МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный гуманитарный университет»
(МГГУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДН(М).В.3.1 СОВРЕМЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ НАЗВАНИЕ В СТРОГОМСООТВЕТСТВИИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМСТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ
050200 Физико-математическое образование (3БФМ)
(код и наименование специальности/тей)
Утверждено на заседании кафедры
Физики и МОФ
Физико-математического факультета
(протокол №___от_________2011 г.) Зав.кафедрой
____________________ В.С.Шолохов РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Автор программы: к. пед. н., доц. Коновалова И.П.
Рецензенты: к.ф.н.,доц. Никонов О.А., к. ф-м. н., доц. Шолохов В.С.
Пояснительная записка:
Цель: подготовить студентов к проведению физического эксперимента.
Задачи:
- Показать студентам цели, задачи и основное содержание современного физического эксперимента, возможности использования сопряженных с компьютером физических установок.
- Рассмотреть систему современного физического эксперимента
- Сформировать у студентов практические умения и навыки проведения современного физического эксперимента.
Место курса в общей системе подготовки специалиста.
Учебная дисциплина «Современный физический эксперимент» расширяет знания студентов о системе современного физического эксперимента, формирует практические умения и навыки, дополняет понятия, сформированные в курсе «Физика», «Информатика», т.о. является важным звеном профессиональной подготовки будущего учителя математики и информатики.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
Студенты должны знать: задачи современного физического эксперимента, его систему, основные виды, дидактические требования, предъявляемые к проведению школьного физического эксперимента, правила техники безопасности работы с физическими приборами и оборудованием.
Студенты должны уметь: пользоваться демонстрационными приборами и лабораторным оборудованием, собирать экспериментальные установки, проводить физические демонстрации, организовывать экспериментальную деятельность учащихся по физике, владеть техникой физического эксперимента.
Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).
ФТД
| СОВРЕМЕННЫЙ ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Учебный физический эксперимент
Демонстрационный эксперимент
Лабораторный физический эксперимент
Проекционная аппаратура. Виды проецирования
Электроизмерительные приборы
Выпрямители.
Распределительный щит.
| 63
| 1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)
Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб.
| 050200 Физико-математическое образование (3БФМ)
| 3
| 5
| 136
| 40
| 14
| 6
| 20
| 96
| зачет
| 1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
№ п/п
| Наименование раздела, темы
| Количество часов
| Вариант 1
(очная форма обучения)
| Вариант 2
(заочная форма обучения)
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам раб.
| Всего аудит.
| ЛК
| ПР/СМ
| ЛБ
| Сам. раб
| 1.
| Современный физический эксперимент
| 4
| 1
| 1
| 2
| 12
|
|
|
|
|
| 2.
| Учебный физический эксперимент
| 3
| 1
|
| 2
| 12
|
|
|
|
|
| 3.
| Демонстрационный эксперимент
| 5
| 2
| 1
| 2
| 12
|
|
|
|
|
| 4.
| Лабораторный физический эксперимент
| 5
| 2
| 1
| 2
| 12
|
|
|
|
|
| 5.
| Проекционная аппаратура. Виды проецирования
| 6
| 2
| 1
| 3
| 12
|
|
|
|
|
| 6
| Электроизмерительные приборы
| 5
| 2
|
| 3
| 12
|
|
|
|
|
| 7
| Выпрямители.
| 6
| 2
| 1
| 3
| 12
|
|
|
|
|
| 8
| Распределительный щит.
| 6
| 2
| 1
| 3
| 12
|
|
|
|
|
|
| ИТОГО:
| 40
| 14
| 6
| 20
| 96
|
|
|
|
|
|
1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Современный физический эксперимент.
Физический эксперимент, его цели и задачи. Система современного физического эксперимента.
Демонстрационный эксперимент.
Методика и техника подготовки и проведения демонстраций. Требования, предъявляемые к технике проведения демонстрационных опытов. Средства, повышающие эффективность демонстрационных опытов. Умения и навыки, необходимые для демонстрации опытов.
Лабораторный эксперимент.
Фронтальные лабораторные работы и опыты. Физический практикум. Внеклассные опыты и наблюдения. Организация исследовательской деятельности учащихся. Лабораторное и экспериментальное оборудования, система хранения, учета и пополнения фонда. Соблюдение правил техники безопасности.
Проекционная аппаратура. Виды проецирования.
Эпи-и диапроекция. Теневая проекция. Стробоскопический эффект. Примеры демонстраций.
Электроизмерительные приборы.
Демонстрационные амперметры и вольтметры. Усилитель к школьному гальванометру. Зеркальный гальванометр. Ампервольтметр АВО-63
Выпрямители. Распределительный щит
ВУП, ВС 4-12, ВС 24. Примеры опытов с ними. Виды щитов, их устройство и правила эксплуатации. Примеры показа опытов с использованием электрощитов. 1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Тема
| Кол-во часов
| Форма самостоятельной работы
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Фронтальные лабораторные работы и опыты. Внеклассные опыты и наблюдения.
Физический практикум.
Лабораторное и экспериментальное оборудования, система хранения, учета и пополнения фонда. Соблюдение правил техники безопасности.
| Организация и методика проведения фронтальных лабораторных работ и опытов
Внеклассные опыты и наблюдения учащихся как средство обучения физике.
Организация и методика проведения физического практикума.
Организация и методика проведения фронтальных опытов на уроке физики.
Организация и планирование развития кабинета физики.
Моделирование физического эксперимента на компьютере.
Использование компьютерной техники в школьном учебном эксперименте по физике.
Организация исследовательской экспериментальной деятельности учащихся по физике.
Методика школьного физического эксперимента.
Самодельные приборы и установки для школьного физического эксперимента.
Компьютер как физический прибор в лабораторных исследовании
| 2
2
2
2
2
4
2
2
4
3
| - вопросы для самостоятельного изучения,
| собеседование
|
Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
Тема;
План;
Вопросы коллективного обсуждения;
Задания для самостоятельной работы;
Литература (основная, дополнительная);
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
ОСНОВНАЯ
Анциферов Л.И., Пищиков И.М. Практикум по методике и технике школьного физического эксперимента.
Марголис А.А. Практикум по школьному физическому эксперименту –М.
Подымахин, В. Н. Эксперементальные основания физики( Решающие эксперементы): учеб. Пособие- Мурманск: Изд-во МГПИ, 1995.
Шиян НВ, Шиян АА Рабочая тетрадь для лабораторных работ по теории и методике обучения физике: Метод.пособие для выполнения лаб. работ – Мурманск, 2001 – Часть 3
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Покровский А.А. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе.
Покровский А.А. Практикум по физике в средней школе
Материально-техническое обеспечение дисциплины
Лабораторное оборудование лаборатории «МПФ» (каб. №10, 14 ФМФ)
Методические разработки и пособия лаборатории «МПФ» (каб. №10, 14 ФМФ)
Компьютерная программа «Лаборатория физики «Начала электротехники»»
Примерные зачетные тестовые задания. Тесты не предусмотрены.
Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену). НЕТ
Примерная тематика рефератов. НЕТ
Примерная тематика курсовых работ. НЕТ
Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ. НЕТ
Методика(и) исследования (если есть). НЕТ
Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Не используется
РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.
Нет заочной формы обучения.
РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала.
Теоретический (лекционный) материал предлагается представить схематично, в виде:
Наименование темы лекции.
План лекции.
Перечень основных понятий и положений.
Тезисов.
Схем.
Графиков.
Таблиц.
Набора компьютерных слайдов.
Электронных конспектов лекций (презентаций).
Проблемы для обсуждения и вопросы для самоконтроля.
Ссылки на литературные источники по теме, приведенные в рабочей программе курса.
РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий).
В данном разделе термины учебной дисциплины должны быть сгруппированы по алфавиту и темам учебного курса. РАЗДЕЛ 5. Практикум по решению задач (практических ситуаций) по темам лекций (одна из составляющих частей итоговой государственной аттестации).
Данный раздел должен в себя включать:
Примеры решения задач (практических ситуаций) по темам, на которые предложены аналогичные задания в экзаменационных (зачетных) билетах.
Тексты задач (практических ситуаций) для самостоятельного решения при подготовке к итоговой аттестации (не более 2-х).
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе
| Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение
| Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение
| Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя
| Учебный год
| Факультет
| Специальность.
| Шиян Н.В.,д.п.н.,проф.
| 2010-2010
| ФМОИП
| 050201-МИ
| |