«Согласовано» «Согласовано» «Утверждаю» Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор МБОУ
______ Миннебаева Л.Х. МБОУ «Новонадыровская СОШ» «Новонадыровская СОШ» Протокол №___ от ______ Мусина Р.Г. _______ Миназов И. М.
«28»августа 2013 г. «29»августа 2013 г. Приказ № 144 от
«31»августа 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новонадыровская средняя общеобразовательная школа»
Альметьевского муниципального района Республики Татарстан Хайдарова Лейсан Асгатовна
Искусство 9 класс Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «29»августа 2013 г.
2013-2014 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Искусство» в 9 классе составлена на основе Программ общеобразовательных учреждений: «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 кл./Сост. Б.М. Неменский./- М.: Просвещение, 2008; «Музыка» 1-8классы /авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская./ М.Просвещение, 2009 г. в соответствии с обязательным минимумом содержания образовательных программ по предмету «Искусство» в образовательных учреждениях основного общего образования, предусмотренного базисным учебным планом школы.
Согласно действующему базисному плану рабочая программа по предмету «Искусство» (изо, музыка) для 8 класса предусматривает обучение в объеме из расчета 1 учебный час в неделю и представлена двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство».
Программа «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой предусматривает обучение музыке до 8 класса включительно по1 часу в неделю (35 часов в год), а в нашей школе музыка изучается не только в 8 классе, но и в девятом - по 0,5 часов в неделю. Исходя из этого, календарно- тематическое планирование по разделу «Музыкальное искусство» составлено на 8 и 9 класс по 0, 5 часов в неделю (по 17 часов в год) по Программе для 8 класса.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данной программы:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством; —культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; —формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества; —углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков; — воспитание художественного вкуса; —приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности; — формирование умений и навыков художественного самообразования.
Содержание программы направлено на развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству
Цели художественного образования:
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
наиболее крупные художественные музеи России и мира;
значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание раздела «Изобразительное искусство» 9 класс Тема курса: «Изобразительное творчество и синтетические искусства
( кино, телевидение, театр)»
Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств Синтетические искусства и изображение.
и экран – две грани изобразительной образности. Актер, актерское мастерство. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений. Сценография или театрально-декорационное искусство-особый вид художественного творчества. Сценография как искусство и производство Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска Театр кукол-виды театральных кукол и способы работы с ними. Черный театр. Театрализованный показ проделанной работы
Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру. Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки Фотография-искусство светописи. Натюрморт и пейзаж, человек на фотографии- жанровые темы фотографии. Событие в кадре. «Мой фотоальбом»-выставка работ учащихся
Азбука экранного искусства Кино-запечатленное движение Изобразительный язык кино и монтаж Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка Из истории кино. Киножанры. Анимационный, игровой (художественный), документальный фильмы. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы. Мир и человек на экране. Компьютер на службе художника
Фильм. Искусство и технология. От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду. Этапы сценарной работы над видеофильмом. Искусство кино и монтаж. Съемка-дела операторские и режиссерские Изобразительный язык кино и монтаж. Монтаж видеофильма:правила и реальность. Звук в любительском видеофильме.. Художник- зритель -современность Искусство среди нас. Связь искусства с жизнью каждого человека Итог на экране Формирование художественных знаний, умений и навыков у учащихся
9 класса Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
-формирование эстетического вкуса у учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусствах;
- формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:
-учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ; - учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;
- освоить элементарную азбуку фотографирования и операторскую грамоту;
- уметь анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съемочной фотопрактике;
-усвоить принципы построения изображения в пространственно-временном развитии; научиться построению видеоряда - раскадровки; усвоить принципы киномонтажа и реализовать их в простейших учебных кино - и видеоэтюдах;
-усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
-иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
-выполнить на базе полученных знаний и навыков продолжительную итоговую работу в течение IV четверти в любом из выбранных видов пластических искусств, а также по искусствоведению.
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по предмету «Искусство» в 9 классе Тема курса: «Изобразительное творчество и синтетические искусства ( кино, телевидение, театр)»
| № п/п
| Тема урока, раздела
| Колво час
| Тип урока
| Вид деятельности учащихся
| Основные понятия, содержание урока
| Вид и форма контроля
| Оборудование
| Задание для учащихся
| Дата провед-ия
| план
| факт
| 1
| Изобразительный язык и эмоционально-ценностное содержание синтетических искусств
Синтетические искусства и изображение
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Индивидуально-коллективная
| Понятие «синтетические искусства». Роль и место изображения в синтетических искусствах. Просмотр и исследование произведений различных видов синтетических искусств (книги, журналы, фотографии, видеофраг-менты фильмов, видео-клипы)
| входной
| Иллюстрированные книги, журналы, фотографии, видеозаписи с фрагментами различных фильмов,
| подбор устного материала по теме "театрально-зрелищные и игровые представления"
| 05.09.13
|
| 2
| Театр и экран – две грани изобразительной образности
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Презентация «Театр» Актер, актерское мастерство. Виды театрально-зрелищных и игровых представлений. Просмотр фотографий и видеофрагментов спектаклей и фильмов. Сценография или театрально-декорационное искусство-особый вид художественного творчества Сценография как искусство и производство Выразительные средства сценографии: пространство сцены, цветосвет, внешний облик («одежда») сцены и актеров. Виды сценического оформления. Актер как участник сценической среды использование презентации «Театральные декорации» Обсуждение и анализ фотографий театральных макетов и эскизов сценогра-фов с целью определения типа сценического декорационного оформления
Компьютерная презентация Как и с кем работает художник-постановщик. Театральные службы и цеха. Театральное здание и устройство сцены Создание эскиза декорации по мотивам фотографии или картины, изображаю-щей интерьер или пейзаж
| текущий УО
ПР
| Видеофрагменты спектаклей и фильмов; вещи и материалы по теме этюда
Фотографии с изображением театральных макетов и эскизов отечественных и зарубежных сценографов Художественные средства
Художественные средства для выполнения творческой работы
| проработать материал урока
сообщение по теме урока
Завершить работу над эскизом в цвете
театральные службы и цеха. Театральное здание и устройство сцены
| 12.09.13
|
|
| 3
| Изобразительные средства актерского перевоплощения: костюм, грим, маска
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Искусство и специфика театрального костюма. Образность театрального костюма, грима и прически. Роль костюма и грима в быту, театре и карнавально- массовых праздниках. Эскиз карнавальной маски
Просмотр презентации Виды театральных кукол и способы работы с ними. Черный театр. Художник куклы-создатель образа куклы-актера Создание эскиза кукольного персонажа
| Устный опрос
ПР
| Художественные средства для выполнения творческой работы
Художественные материалы для выполнения творческой работы
| завершить работу над эскизом карнавальной маски ; подбор материала на тему: «Кукольный театр»
завершить работу над эскизом; повторить синтетические искусства
| 19.09.13
|
| 4
| Театр кукол
| 1
| Урок обобщения и система-тизации знаний
| индивидуальная Групповая,
| Игровое действо, построен-ное на использовании одной из форм художественно- сценографической работы: сценический этюд, карнавально-масочное действо, театрализованный показ костюмов
| ПР
| Материалы по теме выполняемого игрового действия, задания
| подбор устного материала о истории фотоискусства
| 26.09.13
|
| 5
| Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств
Художник и художественные технологии: от карандаша к компьютеру
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Индивидуально-коллективная
| Развитие изобразительных средств при изменении технологии и способа создания изображения.
Обзор живописи, фотографии и экранных произведений
| Текущий УО
| Наскальный рисунок, русская икона, фреска Леонардо да Винчи, фотографии, видеофрагменты, изображение на компьютерном мониторе
| подбор устного материала на тему «Современная съемочная техника и значение работы оператора для общества ХХ1 века»
| 03.10.13
|
| 6
| Фотография-расширение изобразительных возможностей искусства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Просмотр презентации Грамота фотографирования и операторского мастерства. Всеобщность законов композиции. Выбор места, объекта и ракурса съемки Изучение фото- и видеокамеры, освоение элементарных азов съемочного процесса
Основа операторского искусства – талант видения и отбора. Выбор объекта съемки-это искусство видения. Идея художника и съемка.
| Текущий УО
| Фотоаппарат, видеокамера и изображения, полученные при помощи этих аппаратов на фотографиях, кинопленке, компьютерных носителях
Репродукции и слайды произведений живописи
| поиск и подбор пейзажных, натюрмортных, портретных черно-белых и цветных фотографий
проработать материал урока
| 10.10.13
|
| 7
| Фотография-искусство светописи. Человек, натюрморт и пейзаж - жанровые темы фотографии
| 1
| комбинированный
комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Свет-изобразительный язык фотографии. Свет в натюр-морте постановочный, в пейзаже – природный. Природные и световые эффекты.
Передача характера человека в фотопортрете.
Начало создания коллекции фотографий «Мой фотоальбом»
| Текущий УО
| Репродукции или слайды живописных натюрмортов И.Хруцкого, К. Петрова-Водкина, голландского натюрморта 17-18 вв.;репродукции и слайды пейзажей И.Левитана, И.Шишкина, А.Куинджи;репродукции и слайды живописных портретов Д.Веласкеса, Рембрандта, В.Серова, И.Репина
| подбор устного материала на тему «Образ человека-главная тема искусства»
поиск и подбор в «Мой альбом» различных фотопортретов
| 17.10.13
|
| 8
| Событие в кадре «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся
| 1
|
Урок обобщения и система-тизации знаний
| Индивидуально-коллективная
| Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории и зримая информация. Семейный альбом- история в родных лицах и память о своих родных
Фотография- остановленное время, запечатленное навсегда в лицах, пейзажах и событиях . Презентация своего альбома
|
итоговый
| Фотографии и слайды работы фронтовых и спортивных фотожурналистов
Подборка фотографий учащихся из коллекции «Мой альбом
| поиск и подбор в «Мой альбом репортажных снимков, событийно-сюжетных фотографий
подбор материала на тему : «Этапы развития кино»
| 24.10.13
|
|
| 9
| Азбука экранного искусства Кино-запечатленное движение Изобразительный язык кино и монтаж Сюжет в кино. Сценарий и раскадровка
| 1
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
| Индивидуально-коллективная
| Компьютерная презентация «История кино» Новый вид изображения –движущееся экранное изображение. Понятие кадра и плана. Искусство кино и монтаж
Начало фильма замысел. Фильм как последователь-ность кадров. Литературно-словесная запись фильма – сценарий. Обсуждение роли сценария в фильме
| Текущий УО
| Видеомагнитофон, телевизор, видеокамера
Фрагменты фильмов и мультфильмов
| повторить историю кино
проработать материал урока
| 31.10.13
|
| 10
| Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм Игровой (художественный фильм). Анимационный (мультипликационный) фильм
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Использование презентации «путешествие в мир кино» Киножанры. Анимационный, игровой, документальный. Немые фильмы. Черно-белые фильмы. Цветные фильмы
Человек на экране. Психология и поведение человека перед камерой. Интервью диалога и общения
Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-драматургических действий
| Текущий УО
| Иллюстрированные книги, журналы, фотографии, видеозаписи с фрагментами различных фильмов, (Ч.Чаплина, А. Довженко
Фрагменты художественных фильмов
Фрагменты художественных фильмов
| поиск и подбор черно-белых и цветных иллюстраций различных фильмов
проработать материал урока
продолжить работу над записью музыкального клипа
| 14.11.13
|
| 11
| Компьютер на службе художника Фильм. Искусство и технология
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Изображение на экране компьютера и законы экранного искусства. Компьютерная графика.
Компьютерный анимационный фильм: технология создания и основные этапы творческой работы
От большого кинофильма к твоему видеоэтюду: этапы сценарной работы над видеофильмом(определение жанра, замысел, сценарный план и сценарий) Групповая деятельность по созданию видеофильма- создание сценария
| Текущий УО
Текущий ПР
| Фрагменты мультипликационных фильмов У.Диснея
| подбор иллюстративного материала из различных мультипликационных фильмов
продолжить работу в группах по созданию сценария видеофильма
| 21.11.13
|
| 12
| От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду Этапы сценарной работы над видеофильмом
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Кино- дело коллективное, создание фильма – сложный производственный процесс. Специфика видеофильма
Замысел, сценарный план и сценарий
| Текущий УО
|
| продолжить работу в группах по созданию сценария видеофильма
| 28.11.13
|
| 13
| Съемка-дела операторские и режиссерские.
| 1
| комбинированный
| Групповая коллективная
| Грамота киносъемочного этапа работы. Монтаж видеофильма. Роль звука(музыка, шумы, закадровый текст, прямой диалог) в видеофильме Групповая деятельность по созданию видеофильма- работа режиссера и оператора
| Текущий ПР
| видеокамера
| продолжить работу в группах над звуковым оформлением видеофильма
| 05.12.13
|
| 14
| Монтаж видеофильма:правила и реальность Звук в любитель-ском видеофильме
| 1
| комбинированный
| Индивидуально-коллективная
| Основные моменты и возможные сложности монтажного периода работы. Практика монтажа: технология и реальность. Фильм как динамическое сочетание изобразительной, звукомузыкальной и словесно-драматургических действий
Коллективная деятельность по созданию видеофильма- работа над звуковым оформлением
|
| Видеокамера, видеомагнитофон, телевизор
| проработать материал урока
подбор материала по теме предстоящего урока
| 12.12.13
|
| 15
| Художник- зритель -современность Искусство среди нас. Связь искусства с жизнью каждого человека
| 1
| комбинированный
комбинированный
| Индивидуально-коллективная
Индивидуально-коллективная
| Диалог- дискуссия: Две стороны искусства, художественного творчества-художник и зритель. Мир и человек на экране. Возможности зрителя в отборе фильмов. Рынок видеофильмов и огромное влияние его на развитие вкуса. Позитивная и негативная роль рекламы
| Текущий диалог-дискуссия
|
| устное сообщение на тему : « Связь искусства с жизнью каждого человека»
подготовиться к презентации видеофильма
| 19.12.13
|
| 16
| Итог на экране
| 1
| Урок обобщения и систематиза-ции знаний
| Индивид. Группов.коллект.
| Просмотр и обсуждение киноработы, проделанной за четверть
| Текущий ПР
| Технические средства по теме выполняемого задания
|
| 26.12.13
|
|
| Итого 16 ч
|
|
|
|
|
|
|
|
| Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей и задач Цель программы: расширение представлений учащихся о стилевом многообразии музыки. Задачи:
Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
Развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
Воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
Освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства – интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка в произведениях народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной музыки;
Включение в контекст урока музыки широкого культурологического пространства, подразумевающего выходы за рамки музыки;
Развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов литературы, изобразительного искусства для расширения их музыкально-слуховых представлений.
В процессе изучения музыки в 9 классе учащимся предстоит изучить музыкальные стили (от барокко до арт-рока) как выражение отношения композиторов, исполнителей к жизни в целом, к окружающему миру, рассмотреть стили как своеобразие, присущее музыке определенного исторического периода, национальной школе, творчеству отдельных композиторов и исполнителей.
Тема полугодия «Музыкальный стиль – камертон эпохи» реализуется через осознание учащимися образа человека в мировом музыкальном искусстве, а также проблемы традиций и новаторства.
Данная рабочая программа рассчитана на 0,5 часов в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего –17 часов ( + 1 час – резервный).
Требования к уровню к уровню подготовки учащихся за курс музыки 9 класса. По итогам освоения программы 9 класса обучающиеся должны знать и понимать:
понимать роль музыки в жизни человека;
иметь представление о стилях классической и современной музыки, особенностях музыкального языка и музыкальной драматургии;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и узнавать наиболее значимые их произведения;
знать содержание изученных произведений, их названия, авторов.
уметь:
определять принадлежность музыкальных произведений к одному из стилей на основе характерных средств музыкальной выразительности;
распознавать на слух и воспроизводить мелодии изученных произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах.
использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и повседневной жизни :
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, стиле, жанре, форме, исполнителях;
давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;
использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на уроках музыки, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Контроль учащихся 9 классов осуществляется в следующих видах: входной, текущий, тематический, итоговый. Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся 9 классов являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, устный и письменный опрос, тестирование защита проектов (в конце полугодия).
Учебно-тематический план.
№п/п
| Содержание
| Количество часов
|
| Музыкальный стиль – камертон эпохи
| 17+1 (рез)
| 1
| Музыкальный стиль
| 1
| 2
| Взаимосвязь музыки с другими видами искусства
| 1
| 3
| Барокко
| 1
| 4
| Классицизм
| 1
| 5
| Романтизм
| 1
| 6
| Реализм
| 1
| 7
| Импрессионизм
| 1
| 8
| Неоклассицизм и классический авангардизм
| 1
| 9
| Джаз
| 1
| 10
| Рок-н-ролл
| 1
| 11
| Кантри и фолк-рок, этническая музыка
| 1
| 12
| Арт-рок
| 1
| 13
| Хард-рок и хэви-метал
| 1
| 14
| Рэп. Эстрада
| 1
| 15
| Авторская песня
| 1
| 16
| Стилизация и полистилистика
| 1
| 17
| Традиции и новаторство в музыке
| 1
| 18
| Музыкальный ринг (резервный урок или внеклассное мероприятие)
| 1
| Содержание раздела «Музыкальное искусство»- 9 класс
Содержательный стержень программы – «Музыкальный стиль – камертон эпохи». Вечные темы классической музыки и их претворение в произведениях разных стилей.
|