Программа «Основы космонавтики»





Скачать 148.25 Kb.
НазваниеПрограмма «Основы космонавтики»
Дата публикации02.03.2016
Размер148.25 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Физика > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

г. Череповца Вологодской области



ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Протокол № 1

от «29» августа 2014 г.





УТВЕРЖДЕНО

приказом директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 7» № 349

от «29» августа 2014 г.




Дополнительная общеразвивающая

программа

«Основы космонавтики»

для учащихся 16-17 лет
Срок реализации программы – 1 год

Автор-составитель:

Потапова Татьяна Сергеевна,

учитель физики
Череповец

2014-2015
ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. 1

Пояснительная записка

3-4

  1. 2

Учебно-тематический план

5-8

  1. 3

Содержание программы

9

  1. 4

Литература

10



Пояснительная записка.
Изменение содержания образования старшей школы привело к тому, что из учебных планов школы исключён такой предмет как астрономия, и только отдельные темы данного курса включены в обязательный минимум физического образования. Вместе с тем, этого недостаточно для формирования естественнонаучного мышления учащихся, их представлений о строении мира.

Основной целью элективного курса «Основы космонавтики» является расширение и углубление знаний по физике, в частности механики, а также химии и биологии. Рассмотрение материала курса служит примером применения основных законов механики при решении конкретной научно-технической проблемы.
Основными задачами данного курса являются:

  1. Знакомство с важнейшими путями и методами использования физических законов и явлений в практике;

  2. Развитие интереса к современной технике;

  3. Ориентация на выбор профессий, связанных с техническим применением физики в технике;

  4. Развитие научных знаний учащихся.


Данный элективный курс по физике представлен как составная часть физики, для углублённого её изучения в качестве предмета по выбору. Перед данным курсом физики «Основы космонавтики», завершающим естественно-математическое образование, стоят следующие задачи:

- дать основы знаний о методах и результатах исследований физической природы небесных тел и их систем, строении и эволюции Вселенной;

- показать роль астрономии в познании фундаментальных знаний о природе, использование которых является базой научно-технического прогресса;

- способствовать формированию у школьников научного мировоззрения, раскрывая современную естественно-научную картину мира, процесс развития знаний о Вселенной;

- способствовать развитию интеллектуальных способностей подростков и их социальной активности.

Данная программа позволит также усилить аспект гуманитаризации курса физики за счёт применения исторического подхода к рассмотрению ряда тем:

- изучение жизни и трудов выдающихся астрономов прошлого;

- изучение исторического процесса развития идей, теорий и астрономических приборов;

- получение фундаментальных представлений о выдающихся достижениях науки, техники и уровне развития современных технологий.

Отличительной особенностью данной программы является уделение внимания развитию практических умений и навыков учащихся. Это позволит глубже понять материал школьного курса астрономии, получить о ней представление как о науке, возникшей из практических потребностей человека и не утратившей этого значения в настоящее время.

Формируемые и проверяемые в ходе выполнения практикума умения позволят учащимся:

а) применять на практике различные астрономические методы;

б) овладевать элементами проведения научно-исследовательской работы;

в) соотносить результаты практической деятельности с теорией;

г) использовать на практике межпредметные связи.
Требования к уровню подготовки выпускников:
Учащиеся должны знать:

  1. Имена выдающихся астрономов;

  2. Специфику астрономических наблюдений;

  3. Основные элементы небесной сферы;

  4. Связь смены сезонов года с годовым движением Земли вокруг Солнца;

  5. Особенности различных способов счёта времени;

  6. Принципы, лежащие в основе составления календарей.

Учащиеся должны уметь:

  1. Находить на небе ярчайшие звёзды;

  2. Работать со звёздной картой;

  3. Знать гелиоцентрическую картину строения Солнечной системы;

  4. Законы движения планет;

  5. Пользоваться астрономическим календарём для получения сведений о движении и возможностях наблюдения тел Солнечной системы;

  6. Находить тела Солнечной системы на небе во время наблюдений.


Формы контроля:

  1. Устный опрос.

  2. Тестовые задания.

  3. Рефераты.

  4. Схемы и таблицы.



2. Учебно-тематическое планирование


Название темы

Количество часов

Форма проведения

Образовательный продукт




Всего

Лекции

Практ.







1. Предмет астрономии. История космонавтики.

4













1.1 Общие представления о строении Вселенной.

1

1




Лекция.

Сообщение.

1.2 Созвездия.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Опорный конспект; реферат.

1.3 Первые фантастические проекты полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики.

1

1




Лекция.

Сообщение.

1.4 Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

1

0,5

0,5

Лекция; кинофильм об освоении космоса.

Сообщение.

2. Научное использование знаний о космосе.

4













2.1 Предсказатель Нострадамус.

1

1




Лекция.

Реферат.

2.2 Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения.

1

1




Лекция.

Опорный конспект.

2.3 Время и календарь.

1

1




Лекция.

Реферат; сравнительная характеристика календарей.

2.4 Становление мировоззрения системы мира.

1

1




Эвристическая беседа.

Сравнительная характеристика; схема.

3. Движение небесных тел.

4













3.1 Состав и масштабы Солнечной системы.

1

1




Лекция; кинофильм.

Опорный конспект.

3.2 Законы Кеплера.

1




1

Решение задач.

Образцы решения задач.

3.3 Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе.

1

1




Эвристическая беседа.

Сообщение.

3.4 Движение небесных тел под действием сил тяготения.

1

0,5

0,5

Лекция; решение задач.

Образцы решения задач.

4. Методы астрофизических исследований.

2













4.1 Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ.

1

0,5

0,5

Лекция; групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

4.2 Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

1




1

Групповая исследовательская работа.

Отчёт о работе.

5. Природа тел Солнечной системы.

6













5.1 Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы.

1

1




Лекция.

Сообщение.

5.2 Планета Земля.

1

1




Лекция; кинофильм.

Реферат.

5.3 Луна – естественный спутник Земли.

1

1




Эвристическая беседа.

Сообщение.

5.4 Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс.

1

1




Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.5 Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона.

1

1




Лекция; видеофильм.

Сравнительная характеристика

5.6 Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

1

1




Лекция; видеофильм.

Реферат.

6. Полёты к Луне и планетам.

2













6.1 Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на Луну.

1

1




Эвристическая беседа.

Опорный конспект.

6.2 Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

1




1

Самостоятельная работа с литературой.

Сообщение.

7. Звёзды и Солнце.

5













7.1 Солнце – ближайшая звезда.

1

1




Лекция.

Сообщение.

7.2 Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение.

1




1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

7.3 Основные характеристики звёзд.

1

1




Лекция.

Опорный конспект.

7.4 Переменные и нестационарные звёзды.

1

1




Лекция.

Сообщение.

7.5 Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

1

1




Лекция; видеофильм.

Схема.

8. Наша Галактика.

3













8.1 Наша Галактика.

1




1

Самостоятельная работа с литературой.

Отчёт о работе.

8.2 Диффузная материя.

1

1




Лекция.

Опорный конспект.

8.3 другие звёздные системы – Галактики.

1

1




Эвристическая беседа.

Сообщение.

9. Перспективы космонавтики.

4













9.1 Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе.

1

1




Лекция.

Сообщение.

9.2 Проекты освоения Луны и планет.

1




1

Групповая работа.

Отчёт о работе.

9.3 Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды.

1

1




Лекция.

Опорный конспект.

9.4 Связь с другими цивилизациями.

1




1

Самостоятельная работа с литературой.

Реферат.

Общее количество часов.

34

28

6









3. Содержание.


  1. Предмет астрономии. История космонавтики (4 часа).

Общие представления о строении Вселенной. Созвездия. Первые фантастические проекты космических полётов. К.Э. Циолковский – основоположник научной космонавтики. Запуск первого ИСЗ и начало космической эры. Полёт человека в космос.

  1. Научное использование знаний о космосе (4 часа).

Предсказатель Нострадамус. Движение Луны. Солнечные и Лунные затмения. Время и календарь. Становление мировоззрения системы мира.

  1. Движение небесных тел (4 часа).

Состав и масштабы солнечной системы. Законы Кеплера. Определение расстояний и размеров тел в Солнечной системе. Движение небесных тел под действием сил тяготения.

  1. Методы астрофизических исследований (2 часа).

Исследование электромагнитного излучения небесных тел. Спектральный анализ. Назначение, принцип действия и важнейшие характеристики оптических телескопов и радиотелескопов.

5. Природа тел Солнечной системы (6 часов).

Общие характеристики планет. Физическая обусловленность их природы. Планета Земля. Луна – естественный спутник Земли. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Марс. Планеты-гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Особенности Плутона. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеориты, болиды. Межпланетарная среда.

6. Полёты к Луне и планетам (2 часа).

Траектории полётов к Луне. Искусственные спутники Луны. Посадка на луну. Траектории полётов к планетам Солнечной системы. Посадка на планеты.

  1. Звёзды и Солнце (5 часов).

Солнце – ближайшая звезда. Солнечная система – комплекс тел, имеющих общее происхождение. Основные характеристики звёзд. Переменные и нестационарные звёзды. Важнейшие закономерности в мире звёзд. Эволюция звёзд.

  1. Наша Галактика (3 часа).

Наша Галактика. Диффузная материя. Другие звёздные системы – Галактики.

  1. Перспективы космонавтики (4 часа).

Проекты дальнейших космических полётов в Солнечной системе. Проекты освоения Луны и планет. Возможность межзвёздных полётов. Исследование межзвёздной среды. Связь с другими цивилизациями.


4. Литература.


  1. Марленский А.Д. Основы космонавтики. – М.: Просвещение, 1975.

  2. Гильберг Л.А. Покорение неба. – М.: Издательство ДОСААФ, 1977.

  3. Колесников Ю. Космос – Земля. – М.: Детская литература, 1987.

  4. Космодемьянский А.А. Константин Эдуардович Циолковский. – М.: Наука, 1987.

  5. Детская энциклопедия.

  6. Кожеутов И.В. Элементы космонавтики. – М.: Просвещение, 1977.

  7. Серёгин А.В. Путь в космос. – М.: Просвещение, 1974.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Основы космонавтики» icon«Беседа о Дне космонавтики» Задачи: 1 Познакомить детей с праздником «Днем космонавтики»
России Юрий Гагарин, о героях космоса о трудной и почетной и героической профессии космонавта
Программа «Основы космонавтики» iconКлассный час «выдающиеся люди российской космонавтики» (посвященный д ню космонавтики 12 апреля)
Программное содержание: закрепить и уточнить знания детей о космосе. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать...
Программа «Основы космонавтики» iconПилотируемой космонавтики александра валентиновича глушко больше нет
«катюши» И. Т. Клейменова и Г. Э. Лангемака, лауреат премии имени академика В. П. Глушко за 2005 г и Беляевской премии за 2009 г....
Программа «Основы космонавтики» iconОтчёт о результатах апробации комплексного курса
России. Учебный предмет имеет комплексный характер и включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа «Основы космонавтики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской...
Программа «Основы космонавтики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа «Основы космонавтики» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа «Основы космонавтики» iconЧто будут изучать ваши дети?
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры,...
Программа «Основы космонавтики» iconС 05. 04. 10 г по 15. 04. 10 г в Моу есош №1 была проведена декада...

Программа «Основы космонавтики» iconУрока: Организационный момент
Цели: Познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране
Программа «Основы космонавтики» iconДень космонавтики цель
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
Программа «Основы космонавтики» iconРуководство учащимся для работы
Осуществить подбор, анализ информации об истории развития космонавтики и ракетной техники
Программа «Основы космонавтики» iconПлан мероприятий моу «Золотухинская оош» к 50-й годовщине со дня...

Программа «Основы космонавтики» iconГод российской космонавтики!
Цель: -создать условия для формирования представление о ветре как элементе погоды, видах ветров
Программа «Основы космонавтики» iconРеферат на тему : «История практической космонавтики (скафандры)»
Космонавтика в Советском Союзе, а позже в рф, прошла долгий путь от короткого полёта
Программа «Основы космонавтики» iconКонспект тематического занятия «День космонавтики»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск