Рабочая программа по предмету «Фортепиано»





НазваниеРабочая программа по предмету «Фортепиано»
страница1/11
Дата публикации17.07.2014
Размер0.96 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11



УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА «РОВЕСНИК» г. ДОЛГОПРУДНОГО


РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДЕНО

Приказом № ________

Методическим советом Директор ДМШ «Ровесник»

ДМШ «Ровесник» _________ Т. М. Щербакова

Протокол № от ________2009 г. __________________2009 г.

Рабочая программа

по предмету
« Фортепиано»

Возраст детей: 6-18 лет.
Срок обучения: 7 (8) лет
Составители:

преподаватели

Штапова Л.А.

Рубанова Е.Ю.

Быданова С.Н.

Никольская М.Г.


г. Долгопрудный

2009 год

Пояснительная записка.

Детская музыкальная школа дает общее музыкальное образование детям с самыми различными музыкальными данными, развивая их, формируя музыкально-эстетические вкусы и потребности на лучших образцах русской, советской и зарубежной классической музыки путем всестороннего комплексного обучения и воспитания. Согласно учебному плану школы, учащиеся изучают несколько взаимосвязанных и дополняющих друг друга образовательных программ.

Создание данной программы (на основе типовой программы «Фортепиано» - программы для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. Москва 2006 г.) вызвано необходимостью решения основной проблемы современного дополнительного образования – перегруженности детей в общеобразовательной школе. Практическая значимость, актуальность и новизна программы в том, что в ней учтены особенности приема в школу и уровень способностей принимаемых детей. На каждого учащегося составляется индивидуальный репертуарный план, отражающий особенности его развития

Направленность программы – художественно-эстетическая.

Цель данной программы – формирование исполнительских умений и навыков, развитие музыкальных способностей и приобщение к миру музыки.

Поставленная цель реализуется путем решения следующих задач.

1. Обучающие задачи.

  • развивать познавательный интерес к владению музыкальным инструментом, к музыкальному исполнительству;

  • обучать приемам и навыкам фортепианной игры;

  • развивать музыкальные данные, творческий потенциал, помочь учащемуся в реализации своих способностей и культурных потребностей;

  • развивать интерес к музыке , поэзии, драматическому искусству и т.д.;

  • раскрывать различные грани мирового музыкального наследия, на примере различных по жанру и стилю произведений

(обработки народных песен, музыку русских, советских, зарубежных и

современных композиторов)

2. Воспитательные задачи.

  • прививать навыки культурного общения и поведения в обществе;

  • организовывать просветительскую работу силами учащихся по пропаганде музыкальной культуры среди населения, общеобразовательных школ и родителей – прививая таким образом общественную и гражданскую активность (выступления в общеобразовательных школах, шефские концерты и концерты для родителей)

3. Развивающие задачи.

  • развитие интеллектуального кругозора;

  • развитие устойчивого интереса к музыке, театру и культуре в целом;

  • развитие активной жизненной позиции.

Образовательная программа рассчитана на 7 лет.

В школе предусмотрены 2 ступени обучения:

  • начальная – 1-4 классы;

  • старшая – 5-7 классы

  • 8 класс - для особо одарённых детей, либо учащихся, желающих продолжить обучение в музыкальном училище (См .Приложение№1)


В 1 класс принимаются дети с 6-12 лет (имеющие определенные музыкальные данные и прошедшие приемное собеседование для определения функциональной готовности к школе. По заявлению родителей –законных представителей- дети с 6-ти лет могут быть приняты в 1 класс специального инструмента без изучения теоретических предметов с дальнейшим прохождением полного курса 1 класса в следующем году ); во 2-7 классы – дети, прибывшие из других музыкальных школ в порядке перевода при наличии свободных мест.

Возраст детей, обучающихся по классу фортепиано 6 -18 лет.

Возрастные особенности с учетом музыкального развития:

  • 6-8 лет – активность и заинтересованность в получении знаний (в строении занятий используются игровые элементы);

  • 9-11 лет – повышенный интерес к окружающему миру, энергичность действий, чувствительность к замечаниям и потребность к поощрениям и похвале (работа над развитием моторики, поощрение любознательности к изучаемому предмету и трудолюбия);

  • 12-14 лет – переходный возраст (начало мутационного периода), уменьшение активности, неприятие критики, склонность к переутомлению (подбор разнообразного репертуара, интересного учащемуся, взаимоуважение и взаимопонимание в отношении педагога к учащемуся );

  • 15-18 лет – эмоциональные и физические изменения, связанные со зрелостью подростка, самоутверждение, рост социальной активности (поощрение побуждений к саморазвитию амосовершенствованию, поощрение попыток самостоятельной трактовки исполняемых музыкальных произведений).

Форма работы : урок в форме индивидуального занятия педагога с учеником Режим занятий:

  • количество часов в неделю на одного ученика-2 часа

  • общее число часов в год на одного ученика-72 часа.

  • периодичность занятий-2 раза в неделю.

  • продолжительность – для детей 6-7 лет - 30 минут,

для детей 8-18 лет – 40 минут

Каждое занятие в любом классе строится по следующей схеме:

  • разыгрывание (проигрывание гамм, упражнений, повторение ранее выученных произведений);

  • проверка домашнего задания ;

  • проработка разучиваемого произведения;

  • разбор нового произведения;

  • анализ занятия;

  • задание на дом.

Основные педагогические методы, используемые в обучении:

  • беседа; дискуссия (объяснение и обсуждение нового материала, проверка

теоретических знаний, рассказ о композиторах и их творчестве);

  • метод примера (проигрывание педагогом музыкального произведений, как показ конечного результата работы над ним);

  • приучение , упражнение (многократный повтор разучиваемого произведения

либо его фрагментов в целях развития и закрепления двигательных навыков и запоминания нотного текста);

  • педагогическое требование (проверка домашней работы и постоянное отслеживание уровня знаний учащегося);

  • поощрение и создание ситуации успеха.

Прогнозируемые результаты к окончанию 7 года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • весь пройденный за 7 лет весь теоретический материал;

  • нотную грамоту и музыкальные термины;

  • строение различных видов гамм (мажорные, минорные, хроматические), аккордов (трезвучия с обращением, доминантсептаккорд) и арпеджио;

  • различные виды полифонии и произведений крупной формы и их строение;

  • различные музыкальные стили и жанры;

  • правила педализации.

Учащиеся должны уметь:

  • читать с листа произведения средней сложности;

  • самостоятельно разучивать и грамотно выразительно исполнять на фортепиано различные произведения, учитывая особенности аппликатуры, соблюдая динамические и агогические оттенки, приёмы игры, способы звукоизвлечения и звуковедения;

  • играть в ансамбле;

  • исполнять несложные аккомпанементы.

Личностные качества, вырабатываемые в процессе обучения :

Внимание, аккуратность, трудолюбие, самостоятельность, ответственность,

творческая активность, патриотизм.

Оценка результатов обучения

  • отслеживание и контроль за результатами обучения учащихся проходит в форме зачётов, экзаменов (Положение о проведении аттестации учащихся);

  • в форме участия в классных, школьных, отчётных концертах, фестивалях, конкурсах.

Успешной реализации поставленных целей и задач можно достичь, исходя из следующих принципов:


  • От простого к сложному.

  • Индивидуальный подход к обучению - подбор репертуара, построение и продолжительность занятия с учетом индивидуальных, возрастных и психологических особенностей учащегося.

  • Демократический стиль общения - отношения педагога и ребенка строятся на взаимоуважении и взаимопонимании.

  • Использование дополнительных форм образования – просмотр видеофильмов, прослушивание аудиозаписей, посещение концертов, фестивалей, конкурсов.

  • Культурно-просветительская и воспитательная работа- беседы об этике, эстетике, композиторах, музыкальных стилях. Налаживание контакта с родителями и приобщение их к образовательном и воспитательному процессам.

  • Участие в концертах, конкурсах.

- учащиеся всех уровней приобретают опыт регулярных концертных
выступлений в классных, школьных, отчетных концертах, праздничных

мероприятиях;
- наиболее подготовленные учащиеся принимают участие в городских и

областных концертах и конкурсах.
Учебно-тематический план 1-ого года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Знакомство с фортепиано

1

-

1

3

Посадка. Постановка рук

3

7

10

4

Изучение нотной грамоты

6

6

12

5

Разучивание музыкальных пьес. Изучение динамических оттенков

7

11

18

6

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, посещение концертов.

8

13

21

7

Участие в конкурсах, концертах

2

4

6

8

Зачеты

0,5

1

1,5

9

Экзамены

0,5

1

1,5

10

Итого в год на одного ученика

29

43

72

Содержание:

1. Вводное занятие.

Теория:

  • правила поведения в школе;

  • правила техники безопасности при занятии на музыкальном инструменте;

  • правила противопожарной безопасности;

  • правила антитеррористической безопасности.

  • В начале каждой четверти проводит беседу о правилах поведения на дорогах.

2. Знакомство с музыкальным инструментом.

Теория:

  • история возникновения музыкального инструмента, его особенности(струнно-ударный), его устройство (механика, клавиатура, педали).

3. Посадка. Постановка рук.

Теория:

  • обучение правильной посадки за инструментом (положение ног, корпуса, плечевого пояса, головы), правильное положение рук при игре на инструменте.

Практика:

  • на протяжении первого года акцентируется внимание учащихся на положении ног (опора на ступни с использованием подставки), спины (прямая, небольшой наклон вперед всего корпуса), плеч (развернуты), положении и форме рук.

4. Изучение нотной грамоты

Теория:

  • объяснение правописания нотного стана, ключей (скрипичный и басовый), нот, знаков альтерации, метроритма (длительностей нот и пауз, музыкальные размеры, правила группировки длительностей), строения звукоряда, понятие и название регистров, октав, обозначение и исполнение фортепианных штрихов-способов звукоизвлечения (легато, стаккато, нон легато).


Практика:

  • выполнение письменных упражнений на усвоение нотной грамоты, устных - на чтение нотных текстов, ритмических - на развитие чувства ритма;

  • разучивание простейших гамм.

5. Разучивание музыкальных пьес. Изучение динамических оттенков.

Теория:

  • разбор совместно с учеником разучиваемых пьес, демонстрация их с объяснением пианистических приемов;

  • объяснение написания, значения и исполнения динамических оттенков (f,p,mf,mp, <>)

Практика:

  • чтение нотного текста, прохлопывание ритма, воспроизведение нотного текста на инструменте (чтение с листа), разучивание текста на уроке и дома с использованием динамических оттенков.

6. Музыкально-образовательные беседы. Посещение концертов.

Теория: Композиторы и их творчество, жанры и стили музыки. Слушание музыки: прослушивание музыкальных произведений (или их отрывков) в исполнении педагога. Прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей.

Беседы о культуре поведения в концертном зале.

Практика: Посещение концертов, фестивалей

  • посещение учащимися школьных, городских концертов;

  • посещение городских, областных, всероссийских конкурсов, фестивалей;

  • посещение концертов классической музыки в городе Долгопрудный, области и городе Москва.

7. Участие в конкурсах, концертах.

Теория:

Беседа о правилах культуры поведения на сцене (форма одежды, выход на сцену, посадка за инструмент, поклон после исполнения, выход со сцены)

Практика:

Участие в школьном концерте для первоклассников «Дебют», в отчётных концертах класса для родителей (2 раз в год), в отчётном концерте школы (1 раз в год).

8. Зачёт

I-е полугодие - академический зачёт.

9. Экзамены.

II-е полугодие - 1 экзамен (переводной).

Прогнозируемые результаты после 1-ого года обучения:

Учащиеся должны знать:

  • Нотную грамоту, основные приемы звукоизвлечения (legato, non legato, staccato), название основных динамических оттенков.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять небольшие произведения двумя руками с использованием различных видов звукоизвлечения и динамических оттенков;

  • изучить 20 различных произведений: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли.


Учебно-тематический план 2-ого года обучения.


№ п/п

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Развитие технических навыков. Изучение музыкальных терминов.

4

8

12

3

Работа над репертуаром

15

29

44

4

Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки, посещение концертов, фестивалей

2

6

8

5

Участие в концертах, конкурсах.

1

2

3

6

Зачеты

-

3

3

7

Экзамены

-

1

1

8

Итого в год на одного ученика

23

49

72


Содержание:

1. Вводное занятие.

Теория:

  • правила поведения в школе;

  • правила техники безопасности при занятии на музыкальном инструменте;

  • правила противопожарной безопасности;

  • правила антитеррористической безопасности.

  • В начале каждой четверти проводит беседу о правилах поведения на дорогах.

2. Развитие технических навыков учащихся. Изучение музыкальных терминов.

Теория:

  • различные приемы фортепианной техники, гаммы до 2-х знаков, основные принципы аппликатуры в гаммах, аккордах, арпеджио;

  • музыкальные термины и их значение.

Практика:

  • разучивание гамм до 2-х знаков в 2 октавы двумя руками, аккорды и арпеджио – каждой рукой, упражнения и этюды на различные виды техники;

  • зачет по гаммам и музыкальной терминологии.

3.Работа над репертуаром :
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconРабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа»
Настоящая рабочая программа по предмету «Специальное фортепиано и чтение нот с листа» является частью дополнительной предпрофессиональной...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма по учебному предмету по. 02. Уп. 01. Фортепиано предметная...
Программа учебного предмета «Фортепиано» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» icon«работа над звуком» Преподавателя по классу фортепиано Т. В. Борисовой г. Щелково
...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconУрок по классу фортепиано преподавателя Кузьминой Е. А. Тема: «Развитие...
Показать на практике методы работы с начинающей маленькой ученицей на занятиях по классу фортепиано, способствующие развитию музыкального...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconНижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Фортепиано (специализации специальное фортепиано, концертмейстерское мастерство, камерный ансамбль)
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «фортепиано»,...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма дисциплины сд. 05 Фортепиано Цель и задачи дисциплины Целью курса «Фортепиано»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconУроки фортепиано
Садыхова Г. А. – автор – составитель. Уроки фортепиано: Учебное пособие. – Владимир: вгпу. «Гэллэри». 2003. – с
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма по учебному предмету по. 02
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconРабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных...
«Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconБерлиоз Увертюра «Римский карнавал»
...
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconУчебно-методический комплекс Дисциплина методика обучения игре на...
Квалификации: концертный исполнитель, артист камерного ансамбля, концертмейстер, преподаватель
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconПрограмма имеет художественно-эстетическую направленность. Уровень,...
Основной формой учебно-воспитательной работы в классе фортепиано является индивидуальный урок
Рабочая программа по предмету «Фортепиано» iconИспользование синтезатора на уроках фортепиано
Психология дошкольника такова, что для поддержания постоянного интереса к учению необходимо получение незамедлительного результата....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск