Рабочая программа учебной дисциплины





Скачать 228.17 Kb.
НазваниеРабочая программа учебной дисциплины
Дата публикации13.04.2015
Размер228.17 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Физика > Рабочая программа


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Майкопский государственный технологический университет»

Политехнический колледж

Утверждаю

Директор политехнического колледжа

_________________­­­­­­­_______ Х.И. Борс

«_____» ___________________ 2011 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

Физика

Майкоп, 2011

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе

Федерального государственного образовательного стандарта

по специальности среднего профессионального образования
270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Организация-разработчик: политехнический колледж ФГБОУ ВПО «МГТУ»

Разработчики: Буриндина Т.А., преподаватель первой категории

Родионова Т.К., преподаватель первой категории

Рекомендована предметной (цикловой) комиссией общетехнических дисциплин
Председатель ПЦК __________________ Гадагатель Ж.Ю.

Протокол № ______ от «____» ________________ 2011 г.

Содержание
Стр.


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 7

  3. Условия реализации учебной дисциплины 16

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 18


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Практически во всех областях деятельности современного общества и в свете поставленных задач по интенсификации и повышению эффективности производства, развития наукоемких технологий, внедрения нанотехнологий, необходимость физических знаний очевидна. Именно на базе достижений физической науки получили развитие электроника и радиотехника, средства связи, техника производства различных электрических и электромеханических устройств, вычислительная техника, стала возможной автоматизация производственных процессов, развитие телекоммуникаций, получение объемных изображений, построение моделей, объясняющих эволюцию Вселенной.

1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Учебная дисциплина «Физика» является общеобразовательной, устанавливающей базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. Знания по физике способствуют приобщению к самостоятельной творческой работе, приучают анализировать изучаемые явления, помогают глубже проникнуть в их сущность, воспитывают внимание и терпение, знакомят с методом моделирования физической ситуации, учат строить цепь моделей.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью преподавания предмета «Физика» является изучение студентами основополагающих физических представлений о строении материального мира и фундаментальных закономерностей в природе. Курс «Физика» должен способствовать формированию у будущих специалистов научного мировоззрения, логического мышления и расширению их научно-технического кругозора.

Главной задачей курса является овладение основными понятиями и закономерностями физики, получение знаний о важнейших физических моделях, явлениях и методах физических исследований.

В результате изучения дисциплины «Физика» студенты должны

ЗНАТЬ: смысл понятий: естественно-научный метод познания; основу атомистического учения о строении вещества, теорию гравитационного и электромагнитного полей, свойства электромагнитных волн разной частоты, понятия кванта энергии, квантово-волнового дуализма, ядерных взаимодействий, радиоактивных превращений, термоядерного синтеза, эволюции Вселенной; знать о вкладе великих ученых (особенно отечественных) в формирование современной естественно-научной картины мира.

УМЕТЬ:

  • приводить примеры экспериментов и наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного, гравитационного и ядерного полей и взаимосвязь электрического и магнитного полей; волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости протекания процессов от температуры;

  • объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта, средств связи, вычислительной техники, средств управления, робототехники, автоматизированных систем;

  • выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  • работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе; владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений, энергосбережения, безопасного использования материалов в быту, осознанных личных действий по охране окружающей среды.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа рассчитана на 258 часов. Из них аудиторных 172 часа (теоретических – 134, лабораторных – 38). На самостоятельное обучение отводится 86 часов (внеаудиторная самостоятельная работа – 58 часов, рефераты по заданной теме – 28 часов).

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

258

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

172

В том числе:




теоретических часов

132

лабораторных часов

38

контрольная работа

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

86

в том числе:




внеаудиторная самостоятельная работа

58

рефераты по заданной тематике

  1. Вклад отечественных ученых в развитие теории космических полетов.

  2. Роль М.В. Ломоносова в развитии атомистического учения.

  3. Технический прогресс и молекулярно-кинетическая теория вещества.

  4. Тепловые машины и охрана окружающей среды.

  5. Необратимость тепловых процессов.

  6. Невозможность создания вечного двигателя.

  7. Тепловое расширение тел и учет их в технике и быту.

  8. Самостоятельные разряды в газах, их учет и использование в технике.

  9. Полупроводниковые транзисторы в современных электро- и радиотехнических устройствах.

  10. Свойства и применение пара и диамагнетиков.

  11. Работа циклических ускорителей и масс-спектрометров.

  12. Плазмотроны, их использование в технике.

  13. Сверхпроводимость, перспективы использования.

  14. Электромагнитные реле, области их применения.

  15. Радиотелефонная связь. История развития, перспективы развития и применения.

  16. Радиолокация – основы, применение.

  17. Детекторный приемник с усилителем.

  18. Глаз как оптическая система. Недостатки зрения.

  19. Невидимые лучи, их свойства и применение.

  20. Практическое применение спектрального анализа в технике и астрономии.

  21. Индуцированные источники излучения. Лазеры и их практическое применение.

  22. Фотография, перспективы совершенствования.

  23. Волоконная оптика, перспективы развития и применения.

  24. Отечественные ученые-атомщики. Лауреаты Нобелевской и Государственной премий в области изучения атомного ядра.

  25. Давление света и образование кометных хвостов.

  26. Биологическое действие радиоактивных изотопов на живой организм.

  27. Применение радиотермолюминисценсии в криминалистике.

28. Определение возраста археологических находок по радиоактивным долгожителям и палеомагнетизму.

28

Итоговая аттестация в форме экзамена (итогового теста)


Тематический план учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка

Количество аудиторных часов

Самостоятельное изучение

всего

лекционные

лабораторные

Введение

2

2

2

-

-

Раздел 1. Механика

Тема 1.1. Кинематика

Тема 1.2. Динамика

Тема 1.3. Импульс. Энергия. Законы сохранения

Тема 1.4. Колебания и волны

56

10

18

14
14

34

6

12

8
8

30

6

10

8
6

4

-

2

-
2

22

4

6

6
6

Раздел 2. Тепловые явления

Тема 2.1. Основы молекулярно-кинети-ческой теории

Тема 2.2. Основы термодинамики

42

16
26

30

10
20

22

8
14

8

2
6

12

6
6

Раздел 3. Основы электромагнетизма

Тема 3.1. Основы электродинамики

Тема 3.2. Электрический ток в разных средах

Тема 3.3. Магнитное поле

Тема 3.4. Электромагнитная индукция

72

34

14
14

10

48

28

8
8

4

32

14

8
6

4

16

14

-
2

-

24

6

6
6

6

Раздел 4. Колебания и волны

Тема 4.1. Электромагнитные колебания и волны

Тема 4.2. Волновая оптика

48

14
34

34

8
26

24

8
16

10

-
10

14

6
8

Раздел 5. Квантовая и атомная физика

Тема 5.1. Квантовая оптика

Тема 5.2. Физика атома и атомного ядра

26
10

16

16
6

10

16
6

10

-
-

-

10
4

6

Раздел 6. Эволюция Вселенной

Тема 6.1. Большой взрыв – основа эволюции

Тема 6.2. Физика и НТР

12

10
2

8

6
2

8

6
2

-

-
-

4

4
-




258

172

134

38

86

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение




2

1

Раздел 1. Механика




56




Тема 1.1. Кинематика

Механическое движение, относительность механического движения. Системы отсчета. Характеристики механического движения: путь, перемещение, скорость, ускорение.

Самостоятельное изучение: движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Нормальное и тангенциальное ускорение (сообщение, самостоятельное конспектирование).

6

4

1

2

Тема 1.2. Динамика

Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Законы динамики Ньютона. Силы природы: упругость, трение, сила тяжести. Закон Всемирного тяготения. Невесомость.

Лабораторная работа: «Исследование зависимости силы трения от веса тела».

Самостоятельное изучение: невесомость и перегрузки. Учет и использование явлений в технике (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

10

2
6

2

2
1

Тема 1.3. Импульс. Энергия. Законы сохранения

Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Работа, условия ее совершения.

Самостоятельное изучение: механическая мощность (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

8
6

2
1

Тема 1.4. Колебания и волны

Механические колебания, их виды. Гармонические колебания, их характеристики: период, амплитуда, частота, фаза колебаний. Механический резонанс. Механические волны: длина, скорость, свойства волн.

Лабораторная работа: «Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити подвеса».

Самостоятельное изучение: звуковые волны. Ультразвук. Инфразвук, природные проявления, использование в технике и медицине (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

6


2
6

2


2
1


Раздел 2. Тепловые явления




42




Тема 2.1. Основы молекулярно-кинети-ческой теории

История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии молекул. Агрегатные состояния вещества, их объяснение в фазовых переходах.

Модель идеального газа. Связь давления и средней кинетической энергии молекул газа. Изопроцессы. Модель строения жидкости. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Поверхностное натяжение, смачивание, капиллярность. Модель строения твердых тел, механические свойства твердых тел.

Лабораторная работа: «Определение относительной влажности воздуха».

Самостоятельное изучение: аморфные вещества и жидкие кристаллы. Изменение энергии веществ в фазовых переходах, их объяснение с точки зрения молекулярно-кинетической теории (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

8

2
6

2

2
1

Тема 2.2. Основы термодинамики

Внутренняя энергия, способы ее изменения. Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимость тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы в результате применения тепловых машин. Проблемы энергосбережения. Коэффициент полезного действия тепловых машин.

Лабораторная работа: 1. «Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости».

2. «Проверка закона Гей-Люссака».

3. «Определение модуля упругости резины».

Самостоятельное изучение: первый и второй законы термодинамики.

Способы решения проблем охраны окружающей среды от загрязнения (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

14

6


6


2

2


1


Раздел 3. Основы электромагнетизма




72




Тема 3.1. Основы электродинамики

Взаимодействие заряженных тел. Электрический заряд. Закон сохранения электрических зарядов. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля – его основная характеристика. Потенциал поля. Разность потенциалов.

Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление.

Закон Ома для участка цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Э.Д.С. источника питания.

Лабораторная работа: 1. «Определение электроемкости конденсатора».

2. «Изучение законов последовательного соединения проводников».

3. «Изучение законов параллельного соединения проводников».

4. «Определение Э.Д.С. источника питания и его внутреннего сопротивления».

5. «Исследование зависимости мощности от напряжения».

Самостоятельное изучение: тепловое действие электрического тока. Закон Джоуля-Ленца. Работа и мощность электрического тока (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

14

14

6

2

2

2

Тема 3.2. Электриче-ский ток в разных средах

Основные положения электронной теории проводимости металлов. Ток в жидкостях. Законы электролиза Фарадея. Электрический ток в газах. Электрический разряд. Виды разрядов, их применение в технике.

Электрический ток в полупроводниках. Диоды полупроводниковые и триоды, их применение.

Самостоятельное изучение: диоды, триоды, газонаполненные лампы. Ток в вакууме. Вакуумные приборы: электронно-лучевая трубка; ее применение в технике (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

8

6

2

1

Тема 3.3. Магнитное поле

Магнитное поле. Характеристики магнитного поля. Постоянные магниты, магнитное поле тока. Сила Ампера, сила Лоренца. Электродвигатель, принцип действия электродвигателя. Электроизмерительные приборы.

Лабораторная работа: «Определение магнитных полюсов катушки с током».

Самостоятельное изучение: работа циклических ускорителей. Масс-спектрометры, их устройство и принцип работы (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

6


2
6

2


2
1

Тема 3.4. Электро-магнитная индукция.

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция.

Самостоятельное изучение: техника безопасности при работе с электрическим током. Электрогенератор, принцип действия. Переменный ток. Трансформатор. Принцип действия трансформатора. Производство, передача и потребление электроэнергии. Проблемы электросбережения (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

4

6

2

1

Раздел 4. Колебания и волны




48




Тема 4.1. Электромаг- нитные колебания и волны

Электромагнитные колебания, их виды. Колебательный контур. Переменный ток, производство и передача. Электромагнитное поле и электромагнитные волны. Скорость электромагнитных волн. Принципы радиосвязи.

Самостоятельное изучение: детекторный радиоприемник. Передача информации. Радиолокация, ее применение. История развития радиотелефонной связи (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

8


6

2


1

Тема 4.2. Волновая оптика

Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. Законы отражения и преломления света. Дисперсия света. Шкала электромагнитных излучений, свойства и практическое применение.

Лабораторная работа: 1. «Изучение законов отражения света».

2. «Определение показателя преломления света».

3. «Наблюдение интерференции света и определение качества шлифовки стекол».

4. «Наблюдение сплошных и линейчатых спектров».

5. «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Самостоятельное изучение: полное внутреннее отражение световых волн. Оптические приборы, принцип действия спектроскопа. Разрешающая способность оптических приборов (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование, доклад).

16

10

8

2

2

1

Раздел 5. Квантовая и атомная физика




26




Тема 5.1. Квантовая оптика

Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Законы Столетова для фотоэффекта. Красная граница фотоэффекта. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотоэлементы, их использование в технике.

Самостоятельное изучение: работы Лебедева по определению давления света. Использование открытия Бредихиным для определения форм кометных хвостов (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

6

4

2

1

Тема 5.2. Физика атома и атомного ядра

Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Излучение и поглощение света атомом. Квантование энергии. Лазеры, принцип действия и использование лазеров. Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения, их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра.

Самостоятельное изучение: ядерная энергия и экологические проблемы, связанные с ее применением (реферат, сообщение, самостоятельное конспектирование).

10

6

2

1

Раздел. 6. Эволюция Вселенной




12




Тема 6.1. Большой взрыв – основа эволюции

Эффект Доплера и обнаружение «разбегания» галактик. Большой взрыв. Возможные сценарии эволюции Вселенной. Эволюция и энергия горения звезд. Термоядерный синтез. Образование планетных систем. Солнечная система.

Самостоятельное изучение: различные сценарии эволюции Вселенной (сообщение, самостоятельное конспектирование).

6


4

2


1

Тема 6.2. Физика и НТР

Научно-технический прогресс.

2

2

Всего




258






1 – ознакомительный

2 – репродуктивный


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимуму материально-технического обеспечения реализации учебной дисциплины:

- учебники;

- инструкционные карты лабораторных работ;

- демонстрационное оборудование;

- лабораторное оборудование;

- плакаты.
3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для СПО. - М.: Академия, 2011

  2. Самойленко, П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей : учебник / П.И. Самойленко. - М. : Академия, 2010. - 496 с

  3. Самойленко П.И. Физика для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей. Сборник задач: учеб. пособие для СПО. - М.: Академия, 2011



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (усвоенные знания, освоенные умения)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания:

- смысла понятий: естественно-научный метод познания, гравитационное и электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант энергии, квантово-волновой дуализм, ядерные взаимодействия, радио-активные превращения, термоядерный синтез.


Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно);

- интегрированные тесты.

Промежуточный контроль:

- рубежный тестовый контроль по темам разделов;

- защита рефератов студентами по предлагаемой тематике.

Итоговый контроль:

- экзамен (I и II семестры).

Умения:

- приведения примеров экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электро-магнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик;

- объяснения прикладного значения важнейших достижений в области естественных наук;

- выдвижения гипотез и предложения путей их проверки;

- работы с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернет-ресурсах, научно-популярной литературе.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право»
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа...
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины...
Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература
Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа...
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа...
...
Рабочая программа учебной дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая...
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПрограммы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной...
Рабочая программа учебной дисциплины iconПаспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо...
Рабочая программа учебной дисциплины iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск