Департамент культуры города Москвы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей города Москвы
«Московская городская детская музыкальная школа
имени И.О.Дунаевского»
Принято
На заседании Педагогического Совета
Протокол № 02 от 15 ноября 2013 года
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор______________ А.Н.Краси
Приказ №117 от 18.11.2013г.
Дополнительная предпрофессиональная
общеобразовательная программа
в области музыкального искусства
«Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты»
«Хоровое пение» Предметная область
ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ МУЗЫКИ
программа по учебному предмету
ПО.02.УП.03.МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Москва 2013
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Учебно-тематический план
III. Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
|
| IV. Требования к уровню подготовки обучающихся
|
|
V. Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки промежуточной аттестации в форме экзамена и итоговой аттестации;
Контрольные требования на разных этапах обучения;
Шестой год обучения по учебному предмету «Музыкальная литература» (9-й или 6-й класс)
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VIII. Список учебной и методической литературы
Учебники,
Учебные пособия;
Хрестоматии;
Методическая литература;
Рекомендуемая дополнительная литература.
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Духовые и ударные инструменты», «Народные инструменты», «Хоровое пение».
Музыкальная литература – учебный предмет, который входит в обязательную часть предметной области «Теория и история музыки»; выпускной экзамен по музыкальной литературе является частью итоговой аттестации.
На уроках «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки.
Содержание учебного предмета также включает изучение мировой истории, истории музыки, ознакомление с историей изобразительного искусства и литературы. Уроки «Музыкальной литературы» способствуют формированию и расширению у обучающихся кругозора в сфере музыкального искусства, воспитывают музыкальный вкус, пробуждают любовь к музыке.
Учебный предмет «Музыкальная литература» продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки».
Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует с учебным предметом «Сольфеджио», с предметами предметной области «Музыкальное исполнительство». Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
2. Срок реализации учебного предмета
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 5 лет (с 4 по
8 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в
возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет (с 1 по 5 класс).
Срок реализации учебного предмета «Музыкальная литература» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Год обучения
| 1-й
| 2-й
| 3-й
| 4-й
| 5-й
| Итого часов
| Форма занятий
| Аудиторная (в
часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 49,5
| 181,5
| Внеаудиторная
(самостоятельная, в часах)
| 33
| 33
| 33
| 33
| 33
| 165
|
Максимальная учебная нагрузка по предмету «Музыкальная литература» составляет 346,5 часов.
В 9-м (6-м) классе учебная нагрузка распределяется следующим образом: аудиторная работа - 49,5 часа, самостоятельная (внеаудиторная) работа - 33 часа, максимальная учебная нагрузка – 82,5 часа.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения занятий по предмету «Музыкальная литература»
– мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.
5. Цель и задачи учебного предмета «Музыкальная литература»
Программа учебного предмета «Музыкальная литература» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.
Целью предмета является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно воспринимать, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачами предмета «Музыкальная литература» являются:
формирование интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом;
воспитание музыкального восприятия: музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды и в разных странах;
овладение навыками восприятия элементов музыкального языка;
знания специфики различных музыкально-театральных и инструментальных жанров;
знания о различных эпохах и стилях в истории и искусстве;
умение работать с нотным текстом (клавиром, партитурой);
умение использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
формирование у наиболее одаренных выпускников осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовки их к вступительным экзаменам в образовательное учреждение, реализующее профессиональные программы.
6. Обоснование структуры программы учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Учебно-тематический план и содержание учебного предмета «Музыкальная литература» для 9 (6) класса представлены в самостоятельном разделе.
7. Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, рассказ, беседа);
наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);
практический (упражнения воспроизводящие и творческие).
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета «Музыкальная литература»:
обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам, формируемым по полному перечню учебного плана; во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет;
укомплектование библиотечного фонда печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебнометодической литературы, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям программы;
наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений, соответствующих требованиям программы;
обеспечение каждого обучающегося основной учебной
литературой;
наличие официальных, справочно-библиографических и периодических изданий в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Музыкальная литература», оснащаются пианино или роялями, звукотехническим оборудованием, видео-оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Для учащихся 4 класса (освоивших курс учебного предмета «Слушание музыки в 1-3 классах) содержание тем первого года обучения раскрывается с учетом полученных знаний, умений, навыков.
Предлагаемые музыкальные примеры для прослушивания в классе могут быть дополнены или заменены другими по выбору преподавателя, в зависимости от сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.
1 год обучения
четверть
Тема
| Количество часов
| Введение. Место музыки в жизни человека
| 1
| Содержание музыкальных произведений
| 2
| Выразительные средства музыки
| 2
| Состав симфонического оркестра
| 1
| Тембры певческих голосов
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Понятие жанра в музыке. Основные жанры – песня, марш, танец
| 2
| Песня. Куплетная форма в песнях
| 2
| Марш, танец. Трехчастная форма в маршах и танцах
| 3
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Народная песня в произведениях русских
| 4
| композиторов. Сборники русских народных песен. Музыкальные жанры: вариации, квартет, концерт, сюита
|
| Программно-изобразительная музыка
| 2
| Музыка в театре (раздел «Музыка в драматическом театре»)
| 2
| Повторение
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Музыка в театре (раздел «Балет»)
| 2
| Музыка в театре (раздел «Опера»)
| 4
| Повторение
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
|
класс – 6 класс «Музыкальная литература зарубежных стран»
2 год обучения
четверть
Тема
| Количество часов
| История развития музыки от Древней Греции до эпохи барокко
| 1
| Музыкальная культура эпохи барокко,
итальянская школа
| 1
| И.С.Бах. Жизненный и творческий путь
| 1
| Органные сочинения
| 1
| Клавирная музыка. Инвенции
| 1
| Хорошо темперированный клавир
| 1
| Сюиты
| 1
| Контрольный урок
| 1
| четверть
Тема
| Количество часов
| Современники И.С.Баха. Г. Ф. Гендель
| 1
| Классицизм, возникновение и обновление инструментальных жанров и форм, опера
| 2
| Й. Гайдн. Жизненный и творческий путь
| 1
| Симфония Ми-бемоль мажор
| 2
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| И. Гайдн. Клавирное творчество
| 2
| В.А.Моцарт. Жизненный и творческий путь
| 1
| Симфония соль-минор
| 2
| «Свадьба Фигаро»
| 1
| Соната Ля-мажор, другие клавирные
сочинения
| 1
| Л. ван Бетховен. Жизненный и творческий путь
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Патетическая соната
| 2
| «Эгмонт»
| 1
| Симфония до-минор
| 2
| Классический сонатно-симфонический цикл
(повторение)
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
| 3 год обучения
четверть
Тема
| Количество часов
| Вводный урок
| 1
| Романтизм в музыке
| 1
| Ф.Шуберт. Жизненный и творческий путь
| 1
| Песни
| 1
| Фортепианные сочинения
| 1
| «Неоконченная» симфония
| 1
| Вокальные циклы
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Ф.Шопен. Жизненный и творческий путь
| 1
| Мазурки и полонезы
| 1
| Прелюдии, этюды
| 1
| Вальсы, ноктюрны
| 1
| Композиторы-романтики первой половины 19 века (обзор)
| 1
| Европейская музыка XIX века (обзор)
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
«Музыкальная литература русских композиторов»
четверть
Тема
| Количество часов
| Вводный урок
| 1
| Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы
| 1
| Музыкальная культура XVIII века, творчество Д.С.Бортнянского, М.С.Березовского и др.
| 1
| Культура начала XX века. Романсы.
Творчество А.А.Алябьева, А.Л.Гурилева,
А.Е.Варламова
| 1
| М.И.Глинка. Биография
| 1
| «Иван Сусанин»
| 4
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Романсы
| 1
| Симфонические сочинения
| 1
| А.С.Даргомыжский. Биография
| 1
| Романсы
| 1
| «Русалка»
| 1
| Повторение пройденного
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
|
4 год обучения
четверть
Тема
| Количество часов
| Русская культура 60-х годов XIX века.
Деятельность и творчество М.А.Балакирева
| 2
| А.П.Бородин. Биография. Романсы
| 1
| «Князь Игорь»
| 4
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| «Богатырская» симфония
| 1
| М.П.Мусоргский. Биография. Песни
| 1
| «Борис Годунов»
| 4
| «Картинки с выставки»
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Н.А.Римский-Корсаков. Биография
| 1
| «Шехерезада»
| 2
| «Снегурочка»
| 4
| Романсы
| 1
| П.И.Чайковский. Биография
| 1
| Контрольный урок
| 1
|
четверть
Тема
| Количество часов
| Первая симфония «Зимние грезы»
| 2
| «Евгений Онегин»
| 4
| Повторение пройденного
| 1
| Контрольный урок
| 1
| Резервный урок
| 1
| «Отечественная музыкальная литература ХХ века»
год обучения
четверть
Тема
| Количество часов
| Русская культура конца 19 – начала 20 века
| 1,5
| Творчество С.И.Танеева
| 1,5
| Творчество А.К.Лядова
| 1,5
| Творчество А.К. Глазунова
| 1,5
| С.В.Рахманинов. Биография. Романсы
| 1,5
| А.Н.Скрябин. Биография. Фортепианные сочинения
| 1,5
| Контрольный урок
| 1,5
|
четверть
Тема
| Количество часов
| А.Н.Скрябин. Симфоническое творчество
| 1,5
| И.Ф.Стравинский. Биография. «Русские
| 1,5
| сезоны»
|
| «Жар-птица», «Петрушка»
| 1,5
| Отечественная музыкальная культура 20-30-х годов ХХ века
| 1,5
| С.С.Прокофьев. Биография
| 1,5
| «Александр Невский»
| 3
| Контрольный урок
| 1,5
|
четверть
Тема
| Количество часов
| С.С.Прокофьев. Седьмая симфония
| 1,5
| «Золушка»
| 1,5
| «Ромео и Джульетта»
| 3
| Д.Д.Шостакович. Биография
| 1,5
| Седьмая симфония
| 3
| Квинтет соль-минор
| 1,5
| «Казнь Степана Разина»
| 1,5
| Контрольный урок
| 1,5
|
четверть
Тема
| Количество часов
| А.И.Хачатурян. Творческий путь
| 1,5
| Г.В.Свиридов. Творческий путь
| 1,5
| 60-годы ХХ века, творчество Р.К.Щедрина
| 1,5
| Творчество А.Г.Шнитке и С.А.Губайдулиной
| 1,5
| Творчество Э.Денисова и Гаврилина
| 1,5
|
|
| Повторение пройденного
| 1,5
| Контрольный урок
| 1,5
| Резервный урок
| 1,5
| |