Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа





Скачать 122.07 Kb.
НазваниеВариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа
Дата публикации16.08.2013
Размер122.07 Kb.
ТипАнализ
100-bal.ru > Физика > Анализ
Вариативность форм и методов по подготовке к ЕГЭ и ГИА

Тарасенко Е.Ю., учитель физики

МОУ СОШ №16 г.Балашова
В настоящее время модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечит достойную жизнь всем нашим гражданам.
Согласно концепции модернизации российского образования среднее (общее) образование нацелено на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Можно только приветствовать появление Национальной образовательной инициативы "Наша новая Школа", большая надежда на стандарты второго поколения. А чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. И я полностью поддерживаю необходимость независимой проверки знаний школьников не только после 11 –го класса, но в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы.
Необходимо вводить новые требования к качеству образования, расширять список документов, характеризующих успехи каждого школьника. И все-таки, по моему мнению, Единый государственный экзамен, оставаясь основным, не должен быть единственным способом проверки качества образования. Я думаю будущее за независимым оцениванием – это перспективная форма проверки знаний школьников. Выпускники каждой ступени пройдя независимое оценивание должны доказать, что они достойны обучаться наследующей ступени. Но и ЕГЭ и ГИА-9, должны иметь «человеческое лицо».
Необходимо тщательно анализировать итоги независимого оценивания, обозначать проблемы и решать их незамедлительно, по мере поступления, на всех уровнях. А проблем еще немало.
Опыт проведения ЕГЭ и ГИА-9, а так же пробных работ и по физике и по другим предметам свидетельствует о необходимости предварительной подготовки не только учащихся, но и учителей к этой форме контроля. Бесспорно, работа учителя не должна сводиться только к работе по тестам.
Анализ пробных тестирований и ЕГЭ показал, что более половины учащихся затрудняются при содержательном раскрытии физических понятий и объяснении сущности физических методов и границ их применения, а большинство учащихся не смогли применить знания теоретических фактов для решения различных классов физических задач. Большинство учащихся испытывают существенные затруднения при решении графических задач, усвоение которых контролируется в рамках ЕГЭ, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать свою точку зрения. Это говорит о низком уровне сформированности технологической компетенции, самой значимой для практической деятельности.
Учитывая эти проблемы, необходимо организовывать работу по разработке и усовершенствованию методического обеспечения ЕГЭ и ГИА-9.Уделять особое внимание планированию и проведению текущего и итогового повторения, технологию подготовки учащихся к ЕГЭ и ГИА-9. В то же время не надо забывать, что регулярно проводимое тематическое тестирование позволяет учителю быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по каждой теме курса и оперативно реагировать на них. Как итоговый контроль тестирование может обеспечивать такие качества результатов проверки, как надежность и объективность. В этой связи необходимо органично включать тестовые формы контроля в учебный процесс, помогая учащимся овладевать техникой работы с тестами, постепенно готовя к ЕГЭ. Следует организовать систематическое повторение базовых элементов курса на протяжении всех лет изучения физике, используя в этих целях тематический и итоговый контроль.
Процедура прохождения Государственной итоговой аттестации - деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта учеников и предъявляющая особые требования к уровню взаимодействия учителя и ученика.
Задача учителя - подготовить ученика так, чтобы он самостоятельно смог набрать максимально возможное для него количество баллов. Поэтому система работы по подготовке к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ складывается из совместной работы и учителя и ученика на уроках и неаудиторных занятиях.
Перед учителем сегодня стоит проблема не только дать свой предмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при выполнении заданий практического содержания, научить учащихся приступать к исследованию, поиску новых способов, приучить рассуждать, доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет.
Очень важно приучить учащихся добывать знания индивидуально и коллективно. Для этого хорошо бы на уроках организовывать мини-диспуты, которые затем продолжались бы и на переменах, и после уроков. Давая готовые рецепты решения проблем, поставленных на уроке, мы лишаем главного - формирования мыслительного процесса, мы его сокращаем до минимума, пытливость ума тормозиться, поэтому в будущем у ребенка и возникает на ЕГЭ паника.
Современный школьник порой инфальтилен, не организован, ленив. Как побудить учиться? Чем заинтересовать? На примере чего и кого воспитывать?
Всем хорошо известно, что проблемы обучения и воспитания очень тесно связаны между собой. Нельзя, делая одно, упускать другое. Вывод только один. Невозможно не воспитывая учить и научить. И воспитываем мы не только будущих математиков, а прежде всего людей, любящих своих близких, свою Родину (как редко стали об этом говорить на всех уроках, все затмила подготовка к ЕГЭ), людей, готовых не только изучить научный опыт прошлых поколений, но и готовых приумножить его, способных воспитать себе подобных.
Современный школьник и родитель практически во всех школьных неудачах винят учителей, бесспорно, их вина тоже есть. Но подчас не хочется «порыться» в себе, не оправдывать свою лень, попытаться найти первопричину неуспеваемости или конфликта.

В современной концепции физического образования усилена роль экспериментальных и практических умений учащихся.

Анализ демонстрационных вариантов ГИА показал, что в части 1 значительно увеличилось число заданий, успех выполнения которых зависит от умения учащихся работать с разными источниками информации: графиком, таблицей, рисунком, схемой, фотографией. В перспективе доля заданий в тестах ЕГЭ, направленных на проверку практических и экспериментальных умений, учащихся будет увеличиваться. Кроме того, среди заданий базового и повышенного уровней фотографии явлений, приборов, экспериментальной установки и т.д. будут вытеснять рисунки и схемы. Анализ рекомендованных к использованию учебников физики из федерального перечня показал, что дидактический аппарат большинства из них ориентирован на информационный характер изложения материала, не побуждающий учащихся к активному чтению, анализу, сопоставлению, оценке информации, перекодированию ее в другие формы (таблицу, схему, рисунок и т.д.)

Традиционные сборники задач по физике авторов В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой (7−9 класс) и А.П.Рымкевич (10−11 класс) тоже почти не содержат заданий, ориентированных на активную работу учащихся с графиками, таблицами, схемами, диаграммами, рисунками и т.п.

Как показал опыт работы, большую помощь в решении данной проблемы оказывает использование на уроках физики рабочих тетрадей. Содержание заданий почти всех рабочих тетрадей носит деятельностный характер и направлено на системную и систематическую отработку необходимых для успешного обучения физике умений учащихся. Почти все рабочие тетради сделаны для 7−9 классов. Именно в этих классах с самого начала изучения физики должны формироваться и развиваться экспериментальные и общие учебные информационные умения учащихся.

Почти все тетради входят в определенный учебно-методический комплекс, но большинство из них универсальны и могут использоваться с некоторой корректировкой с любым учебником. Можно комбинировать работу по 2 тетрадям.

Наиболее интересными с точки зрения оригинальности и актуальности содержания заданий являются рабочие тетради следующих авторов:

1. Н.К.Мартынова, И.Т. Бовин, Е.А. Коротаев и др. Рабочая тетрадь по физике. 7 класс. М.: Просвещение, 2004.

В тетради почти не содержится рисунков, но есть много пустых квадратов, в которых ученик сам должен сделать чертеж, иллюстрацию явления, схему установки или опыта, записать формулу и т.д. В конце тетради приведены лабораторные работы, в которых ученик должен провести предварительную работу по повторению материала, сам сформулировать цель, описать свои действия, описать по плану прибор, провести самоанализ деятельности и сделать выводы.

2. Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. Рабочая тетрадь по физике. 7 и 8 класс. М.: Дрофа, 2003.

Тетради содержат большое количество лабораторных и практических работ, в том числе домашних, требующих описания наблюдений, выдвижения гипотезы, формулирования выводов.Много заданий на работу с таблицами и графиками, рисунками и схемами. Есть задания к тексту параграфа («Напишите план»). Задания на смысловое чтение текста (вставьте пропущенные слова, закончите предложение). Задания на сравнение.

3. Л.С. Хижнякова, М.Е. Бершадский, А.А. Синявина и др. Рабочая тетрадь по физике. Часть 1, 2.: Для 7−8 клссов. М.: Вита-Пресс, 2000.

Находкой этих авторов являются задания, формирующие у учащихся умение представлять зависимость тремя способами: формулой, таблицей и графиком. Много заданий на заполнение таблиц, причем приводятся примеры, как это надо делать. В лабораторных работах от учащихся требуется сформулировать гипотезу, вывод. В тетради приводятся интересные фрагменты текстов по истории физики. К ним даются задания, направленные на формирование у учащихся смыслового чтения.

4. А.А. Фадеева. Физика. Рабочая тетрадь для 7, 8 класса. М.: Издательский Дом «ГЕНЖЕР», 2006.

Тетрадь отличается очень большим количеством заданий, направленных на работу с рисунками. Много заданий на работу с графиками, таблицами.

5. Т.А. Ханнанова, Н.К. Ханнанов. Физика. 7 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.

Эта тетрадь отличается от других огромным разнообразием заданий по форме и содержанию: работа с рисунками (опытов, явлений, устройств, приборов); анализ и построение графиков; установление закономерностей по данным таблицы; изображение направления сил; работа с текстом (установить соответствие между высказываниями; сформулировать высказывание о закономерности между физическими величинами; вставить пропущенные в тексте слова; заполнить пропуски в тексте, ответив на приведенные в скобках вопросы; закончить фразу; составить из фраз связанный рассказ и т.д.). Таким образом, задания из рабочих тетрадей имеют огромный развивающий потенциал для учащихся, побуждают их к экспериментальной деятельности (в том числе и домашней), учат смысловому чтению, работе с рисунками, графиками, таблицами, схемами, помогают понять физические зависимости, учат сравнивать, описывать, доказывать, находить причину и следствие, выдвигать гипотезы, делать выводы, анализировать свою деятельность и т.д.

Использование рабочих тетрадей на уроке физики в 7−9 классах поможет учителю спланировать свою деятельность по развитию экспериментальных и общих учебных информационных умений у учащихся и подготовить их к рубежному тестированию и в дальнейшем к сдаче ЕГЭ.

Использование компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ на примере использования программы MiraxTest

Применение компьютерного тестирования в школе может решить одновременно две важные образовательные задачи. С одной стороны, система компьютерного контроля знаний — это система тестирования, которая проводит анализ знаний учащихся при помощи современных информационных технологий, и тем самым позволяет образовательным учреждениям реализовать насущный социальный заказ: информатизация современного общества, то есть подготовка выпускников, владеющих информационными технологиями. С другой стороны, групповое тестирование, проводимое в компьютерном классе с помощью локальной школьной сети, делает подготовку учащихся к ЕГЭ по предмету планомерной и систематической, так как компьютер – практически идеальный инструмент для проведения тестов. Благодаря этому процедура становится очень простой и массовой, а система оценки более объективной.

Для того чтобы организовать в школе компьютерное тестирование, необходимо иметь программу, с помощью которой можно одновременно создавать тест и проводить тестирование учащихся. Примером такой программы может служить Mirax Text. При желании ее можно скачать бесплатно из Интернета по следующей ссылке http://dl.softportal.com/load/MiraxTest_1_2.exe. Программа занимает небольшой объем памяти, поэтому ее можно также переносить с помощью электронных носителей памяти.

Так выглядит содержимое папки Mirax Text. В ней кроме редактора тестов и файла режима тестирования, хранятся все созданные тесты и папка, в которую автоматически вносятся результаты тестирования.

5m

Для того чтобы создать или редактировать тест, необходимо в папке Mirax Text открыть файл Local Editor. Окно, открывшееся перед вами, будет разделено на три части.

2m

Чтобы ввести вопрос, необходимо нажать на кнопку “Добавить вопрос”, и в открывшееся поле или впечатать, или вставить предварительно скопированный вопрос теста. Если есть необходимость, что-либо изменить в вопросе, нажмите на кнопку”Изменить” и внесите поправки.

В нижнюю левую часть окна редактора вставляются сопроводительные рисунки к тесту или, это специфика нашего предмета, необходимые формулы. Предварительно формулы нужно создать в редакторе формул (например, в Mickrosoft Word на панели инструментов выбираем Вставка, далее Объект, Объект Eqution) и сохранить как графический объект с расширением jpg, jpeg, gif, bmp. Если у вас уже есть готовые формулы (отсканированные, из Интернета, с дисков с электронными учебными пособиями), их нужно сохранить с соответствующим расширением и вставить. Далее нажав на кнопку m6, вы можете выбрать сохраненный рисунок и вставить его, нажав на кнопку ОК.

В правой нижней части окна редактора находится поле введения ответов. В верхней части этого поля имеются три кнопки 7m: Новый ответ, Изменить, Удалить. Для введения ответа нужно нажать первую кнопку, ввести текст (рисунки и формулы здесь не вводятся) ответа и нажать ОК. Каждый ответ необходимо вводить отдельно. Если ответ правильный, нужно поставить галочку в соответствующем окошке.

Так выглядит окно режима редактирования после создания теста.

8m

или

4m

После того, как тест создан, его нужно сохранить в папке Mirax Text с расширением tst. Если в дальнейшем вы захотите что-то изменить в уже созданном тесте, то в режиме редактирования на панели инструментов выбираем Файл, далее Загрузить, находим в папке необходимый тест.
В режиме тестирования окно программы выглядит так: СЛАЙД

9m

Время тестирования может варьироваться. Вопросы одного и того же теста появляются случайным образом, поэтому имея всего лишь один вариант теста, мы можем протестировать целый класс.

По окончании теста программа дает детальные отчеты, которые позволяют получить максимально полную информацию обо всех сеансах проведенных тестирований, причем учитель их может увидеть на своем компьютере, так как они вносятся в папку Результаты тестов.

Учащиеся могут проходить компьютерное тестирование дома с целью осваивания пробных тематических тестов или работы над ошибками. Для этого тесты помещаются на сайте школы в разделе «Дистанционное обучение».

Цифровые носители для подготовки к ЕГЭ

1С:Школа. Физика, 10−11 кл. Подготовка к ЕГЭ


Образовательный комплекс для подготовки к ЕГЭ представляет собой набор справочных материалов, заданий и тренажеров разного типа, предназначенных для повторения и закрепления учебного материала. Кроме того, в него входит система контрольно-диагностических тестов для анализа уровня освоения отдельных тем и всего школьного курса физики. Специальные интерактивные тренажеры по освоению стандартных процедур и обучению решению многоходовых задач позволяют осуществить контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Разработаны также задания с использованием анимаций, фотографий и видеофрагментов.

Готовимся к ЕГЭ. Версия 2.0. Физика

Обновленная версия учебного курса по физике от издательства «Просвещение-Медиа» для подготовки к Единому государственному экзамену. Теоретическая часть курса включает справочные сведения в объеме, необходимом для подготовки к ЕГЭ. В полный курс входят электронные рабочие тетради, а также справочные и теоретические материалы. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. В режиме зачета учащийся будет выполнять экзаменационные задания на время. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ.



Готовимся к ЕГЭ. Физика

Интерактивный курс от издательства "Просвещение-МЕДИА" предлагает серию программ для подготовки к Единому государственному экзамену. Сборник составляют пять курсов, которые помогут школьникам подготовиться к экзаменам по следующим предметам: математике, русскому языку, физике, истории и географии. В полный курс входят учебники - электронные рабочие тетради, а также справочные и теоретические материалы. Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме позволит любому выпускнику оценить уровень своей подготовки по нужному предмету и выявить основные пробелы в знаниях.

ИТАК, комплексное применение различных форм и методов по подготовке учащихся к ГИА И ЕГЭ может привести к успешному прохождению государственной аттестации

Подготовка к итоговой аттестации в современной школе - это комплекс учебных и воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, воли, трудолюбия, чувства долга и ответственности. Игнорирование одной из составляющих комплекса ведет к разрушению целостности учебного процесса, к потере интереса к учению, плохой успеваемости и деградированною личности. А сможет ли такой поврежденный человек нормально существовать и трудиться в нашем обществе? Стоит каждому педагогу задуматься и понять, что цель обучения в школе не просто хорошо сданное ЕГЭ, а воспитание творческой, жизнеспособной личности.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: контроль за подготовкой выпускников к сдаче экзаменов в форме егэ и гиа с целью своевременной корректировки плана по подготовке...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПрограмма «Д еятельность педагогического коллектива школы по подготовке...
«Деятельность педагогического коллектива школы по подготовке и проведению итоговой аттестации выпускников (егэ, гиа)»
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПлан график подготовки выпускников 9 классов моу оош с. Дуплятка...
Формирование школьной рабочей группы по организации гиа, экзаменов по выбору, распределение обязанностей
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПрограмма подготовки к егэ, гиа-9, выпускным экзаменам в традиционной...
Использование данной разработки рекомендуется на этапе текущего контроля знаний обучающихся и усвоения ими пройденного материала,...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconВ фокусе научного исследования
Егэ. Выходом из проблемной ситуации может стать независимая экспертиза реальных результатов егэ, пересмотр целей, задач, содержания,...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПлан работы на февраль 2013 г. Утверждаю: Титова Н. В. 4
Ас при завуче, консультативное совещание по подготовке к гиа и егэ. Скрипченко Т. Н
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа icon«Теорема Виета»
Материал широко используется в 8-11 классах на уроках повторения, в устной работе с учащимися, при подготовке к гиа и егэ
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconИнструкция для уполномоченного гэк в ппэ по подготовке и проведению гиа-9
Открыть пункты проведения экзаменов (далее – ппэ) в форме единого государственного экзамена (далее – егэ) по информатике и икт, биологии,...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа icon«гиа – «генеральная репетиция егэ»
Я учусь в 10 классе моу сош №2 города Неи. В конце прошлого учебного года я и мои одноклассники, как и тысячи других выпускников...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПамятка для выпускников по подготовке к егэ и гиа в новой форме
Трудность запоминания растет непропорционально объему. Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральный институт педагогических измерений (фипи). Особенно обратите внимание на раздел «Открытый сегмент фбтз» – это система...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconТематический план занятий по подготовке к егэ по химии выпускников школ г. Барнаула в 2013 г
Письмо Рособрнадзора от 22 января 2013 г. №10-14 (сроки проведения гиа в новой форме)
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconГрафик работы кабинета №301 на 2013/2014 учебный год
Подготовка к урокам учителей предметников, заполнение электронного журнала, индивидуальный тренинг учащихся по подготовке к гиа,...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconОписание возможностей разработанной программы «готовимся к егэ»
В системе образования России происходят изменения, которые приводят к необходимости пересмотра существующих методов, форм и средств...
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconП лан мероприятий по повышению качества подготовки и проведения процедур...
План мероприятий по повышению качества подготовки и проведения процедур гиа-9 и егэ
Вариативность форм и методов по подготовке к егэ и гиа iconΑ основного вещества в смеси будем называть отношение массы основного вещества m
Эти задачи входят в различные сборники заданий по подготовке к итоговой аттестации по математике за курс основной школы и включаются...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск