Скачать 204.17 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) школа БИОМЕДИЦИНЫ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика Специальность 060301.65 Фармация Форма обучения очная Школа биомедицины Кафедра фармации Курс 1, семестр 2 лекции - 18 час. практические занятия - час. лабораторные работы - 36 час. консультации самостоятельная работа – 18 час. всего часов аудиторной нагрузки 72 час. реферативные работы (количество) контрольные работы (количество) Зачет: 1 семестр Экзамен: Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 38 от 17.01.2011. Рабочая программа дисциплины обсуждена на заседании кафедры общей физики «05» июня 2012 г., протокол № 7 Заведующая (ий) кафедрой общей физики доцент, к.х.н Короченцев В.В. Составители к.ф.-м.н., доцент Полищук В.Е., к.х.н., доцент Ставнистый Н.Н., к.ф.-м.н., ассистент Стеблий М.И., к.ф.-м.н., доцент Петраченко Н.Е. Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «__» _______________20_г № _ ____ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (В.В. Короченцев) Аннотация Курс физики включает в себя четыре раздела (механика, молекулярная физика, электричество и магнетизм, оптика) и обеспечиваются кафедрой общей физики Школы естественных наук ДВФУ. Можно с полным правом считать, что курс «Физика» – это важнейший курс в системе естественнонаучных дисциплин, так как он содержит основные сведения о важнейших физических понятиях, законах, фактах и принципах, что является необходимым фактором при изучении других естественных дисциплин специальностей Школы биомедицины. Цель освоения дисциплины – это сформировать у студента представление об основных разделах физики, привить навыки экспериментального исследования тех или иных физических явлений и процессов, научить работать с измерительными приборами и современным экспериментальным оборудованием. Цель изучения раздела «общей физики», состоит в том, чтобы представить физическую теорию того или иного явления, как обобщение наблюдений, жизненного опыта и эксперимента, и представить эту теорию в виде математической связи между физическими характеристиками этого явления, способствующего формированию естественно-научной картины мира. Задачи дисциплины: - ознакомление студента с основными простейшими методами наблюдения, измерения и экспериментирования; - формирование у студентов системы знаний по классической и современной физике, - формирование у студентов основных принципов описания явлений и процессов (уравнения движения, уравнения состояния, поля и т.п.); - формирование у студентов целостного представления о фундаментальных физических закономерностях, лежащих в основе физических теорий, формирующих современную картину мира; - формирование у студентов основ научного мышления, в частности, понимания границ применимости физических понятий и теорий, умения качественно и количественно анализировать степень достоверности результатов теоретических и экспериментальных исследований; - формирование у студентов умения планировать и выполнять физический эксперимент и обрабатывать его результаты с использованием методов теории размерности и математической статистики, вычислять физические скалярные и векторные величины с использованием основных физических законов; - формирование у студентов умения учитывать влияние различных факторов на рассматриваемое физическое явление; - формирование у студентов представления о различных физических моделях окружающего мира, применимости различных теорий и законов физики для объяснения явлений природы и процессов, протекающих на Земле, в ее недрах и окружающем пространстве; - формирование у студентов умения применять теоретические знания для решения практических задач как в области физики , так и в других областях естествознания. Физика является одной из базовых учебных дисциплин математического и естественнонаучного цикла знаний федерального блока государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Физика, как известно, – это наука, изучающая законы движения материи в любом ее проявлении. Следовательно, приступая к изучению любой другой естественной науки, изучающей «специфические» законы движения материи, студент должен хорошо знать общие законы движения материи. Физика формирует у студентов представление о ней как о науке, опирающейся не только на теоретические познания, но и на экспериментальную основу, и имеет практические приложения в различных областях человеческой деятельности, способствует формированию у студентов научного мировоззрения и современного физического мышления. В результате освоения дисциплины «Физика» формируется компетенция обучающегося: ОК-1 - способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В результате изучения дисциплины «Физика» студент должен: иметь представление о «физике», как части курса естественных наук, изучающей основные законы и закономерности простейшей формы движения материи (механической) и энергетических процессов в природе, являющейся основой для понимания других форм движения материи, изучаемых в других естественных дисциплинах; знать: - законы Ньютона и законы сохранения, элементы теории относительности Эйнштейна, волновые процессы; - элементы механики жидкостей, законы термодинамики, законы электростатики, природу магнитного поля и поведение веществ в магнитном поле, законы электромагнитной индукции, геометрическую и волновую оптику, основы квантовой механики - основные физические понятия, кинематические характеристики и уравнения поступательного и вращательного движений материальной точки и механической системы материальных точек; - основополагающие понятия и методы статики, кинематики, расчетов на прочность и жесткость упругих тел,
уметь:
I. СТРУКТУРА И содержание теоретической части курса (18 ч, в том числе в форме активного обучения – 2 часа). Раздел I. Механика (6 часов) Тема 1. Предмет физики. Основные понятия физики и механики (2часа). Предмет физики. Основные понятия физики и механики. Кинематика материальной точки. Кинематические характеристики материальной точки. Кинематические уравнения равномерного и равнопеременного прямолинейного движения. Кинематика вращательного движения материальной точки. Преобразования Галилея. Принцип относительности Галилея. Преобразования Лоренца. Основные понятия СТО. Тема 2. Динамика материальной точки. Энергия. Движение. (2часа). Динамика материальной точки. Закон сохранения импульса. Работа и энергия. Закон сохранения механической энергии. Движение в поле тяготения. Вращательное движение системы материальных точек. Динамика абсолютно твердого тела. Тема 3. Колебания (2 часа). Колебания. Гармонические колебания. Пружинный, физический и математический маятники. Раздел II. Молекулярная физика и термодинамика. (4 часа) Тема 1. Основы молекулярной физики (2часа). Предмет и задачи молекулярной физики. Эмпирические газовые законы. Молекулярно-кинетическая теория идеального газа. Теплообмен и термодинамическое равновесие. Скорости газовых молекул. Распределение Максвелла. Барометрическая формула. Распределение Больцмана. Броуновское движение. Явления переноса. Тема 2. Основы термодинамики (2часа) Внутренняя энергия, работа, теплота. Теплоемкость идеального газа. Второе начало термодинамики. Реальные газы. Уравнение Ван-дер-Ваальса. Энтропия. Третье начало термодинамики. Раздел III. Электричество и магнетизм (4 часа) Тема 1. Электричество (2часа). Математическое описание физических полей. Электростатика. Постоянный электрический ток. Тема 2. Магнетизм (2часа). Стационарное магнитное поле. Электромагнитное поле. Уравнения Максвелла. Электромагнитные волны. Раздел IV. Оптика. (4 часа) Тема 1. Волновые процессы (2часа). Волновые процессы. Интерференция света. Дифракция света. Поляризация света. Геометрическая оптика. Дисперсия света. Поглощение света. Рассеяние света. Тема 2. Тепловое излучение. Квантовые свойства света (2часа). Тепловое излучение. Квантовые свойства света. II. СТРУКТУРА И содержание ПРАКтической части курса (36 ч). Лабораторные работы
III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ курса Вопросы к экзамену. Механика 1.Основные представления специальной теории относительности. Гипотеза об эфире. Опыты Майкельсона-Морли. Постулаты Эйнштейна. 2.Кинематика материальной точки. Способы задания положения точки и ее движения. Перемещение. Связь перемещения с приращением радиус – вектора. 3.Кинематические характеристики материальной точки. Скорость, ускорение. Нормальное, касательное и полное ускорения, связь между ними. 4. Кинематические уравнения равномерного и равнопеременного прямолинейного движения. 5.Системы отсчета. Преобразования Галилея. Преобразования Лоренца. 6.Динамика материальной точки. Сила. Масса. Импульс. Законы Ньютона. 7.Свободное и несвободное движения материальной точки. Движение тела в однородном силовом поле тяготения. 8.Система материальных точек, ее импульс. Замкнутые и незамкнутые механические системы. Закон сохранения импульса системы материальных точек. 9.Работа. Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. 10. Потенциальные силы. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия сил упругости. 11.Связь потенциальной силы с потенциальной энергией. Градиент. 12.Замкнутые и незамкнутые механические системы. Закон сохранения энергии в механике. 13.Центральный удар шаров. Коэффициент восстановления. Абсолютно упругий удар. 14. Абсолютно неупругий удар. Удары первого и второго рода. 15.Законы Кеплера. Сила взаимодействия между Солнцем и планетами солнечной системы. Закон всемирного тяготения. Опыт Кавендиша. 16.Потенциал и напряженность гравитационного поля, связь между ними. Эквивалентность инертной и гравитационной масс. Экспериментальная проверка эквивалентности. 17.Космические скорости. Расчет 1 и 2 скоростей. 3 космическая скорость. 18.Понятие о моменте силы и моменте импульса относительно оси и точки. Уравнение моментов механической системы относительно точки. Закон сохранения момента импульса механической системы относительно точки и оси. 19.Поступательное и вращательное движения твердого тела. Центр масс и закон его движения. Основной закон динамики вращательного движения твердого тела. Закон сохранения момента импульса твердого тела. 20.Кинетическая энергия вращательного движения твердого тела. Теорема Гюйгенса-Штейнера. 21.Свободные оси. Гироскоп. Гироскопический эффект. Прецессия гироскопа. Скорость прецессионного движения. 22.Виды и типы деформаций. Напряжение и усилие. Модули Юнга и сдвига. Коэффициент Пуассона. Диаграмма растяжения. 23.Колебания. Гармонические колебания. Скорость, ускорение и силы при гармонических колебаниях. Энергия гармонических колебаний. 24.Физический и математический маятники, периоды их колебаний. Приведенная длина физического маятника. Вопросы к экзамену. Молекулярная физика и термодинамика
Вопросы к экзамену. Электричество и магнетизм 1.Роль ЭЛМ взаимодействия в природе. Понятие заряда, его свойства. Взаимодействие зарядов, закон Кулона. 2.Электрическое поле в вакууме. Напряженность поля. Принцип суперпозиции полей. Поле диполя. 3.Понятие силовой линии. Поток вектора напряженности. Теорема Остроградского-Гаусса в интегральной и дифференциальной формах. Электрические заряды как источники и стоки электрического поля. Применение теоремы для расчета электрических полей (плоскости, конденсатора, шара). 4.Работа по перемещению заряда в электрическом поле. Потенциальный характер электростатического поля. Теорема о циркуляции. 5.Дифференциальная формулировка потенциальности электростатического поля. 6.Электрическое поле произвольной заряженной поверхности. 7.Понятие потенциала. Потенциал поля точечного заряда. Разность потенциалов. Связь разности потенциалов и напряженности поля. Понятие эквипотенциальной поверхности. 8. Проводники в электрическом поле. Равновесное распределение зарядов в проводнике. Емкость проводников. Конденсаторы, соединение конденсаторов. 9.Диэлектрики в электрическом поле. Механизмы поляризации диэлектриков. Вектор поляризации. Поле в диэлектриках. 10.Теорема Гаусса для вектора поляризации. 11.Энергия взаимодействия электрических зарядов. Собственная энергия заряда. Энергия электрического поля. 12.Постоянный электрический ток. Основные характеристики поля постоянного тока. Теорема о непрерывности линий тока. Закон Ома в дифференциальной форме. 13.Интегральная форма закона Ома. Сторонние силы. ЭДС. Правила Кирхгофа. 14.Работа и мощность тока. Закон Джоуля-Ленца. КПД источника тока. 15.Проводимость в металлах. Опыты Толмена и Стюарта. Классическая теория проводимости твердых тел (Лоренца-Друдэ) и ее затруднения. 16.Элементы квантовой теории проводимости проводников. Сверхпроводимость. 17.Зонная теория проводимости твердых тел. Проводимость проводников, полупроводников, диэлектриков. 18.Примесная проводимость полупроводников. Явления на границах полупроводников. 19. Электрический ток в электролитах Проводимость электролитов. Законы Фарадея. 20.Взаимодействие элементов тока в вакууме. Закон Ампера. 21.Стационарное магнитное поле в вакууме. Закон Био-Савара-Лапласа. Расчет магнитного поля прямого тока, кругового тока. Понятие магнитного момента. Магнитный диполь. 22.Силы, действующие на токи в магнитном поле. Магнитный момент рамки с током. Сила Лоренца. 23.Эффект Холла. 24.Свойства магнитного поля. Теорема Остроградского - Гаусса и теорема о циркуляции в магнитном поле. 25.Теория магнетиков. Магнитный момент атомов. Прецессия Лармора. Природа диа-, парамагнетизма. 26.Классическая теория поля в магнетиках: вектор намагничивания, магнитная восприимчивость, молекулярные токи. Магнитное поле в магнетиках. Теорема Остроградского - Гаусса и теорема о циркуляции в магнетиках. 27.Классификация магнетиков. Ферромагнетики. Элементы квантовой природы ферромагнетизма. Постоянные магниты. 28.Квазистационарное магнитное поле. Явление ЭЛМ индукции. Закон Фарадея - Ленца. Объяснение опытов Фарадея. 1-я гипотеза Максвелла. Явления само- и взаимоиндукции. 29.Квазистационарные токи. Получение тока. Цепь переменного тока с индуктивностью. Метод векторных диаграмм. Импеданс. Закон Ома в такой цепи. 30.Энергия магнитного поля. Плотность энергии магнитного поля. 31.Цепь переменного тока с емкостью. 2-я гипотеза Максвелла. Ток смещения. Уравнение полных токов. 32.Электромагнитное поле. Уравнение Максвелла. 33.Электромагнитные волны. Свободные электромагнитные волны. Поперечность ЭЛМ волн. Скорость распространения ЭЛМ волн. Софазность. 34. Экспериментальное получение и исследование ЭЛМ волн. Вибратор Герца. Излучение линейного осциллятора. Картина ЭЛМ поля осциллятора. 35.Энергия ЭЛМ волн. Вектор Умова - Пойтинга. Диаграмма направленности излучения диполя. 36.Шкала ЭЛМ волн. Применение ЭЛМ волн. Принцип радиосвязи. Вопросы к экзамену. Оптика.
Iv. тематика и перечень курсовых работ и рефератов Не предусмотрены. v. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература 1. Савельев И.В. Курс физики: Уч. пособие. В 3 тт., М., 4-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань», 2008. - 352с: 2. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2009. 3. Стрелков, С.П. Механика./ С.П. Стрелков. Спб.: «Лань»., 2005.-560с. 4.Зисман, Г.А., Тодес О.М. Курс общей физики, в 3 тт. 7-е, стер.. - СПб: «Лань», 2007. 6. Кикоин И.К., Кикоин А.К. Молекулярная физика./ Изд.4-е стер. – СПб: «Лань», 2008. – 480с. 7. Трофимова Т.И. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2009. 8. Алешкевич В.А., Деденко Л.Г., Караваев В.А. Курс общей физики. Механика http://e.lanbook.com/view/book/2384/ 9.Алешкевич В.А. Курс общей физики. Оптика. http://e.lanbook.com/view/ book/ 2098/ 10. Ивлиев А.Д. Физика http://e.lanbook.com/view/book/163/ 11. Телеснин, Р.В. Молекулярная физика./Р.В.Телеснин. «Лань», 2009. 368 с. Дополнительная литература 1. Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. – Фейнмановские лекции по физике. – М.: Мир, 2004. – Вып. 1-9. 2. Валишев М.Г., Повзнер А.А. Курс общей физики: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Лань», 2009. 576с. 3. Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс физики. – М.: Высшая школа, 2002. 4. Трофимова Т.И. – Справочник по физике. – М.: Высшая школа, 2001. 5. Сена Л.А. Единицы физических величин и их размерности. - М.: Наука, 1977 |
Рабочая программа учебной дисциплины гражданское процессуальное право... Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса | Рабочая программа учебной дисциплины материаловедение 2013 рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Материаловедение» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Конкурентное право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины «Банковское право» Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины литература название учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины химия 2012г рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа учебной дисциплины физика 2012 рабочая программа... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области Пошехонский сельскохозяйственный... | ||
Рабочей программы учебной дисциплины рабочая программа учебной дисциплины... Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) | Рабочая программа учебной дисциплины бд02. Литература Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины | ||
Рабочая программа учебной дисциплины математика 2013 рабочая программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины русский язык 2015 г рабочая... Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с фгос спо... | Тематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |