Скачать 377.2 Kb.
|
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ» А.Д. ИоселианиА.Н.ЧумаковЛОГИКА Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавра) Москва 2013 Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» КАФЕДРА «ФИЛОСОФИЯ»
А.Д. ИоселианиА.Н. Чумаков ЛОГИКА Программа дисциплины Для направления 081100 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавра) Москва 2013 УДК 16(073) 200……. ББК 87.4я73 И75 Иоселиани А.Д., Чумаков А.Н. Логика: Рабочая программа дисциплины. Для студентов, обучающихся по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» (программа подготовки бакалавра) — М.: Финуниверситет, кафедра «Философия», 2013. — 26 с. В программе дисциплины «Логика» показаны значение и действие универсальных законов логики в профессиональной деятельности будущего специалиста; выявлены особенности приемов и методов логического мышления и аргументации в профессиональной сфере. Программа дисциплины включает: тематику лекций, планы семинарских занятий и самостоятельной работы, перечень тем рефератов, а также контрольных вопросов и заданий, указана основная и дополнительная литература. Учебное издание Иоселиани Аза Давидовна Логика Рабочая программа дисциплины Компьютерный набор А.Д. Иоселиани Компьютерная верстка А.Д. Иоселиани Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman Усл. п.л. 1,3. Изд. № _________ Тираж _______экз. Заказ № ______________ © Иоселиани Аза Давидовна, 2013 © Чумаков Александр Николаевич, 2013 © Финансовый университет при Правительстве РФ, 2013 СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины Цель дисциплины: - овладение умением логического, аргументированного и доказательного мышления, анализа суждений, их логической состоятельности; Задачи дисциплины: - повышение культуры мышления, выработка навыков мыслить более последовательно, непротиворечиво, доказательно, развитие критического отношения к своим и чужим мыслям; - помочь студентам овладеть логическими приемами и операциями, которые необходимы для логически стройной, хорошей аргументированной речи; - научить вскрывать противоречия в выступлениях оппонентов, опровергать доводы, выдвинутые в аргументативном процессе; - выработать навыки правильного составления официальных документов: постановлений, решений, версий, договоров, соглашений и т.д.; - помочь студентам выработать навыки практического словесного взаимодействия, предоставляющего возможность профессионально использовать слово как инструмент мысли и убеждения, повысить культуру вербального общения, научиться выражать свои мысли четко и убедительно. А также: - выработка у студентов умения замечать недостатки в своей речи и мышлении и попытаться избавиться от них; - выработка умения строить свои рассуждения на «железной» логике. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Логика» является вариативной частью гуманитарного, социального и экономического ООП подготовки бакалавра по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» (бакалавриат). «Логика» занимает значимое место в профессиональной подготовке молодого специалиста. Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от умения логически мыслить, аргументировано сделать выводы, грамотно выстраивать собственное рассуждение, говорить убедительно, лаконично, ярко и содержательно. 3. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения содержания дисциплины «Логика» студент должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями для выпускников: а) общекультурными (ОК):
б) профессиональными (ПК):
Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачётных единицы. Вид промежуточной аттестации – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ дисциплины часть 1 – Содержание тем дисциплины Тема 1. Предмет логики. Законы формальной логики. Значение логического мышления в профессиональной деятельности человека. Мышление как объект изучения логики. Роль логического мышления в познании. Чувственное познание и абстрактное мышление. Особенности абстрактного мышления. Предмет логики. Основные этапы развития логики. Роль логики в формировании культуры мыслительной деятельности человека. Значение логики в профессиональной деятельности человека. Универсальный характер формальной логики. Формальная логика как метод развития мышления. Практические цели и интеллектуальные способности, вырабатываемые изучением формальной логики. Сущность законов логического мышления. Закон как логически необходимая связь между мыслями. Важность и особая значимость соблюдения требований логических законов и нормативных правил логического мышления. Основные логические законы. Основные черты правильного мышления: определенность, последовательность, непротиворечивость и обоснованность. Универсальность законов логического мышления. Краткий экскурс в историю формулирования законов логики (Аристотель, Лейбниц). Закон тождества, его объективная основа. Требования закона тождества к мышлению. Логические ошибки, связанные с нарушением нормативных правил мышления. Закон непротиворечия, его сущность и содержание. Императивы закона. Логические ошибки, вызванные нарушением закона непротиворечия. Научная несостоятельность хода и результата противоречивого рассуждения. Закон исключенного третьего, его определение и сфера применения. Логические ошибки в рассудочной деятельности, вызванные нарушением императивов закона исключенного третьего. Закон достаточного основания. Обстоятельства, выполняющие функции достаточного основания. Логические ошибки, связанные с «поспешным выводом». ТемА 2. Понятие как форма мышления и его особенности. Сущность формы мышления. Конкретное содержание и логическая структура мысли. Истинность мысли и логическая правильность рассуждений. Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Понятие как единица мышления. Термины, понятия, слово (омонимы, синонимы, антонимы). Выражение понятий в языке. Классификация понятий. Логические операции над понятиями. Логические приемы и методы образования понятий: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Понятие и слово. Термин и терминология. Роль понятий в познании. Содержание и объем понятия. Класс (множество), подкласс (подмножество), элемент класса. Универсальный, единичный, нулевой (пустой) класс. Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия. Виды понятий: единичные и общие, конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, безотносительные и соотносительные. Собирательные понятия. Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимости: равнообъемность, перекрещивание, подчинение. Типы несовместимости: соподчинение, противоположность, противоречие. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями. Логические операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Роль операции обобщения в формировании научных понятий. Операция ограничения и конкретизация научных знаний. Номинальные и реальные определения (дефиниции) понятий. Возможные ошибки в определении понятий. Роль определений в профессиональной практике. Приемы, заменяющие определение: описание, характеристика, сравнение, различение. Значение деления и классификации в науке и практике. Операции с классами. ТемА 3. Суждение как форма мышления и его логические характеристики. Суждение и предложение. Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения и их логический смысл. Суждение и норма. Простые и сложные суждения. Простые суждения. Виды и состав простых суждений: атрибутивные суждения; суждения с отношениями; суждения существования (экзистенциальные). Категорические суждения, их деление по качеству (на утвердительные и отрицательные) и по количеству (на единичные, частные и общие). Объединенная классификация. Распределённость терминов в суждениях. Круговые схемы отношений между терминами в категорических суждениях. Сложное суждение и его виды. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации, эквивалентности и отрицания. Условия истинности сложных суждений. Соединительные (конъюнктивные), разделительные (дизъюнктивные), условные (импликативные), эквивалентные суждения. Нестрогая и строгая дизъюнкция. Сложные суждения в толковании профессиональных норм. Логические отношения между суждениями. Отношения между простыми суждениями. Отношения между сложными суждениями. Совместимость, эквивалентность, частичная совместимость, подчинение. Отношения несовместимости: противоположность (контрарность), противоречие (контрадикторность). Правила образования противоречащих (отрицающих) суждений. Сопоставление суждений в дискуссиях. Тема 4. Умозаключение как форма мышления. Дедуктивные умозаключения. Выводы из простых суждений. Умозаключение как форма мышления. Структура умозаключения: посылки, заключение, логическая связь между посылками и заключением. Понятие логического следования. Демонстративные (необходимые) и недемонстративные (правдоподобные) умозаключения. Виды умозаключений. Дедуктивные, индуктивные умозаключения, умозаключения по аналогии. Особенности и значимость дедуктивных и индуктивных умозаключений в профессиональной практике. Дедуктивные умозаключения. Понятие дедуктивного умозаключения. Необходимый характер логического следования в дедуктивных умозаключениях. Различные формы дедуктивных умозаключений и понятие правил вывода. Непосредственные умозаключения. Превращение. Обращение. Противопоставление предикату. Простой категорический силлогизм. Состав силлогизма. Общие правила силлогизма. Особые правила фигур. Отбор правильных модусов с помощью круговых схем (Эйлера). Категорический силлогизм с выделяющими суждениями. Выводы из суждений с отношениями. Основные свойства двухместных отношений: рефлексивность, симметричность, транзитивность. Умозаключения, основанные на свойствах отношений. ТемА 5. Дедуктивные умозаключения. Выводы из сложных суждений. Чисто условное умозаключение. Правило вывода. Условно-категорическое умозаключение: утверждающий модус, отрицающий модус. Неправильные модусы. Разделительно-категорические умозаключения. Условия их истинности. Условно-разделительные (лемматические) умозаключения. Сокращенный силлогизм (энтимема). Восстановление силлогизма из энтимемы. Сложные и сложносокращенные силлогизмы: полисиллогизм, сорит. ТемА 6. Индуктивные умозаключения Понятие индуктивного умозаключения. Виды индуктивных умозаключений: полная и неполная индукция. Полная индукция. Демонстративный характер вывода. Неполная индукция. Виды неполной индукции: популярная и научная. Популярная индукция. Перечислительный (энумеративный) характер популярной индукции. Понятие вероятности. Вероятностная оценка степени обоснованности индуктивных обобщений. Условия, повышающие степень вероятности вывода популярной индукции. Научная индукция. Индукция методом отбора (селекции) и методом исключения (элиминации). Свойства причинной связи: всеобщность, последовательность, необходимость, однозначность. Методы научной индукции. Свойства причинной зависимости — основа индуктивных методов обобщения. Роль дедукции в методах установления причинных связей. Метод сходства. Метод различия. Объединенный метод сходства и различия. Метод сопутствующих изменений. Метод остатков. Статистические обобщения. Индуктивная природа статистических обобщений. Роль индуктивных умозаключений в познании и практике. Взаимосвязь индукции и дедукции в процессе познания. ТемА 7. Умозаключения по аналогии Аналогия как умозаключение и ее структура. Виды умозаключений по аналогии: аналогия предметов и аналогия отношений. Роль аналогии в науке. Тема 8. Гипотез и ее роль в развитии научной теории. Версия: виды и особенности. Гипотеза как форма развития знаний. Проблема, гипотеза, версия, теория. Логико-методологические условия состоятельности научных гипотез. Виды гипотез: описательные и объяснительные, общие и частные. Понятие рабочей гипотезы. Построение гипотезы. Анализ фактов. Синтез фактов. Гипотеза и версия. Проблема непротиворечивости версий. Выдвижение предположения, версии. Проверка гипотезы: дедуктивное выведение следствий и их сопоставление с фактами. Роль эксперимента в проверке гипотезы. Понятие решающего эксперимента. Вероятностная оценка степени подтверждения гипотез. Способы доказательства гипотез: прямое и косвенное доказательство. Тема 9. Логические основы теории аргументации. Аргументация и процесс формирования убеждений. Спор — искусство. Моральный кодекс спора (заведомо ложные доводы, уклонение от темы, подмена предмета спора обсуждением личных качеств спорящих, диверсия в споре, аргументы к личности и аудитории и др.) Понятие аргументации. Аргументация и убеждение. Доказательное рассуждение — логическая основа формирования научных убеждений. ТЕМА 10. Состав, структура и способы аргументации. Тезис. Аргумент. Доказательство. Состав аргументации. Субъекты аргументации: пропонент, оппонент, аудитория. Структура аргументации: тезис, аргументы, демонстрация. Способы аргументации: обоснование и критика. Обоснование тезиса — прямое обоснование (дедуктивное, индуктивное, в форме аналогии). Косвенное обоснование (апагогическое и разделительное). Критика и ее виды: неявная и явная — деструктивная, конструктивная и смешанная. |
Программа дисциплины «Управление образовательными системами» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | ||
Программа дисциплины Муниципальное управление и местное самоуправление... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистров... | Программа дисциплины «Менеджмент» для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки специальности... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Государственное регулирование рынка труда»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Поведение человека в организации» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению... | Программа дисциплины «вления» для направления 081100. 68 "Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Бюджетирование организаций» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Культурология» для направления 081100. 62 «Государственное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 081100. 62 "Государственное... | ||
Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | Программа дисциплины «Экономика города и управление муниципальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.... | ||
Программа дисциплины «Жилищная экономика и управление коммунальным... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и бакалавров направления подготовки 081100.... | Рабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 081100. 68 "Государственное и муниципальное управление,... | ||
Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... | Рабочая программа предназначена для студентов направления подготовки... Бакалавр по направлению подготовки 081100 «Государственное и муниципальное управление» готовится к следующим видам профессиональной... |