МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра Заместитель Министра
сельского хозяйства и образования Российской
продовольствия Российской Федерации
Федерации
___________ Н.К. Долгушкин ________ В.Д. Шадриков
" _21 " __03_____ 2000 г. "_05_" _04_____ 2000 г.
Регистрационный номер _312 с/дс_
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки дипломированного специалиста 660300 Агроинженерия Квалификация инженер Вводится с момента утверждения
Москва 2000
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660300 АГРОИНЖЕНЕРИЯ 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утвер-ждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686. 1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста:
311300 Механизация сельского хозяйства;
311400 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства;
311500 Механизация переработки сельскохозяйственной продукции;
311900 Технология обслуживания и ремонта машин в агропромышленном комплексе. 1.3. Квалификация выпускника инженер.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы по направлению подготовки дипломированного специалиста "Агроинженерия" при очной форме обучения 5 лет. 1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
1.4.1. Объекты профессиональной деятельности выпускника.
Объектами профессиональной деятельности выпускника являются:
машинные технологии и системы машин для производства, хранения и транспортирования продукции растениеводства и животноводства; технологии и средства технического обслуживания, диагностирования и ремонта машин; машины, приборы и оборудование машиноиспытательных станций и предприятий технического сервиса;
электрифицированные и автоматизированные сельскохозяйственные технологические процессы, машины и установки; электрооборудование, энергетические установки и средства автоматики сельскохозяйственного и бытового назначения; энергосберегающие технологии и системы электро-, тепло-, водо- и газоснабжения сельскохозяйственных и бытовых потребителей, экологически чистые системы канализации и утилизации отходов животноводства и растениеводства; нормативно-техническая документа-ция; машины, установки, аппараты, приборы и оборудование для хранения и первичной переработки продукции растениеводства и животноводства, а также технологии и технические средства для их монтажа, обслуживания и ремонта; технологические процессы в перерабатывающих цехах и предприятиях агропромышленного комплекса. Инженер подготовлен для работы:
на предприятиях (цехах) агропромышленного профиля различных форм собственности, в колхозах, совхозах, кооперативах, арендных коллективах, ассоциациях фермерских хозяйствах, межхозяй-ственных и других предприятиях, ведущих заготовку, хранение и первичную переработку продукции растениеводства и животноводства, машинно-технологических станциях;
на предприятиях и в организациях по обслуживанию, монтажу, на-ладке, эксплуатации и ремонту электрооборудования, энергетических установок, контрольно-измерительных приборов и технических средств автоматики сельскохозяйственного назначения;
в учреждениях по организации и управлению сельскохозяйственным производством; консультационных центрах по менеджменту и маркетингу сельскохозяйственной техники, технологического и электротехнического оборудования, энергетических установок и средств автоматики;
в машиноиспытательных станциях, научно-исследовательских и проектных институтах, проектно-конструкторских организациях.
1.4.2. Виды профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Агроинженерия" подготовлен к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, экспериментально-исследовательской и проектно-технологической деятельности на предприятиях и в организациях агропромышленного комплекса в должностях, предусмотренных номенклатурами должностей для замещения специалистами с высшим образованием. Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом. 1.4.3. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
Выпускник по направлению подготовки дипломированного специалиста "Агроинженерия" подготовлен к решению следующих профессиональных задач:
а) производственно-технологическая деятельность:
организация высокоэффективного использования сельскохозяйственной техники, технологического оборудования при производстве, хранении, транспортировке и первичной переработке продукции растениеводства и животноводства;
применение современных технологий технического обслуживания, ремонта и восстановления деталей машин для обеспечения постоянной работоспособности машин и оборудования;
осуществление входного контроля качества сырья, производственного контроля перерабатываемой продукции и параметров технологических процессов, контроля качества готовой продукции и оказываемых услуг технического сервиса;
эффективное использование материалов, оборудования, алгоритмов и программ расчетов параметров технологического процесса;
проведение стандартных и сертификационных испытаний сельскохозяйственной техники, производимой и перерабатываемой сельскохозяйственной продукции, электрооборудования и средств автоматизации;
осуществление метрологической поверки основных средств измерений для оценки качества производимой, перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции;
монтаж, наладка и поддержание режимов работы и заданных параметров электрифицированных и автоматизированных сельскохозяйственных технологических процессов, машин и установок, непосредственно контактируемых с живыми биологическими объектами;
техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт электрооборудования, энергетических сельскохозяйственных установок, средств автоматики и связи, контрольно-измерительных приборов, микропроцессорных средств и вычислительной техники;
эксплуатация систем электро-, тепло-, водо- и газоснабжения, канализации и утилизации отходов сельскохозяйственного производства;
ведение технической документации, связанной с монтажом, наладкой и эксплуатацией оборудования, средств автоматики и энергетических установок сельскохозяйственных предприятий.
б) организационно-управленческая деятельность:
организация производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции на основе ресурсосберегающих машинных технологий;
обеспечение высокой работоспособности машин, механизмов и технологического оборудования;
организация работы коллектива исполнителей, принятие обоснованных управленческих решений;
организация работы производственного коллектива (соблюдение производственной и трудовой дисциплины, требований безопасности жизнедеятельности, координация деятельности членов коллектива);
осуществление технического контроля, измерений и управления качеством в процессе производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции;
оценка затрат по инженерно-техническому обеспечению производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
в) экспериментально-исследовательская деятельность:
анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности с использованием современных методов и средств исследований;
совершенствование конструкций машин и их рабочих органов, поиск методов повышения эксплуатационных показателей технических средств;
разработка планов, программ и методик проведения исследований, связанных с повышением эффективности и надежности технических систем, а также перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции;
анализ, синтез и оптимизация процессов обеспечения качества испытаний, сертификации сельскохозяйственной продукции с применением проблемно-ориентированных методов;
нахождение оптимальных решений многокритериальных задач;
разработка новых методов и технических средств исследования параметров и режимов сельскохозяйственных технологических процессов, а также процессов восстановления и упрочнения изно-шенных деталей, электрифицированных и автоматизированных машин и установок;
г) проектно-технологическая деятельность:
формирование целей и программы проекта, критериев и показателей достижения целей, выявление приоритетов решения задач с учетом различных аспектов деятельности;
разработка проектов объектов профессиональной деятельности;
разработка технических условий, стандартов и технических описаний новых средств механизации технологических процессов при производстве, хранении и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также при техническом обслуживании и ремонте машин, восстановлении и упрочнении изношенных деталей;
разработка обобщенных вариантов решения проблемы, прогнозирование последствий;
разработка схем, элементов и систем электрифицированных и автоматизированных технологических процессов, сельскохозяйственных электроэнергетических объектов, машин и установок сельскохозяйственного назначения;
выбор и расчет электрооборудования, средств автоматики, определение состава оборудования и его параметров; разработка проек- тов электрификации и автоматизации объектов сельского хозяйст-ва.
1.4.4. Квалификационные требования.
Для решения профессиональных задач инженер:
определяет состав и структуру машинно-тракторного парка хозяйства, его ремонтно-обслуживающей базы;
участвует в разработке технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания машинно-тракторного парка, другого технологического оборудования;
рассчитывает нормативы материальных затрат (нормы расхода запасных частей, материалов, энергии);
рассчитывает экономическую эффективность применения новых средств механизации технологических процессов;
осуществляет контроль за соблюдением технологической дисциплины, правильной эксплуатацией машин и технологического оборудования;
разрабатывает и принимает участие в реализации мероприятий по повышению эффективности производства, сокращению расхода материальных ресурсов, снижению трудоемкости и энергоемкости, повышению производительности труда;
анализирует причины нарушения агрозоотехнических требований при выполнении механизированных технологических процессов, принимает участие в разработке мероприятий по их предупреждению;
разрабатывает и применяет методы и средства технической диагностики машин и оборудования;
рассматривает рационализаторские предложения по совершенствованию технологий производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции и дает заключения о целе-сообразности их использования;
участвует в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
проектирует средства испытания и проводит стендовые и полевые испытания машин и оборудования по показателям надежности, экологической и технической безопасности;
подготавливает исходные данные для составления планов, смет, заявок на запасные части, материалы, оборудование;
разрабатывает проектную и рабочую техническую документацию, оформляет законченные научно-исследовательские и проектно-конструкторские работы;
участвует во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществлении авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых изделий, объектов;
изучает специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области агроинженерии;
подготавливает информационные обзоры, а также рецензии, отзывы и заключения на техническую документацию;
составляет графики работ энергетической службы сельскохозяйст-венного предприятия, техническую документацию по утвержденным формам и в установленные сроки;
осуществляет надзор и контроль за состоянием и эксплуатацией электрооборудования, технических средств автоматики, энергетических установок и сетей согласно правил и нормативов;
изучает и анализирует технические данные, показатели и результаты работы электрифицированного и автоматизированного оборудования;
проводит расчеты по определению оптимальных режимов сельскохозяйственных технологических процессов, а также процессов восстановления и упрочнения изношенных деталей;
разрабатывает и реализует мероприятия по энергосбережению в сельскохозяйственном производстве.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу выс-шего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста "Агроинженерия" подготовлен для продолжения образования в аспирантуре. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.
2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА
660300 АГРОИНЖЕНЕРИЯ 3.1. Основная образовательная программа подготовки инженера разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки инженера, условиям ее реализации и срокам освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
3.3. Основная образовательная программа подготовки инженера состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки инженера должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
цикл ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисципли-
ны;
цикл ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины;
цикл ОПД Общепрофессиональные дисциплины;
цикл СД – Специальные дисциплины, включая дисциплины специализаций;
ФТД – Факультативы. 3.5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки инженера должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.
4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ ДИПЛОМИРОВАННОГО СПЕЦИАЛИСТА 660300 АГРОИНЖЕНЕРИЯ
Индекс | Наименование дисциплин
и их основные разделы
| Всего часов
| 1
| 2
| 3
| ГСЭ
| Общие гуманитарные и социально-экономи-
ческие дисциплины
| 1800
| ГСЭ.Ф.00
| Федеральный компонент
| 1260
| ГСЭ.Ф.01
| Иностранный язык:
| 340
|
| Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма
|
| | нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного
|
| | стиля произношения, характерные для сферы профессиональной ком-
|
| | муникации; чтение транскрипции.
|
| | Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц
|
|
| общего и терминологического характера.
|
|
| Понятие дифференциации лексики по сферам применения (быто-
|
|
| вая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая).
|
|
| Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеологи-
|
|
| ческих единицах.
|
|
| Понятие об основных способах словообразования.
|
|
| Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего
|
|
| характера без искажения смысла при письменном и устном общении;
|
|
| основные грамматические явления, характерные для профессиональ-
|
|
| ной речи.
|
|
| Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, науч-
|
|
| ном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенно-
|
|
| сти научного стиля
|
|
| Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого
|
|
| этикета.
|
|
| Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использовани-
|
|
| ем наиболее употребительных и относительно простых лексико-грам-
|
|
| матических средств в основных коммуникативных ситуациях неофи-
|
|
| циального и официального общения. Основы публичной речи (устное
|
|
| сообщение, доклад).
|
|
| Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в
|
|
| сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
|
|
| Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по ши-
|
|
| рокому и узкому профилю специальности.
|
|
| Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тезисы, сооб-
|
|
| щения, частное письмо, деловое письмо, биография.
|
| ГСЭ.Ф.02
| Физическая культура:
Физическая культура в общекультурной и профессиональной под-
| 408
|
| готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура
|
|
| и спорт как социальные феномены общества. Законодательство Российской
|
|
| Федерации о физической культуре и спорте. Физическая культура личности
|
|
| Основы здорового образа жизни студента. Особенности использо-
|
| 1
| 2
| 3
|
| вания средств физической культуры для оптимизации работоспособ-
|
|
| ности.
|
|
| Общая физическая и специальная подготовка в системе физичес-
|
|
| кого воспитания.
|
|
| Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес-
|
|
| ких упражнений
|
|
| Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
|
|
| Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за со-
|
|
| стоянием своего организма.
|
| ГСЭ.Ф.03
| Отечественная история:
|
|
| Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источ-
|
|
| ники изучения истории. Понятие и классификация исторического ис-
|
|
| точника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: об-
|
|
| щее и особенное. Методология и теория исторической науки. История
|
|
| России неотъемлемая часть всемирной истории.
|
|
| Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проб-
|
|
| лема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления го-
|
|
| сударственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско- древнерус-
|
|
| ские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные
|
|
| и социально-политические процессы становления русской государственности.
|
|
| Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославян-
|
|
| ской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в
|
|
| русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.
|
|
| Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика
|
|
| формирования единого российского государства. Возвышение Моск-
|
|
| вы. Формирование сословной системы организации общества. Рефор-
|
|
| мы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складыва-
|
|
| ния российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
|
|
| Особенности и основные этапы экономического развития России
|
|
| Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладе-
|
|
| ния. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство.
|
|
| Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Обще-
|
|
| ственная мысль и особенности общественного движения России XIX в.
|
|
| Реформы и реформаторы России. Русская культура XIX века и ее вклад
|
|
| в мировую культуру.
|
|
| Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных про-
|
|
| цессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и рефор-
|
|
| мы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интерна-
|
|
| ционализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авто-
|
|
| ритаризма.
|
|
| Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модерни-
|
|
| зации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в на-
|
|
| чале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы,
|
|
| тактика.
|
|
| Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.
|
|
| Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты
|
|
| и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое
|
|
| развитие страны в 20е гг. НЭП. Формирование однопартийного поли-
|
|
| тического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в
|
|
| 20-е гг. Внешняя политика.
|
|
| Курс на строительство социализма в одной стране и его последст-
|
|
| вия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усилие
|
|
| режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму.
|
| 1
| 2
| 3
|
| СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Ве-
|
|
| ликая Отечественная война.
|
|
| Социально-экономическое развитие, общественно-политическая
|
|
| жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Хо-
|
|
| лодная война.
|
|
| Попытки осуществления политических и экономических реформ.
|
|
| НТР и ее влияние на ход общественного развития.
|
|
| СССР в середине 60-80 –х гг.: нарастание кризисных явлений.
|
|
| Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государст-
|
|
| венного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские
|
|
| соглашения. Октябрьские события 1993 г.
|
|
| Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.).
|
|
| Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации
|
|
| Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в
|
|
| условиях новой геополитической ситуации.
|
| ГСЭ.Ф.04
| Культурология:
|
|
| Структура и состав современного культурологического знания. Культуроло-
|
|
| гия и философия культуры, социология культуры, культурная антропология.
|
|
| Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культуроло-
|
|
| гия.
|
|
| Методы культурологических исследований.
|
|
| Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфо-
|
|
| логия культуры, функции культуры, субъект культуры, культуроге-
|
|
| нез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные ко-
|
|
| ды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы,
|
|
| культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизция.
|
|
| Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и мас-
|
|
| совая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфиче-
|
|
| ские и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль
|
|
| России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализа-
|
|
| ции в мировом современном процессе.
|
|
| Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные
|
|
| проблемы современности.
|
|
| Культура и личность. Инкультурация и социализация.
|
| ГСЭ.Ф.05
| Политология:
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии.
|
|
| Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место поли-
|
|
| тики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
|
|
| История политических учений. Российская политическая традиция:
|
|
| истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
|
|
| Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая
система Политические режимы, политические партии, электоральные систмы.
|
|
| Политические отношения и процессы. Политические конфликты и
|
|
| способы их разрешения. Политические технологии. Политический
|
|
| менеджмент. Политическая модернизация.
|
|
| Политические организации и движения. Политические элиты. По-
|
|
| литическое лидерство.
|
| |