Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»
(Университет «Дубна»)
Факультет экономики и управления
Кафедра Государственного и муниципального управления
Утверждаю
проректор по учебной работе
______________С.В. Моржухина
«___» __________2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
Муниципальное право
по направлению (специальности) 081100
«Государственное и муниципальное управление» Квалификация (степень) выпускника - бакалавр
Форма обучения: очная
Курс (семестр): курс 4 (7 семестр)
Дубна
2013 г. 1. Цели и задачи освоения дисциплины
Основной целью курса муниципального права является изучение местного самоуправления, его своеобразия, как формы организации власти народа, содержания муниципальных правовых отношений.
Задачами курса являются:
- раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа, соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти,
- изучение вопросов о правовой, территориальной, организационной и финансово-экономической основах местного самоуправления, его функциях и предметах ведения,
- анализ полномочий органов местного самоуправления и практики их реализации, ответственности муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государственными органами, физическими и юридическими лицами,
- приобретение студентами навыков толкования и применения законодательства в сфере местного самоуправления, обеспечения соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц; разработки документов правового характера, осуществления правовой экспертизы нормативных актов, принятия правовых решений и совершения иных юридические действия в точном соответствии с законом; установления фактов правонарушений, определения меры ответственности и наказания виновных, восстановления нарушенных прав. 2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина "Муниципальное право" относится к вариативной части обязательных дисциплин профессионального цикла (Б3.В.ОД.4) и углубляет знания, умения и навыки, определяемые содержанием базовых дисциплин, для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.
Сферами профессионального использования знаний, получаемых в результате изучения дисциплины, являются все регулируемые правом общественные отношения, в которых участвуют физические и юридические лица, государство и муниципальные образования. Это отношения экономического оборота, реализации властных полномочий в сфере государственного управления и по реализации прав и свобод граждан. Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества.
Для изучения данной дисциплины студент должен знать основные начала обществознания, основы права, положения концепции современного естествознания, иметь представление о государстве и праве, правонарушении и юридической ответственности.
углубляет знания основ права управленческого профиля:
- отраслей публичного и частного права: административное, конституционное, гражданское, трудовое, земельное право.
- Государственная и муниципальная служба.
- Принятие и исполнение государственных решений.
- Основы управление персоналом.
- Принятие и исполнение государственных решений.
- Государственное регулирование экономики. 3. Компетенции, на формирование которых оказывает влияние изучение учебной дисциплины.
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции ООП, реализующей ФГОС ВПО:
а) общекультурные:
- стремлением работать на благо общества (ОК-1);
- знанием требований профессиональной этики и готовностью поступать в соответствии с этими требованиями; обладанием нетерпимостью к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц; обладанием гражданской ответственностью и требовательностью к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
- пониманием содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности (ОК-5);
- способностью и готовностью к диалогу на основе ценностей гражданского демократического общества (ОК-6);
- владением основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличием навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
- умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способностью к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям; способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ОК-9);
- способностью принимать участие в разработке управленческих решений и нести ответственность за реализацию этих решений в пределах своих должностных обязанностей, умением оценивать последствия решений (ОК-15);
б) профессиональные:
- умением определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения (ПК-2);
- способностью применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-5);
- способностью свободно ориентироваться в правовой системе России (ПК-9);
- умением правильно применять нормы права (ПК-10);
- умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-12);
- умением разрабатывать проекты нормативных и ненормативных правовых актов, готовить заключения на нормативные правовые акты в соответствии с правилами юридической техники (ПК-15);
- способностью к адекватной оценке поставленных целей и результатов деятельности (ПК-48).
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:
знать:
- основные этапы развития муниципального права и местного самоуправления в России;
- понятие, типы и источники муниципального права;
- базовые понятия и категории муниципального права;
- основы местного самоуправления в России;
- основные институты, принципы, нормы муниципального права, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством;
уметь:
- применять теоретические и конституционные положения о государстве и праве при изучении специальных дисциплин;
- применять понятийно-категориальный аппарат и нормы конституционного и муниципального права в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику;
- ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности в области взаимодействия государственного и муниципального управления;
- работать с нормативно-справочными материалами, правовыми актами и правильно использовать их в своей практической работе и повседневной жизни.
владеть:
- навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
- навыками работы с нормативными актами;
- базовыми понятиями муниципального права;
- юридической терминологией.
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины
Результат обучения
| Компетенция
| Образовательная технология
| Вид задания
| знание:
|
|
|
| основных понятий, базовых институтов и принципов муниципального права и местного самоуправления
| ОК-1, ОК-6
| Л1, Л2, Л4, Л8
| ПР-1, УО-1, УО-3
| предмета и методов муниципального права
| ОК-1, ПК-21
| Л1, Л2, Л4
| ПР-1, УО-1, УО-3
| базовых институтов и принципов, действие которых призвано обеспечить функционирование и взаимоотношение общества и государства
| ОК-1, ОК-2, ОК-6, ПК-10
| Л2, Л5, Л7, Л15, Л17
| ПР-1, УО-1, УО-3
| понимание:
|
|
|
| основ происхождения местного самоуправления как одной из форм управления государством
| ОК-1, ОК-2
| Л1, Л2
| ПР-1, УО-1, УО-3
| взаимодействия правовых явлений с практической деятельностью в сфере государственного и муниципального управления
| ОК-1, ОК-2, ПК-10
| Л8, Л15, Л16, Л17
| ПР-1, УО-1, УО-3
| основных факторов, влияющих на организацию и деятельность местного самоуправления в России
| ОК-1, ОК-6
| Л7 – Л11, Л14, Л16
| УО-1, УО-3
| базовых понятий и принципов муниципальной службы
| ОК-1, ОК-10
ПК-1
| Л4, Л8, Л11, Л13
| УО-1, УО-3
| умение:
|
|
|
| применять понятийно-категориальный аппарат муниципального права в профессиональной деятельности, корректно использовать в своей деятельности профессиональную лексику
| ОК-1, ПК-3
| Л2, Л4, Л11, Л12, Л17
| УО-1, УО-3
| ориентироваться в системе муниципального законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих профессиональную деятельность в сфере местного самоуправления
| ОК-1, ПК-3
| Л2, Л3, Л8, Л15, Л17
| УО-1, УО-3
| демонстрировать готовность использовать полученные знания в практической деятельности
| ОК-1, ОК-2, ПК-9, ПК-10
| Л2, Л4, Л5, Л13
| УО-1, УО-3
| характеризовать особенности муниципальной службы
| ОК-6, ОК-10
| Л2, Л13
| ПР-1, УО-1, УО-3
| группировать виды органов местного самоуправления и характеризовать субъекты муниципальных правоотношений
| ОК-5, ОК-6
| Л5, Л6, Л7, Л11, Л12, Л14
| ПР-1, УО-1, УО-3
| оценивать:
|
|
|
| эффективность деятельности органов местного самоуправления на основе конституционных принципов их организации
| ОК-1, ПК-9
| Л5, Л6, Л7, Л8, Л15, Л17
| ПР-1, УО-1, УО-3
| уровень законности деятельности субъектов государственного и муниципального управления
| ОК-1, ОК-2, ОК-14, ПК-48
| Л2, Л3, Л4, Л5, Л7, Л12, Л17
| УО-1, УО-3
|
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет - 2 зачетных единицы, 72 часа.
4.1. Структура дисциплины Вид учебной работы
| Всего часов
| Часов в семестре
| семестр 6-й
| Общая трудоемкость дисциплины
| 72
| 72
| Аудиторные занятия
| 51
| 51
| Лекции (Л)
| 17
| 17
| Практические занятия (семинары) (ПЗ, С)
| 34
| 34
| Самостоятельная работа (СРС)
| 21
| 21
| Реферат (Р)
|
|
| Эссе (Э)
|
|
| Самостоятельное изучение разделов (СмИз)
|
|
| Контрольная работа (К)
|
|
| Самоподготовка (СмПод) (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к практическим занятиям, тестированию и контрольным работам)
|
|
| Промежуточная аттестация - Зачет
|
|
|
4.2. Разделы (темы) учебной дисциплины, виды учебной работы и количество часов
№
п/п
| Раздел (тема) дисциплины
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость
(в часах)
| Формируемые компетенции
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации*
| Л
| С
| СРС
| 1
| Тема 1. История и теория местного самоуправления
| 1
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-10
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 2
| Тема 2. Муниципальное право как отрасль российского права
| 2
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 3
| Тема 3. Система и источники муниципального права
| 3
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ПК-5, ПК-9, ПК-10
| УО-1, ПР-4, УО-3
| 4
| Тема 4. Муниципальное образование как объект управления
| 4
| 1
| 2
| 1
| ПК-9, ПК-10
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 5
| Тема 5. Система и основные принципы местного самоуправления
| 5
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 6
| Тема 6. Функции местного самоуправления
| 6
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6
| УО-1, ПР-1. УО-3
| 7
| Тема 7. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
| 7
| 1
| 2
| 2
| ОК-6
| УО-1, ПР-3, УО-3
| 8
| Тема 8. Правовая основа местного самоуправления
| 8
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-6, ПК-2, ПК-10
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 9
| Тема 9. Территориальные основы местного самоуправления
| 9
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ПК-5, ПК-10
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 10
| Тема 10. Финансово-экономические основы местного самоуправления
| 10
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ПК-9
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 11
| Тема 11. Организационные основы местного самоуправления
| 11
| 1
| 2
| 2
| ОК-1, ОК-6, ПК-9
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 12
| Тема 12. Органы местного самоуправления
| 12
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ПК-9
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 13
| Тема 13. Муниципальная служба
| 13
| 1
| 2
| 2
| ОК-1, ОК-6, ПК-9
| УО-1, ПР-7, УО-3
| 14
| Тема 14. Особенности организации местного самоуправления на различных территориях
| 14
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ПК-9
| УО-1, УО-3
| 15
| Тема 15. Общая характеристика основных полномочий местного самоуправления
| 15
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ОК-15, ПК-9
| УО-1, ПР-7, УО-3
| 16
| Тема 16. Понятие и система гарантий местного самоуправления
| 16
| 1
| 2
| 1
| ОК-1, ОК-6, ОК-15, ПК-9, ПК-12
| УО-1, ПР-1, УО-3
| 17
| Тема 17. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления
| 17
| 1
| 2
| 2
| ОК-1. ОК-6, ОК-15, ПК-9
| УО-1, ПР-3, УО-3
|
| Итого часов по видам занятий
|
| 17
| 34
| 21
|
|
|
| Промежуточный контроль
| Зачет
|
|
|
|
| Всего часов дисциплине
|
| 72
|
|
| * Формы текущего контроля:
Устный опрос (УО): собеседование (УО-1), коллоквиум (УО-2).
Технические средства контроля (ТС).
Письменные работы (ПР): тесты (ПР-1), контрольные работы (ПР-2), эссе (ПР-3), реферат (ПР-4), курсовые работы (ПР-5), научно-учебные отчеты по практикам (ПР-6), решение типовых задач (ПР-7).
Промежуточный контроль по дисциплине (итоговый)- зачет (УО-3).
|
4.3. Содержание тем (лекционных занятий) учебной дисциплины
|