электроэнергии. Поскольку реформа электроэнергетики началась практически одновременно во всех скандинавских странах и Финляндии, в 1993 году была создана биржа Nord Pool, на которой торгуются физические контракты и финансовые инструменты на поставку электричества.

Установление правовых основ деятельности биржи осуществляется Парламентом Норвегии. Свою деятельность энергетическая биржа осуществляет на основе лицензии, выданной Норвежским Директоратом по водным ресурсам и энергетике, который является и независимым регулирующим органом биржи в соответствии с Законом об энергетике Норвегии 1991 года.

Органами управления биржи являются Совет директоров и Рыночный совет. Рыночный совет подотчетен Совету директоров по всем вопросам, связанным с организацией рынка, порядком торговли и другим.

Акции Nord Pool поровну разделены между норвежской компанией Statnett и шведской Affдrsverket Svenska Kraftnдt. Биржа Nord Pool каждый час устанавливает цены на электрическую энергию для Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании. Эти краткосрочные, или спотовые, контракты, являются ориентиром для среднесрочных и долгосрочных контрактов.

На сегодня на бирже Nord Pool присутствует около трехсот компаний, которые торгуют электричеством на одном или нескольких рынках. Компании Северных стран составляют примерно 55 процентов всех участников биржи, на ней представлены также игроки из Великобритании, Германии, США, Швейцарии, Франции, Италии и Нидерландов.

Биржа Nord Pool организована в виде четырех самостоятельных рынков - спотового, фьючерсного, рынка опционов и базового.

Спотовый – это рынок торговли физическими контрактами на поставку электроэнергии на следующие сутки.

Правовые основы функционирования рынка физических поставок были заложены в Положении Норвежского парламента №11 1995/96 года. Со 2 января 2002 года рынок физических поставок электрической энергии работает в рамках самостоятельного структурного подразделения биржи Nord Pool Spot AS, которое зарегистрировано в Государственном регистре коммерческих предприятий Норвегии. Лицензия, выданная Nord Pool Spot AS Норвежским Директоратом по водным ресурсам и энергетике, предусматривает право на организацию рынка и надзор за торговлей электрической энергией.

Рынок физических поставок разделен на два сектора: Elspot и Elbas. Elspot является рынком электрической энергии и мощности, на котором торгуются контракты на физические поставки на сутки вперед.

На рынке физических поставок Elbas торговля осуществляется непосредственно перед поставкой с целью балансирования спроса и предложения электрической энергии. Эта часть рынка начала эффективно функционировать с 1998 года. Сегодня есть возможность сводить энергобаланс производства и потребления за 2 часа до момента поставки электроэнергии.

Цена на спотовом рынке формируется в зависимости от спроса и предложения и обновляется каждый час в течение суток. В соответствии с указанными интервальными ценовыми заявками, начиная с минимальных уровней ценовых предложений и в порядке их возрастания, системный оператор составляет график нагрузки электростанций и на основании прогнозируемого графика потребления определяет:

  • равновесную цену оптового рынка

  • величину необходимого оперативного резерва мощности

  • график участия электростанций в покрытии оперативного и аварийного резервов мощности.

Спотовая цена оптового рынка в каждом из расчетных интервалов времени включает равновесную цену производства, стоимость поддержания оперативного резерва и мобилизации аварийного резерва мощности.

Есть ряд особенностей спотового рынка Норвегии: во-первых, норвежский спотовый рынок является единым, то есть нет разделения на региональные рынки, во-вторых, оптовый рынок Норвегии с самого начала не был построен по принципу вывода на него всех производителей электроэнергии.

Спотовый рынок является важнейшим ориентиром на рынке электроэнергии, а для компании Statnett – индикатором состояния всей отрасли, поскольку показывает изменения спроса, производства и предложения.

Фьючерсный рынок предназначен для страхования от резких изменений цен на электрическую энергию. Фьючерсные и форвардные контракты могут заключаться на срок от одного дня до трех лет.

Сделки на фьючерсных и форвардных рынках заключаются на срок не более 3-х лет. Они отличаются по способу расчета в период торговли. Разница в торговле фьючерсными и форвардными контрактами заключается в расчете изменений в стоимости контракта.

Для фьючерсных контрактов стоимость портфеля рассчитывается ежедневно, и суммы выигрышей и проигрышей определяются и перечисляются продавцам и покупателям ежедневно. Фьючерсы могут быть однодневными, недельными, блочными (4 недели) и квартальными. По мере приближения даты платежа квартальные сделки дробятся на блочные, недельные и суточные. Детально процедура трансформации контрактов описана в Соглашении об участии в Nord Pool. Форвардные сделки являются исключительно квартальными.

По форвардным контрактам расчеты не производятся до начала периода поставки. Расчеты накапливаются ежедневно на протяжении всего периода торговли контрактами. Весь накопленный доход можно использовать на уменьшение гарантийных требований (требования складываются из минимальной страховки, маржи плюс нереализованные убытки (отрицательные разницы)минус нереализованные прибыли (положительные разницы).

Законодательные рамки торговли финансовыми инструментами установлены норвежским законодательством: Законом о торговле ценными бумагами (Norwegian Securities Trading Act)и Новым законом о биржах (The New Norwegian Exchange Act), принятыми в 1997 и 2000 годах соответственно.

Специально для торгов финансовыми инструментами были образованы 2 структурных подразделения биржи: Nord Pool ASA и Nordic Electricity Clearing house ASA (NECH). Регулирующим органом для NECH является Комиссия Норвегии по банковской деятельности, страхованию и ценным бумагам.

Опционы на покупку и продажу электроэнергии представляют собой обязательства совершения будущих контрактов. Покупка опциона позволяет реализовать право покупки контракта по наименьшей цене.

Базовый рынок является инструментом, регулирующим физические контракты, заключаемые на финском и шведском рынках электрической энергии.

Nord Pool является не только торговой площадкой, но и предлагает своим клиентам услуги клиринга, т.е. учет взаимных расчетов за контракты и финансовые инструменты. Продавцы и покупатели на бирже заключают не двусторонние, а трехсторонние сделки, что является дополнительным гарантом надежности заключаемых контрактов.

Сегодня объем электроэнергии, продаваемой через Nord Pool, не превышает 30 процентов от общего объема, производимого генерирующими мощностями Норвегии, большинство контрактов совершается непосредственно между продавцом и покупателем. Вместе с тем, наметилась тенденция к объединению региональных энергетических рынков и превращению его в общеевропейский энергетический пул.
2.3 Что делать с рыночной стихией
2006 год может войти в историю Норвегии как еще один год «энергетического кризиса». С первым ценовым шоком страна столкнулась зимой 2002-2003 года, в тот период уровень воды в резервных водохранилищах оказался намного ниже нормы, и цены на электричество поднялись до рекордно высоких отметок. Лето 2006 года также выдалось очень засушливым, кроме того, недостаток спроса был обусловлен целым рядом сопутствующих факторов. Свою роль сыграли и непредвиденные остановки ряда энергоблоков на шведских атомных электростанциях, и ошибки при строительстве подводного кабеля из Дании в Норвегию, и проблемы с импортом электроэнергии из Польши.

В сентябре цена спотовых контрактов на бирже Nord Pool достигла отметки в 63 эре за кВт-ч (примерно 0,08 евро), тогда как год назад уровень цен находился на отметке в 26 эре. Некоторые эксперты предсказывают новый ценовой шок, который ожидает норвежцев зимой. Большинство домов в стране отапливается электричеством, и на зимний период приходится пик спроса. Норвежским потребителям придется платить за электричество в лучшем случае 2 кроны за кВт-ч, а в худшем – целых 3 кроны.

Проблема высоких цен на электроэнергию стала политической, что во многом связано с предстоящими в 2007 году местными выборами. Норвежское правительство было вынуждено объявить о мерах, направленных на поддержку наиболее незащищенных категорий потребителей, и о ряде других нерыночных мер. В частности, планируется выделить ста тысячам домашних хозяйств финансовую помощь на оплату электричества зимой. Кроме того, правительство обещает финансовую помощь тем, кто согласится установить дома тепловую завесу или камин, работающий на гранулированных отходах от переработки древесины.

Министерство нефти и энергетики страны предложило также ввести для частных потребителей двойную шкалу оплаты электричества: тот, кто расходует энергии больше некоторой «социальной нормы», должен платить по повышенной ставке. Оппоненты правительства из числа правых популистов предлагают снизить налог на добавленную стоимость, особенно в те периоды, когда цена особенно растет. Левые партии, напротив, винят в бесконтрольном росте цен слишком либеральные законы и призывают к большему регулированию рынка, например к ограничению экспорта.

Аргументам левых не откажешь в логике: летом из-за жары вырос спрос на электроэнергию в Германии, и Statkraft не преминула увеличить поставки энергии в эту страну, уменьшая и без того низкие запасы воды в водохранилищах. Они подчеркивают тот факт, что в момент начала реформ в Норвегии имел место избыток установленной мощности, а теперь страна экспортирует электричество во все большем объеме вместо того, чтобы строить новые станции. В дело может вмешаться также Европейский Союз: эксперты этой организации выступают против каких-либо дотаций потребителям и настаивают на еще большей либерализации норвежского рынка, в том числе на отмене закона о концессиях. Поскольку Норвегия входит в Европейское экономическое пространство и обязана подчиняться энергетическим директивам ЕС, ей угрожают подачей иска в международный арбитраж в Люксембурге.
ГЛАВА 3. Нормативно-правовое регулирование электроэнергетики
Для реализации намеченной электроэнергетической политики был принят комплекс нормативно правовых актов, регулирующих отношения в электроэнергетической отрасли.

В новом законодательстве были заложены правовые основы функционирования электроэнергетики, безопасности и надежности работы, повышения экономической эффективности, защиты окружающей среды.

Суть принятых нормативно-правовых актов заключалась в разделении конкурентных и монопольных сфер деятельности в электроэнергетике.

Сфера действия принятых законов об электроэнергетике распространяется на отношения связанные с генерацией, передачей и поставкой электроэнергии.

Общей чертой соответствующих законодательных актов Норвегии, Швеции, Финляндии и Дании является установление системы лицензирования в электроэнергетике.

Лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • строительство и эксплуатация объектов, связанных с производством электрической энергии;

  • сооружение и эксплуатация линий электропередачи;

  • деятельность, связанная с генерацией, преобразованием, передачей и распределением электроэнергии;

  • осуществление экспортно-импортных операций на рынке электроэнергии.

Порядок и условия выдачи, а также отзыва лицензии непосредственно разъясняются в актах органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование электроэнергетики.

Нормативно правовые акты содержат нормы, обеспечивающие недискриминационный доступ к сетям. К сетям должны быть подключены любые обратившиеся потребители, оборудование которых соответствует установленным нормативным и техническим условиям подключения. Кроме того, организации, осуществляющие поставку электрической энергии, обязаны обеспечивать надежное и бесперебойное снабжение электрической энергией. В целях исключения манипулирования рынком и обеспечения прозрачности деятельности эти компании обязаны ежегодно публиковать финансовые отчеты о своей деятельности.

В 1991 г. в Норвегии был принят закон об энергетике, предусматривающий разделение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности:

  1. Закон определил производство и поставку электроэнергии как сферы, в которых должна быть введена конкуренция.

  2. Сферы передачи и распределения электроэнергии должны развиваться и функционировать как естественные монополии.

  3. В вертикально интегрированных компаниях закон потребовал разделения отчетности по видам деятельности.

  4. Закон обязал владельцев сетей обеспечивать транспорт электроэнергии для любого поставщика или потребителя на одинаковых условиях. При этом предоставил потребителям право покупки у любого поставщика электроэнергии.

  5. Установил необходимость получения лицензий для строительства, расширения и эксплуатации объектов электроэнергетики, а также ввел новый тип лицензии - лицензии на торговлю.

Согласно этому закону в 1992 г. Национальная энергетическая компания была разделена на национальную сетевую компанию Statnett, которая также стала системным оператором Норвегии, и производственную компанию Statkraft. Следующим этапом развития рынка стал допуск на него мелких потребителей. Важной особенностью норвежского энергетического рынка являлось то, что потребители электроэнергии получили возможность менять поставщика без каких-либо дополнительных расходов, что способствовало развитию конкурентных отношений.

Отличительной чертой нового законодательства Норвегии от законодательства других Скандинавских стран является совмещение регулирования электроэнергетики и теплоэнергетики.

Закон не применяется к отношениям, связанным с использованием водопадов и прочих водотоков, используемых для генерации электроэнергии. Эти отношения регулируются законодательными актами, принятыми ранее (Закон № 16 «О порядке приобретения водопадов, шахт и другого недвижимого имущества» от 14. 12. 1917 года, Закон № 17 «О регулировании водотоков» от 14. 12. 1917 года).

Для контроля за процессом реструктуризации энергетической отрасли было создано регулирующее агентство - Норвежский Директорат по водным ресурсам и энергетике, подчиненный Министерству нефти и энергетики. В его функции входят гидрологическое обследование, наблюдение за наводнениями, безопасностью дамб, инвентаризация гидроресурсов, лицензирование как развития ГЭС, так и строительства и эксплуатации электроустановок и районных котельных.

Директорат регулирует монополии в передаче и распределении электроэнергии, осуществляя контроль за предлагаемыми инвестициями и работой электрических сетей.

Кроме того, Директорат наделен компетенцией по разрешению споров между субъектами электроэнергетической отрасли.
ГЛАВА 4. Особенности ценообразования на энергетических рынках
В Норвегии применяется система ценообразования на услуги по передаче с использованием зональных тарифов. Ее суть заключается в том, что страна поделена на определенные зоны, и тариф за транспортировку рассчитывается для каждой такой зоны. Кроме того, в Норвегии взимается дополнительная плата за поставку электроэнергии в случае возникновения в системе дефицита («узких мест») в системе.

В Норвегии существует свободное ценообразование на рынке производства и сбыта электрической энергии, цены на передачу электрической энергии устанавливают сетевые предприятия-монополисты самостоятельно, но с учетом требований Норвежской администрации по водным ресурсам и энергии. Главное ее условие - получение выручки в определенных пределах, которая определяется для каждой компании отдельно. Фиксированная величина выручки является стимулом снижения затрат и повышения эффективности, так как вся прибыль остается в компании и не перераспределяется на следующий период.

Цена электричества для конечного норвежского потребителя складывается из рыночной цены энергии, платы за ее доставку по сетям и налогов, которые платятся государству. В общей цене потребителя каждая издержка составляет примерно третью часть.

Цена электроэнергии определяется соотношением спроса и предложения, т.е. потребления и производства электричества, на общескандинавском рынке Nord Pool. Примерное соотношение различных видов электрической энергии, вырабатываемых Северными странами, выглядит следующим образом:

  • гидроэлектроэнергия (главным образом – Норвегия и Швеция) – 50%,

  • атомные электростанции (Швеция, Финляндия) – 20%,

  • электростанции, работающие на газе и мазутном топливе (главным образом Дания и Финляндия) – 10%,

  • угольные электростанции (в основном Дания и Финляндия) – 10%,

  • ветряные электростанции, а также станции, работающие на отходах от деревопереработки (Дания, Финляндия) – 10%.

Северные страны ведут торговлю электричеством со своими соседями, и на скандинавский рынок поступает энергия из России, Польши и Германии.

В Норвегии принято делить потребителей на три основные группы, на каждую из них приходится примерно треть электроэнергии: домашние хозяйства, энергоемкие производства, прочие субъекты хозяйственной деятельности. Призывы правительства к ограничению потребления со стороны домашних хозяйств оправданны, поскольку их вклад в общий спрос на электричество примерно равен потребностям всех энергоемких отраслей страны.

Среди факторов, влияющих на ценообразование, отмечаются долговременные и кратковременные. Первые зависят от спроса и предложения: рост экономики и жизненного уровня приводит к росту спроса, что вызывает повышение цен. Инвестиции в новые мощности приводят к росту предложения на рынке электричества, что вызывает снижение цен. Строительство новых кабелей с соседними странами вызывает приток дополнительного электричества, что повышает энергетическую безопасность и снижает разницу между ценами в летний и зимний период.

К кратковременным факторам относятся значения температуры в зимнее и летнее время, уровни осадков и воды в водохранилищах, цены на различные виды топлива, состояние сетевого хозяйства. Морозные зимы вызывают дополнительный рост потребления электроэнергии на обогрев, в результате чего растут цены. Жаркое лето в Европе побуждает необходимость кондиционирования воздуха, что также сопряжено с повышенным спросом на электроэнергию, особенно в дневное время, и с ростом цен. Повышенный уровень осадков позволяет быстрее пополнять резервы для гидроэлектростанций, что увеличивает производство и приводит к снижению цен. В засушливые годы, какими являлись 2003 и 2006, наблюдается обратная картина.

Высокие цены на уголь, газ и нефть приводят к росту стоимости выработки энергии на электростанциях, работающих на этих видах топлива. В цену электричества, вырабатываемого на таких станциях, теперь входят также расходы на оплату выбросов двуокиси углерода, что является следствием требований Киотского протокола. Наконец, низкая пропускная способность сетей в сочетании с недостаточным производством электроэнергии в какой-либо области страны приводит к невозможности полного удовлетворения спроса, что также приводит к росту цен.

Как видим, прогноз ценообразования на норвежском рынке является многопараметрической и весьма сложной задачей, поэтому найти универсальные рецепты, обеспечивающие развитие отрасли и интересы потребителя, пока не удается.

Вопрос об оптимальном соотношении рыночных механизмов и государственного регулирования в электроэнергетике Норвегии остается открытым.
Тарифы на электроэнергию
Тарифы на электроэнергию в 2005 г. рассчитаны по средней цене – 27 эре (1/100 кроны) за кВт/час. (4,15 цента).

При расчёте тарифов на электроэнергию по варианту «средних» цен на перспективу, стоимость 1 кВт/часа на весь период определена в размере 25 эре (3,85 цента).

При расчёте тарифов на электроэнергию по варианту «высоких» цен, стоимость 1 кВт/часа возрастёт к 2010 г. до нового ценового уровня – в пределах 32-33 эре (4,92–5,08 цента).

При расчёте тарифов на электроэнергию по варианту «низких» цен, предполагается, что цены на выбросы газа CO2 упадут со 100 эре за куб.см (15,4 цента) до 67 эре (10,3 цента). В этом случае цены на электроэнергию понизятся с нынешнего уровня 27 эре за кВт/час. (4,15 цента) до 18 эре за кВт/час.(2,8 цента) к 2030 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После реструктуризации отрасли в электроэнергетике Норвегии на данный момент функционируют большое число энергокомпаний, в том числе:

  • около 100 энергокомпаний, занимающихся производством, передачей и распределением электроэнергии;

  • 100 энергокомпаний занимаются производством и передачей электроэнергии;

  • 110 распределительных энергокомпаний с незначительной генерацией или ее полным отсутствием.

Но всего лишь 34 энергокомпании имеют 96 процентов генерирующих мощностей, 5 самых крупных из них - 58 процентов мощностей, муниципальные энергокомпании владеют 55 процентами и частные - 15 процентами генерирующих мощностей.

В результате реформирования отрасли был сформирован единый эффективный рынок электроэнергии Норвегии, инфраструктура которого включает:

  • государственную сетевую компанию Statneft;

  • государственную генерирующую компанию Statkraft;

  • вертикально-интегрированные компании, являющиеся владельцами локальных сетей и производящих 55% электроэнергии, которые контролируются муниципалитетами;

  • независимые компании, занимающиеся производством электроэнергии;

  • независимого системного оператора;

  • независимого коммерческого оператора Nord Pool.

В Норвегии после реформирования был создан оптовый рынок электроэнергию, включающий в себя:

  • во-первых, спотовый рынок, который представляет собой ежедневно проводимый за сутки до осуществления поставок аукцион ценовых заявок продавцов и покупателей, по результатам которого устанавливается равновесная цена на каждый час следующих суток и соответствующие индивидуальные графики производства и потребления электроэнергии участниками рынка,

  • во-вторых, срочный (договорной) рынок, который связан с формированием двусторонних форвардных договоров на среднесрочную (месяц, квартал, полгода) и долгосрочную (год, несколько лет) перспективы, заключение которых позволяет участникам рынка снизить их риски, связанные с возможными изменениями цены на спотовом рынке.

Итогом полного дерегулирования розничного энергетического рынка Норвегии стало то, что цена электроэнергии для всех конечных потребителей определяется на рынке с учетом регулируемых тарифов на сетевые услуги и предусматривает разумную норму рентабельности энергокомпаний, фиксированную в реальном выражении на определенный период времени.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. "Энергетическая биржа в Скандинавии". - КОРИНФ. - № 45.

http://www.goodstudents.ru/



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Мировая практика бизнеса» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Теория...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мировая практика бизнеса» icon1. Современная мировая практика использования импортных пошлин
Специфика регулирования импортных операций в современной мировой экономике
«Мировая практика бизнеса» iconМеждународная Школа Бизнеса (мшб) ibs-plekhanov Тематический модуль Этика бизнеса
Тематический модуль «Этика бизнеса» (Business Ethics)/ Сост. Л. Б. Филиппова, М. С. Циликова, И. В. Авакумова, Л. П. Тимошенко, Е....
«Мировая практика бизнеса» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика
«Мировая практика бизнеса» iconУчебно-методический комплекс дисциплины р. 2 «Оценка стоимости бизнеса»
Целью изучения дисциплины «Оценка стоимости бизнеса» является получение и закрепление студентами знаний в области теории и практики...
«Мировая практика бизнеса» iconЛ. Г. Решетникова Финансирование бизнеса
Решетникова Л. Г. Финансирование бизнеса: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 080300....
«Мировая практика бизнеса» iconРеферат (Реф)
Общетеоретические и методологические проблемы экономики, оценка бизнеса, рынок жилья, безопасность бизнеса 7
«Мировая практика бизнеса» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Финансы корпораций» Ростов-на-Дону
«Мировая экономика», 061100 «Менеджмент организации» специализации «Финансовый менеджмент», 080105 "«Финансы и кредит"» и рекомендован...
«Мировая практика бизнеса» iconТема урока Кол-во часов
Иметь представление о видах бизнеса, капитале и прибыли, связях семейного бизнеса с государством
«Мировая практика бизнеса» iconСогласно учебному плану учебная практика и практика по профилю специальности...
Продавец продовольственных товаров, 12721 «Кассир торгового зала)» 3 недели проводится в 1 семестре: производственная практика (по...
«Мировая практика бизнеса» iconУчебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Интеграционные...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для направления 080102. 65 – Мировая экономика,...
«Мировая практика бизнеса» iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
«Мировая практика бизнеса» iconМагистерские программы «Мировая политика», «Мировая политика и международное...
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
«Мировая практика бизнеса» iconПедагогическая практика по информатике Направление подготовки
Эвм, операционные системы, сети и интернет технологии); курсы методики обучения и воспитания (информатика), педагогики и психологии,...
«Мировая практика бизнеса» iconРефератов по дисциплине «Инвестиции на рынке товаров и услуг»
Оценка бизнеса. Особенности применения метода сравнительного анализа продаж при оценке бизнеса
«Мировая практика бизнеса» iconНоу впо вологодский институт бизнеса утвеждаю
Составитель: Дьякова Н. С., к фил н., доцент кафедры гуманитарных и социальных наук Вологодского института бизнеса


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск